Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Начало истории человечества»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
Тема: « Начало истории человечества»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Образовательные:
- организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.
- Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
- Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальный, фронтальный, коллективный.
Оборудование: компьютер; картины жизни первобытных людей, карточки с названиями эпох.
Основные понятия: Первобытные люди, археология, Геродот.
Ход урока
Организационный момент
– Прочитайте текст на доске: (Слайд 1)
Познание – великая страна,
Как бесконечность, глубока она.
В страну ведут великие пути,
Не всякому легко по ним идти.
Тому в страну познанья путь открыт,
В ком жажда знаний тайная горит.
(Б.Искаков)
– Как вы думаете, почему познание называют великой страной?
А вы, ребята, готовы узнавать что-то новое и интересное? Разгадывать то, что нам неведомо?
– Тогда в путь!
Самоопределение к деятельности
– Догадайтесь, о каком учебном предмете идет речь.
Изучаем мы природу и сезоны года,
Птиц, животных, насекомых, местную погоду.
Может, станем агрономами, в ботаники пойдем,
Со знаниями нашими нигде не пропадем. («Окружающий мир».)
– Вы сегодня принесли вторую часть учебника «Окружающий мир». О чем пойдет речь в этой части? Вы сможете ответить на этот вопрос, отгадав еще одну загадку.
Всем известно, что она
И чудес, и тайн полна.
На чужих ошибках учит
И вовеки не наскучит! (История.)
– Что вы уже слышали и знаете об этой удивительной науке – истории? (Высказывания детей.)
– Что же такое история? (Слайд 2)
История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.
Каждый человек хочет знать, как жили его предки. Знание истории помогает людям жить. Узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения, но горести и несчастья перемежались радостными событиями. История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность. Ребята, вы любите отгадывать кроссворды? Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд. (Слайд 3)
1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. (Музей.)
2. Учреждение, где хранятся документы. (Архив.)
3. Деловая бумага. (Документ.)
Книжка с перечнем всех дней в году. (Календарь.)
Предмет, выставленный в музее. (Экспонат.) Ключевое слово: ГЕРОДОТ.
г |
||||||||||||||
1 |
||||||||||||||
2 |
||||||||||||||
3 |
||||||||||||||
4 |
||||||||||||||
5 |
||||||||||||||
т |
Прочитайте выделенное слово. Кто это? (Геродот — первый ученый-историк). Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История» (Слайд 4)
Открытие нового знания
Знакомство с учебником
– Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой части книги.
(Ученики просматривают содержание, называют разделы.)
– Какая тема вас заинтересовала больше всего?
(Ученики перечисляют понравившиеся темы.)
– Анализируя содержание, что вы еще можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.)
– Откройте учебник на с. 204. Сколько тем проектов предлагается авторами учебника? (15 тем.)
Я вам предлагаю дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из них, также можно придумать свою тему проекта. На следующем уроке расскажете о своем выборе и, может быть, объединитесь в группы.
– Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Страницы всемирной истории».)
– Прочитайте, чему будем учиться, изучая этот раздел.
(Ученики читают текст.)
Работа по учебнику
С. 4
– Прочитайте тему урока: «Начало истории человечества». Как вы думаете, о чем пойдет речь? (О первобытных людях.) (Слайд 5)
– Прочитаем, о чем узнаем, чему научимся.
(Ученики читают первый абзац на с. 4)
– Как мы узнали о первобытных людях? (Ученые проводят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.) (Слайд 6)
– Вспомните, как называют этих ученых. (Археологами.) (Слайд 7)
– Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох. Прочитайте их названия. Вам надо расставить их в хронологическом порядке и объяснить ход своих рассуждений.
Работа в группах.
Пять человек держат таблички с названиями эпох. Все совещаются, делают выводы, расставляют детей с табличками в определённом порядке. (Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.) (Слайд 8)
– И мы начинаем изучение истории с первобытной истории. (Слайд 9)
Что вам известно по этой теме? Что вы хотели бы узнать?
Выслушиваются ответы детей.
– Сегодня мы постараемся найти ответы на все ваши вопросы, а если какой-то вопрос поставит в тупик, мы поищем ответ в различных источниках. Кто или что сможет вам в этом помочь?
(Книга, Интернет, человек, который знает больше, учитель, родитель, старшеклассник).
Работа в группах
(Каждая группа получает карточку с заданием)
Рассмотрите рисунки на стр.5. Прочитайте текст на стр.4-6 и постарайтесь найти ответы на вопросы:
1-ая группа «Археологи»: Найдите в тексте на стр. 5 , где археологи нашли следы существования первобытных людей. (Слайд 10)
Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад
2-ая группа «Аналитики»: Сравните внешние особенности современного человека и древнего по рисункам учебника на стр. 5. (Слайды 11-12)
Древнейший человек и современный человек:
По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче. Так же как и современный человек, древний ходил прямо. В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу. По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши. Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса. Кроме развитой челюсти, у древних людей лучше развит орган обоняния. В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга.
Древнейший человек сильно отличался от нас с вами, современных людей, и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
3-я группа «Исследователи»: 1.Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной? (Слайды 14-25)
(Первобытная (родовая) община. Характеризуется коллективным трудом и потреблением).
2.Почему первобытные люди жили группами?
- Как вы думаете, могла ли семья выжить в одиночку?
(В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни)
Могла ли семья выжить в одиночку?
3.Почему им не нужно было заботиться о тёплой одежде? Для чего строили жилища первобытные люди?
(Они жили там, где всегда тепло); (Дома им были необходимы для того, чтобы защищаться от палящих лучей солнца, непогоды, хищников).
4.Для чего изготавливали орудия труда?
(Разделывать, разрезать шкуры животных)
Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.
– Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу?
Ответы детей.
– Правильно. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.
4-я группа «Историки»: с.6(Слайды 26-30)
Подготовьте сообщение о первобытном человеке. Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку)
Чем занимались женщины? ( Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.)
Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.
Первые люди должны были охотиться обирать разные растения, а также научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня. Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля. Которые требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти. Но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта. Собирательством – умение разбираться в разных растениях и собирать съедобные грибы, а также обменом добычей- с другими племенами.
IV. Физминутка
Игры «Охота», «Рыбная ловля», «В пещере».
«Охота»
Приготовились к охоте.
Притаился зверь в лесу
Я сейчас копье метну.
«Рыбная ловля»
А сейчас мы рыбу ловим.
Вдох, дыханье затаи…
Приготовили гарпун.
Прямо в рыбу угоди.
«В пещере»
Сели. Мы сейчас в пещере.
Взяли шкуры в руки мы.
И иглою три, четыре,
Шире руки развели!
Рассказ учителя о жизни первобытного человека
Использование огня. (Слайды 31-32)
Как древний человек использовал огонь?
Ответы детей (учитель дополняет).
– Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.
Первобытное искусство. (Слайды 33-39)
Почему первобытные художники рисовали животных? ( От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей).
– Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах.
Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили.
Первобытная история длилась сотни, тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад. (Слайд 40)
V. Первичное закрепление
– Почему первобытные люди жили группами? (В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни.)
– Для чего они изготавливали орудия труда? (Чтобы разделывать, разрезать шкуру животного.)
– Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)
– Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней? (Топор, молоток, игла, шило.)
Тест
1. Первобытные люди жили:
А) Группой
Б) В одиночку
2. Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?
А) Теплый климат
Б) Тело покрыто шерстью
3. Для чего строили жилища первобытные люди?
А) Чтобы продать соседнему племени.
Б) Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников.
4. Чем занимались мужчины?
А) Ходили на охоту, рыбалку.
Б) Занимались домашним хозяйством.
2.Каждому ребёнку раздается письмо ( в виде знаков) от древнего человека.
Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.
Учащиеся читают: "Желаем успехов вам на уроках истории"
Подведение итогов урока
- Какова была цель урока?
-Кого называли «отцом истории»?
На какие эпохи учёные делят историю человечества?
Какая эпоха в истории была самой долгой?
Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
Какие трудности испытывают учёные при изучении жизни первобытных людей?
Почему первобытные художники рисовали животных?
– Что нового вы узнали из истории человечества?
– Для чего вам нужна эта информация?
– Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)
Ученики читают вывод на с. 7 учебника.
Рефлексия
– Что на уроке у вас хорошо получалось?
– Над чем еще надо поработать?
– Кого можно поблагодарить за урок?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
А как сейчас вы можете ответить на вопрос, почему познание – это великая страна?
– Молодцы! Я всех благодарю за хорошую работу.
Домашнее задание
Прочитать текст на с. 4-7 учебника, ответить на вопросы «Проверь себя», выполнить задания 1—З на с. 7
У меня осталось несколько тайн первобытного человека. Если у вас есть желание, можете разгадать их дома.
Загадки первобытного человека
У окружающих нас в быту вещей есть своя древняя история. Пожалуйста, напишите, как выглядели у первобытных людей следующие предметы: кровать, стол, стул, зубная щетка, ложка, тарелка.
Кроссворд
1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. (Музей.)
2. Учреждение, где хранятся документы. (Архив.)
3. Деловая бумага. (Документ.)
4. Книжка с перечнем всех дней в году. (Календарь.)
5. Предмет, выставленный в музее. (Экспонат.)
Ключевое слово: Геродот.