Лабораторная работа по экологии в 8–10 классе «Влияние температуры на жизнеспособность листьев разных экологических групп»
Полная версия 46 лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Аутэкология — раздел экологии, изучающий влияние факторов окружающей среды на отдельные организмы (растения, животные, грибы, бактерии). Задача аутэкологии — выявление физиологических, морфологических и других приспособлений (адаптаций) видов к различным экологическим условиям: режиму увлажнения, высоким и низким температурам, засолению почвы и т.д. В последние годы у аутэкологии появилась новая задача — изучение механизмов реагирования организмов на различные антропогенные загрязнения: физические, химические и биологические.
Среда, условия существования организмов, экологические факторы.
Среда — это все, что окружает организм и прямо или косвенно влияет на его состояние, развитие, рост, выживаемость, размножение и многое другое.
Условия существования или условия жизни — это совокупность необходимых для организма элементов среды, с которыми он находится в неразрывном единстве и без которых существовать не может.
Экологические факторы — компоненты среды, которые прямо или косвенно воздействуют на живые организмы. Экологические факторы — составляющая часть экосистемы, во многом определяющая ее характер (состав, структуру и функцию). Экологические факторы делятся на абиотические, т.е. факторы неорганической, или неживой, природы, и биотические — факторы, связанные с жизнедеятельностью организмов. Совокупность абиотических экологических факторов в пределах экосистемы называется экотопом, вся совокупность экологических факторов, включая биотические, — биотопом.
Абиотические экологические факторы в любой экосистеме определяют характер биотических экологических факторов и состав экосистемы. К абиотическим экологическим факторам относятся:
климатические — свет, тепло, воздух, вода (включая осадки в различных формах и влажность воздуха);
Биотические экологические факторы — следствие взаимоотношений организмов (взаимоотношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин», конкуренция) или изменений биотопа вследствие накопления детрита (гумуса почвы, торфа, сапропеля, лесной подстилки, ветоши и т.д.).
Закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов.
Любой организм в среде своего обитания подвергается воздействию самых разнообразных экологических факторов: климатических, эдафических и биотических.
Несмотря на очень большое разнообразие экологических факторов в природе можно выявить общие закономерности их воздействия на организм и ответных реакций организма на них.
Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избыток влаги), его физиологического состояния и возраста.
Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности получило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увеличения жизнедеятельность организм будет угнетаться
Влияние температуры на жизнеспособность листьев разных экологических групп
Температура среды является одним из важных экологических факторов для жизнедеятельности организма, в том числе растений. Температура влияет на все процессы их жизнедеятельности: фотосинтез, дыхание, транспирацию и т.д. Разные виды нуждаются в разных температурных условиях.
Цель работы: изучить влияние температуры на жизнеспособность листьев растений разных экологических групп.
Материалы и оборудование: свежие листья различных растений; электроплитка; термометры; 8 чашек Петри; горячая вода; снег; ЫаС1; химические стаканы на 500 мл (8 штук); холодная вода; 2 стакана на 50—100 мл; пинцеты; карандаши по стеклу.
Реактивы: 0,2 н. раствор соляной кислоты (НС1).
Ход работы.
В химических стаканах подготовьте водяные бани с разной температурой — 0 °С, 10 °С, 25 °С, 40 °С, 55 °С, 65 °С, 70 °С. Для этого к горячей воде добавьте холодную воду или снег. В один стакан для I = (-10°) поместите снег, добавьте поваренную соль (приготовьте охладительную смесь: 2/3 части снега, 1/3 часть соли).
Во все стаканы поместите листья разных растений на 25 минут. В стакан с охладительной смесью поставьте стаканчик на 150 мл с водопроводной холодной водой и в него также поместите листья.
После выдерживания листьев в стаканах перенесите их в чашки Петри с холодной водой. Затем вылейте воду и добавьте раствор 0,2 н. НС1. Выдержите 7—10 мин.
Отметьте процент побуревшей поверхности листьев. Бурые пятна на листьях образуются вследствие разрушения клеток и образования феофитина при взаимодействии хлорофилла с соляной кислотой. Результаты опыта занесите в таблицу.
По жизнеспособности листьев в оптимальных условиях (берем ее за 100%) определите жизнеспособность листьев при каждой температуре. Для этого от 100% (оптимум жизнеспособности листьев) вычтите процент побуревшей поверхности листьев. Данные занесите в таблицу и постройте график зависимости жизнеспособности листьев от температуры. Найдите по графику оптимальные и пессимальные зоны действия температурного фактора для каждого вида. Определите, какой из видов имеет более высокое значение экологической толерантности.
Влияние температуры на жизнеспособность листьев растений разных экологических групп
Объект |
Степень повреждения листьев, % |
Жизнеспособность листьев, % |
|||||||||||||||
На основе полученных результатов сделайте выводы о закономерностях действия температуры на жизнеспособность листьев. Найдите оптимальные и пессимальные зоны действия температурного фактора для каждого вида. Какой из видов имеет более высокое значение экологической толерантности?
Контрольные вопросы
Что понимают под экологическим фактором?
Какие факторы называют биотическими? Приведите примеры действия биотических факторов на организм.
Как называется наиболее благоприятная точка экологического фактора для жизнедеятельности организма?
Как называется значение экологического фактора, при котором жизнедеятельность максимально угнетается?
Какие экологические законы аутэкологии подтверждают полученные результаты опыта?
Что понимается под экологической толерантностью организма?
Важно!!! Как влияет температура.
Как влияют перепады температуры на растения
Влияние температуры на жизненные процессы
Температурные адаптации растений.
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html