Урок экологии в 9 классе на тему «История экологических связей человечества»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
История экологических связей человечества
Если представить историю развития нашей планеты как временной интервал, равный суткам, то развитие человечества протекало в последние 2 секунды этих условных суток. Но, несмотря на столь кратковременную жизнь, мы сегодня являемся свидетелями вымирания большего числа земных видов, чем за предыдущие 5 млрд. лет.
История эволюции жизни на Земле
Чтобы определить основные законы социальной экологии, восстановим в памяти историю экологических связей человечества, т. е. взаимоотношений, взаимосвязей, взаимодействия человечества и окружающей среды.
Самые древние гоминиды - предки человека возникли примерно млн. лет назад. Среди них около 3 млн. лет назад выделился род - человек
Его первые представители - человек умелый - 2000-1600 тыс. лет назад и человек прямоходящий) - 1600-1200 тыс. лет назад, к которому относят питекантропов и синантропов (300 тыс.-2 млн. лет назад).
Им на смену пришли неандертальцы - 1200-800 тыс. лет назад), исчезнувшие примерно 40 тыс. лет назад. В это же время (40-50 тыс. лет назад) появились кроманьонцы - прямые предки современных людей, вместе с которыми они составляют единый вид - человек разумный Со временное состояние этого вида С. Бараш (1994 г.).
Важнейшей экологической особенностью человека является его существенно меньшая зависимость от среды обитания. Высокая степень независимости человека от среды сформировалась за счет постоянного изменения характера самых разных экологических связей человека.
Вопросы и задания
1.Как развивалась история взаимоотношений человека и природы?
2.Выделите в истории взаимоотношений человека и природы основные этапы изменения их экологических связей.
Подлинная история человечества
Пути развития человечества
История Земли
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций