Урок экологии на тему «Влияние кислотности среды на свойства белка» (9–10 классы)

1
0
Материал опубликован 30 January 2018 в группе

Пособие практических работ по экологии

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».

Планируемые результаты

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;

Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Тип урока –- демонстрация, на котором экспери­мент служит наглядным пособием

Форма форм практико-ориентированной деятельности учащихся

Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.

Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье че­ловека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего пита­ния продукты - вот основные способы воздействия окружающей среды на здоровье человека. Загрязнения воздуха, воды и почвы образуют основные химические факторы среды. Кроме химиче­ских факторов загрязнения среды, выделяют еще физические (шум, вибрация, электромагнитные поля и т.п.), микробиологиче­ские (загрязнения патогенными микроорганизмами), радиацион­ные. В каждом случае необходимо рассматривать конкретные фак­торы воздействия окружающей среды на здоровье человека и со­ответствующие показатели.

Влияние кислотности среды на свойства белка

Содержание белка в продуктах питания

Цель работы: изучение влияния кислотности среды на свой­ство денатурации белка.

Информация. Под влиянием внешних факторов (изменение температуры, солевого состава среды, рН, действия радиации) хими­ческие связи в макромолекуле белка разрываются, и структура белка, а следовательно, и его свойства меняются. Этот процесс называется денатурацией. Денатурация может быть обратимой и необратимой. В данной работе вы познакомитесь с явлением денатурации белка под воздействием химического фактора - кислотности среды.


 

Оборудование из комплекта: пипетка-капельница - 4 шт., пробирки - 5 шт., штатив для пробирок.

Реактивы и материалы: раствор соляной кислоты (1:5), рас­твор гидроксида натрия (10%), раствор азотной кислоты (1:3), рас­твор яичного белка, чистая вода, рН-индикаторная бумага универ­сальная

Ход работы

ЧАСТЬ 1

1.В каждую из четырех пробирок (№ 1-4) налейте пипеткой по 2 мл раствора яичного белка.

2.Налейте, используя разные пипетки: в пробирку № 1 - 2 мл воды;

в пробирку № 2 - 2 мл раствора азотной кислоты;

в пробирку № 3 - 2 мл раствора соляной кислоты;

в пробирку № 4 - 2 мл раствора гидроксида натрия.

3. С помощью универсальной индика­торной бумаги определите кислотность по­лученных растворов в пробирках. Запишите в тетради значения рН, внешний вид и со­стояние растворов.

ЧАСТЬ 2

Налейте в пробирку № 5 2 мл раство­ра яичного белка и 2 мл раствора соляной кислоты

2.Постепенно, по каплям, добавляйте раствор гидроксида натрия, тщательно взбалтывая после добавления каждой капли. Добавляйте раствор гидроксида натрия до тех пор, пока раствор не станет полностью прозрачным.

3.Определите рН полученного раствора с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Обработка результатов и выводы

Зафиксируйте проделанное в тетради.

Сделайте вывод о влиянии кислотности среды на свойства белка (часть 1 работы), а также обратимости процесса изменения свойств белка (часть 2).

Белки. Структура и свойства.

 

 

 

Биохимия. Качественные реакции для определения белков,

 

 

 

Опыты по химии. Растворение белков

 

 

 

Опыты с яичным белком

 

 

Ресурсы:

Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.