12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72126
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»

Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Причины неравномерного размещения животных на планете, понятие «миграция», типы миграций

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Вопрос 1. Что может быть причиной измене­ния площади ареала?

Причиной уменьшения площади ареала может быть исчезновение благоприятных условий среды, наличие непреодолимых для расселения вида препятствий. Причи­ной увеличения площади ареала являет­ся то, что некоторые особи покидают аре­ал, не выдерживая конкуренции за жили­ща, убежище и пищу. Если они находят за его пределами другие благоприятные условия для размножения и развития, то поселяются там, — ареал их вида, таким образом, расширяется.

Вопрос 2. Каковы причины образования пре­рывистых ареалов?

Прерывистые ареалы возникают вслед­ствие разобщения сплошного ареала на два или несколько изолированных участ­ков, например, вследствие образования какой-либо преграды внутри ареала (тер­ритории или акватории с неблагоприят­ными для жизни данного вида условиями) или преодоления таковой в процессе рас­селения и образования за ее пределами новой колонии данного вида.

Вопрос 3. От чего зависит размер ареала?

Размер ареала зависит от возможности вида приспосабливаться к неблагоприят­ным условиям обитания, преодолевать препятствия, конкурировать с другими видами за пищу, свет, тепло, места раз­множения и развития.

Вопрос 4. Какие причины влияют на плот­ность животных в ареале?

На плотность расселения животных в ареале влияют: наличие благоприятных условий для интенсивного размножения и максимального выживания, внутривидо­вые требования к величине индивидуаль­ной территории каждой особи, миграци­онные процессы.

Вопрос 5. Какие условия существования не­обходимы для жизнедеятельности животных

Для жизнедеятельности животных преж­де всего необходимы пищевые ресурсы, так как в природных сообществах они не явля­ются продуцентами, способными произво­дить первичные органические вещества из неорганических. Все остальное зависит от индивидуальных особенностей строения и образа жизни животных данной система­тической группы.

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Миграции животных: примеры, причины, виды. Почему животные совершают миграции?

Причинами миграций являются изме­нения условий существования живот­ных. Примерами могут служить мигра­ции птиц, саранчи в места, где достаточно пищи и др

Знаете ли вы, почему происходит миграция животных?

7 класс узнаёт об этом на уроках биологии. И уже тогда, во время знакомства с тайнами биологической науки, сознание детей начинают приучать к пониманию обыденного факта: мигрируют люди, мигрируют животные. И если хорошо разобраться, причины у всех одинаковые. Миграция животных (лат. migratio) – регулярное перемещение группы животных со сменой основной среды обитания по определенному маршруту. Наиболее распространены подобные явления у птиц (все мы наблюдаем осенью миграции аистов, гусей, уток, скворцов и других пернатых) и рыб. Перемещения зверей изучены меньше. Связано это с тем, что они ведут в основном скрытный образ жизни, проследить за ними часто бывает невозможно

Миграции имеют ярко выраженный адаптивный характер, эта особенность представителей животного мира наблюдается у самых разных видов и возникла в процессе эволюции.

Сезонные миграции характерны больше для птиц, обитателей умеренных широт. Также они присущи некоторым млекопитающим: меняют место обитания антилопы гну, северные олени, некоторые разновидности летучих мышей, рыбы (осетр, европейский угорь), пресмыкающиеся (морская черепаха), ракообразные (лангуст), насекомые (бабочка-монарх).

Почему животные совершают миграции?

Самая главная причина перемещений животных – изменение условий обитания, чаще всего в худшую сторону. Например, северные олени перемещаются с наступлением зимы из тундры в лесотундру в связи с нехваткой корма и трудностью его добычи в местности, занесенной снегом. А сезонные миграции микроскопических животных на мелководья из глубинных частей озер связаны с изменением температуры воды. Не менее важная мотивация – размножение, когда животному нужна иная окружающая среда для продолжения рода. Еще одна причина миграций связана с природными катаклизмами. Каждую из причин мы постараемся рассмотреть в данной статье на примере.

Виды миграции животных

Условно можно выделить два вида миграции – активный и пассивный. В активной миграции животных выделяют несколько подвидов: перемещения бывают сезонные (суточные), периодические (горизонтальные и вертикальные), возрастные. Попробуем разобраться, что собой представляет каждая разновидность. Итак, сезонная (суточная) миграция животных. Примеры подобных перемещений лучше всего рассматривать на рыбах и птицах. На сегодняшний день науке известно около 8500 видов пернатых, большинство которых ведут оседлый образ жизни, хотя и подвержены миграциям в пределах ареала обитания на время гнездования.

Сезонные перемещения пернатых на зимовку больше присущи обитателям Арктики и умеренных широт: с приближением зимнего периода птицы перелетают в более мягкий, теплый климат. Интересный факт: чем больше птица, тем на более дальние расстояния она перемещается, при этом самые мелкие птицы из мигрирующих могут находиться в воздухе беспрерывно до 90 часов, преодолевая маршрут до 4000 км.

Рыбы же мигрируют вертикально: во время дождя находятся практически на поверхности, в жару или зимой – стремятся к глубинам водоемов. Но только две рыбы меняют привычную среду обитания – это лосось и европейский угорь. Удивительно, но факт: смена водоёмов с соленой и пресной водой происходит у этих рыб два раза в жизни – на момент рождения и в период размножения, правда, это касается только самок, которые после кладки икры погибают.

Интересно, что в момент нереста лосося бурые медведи тоже мигрируют, покидая леса, обосновываясь на реках, кишащих лососем. Таким образом, получается, что они следуют за своей кормовой базой. Как было отмечено раньше, периодические миграции животных можно разделить на два подвида: горизонтальный и вертикальный. Рассмотрим эти явления подробнее.

Горизонтальные миграции животных связаны с перемещением особей в поиске пищи. Так, например, серый кит к лету перемещается из Северного океана в Атлантический (субтропическая, тропическая часть), где в это время полно планктона – основной пищи кита.

Вертикальные миграции присущи высокогорным животным, которые в зимний период спускаются в лесополосу, а летом, по мере схождения снега и выгорания трав в низине, поднимаются обратно на гору

Существует еще такое понятие, как возрастная миграция животных. Подобные перемещения раскрываются лучше на примере крупных хищников. Так, тигр, по своей сути, одиночное животное с собственной огромной территорией, которую он покидает только в период гона. Появившиеся на свет тигрята живут с самкой до достижения половозрелого возраста (обычно это 3-4 года), после чего самцы отделяются и уходят из семьи в поисках собственной территории.

Причины и примеры миграции

Мы уже поговорили о том, с чем связано такое явление, как миграция животных. Примеры на конкретных представителях рассмотрим далее. Начнем знакомство с рыб, так как всего два их вида подвержены перемещениям. К ним относятся лосось и европейский угорь. Существуют и другие немногочисленные виды животных, совершающие миграции, но о них поговорим позже. Так почему же мигрируют рыбы? Что служит тому причиной? Смена места обитания рыб

Анадромные рыбы – разновидность, которая живет в определенной среде обитания, но на время размножения кардинально ее меняет. С чем это связано? Лосось (лат. Salmo salar) рождается в пресной воде, потом с речными потоками быстро перемещается в море-океан, где живет 5-7 лет в ожидании полового созревания. И вот настал долгожданный момент – особи выросли и готовы оставить потомство. Только вот незадача – соленая вода им нравится, однако малыши отказываются появляться в ней на свет. Рыба «помнит», что родилась в пресной воде, а это значит, что ей надо сменить соленые моря-океаны на реки, а еще лучше – на горные. Там самые благоприятные условия для воспроизводства. Только не все родители достигнут желаемой цели – здесь сидит хищник, который ловко вылавливает из горного потока рыбку, вспарывая брюхо и выедая исключительно икру. На такое способен лишь бурый медведь, который привязан к миграции животных – источнику кормовой базы.

Европейский угорь (лат. Anguilla anguilla) – полная противоположность лососям. Угорь рождается в соленой воде Саргассова моря, происходит это на глубине до 400 м. Самка производит на свет около полумиллиона икринок, которые переходят в личинку, похожую на ивовый листочек. Личинки за свое кардинальное отличие от своих родителей получили отдельное название – лептоцефал. На примере этих рыб мы можем рассмотреть детально вид пассивной миграции: личинки всплывают к поверхности, их подхватывает течение Гольфстрим, и так три года они перемещаются в теплой водичке к побережью европейской части Евразии. К этому времени лептоцефал обретает очертания угря, только уменьшенного – около 6 см. В этот момент угорь перебирается в устья рек, поднимаясь по течению вверх, рыба превращается во взрослую особь. Так проходит 9, а может, 12 лет (не больше), угри становятся половозрелыми, резко появляются половые различия в окраске. Пора на нерест – обратно в океан.

Миграции млекопитающих

Серый кит (от лат. Eschrichtius robustus) обитает в Северном Ледовитом океане, но, что парадоксально, самки и самцы с октября начинают продвигаться на юг вдоль побережья. К декабрю-январю пары достигают Калифорнийского залива, где в теплых водах приступают к спариванию и родам, после чего самцы возвращаются на север, а беременные самки и особи с детенышами возвращаются домой только в марте-апреле. Беременность у китов длится около года, поэтому в теплых водах либо зачинают, либо выводят на свет новое потомство. Для молодняка это очень важно — в первые 2-3 недели жизни малыши в теплых водах набирают жировую прослойку, которая позволяет им возвращаться в суровый Ледовитый океан.

На примере лосей мы можем объяснить такое понятие, как пути миграции животных. Лось, в простонародье «сохатый» (от лат. Alces alces), распространен в лесной зоне Северного полушария. Как только появляется первый снег, реки покрываются льдом, лось начинает перемещение в южные районы, где сохраняется поросль травы, водоемы не замерзают. Интересно, что, мигрируя с октября по январь, лоси идут по натоптанной тропе: первыми следуют самки с молодняком, за ними движутся самцы. На обратном пути животные возвращаются той же дорогой, только теперь самцы идут впереди, расчищая тропу от разросшейся зелени. С приближением к месту обитания группы разбредаются – одинокие самки в одну сторону, самки с детенышами – в другую, самцы же – в третью. Тигры (лат. Panthera tigris), самые крупные представители кошачьих, ведут одиночный образ жизни: для самки требуется до 50 км² личной территории, для самца – до 100 км². Встреча происходит в период размножения, чаще всего самка сама привлекает самца, оставляя различные метки. Оплодотворив тигрицу, самец возвращается на свою территорию или на поиски следующей самки. Здесь мы видим пример миграции животных в пределах ареала обитания, но с нарушением территориальных границ. Новое потомство живет с матерью до тех пор, пока «малыши» не научатся охотиться, что занимает довольно длительное время. Так, детеныши находятся с тигрицей до наступления полового созревания, после чего уже выросшие особи идут завоевывать новые территории. К примерам возрастной миграции можно добавить и ранее описанного европейского угря.

Массовые миграции животных присущи многим видам, но перемещение летучих мышей – неописуемое зрелище. Вообще рукокрылые склонны к оседлому образу жизни, но если зверьки живут в умеренном поясе, то на зимовку вынуждены отправляться на юг. Если температура воздуха в зимний период держится в пределах 0 ºС, то летучие мыши могут перезимовать на чердаках зданий. В это время мыши впадают в зимний сон. При вынужденной миграции рукокрылые руководствуются инстинктами и перемещаются по тем маршрутам, которые используются из поколения в поколение. -

Вспомним о вертикальной миграции и обратим внимание на жителей гор. В горах, на высоте тысяч метров, необыкновенное зооразнообразие: шиншиллы, снежные барсы, пумы, козлы, бараны, яки, арчевый дубонос, белый ушастый фазан, кеа. Для всех жителей высокогорья характерны густые шерсть и оперение, предотвращающие переохлаждение животных. Некоторые зверьки в зимний период в норах впадают в спячку, а птицы в расщелинах скал делают гнезда и греются группами. А вот представители копытных спускаются к подножию скал в поисках пищи, следом за ними идут хищники, преследующие свою добычу. Интересный факт: горные козлы и бараны способны мигрировать по скалам, не ступая на горные тропы. А все благодаря особому строению копыт: мягкие подушечки быстро восстанавливаются, копыта имеют возможность широко раздвигаться, что немаловажно при передвижении по скалистой местности.

Причины смены места обитания птиц

Перелетные птицы наблюдаются как в Северном, так и в Южном полушарии. Чем резче меняется климат, тем ярче выражены перелеты. Так, привычные нам вороны и горлицы становятся перелетными, если обитают в северных районах, где суровые, снежные зимы лишают птиц возможности добычи пищи. Обитатели южной части Европы ведут оседлый образ жизни по причине отсутствия резких перепадов температуры. Интересно поведение пернатых в Африке: здесь одновременно можно наблюдать перемещения как с севера на юг, так и с юга на север. Причина таких миграций скрыта в предпочтении влажного или засушливого климата. Птицы могут совершать довольно длительные перелеты. Например, ареал обитания белого аиста (лат. Ciconia ciconia) — в Европе, а зимует птица в Африке, 2 раза в год преодолевая расстояние в 10-15 тыс. км. Но самая уникальная среди перелетных пернатых – полярная крачка (лат. Sterna paradisaea). Крачка гнездится в тундре, здесь же выводит птенцов. С наступлением осени она мигрирует в Южное полушарие, а весной возвращается обратно. Так, дважды в год эта птица преодолевает до 17 тыс. км. Интересно, что весной и осенью крачка летит разными маршрутами.

Перемещения пресмыкающихся

Разберем на примере морской черепахи (лат. Cheloniidae), в чем причина массовых миграций животных. Морские черепахи размножаются только в определенных местах. Так, ридлея атлантическая (лат. Lepidochelys kempii) размножается на одном-единственном острове в Мексике, где в 1947 г. учеными было зарегистрировано примерно 42 тыс. самок, которые приплыли для откладывания яиц. Благодаря оливковой морской черепахе (лат. Lepidochelys olivacea) в науке появился термин «аррибида». Феномен заключается в том, что тысячи ридлей оливковых в один день собираются для спаривания, после чего, выбрав остров, самки практически одновременно делают кладки миллионов яиц.

Почему мигрируют ракообразные

Лангуст (лат. Achelata) тоже перемещается в определенное время. Причины миграции животных этого вида до сих пор наука не объясняет. Осенью лангусты собираются в колонну из тысяч особей и делают марш-бросок от острова Бимини к Большой Багамской банке. Пока существует только одно предположительное объяснение подобного поведения: осенью начинает сокращаться световой день, что и заставляет лангустов менять среду обитания. Колючий лангуст (лат. Panulirus argus) тоже считается кочующим представителем ракообразных. В начале зимы он уходит в более глубокие воды. Ученые долгое время считали, что причина перемещения лангуста — размножение, но позже было выяснено, что кладка яиц происходит намного позже миграции, только через несколько месяцев. Ученые называют разные причины смены места обитания лангустов. Некоторые, например, считают, что миграция этих ракообразных — это пережиток ледникового периода, когда зимой они меняли холодные воды на более теплые глубокие. Миграция лангустов — поистине удивительное зрелище! Несколько сот особей движутся колонами друг за другом. Что самое интересное, лангусты сохраняют между собой постоянный контакт. Так, тот, кто находится сзади, держит свои антенны на панцире того, кто идет впереди.

Примеры миграций насекомых

Бабочка данаида-монарх (лат. Danaus plexippus) – самая известная обитательница Северной Америки. В периоды миграции животных ее замечают на территории Украины, России, Азорских островов, Северной Африки. В Мексике, штате Мичоакан, даже есть заповедник бабочки-монарха. В вопросе миграции это насекомое тоже отличилось: данаида – одна из немногих представительниц своего класса, способная пересечь Атлантический океан. Уже в августе монархи начинают мигрировать на южные территории.

Продолжительность жизни этой бабочки – около двух месяцев, поэтому миграция животных происходит поколениями. Диабаз – репродукционная фаза, в которую вступает данаида, родившаяся в конце лета, что позволяет бабочке прожить еще около 7 месяцев и достигнуть места зимовки. Бабочка-монарх обладает удивительным «солнечным датчиком», который позволяет третьему, четвертому поколениям вернуться на места зимовки предков. Интересно, что самый благоприятный климат для этих бабочек оказался на Бермудских островах, где некоторые насекомые остаются круглый год.

Мигрируют и европейские виды. Репейницы, например, зимуют и размножаются в Северной Африке, а уже их потомство перемещается на север и там выводит летнее поколение, после чего снова летит в Африку.

Весной история повторяется. Что интересно, летят репейницы группами и могут за один день преодолеть расстояние 500 км. Всего за время миграции они могут пролететь целых 5000 км! И скорость полета у них немаленькая – она составляет 25-30 км/час. Некоторые бабочки мигрируют не постоянно, а только в зависимости от условий. К таким можно отнести крапивницу, махаона, траурницу, капустницу, адмирала. Все эти виды обитают в Северной и Средней Европе, но могут перемещаться на юг при неблагоприятных обстоятельствах. А вот олеандровый бражник, например, ежегодно совершает перемещение из Турции и Северной Африки в Восточную и Центральную Европу. Там эти бабочки размножаются, но, к сожалению, зимой большая часть их потомства погибает. Весной с юга мигрирует очередное поколение.

Выводы

Вот мы немного и разобрались в том, почему животные совершают миграции. Действительно, причины разнообразны, но хочется отметить две самые распространенные. Все мы помним историю Маугли, особенно тот момент, когда в джунглях настал период засухи. Все животные потянулись к единственной речушке, где должен был соблюдаться паритет: все равны, охота – табу. Такая миграция происходит, как правило, в пределах ареала обитания, когда животные (чаще обитатели степей, полупустынь, пустынь) в период засухи мигрируют в поисках пищи и воды с места на место, чаще всего это представители копытных. Однако перемещение табунов, стад влечет за собой и перемещение некоторых хищников (гиен, грифов), которым необходимо находиться недалеко от кормовой базы.

Таким образом, пища и вода заставляют мигрировать большие группы животных нескольких видов.

Немаловажная причина – размножение. Активная миграция животных в период размножения, в частности, морских черепах, впечатляет и завораживает.

Перемещается много видов животных: одни в пределах ареала обитания, другие преодолевают тысячи километров, чтобы достичь благоприятного климата; третьи кардинально меняют среду обитания (помним про осетра и европейского угря). Да, миграции различных животных имеют различный характер, разные причины, но объединяет всех одно – жажда жизни.

Миграция ЖИВОТНЫХ

 

 

 

Интересный! Документальный фильм 1 "Зов природы" великие миграции

 

 

 

Миграции птиц (рассказывает орнитолог Сергей Харитонов)

 

 

 

Миграция птиц - наблюдение из космоса

 

 

 

Миграция лосося Нерки (Sockeye salmon) на реке Адамс

 

 

 

Массовая миграция сардины привлекает хищников и дайверов (новости)

 

 

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Природа Мира https://natworld.info/zhivotnye/rakoobraznye 

Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций


 


 

Опубликовано в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.