Урок окружающего мира на тему «Страницы истории XIX века» (4 класс)
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
В ходе самостоятельной работы (в группах) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и задания из электронного приложения к учебнику, готовить сообщения, презентовать в классе. Работать с историческими картами, сопоставлять исторические источники. Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные
Знать понятия: крепостное право,
Александр II. Какое значение имело отмена крепостного права? Что вызвало технический прогресс в России во второй половине XIX века?
Уметь работать с исторической картой, находить на карте Транссибирскую магистраль.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.
Личностные результаты
Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России). Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Основные понятия и определения
крепостное право, Александр II,значение имело отмена крепостного права
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем об освобождении крепостных крестьян, познакомимся с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины XIX века. По карте определим территорию страны, границу, столицу, найдём сведения о развитии экономики.
Вспомни, что ты знаешь об истории Москвы и Санкт-Петербурга.
Изучение нового материала
План Санкт-Петербурга в 1756 году
1882 - Карты Москвы
Выберите для работы в группе одну из тем: «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва». Познакомьтесь с ними по учебнику. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.
ДЕКАБРИСТЫ
После Отечественной войны 1812 года многие в России надеялись на перемены. Об освобождении от подневольного труда мечтали крестьяне, защитившие страну от врагов. Молодые и решительные офицеры-дворяне, участники Отечественной войны, выступали за просвещённую Россию, свободную от царского произвола и крепостничества. Некоторые из них поняли, что пришла пора активно действовать. Они объединились в тайные общества.
К. Кольман. Восстание декабристов
Члены одного из тайных обществ 14 декабря 1825 года (потому их и назвали декабристами) вывели на Сенатскую площадь в Петербурге войска. Но выступление никто не поддержал. К вечеру оно было разгромлено. Декабристов ожидала суровая кара.
ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯН
Прошло ещё много лет, прежде чем крепостные крестьяне стали наконец свободными. В 1861 году царь Александр Второй подписал манифест о крестьянской вольности.
Велико было значение освобождения крестьян. Отныне все жители России стали свободными и могли сами устраивать свою жизнь. Хотя по- прежнему разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.
ПЕТЕРБУРГ И МОСКВА
Новые времена наступили в жизни страны. За счёт притока крестьян, пришедших в город на заработки, быстро начало расти население Петербурга, Москвы и других городов. В это время возникли многие крупные фабрики и заводы. В Петербурге появились Путиловский и Балтийский заводы. Москва славилась прекрасными тканями. Их производили текстильные мануфактуры — Трёхгорная и Даниловская.
В центрах обоих городов наряду с красивыми дворцами знати, оставшимися от прежних времён, появились здания банков, универсальных магазинов, музеев, театров
По-иному выглядели рабочие окраины. Здесь в тесноте ютилась городская беднота. Рядом с заводами и фабриками строили жильё — унылые казармы, где рабочие снимали «углы» и «койки». Своя комнатушка была не всем по карману.
КАКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВШЕСТВА ВОШЛИ В ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
Москва и Петербург стали одними из самых крупных городов мира. Изменился городской быт. Улицы освещались сначала керосиновыми, а потом и газовыми светильниками. В конце XIX века появилось электрическое освещение. Иным стал и городской транспорт. Появилась конная железная дорога (конка). К концу века по улицам Петербурга и Москвы ездили первые трамваи. Не редкостью стали лифты, телефоны
Москва. Конец XIX века Санкт-Петербург. Начало XX века
В 1851 году между Петербургом и Москвой открылась железная дорога. А к концу XIX века Россия покрылась сетью железных дорог. Это имело большое значение для развития хозяйства страны. В конце века началось строительство Транссибирской магистрали (иногда её называют Великой Сибирской магистралью). В начале XX века она связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.
В конце XIX века в Москве был открыт Политехнический музей. Здесь можно было увидеть все технические достижения тех лет.
Работа с исторической картой
Что можно узнать по карте (с. 92 — 93) об экономике России в конце XIX века?
Найди на карте Транссибирскую магистраль. Через какие города она прошла?
Обсудим!
Прочитайте выдержки из документов. Сравните две точки зрения. Дайте им свою оценку.
Из обсуждения государственными чиновниками вопроса о крепостном праве, 1820 год
«Крестьяне, будучи приписаны к земле, составляют с нею собственность владельца и, следовательно, они должны быть проданы с землёю... В таком случае продаётся не человек, не разумное существо, а земля».
Из программы декабристов, 1825 год
«Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей».
Проверь себя
Кто такие декабристы? 2. Когда крепостные крестьяне получили свободу? Какое значение это имело? 3. Как изменился в XIX веке облик Москвы и Санкт-Петербурга? 4. Какие технические новшества вошли в жизнь людей?
Вывод
В 1861 году крепостные крестьяне стали свободными. Страна начала быстро развиваться.
Во второй половине XIX века появились электрическое освещение, железная дорога, телефон и другие новшества.
Задание для домашней работы
Узнай у взрослых или из дополнительной литературы, какие технические новшества появились к концу XIX века в вашем городе.
История российского бунта. Декабристы.
Восстание декабристов
«Российская Империя. Николай I»: Восстание декабристов
Крепостное право
Отмена крепостного права
Петербург на рубеже 18-19 веков
Санкт-Петербург 19 века
Санкт-Петербург и его окрестности, 1860-е годы XIX век
Москва Допотопная. 19 век. Неглинка.
Два облика русского дома
Москва. Тверская улица в конце 19 века. 1896 год
История развития паровозостроения
История электричества
Электричество в России до 1917
Источники информации:
УМК « Школа России» А. А. Плешаков , Е.А. Крючкова учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
Лукина Ирина Геннадьевна
Панагушина Елена Аркадьевна