Сценарий урока биологии в 7 классе «Беспозвоночные животные. Обобщение по теме «Тип Членистоногие»»
Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами биологии 7класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
Планируемые результаты
Предметные
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
Метапредметные УУД
Познавательные:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные:
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия Обобщение по теме «Тип Членистоногие»
Ход урока
1.Особенности строения членистоногих
Признаки |
Членистовогие |
||
: Ракообразные |
Паукообразные ; |
Насекомые |
|
Отделы тела |
|||
Число антенн |
|||
Число ходильных ног |
|||
Органы дыхания |
2.На рисунке изображено неизвестное животное (по В. И. Преображенской). Из частей каких насекомых оно составлено?
Фантастическое насекомое: голова мухи, усики жука-навозника, хоботок бабочки, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья бабочки махаона.
Выберите один правильный ответ. Покров тела членистоногих — это
1) раковина 3) слизь
2) плотная оболочка 4) плотный хитин
Выберите один .правильный ответ. Дышат жабрами
1) паукообразные 3) насекомые
2) ракообразные 4) клещи
Выберите один правильный ответ.
1) много пар ног 3) четыре пары ног
2) три пары ног 4) нет ног
Выберите один правильный ответ. Тело насекомого делится на отделы
1) головогрудь
2) головогрудь и брюшко
3) голова, грудь, брюшко
4) грудь и брюшко
Выберите один правильный ответ. К каком классу относятся скорпионы?
1) паукообразные □3) голотурии
2) ракообразные и4) головоногие
Выберите один правильный ответ. Орган дыхания насекомых — это
1) легкие 3) поверхность тела
2) жабры 4) трахеи
Выберите один правильный ответ. Насекомые с неполным превращением не имеют следующих фаз развития
1) взрослая особь 3) личинка
2) яйцо 4) куколка
Выберите один правильный ответ. Назовите паукообразное, которое переносит энцефалит.
1) паук-крестовик 3) таежный клещ
2) циклоп 4) таракан
Выберите один правильный ответ. К какому отряду относится кузнечик?
1) поденки 3) жесткокрылые
2) прямокрылые 4) клопы
Выберите один правильный ответ. Назовите насекомое, которое имеет крылья. .
1) клоп 3) рабочая пчела
2) рабочий муравей 4) блоха
Выберите один правильный ответ. Какое из перечисленных животных относится к насекомым?
1) скорпион 3) постельный клоп
2) чесоточный зудень 4) таежный клещ
Выберите один правильный ответ. Назовите животное, которое имеет развитие с полным превращением.
1) кузнечик 3) таракан
2) сверчок 4) бабочка
Выберите три правильных ответа. Укажите признаки, характерные для членистоногих.
а) самый многочисленный тип животных
б) несегментированное тело
в) тело покрыто хитиновым покровом
г) замкнутая кровеносная система
д) двусторонне-симметричные животные
е) имеют мантийную полость
ж) ведут только свободный образ жизни
Выберите три правильных утверждения.
а) Тело пауков состоит из двух отделов.
б) У насекомых 6 пар ног.
в) Сенокосцы плетут ловчую сеть.
г) Муравьи относятся к отряду перепончатокрылых.
д) У насекомых трахейное дыхание.
е) Маска — особый орган у жуков для захвата добычи.
ж) Тело насекомого не имеет головогруди.
«Членистоногие, внесенные в Красную книгу Российской Федерации и Кировской области»
По материалам Красной книги Научный редактор Л. Г. Целищева. Авторы-составители: В.А.Копысов, С.В.Пестов, С.П.Решетников Н. Н. Ходырев Л. Г. Целищева Г. И. Юферев
Название |
Характеристика членистоногих |
1-ТАРАНТУЛ ЮЖНОРУССКИЙ Отряд Пауки Семейство Пауки-волки Занесён в Красную книгу субъектов Российской Федерации |
Распространение. Лесостепная, степная и полупустынная зоны Евразии от Южной Европы до Монголии и Китая. По ксеротермным местообитаниям проникает на юг лесной зоны [6]. В Кировской области найден в Вятскополянском, Кильмезском, Нолинском, Орловском, Советском районах |
2-ДОЗОРЩИК- ИМПЕРАТОР Отряд Стрекозы Семейство Коромысла Занесён в Красную книгу субъектов Российской Федерации |
. Распространение. Европа, Африка, Западная и Центральная Азия. В России - средняя и южная полоса европейской части на восток до Урала, Северный Кавказ . В Кировской области вид найден в Опаринском и Подосиновском районах. |
3-ПИЛОХВОСТ ВОСТОЧНЫЙ Отряд Прямокрылые Семейство Кузнечиковые Занесён в Красную книгу субъектов Российской Федерации |
Экология. Населяет богатые видами разнотравно-злаковые луговые ассоциации с невысокой растительностью и проективным покрытием 60-100% - холмы, верхние речные террасы, склоны балок, откосы железных дорог. |
4-ТРЕЩОТКА БУГОРЧАТАЯ Отряд Прямокрылые Семейство Саранчовые Занесён в Красную книгу субъектов Российской Федерации |
Распространение. Степи и лесостепи Евразии; на север вид проникает до 58-60° с. ш. В Кировской области найден в Вятскополянском, Кильмезском, Нолинском, Уржумском районах [. |
5-ЦИКАДА ГОРная Отряд Равнокрылые Семейство Певчие цикады Занесён в Красную книгу субъектов Российской Федерации |
Распространение. Европа, Малая и Передняя Азия, Кавказ, юг Сибири; Приморский край, Сахалин. В России - средняя и южная полоса европейской части на восток до Урала, Северный Кавказ, от Урала до Байкала встречается отдельными островными поселениями, восточнее после большого территориального разрыва вновь появляется на юге Дальнего Востока. В Кировской области найден в Белохолуницком, Вятскополянском, Котельничском, Кильмезском, Куменском, Малмыжском, Нолинском, Орловском, Слободском, |
6-КРАСОТЕЛБРОНЗОВЫЙ Отряд Жесткокрылые Семейство Жужелицы Занесён в Красную книгу субъектов Российской Федерации |
Распространение. Европа, Кавказ, Закавказье, Передняя Азия, Северная Африка . В Кировской области найден в Вятскополянском, Котельничском, Нолинском, Уржумском и Яранском районах. |
7-ЖУЖЕЛИЦА МЕНЕТРИЕ Отряд Жесткокрылые Семейство Жужелицы Занесёна в Красную книгу субъектов Российской Федераци |
Распространение. Северная и Средняя Европа, Урал, Север Западной Сибири . В Кировской области найден в окрестностях г. Кирова, в Котельничском, Нолинском, Подосиновском, Свечинском и Шабалинском районах . |
8-ЖУЖЕЛИЦА ФИОЛЕТОВАЯ Отряд Жесткокрылые Семейство Жужелицы Занесёна в Красную книгу субъектов Российской Федерации |
Распространение. Восточная Европа, юг Западной Сибири, Казахстан, Кавказ, Украина . В Кировской области найден в Котельничском, Орловском, Советском и Уржумском районах . антропогенных воздействий: вырубки пойменных лесов, повышенной рекреационной нагрузки. |
9-ЖУЖЕЛИЦАХЕННИНГА Отряд Жесткокрылые Семейство Жужелицы Занесёна в Красную книгу субъектов Российской Федерации |
Распространение. Таежная и лесостепная зоны европейского Предуралья и Сибири. В Кировской области найден в Вятскополянском и Котельничском районах |
10-КАЛЛИСТУСЛУННЫЙ Отряд Жесткокрылые Семейство Жужелицы Занесён в Красную книгу субъектов Российской Федерации |
Распространение. Европа, Кавказ, Закавказье, Малая, Передняя и Средняя Азия, Западная и Восточная Сибирь . В Кировской области найден в Советском районе . |
Насекомые или миллиметровый мир. Познавательный фильм.
"САНИТАРЫ МОРЯ". Фильм 1
Насекомые- вредители культ.растений и переносчики заболеваний человека
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»
http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций