Видеоурок по окружающему миру №9. «Разнообразие веществ» (3 класс)

7
0
Материал опубликован 11 August 2017 в группе

 

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

какие вещества наиболее распространены в быту?

Задачи:

познакомить с наиболее распространенными в быту веществами: поваренной солью, сахаром, крахмалом, кислотой, их свойствами, научить ставить опыты.

Предметные результаты

Научатся

-определять свойства соли, сахара, крахмала, кислоты;

- различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Коммуникативные: умение работать в паре, вести диалог, излагать свое мнение; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные результаты

Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности

Основные понятия и определения

Химия-наука о веществах. Вещества: соль, крахмал, сахар, кислота. Наиболее распространенные в быту вещества – соль, сахар, крахмал, кислоты.

Проверка готовности к усвоению нового материала

На свете очень много различных веществ. Сейчас их известно несколько миллионов. Одни из них существуют в природе, а другие созда­ны искусственно (например, пластмассы). Приведи примеры веществ.

Изучение нового материала

Разнообразие веществ

Веще­ства изучает наука химия.

Познакомимся с некоторыми из веществ. Для этого отправимся... на кухню.

Вот на столе солонка, а в ней поваренная соль. Мы привыкли, что это вещество имеет вид белых крупинок. Но в природе, под землёй, оно встречается в виде камня. Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она солёная на вкус. Поэтому её использу­ют в пищу.

В природе поваренная соль встречается не только под землёй. Очень много её содержится в морской воде, а также в воде солёных озёр. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.

Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений

Сахар — ещё одно вещество, с которым мы обязательно встретимся на кухне. По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Сладкий вкус — главное свой­ство сахара, поэтому его добавляют во многие продукты. Получают сахар из растений — сахар­ного тростника (в жарких странах) и сахарной свёклы.

Сахарная свёкла и сахарный тростник

Обыкновенный сахар не единственное сладкое вещество в природе. Многим детям знакомы большие сладкие таблетки — витамин С с глю­козой. Глюкоза — ещё одна разновидность са­хара. В природе она содержится в различных частях растений. Особенно богаты глюкозой пло­ды винограда и виноградный сок. Поэтому глю­козу также называют виноградным сахаром.

Крахмал — одно из важнейших питательных ве­ществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

Учёные-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода приобретёт сине-фиоле- товый цвет. Таким способом можно установить, что крахмал содержится, например, в белом хлебе, рисовой каше, клубнях картофеля.

Большая группа веществ, с некоторыми из ко­торых мы наверняка встретимся на кухне, — кислоты. Каждому знаком кислый вкус лимона. Такой вкус ему придаёт содержащаяся в нём лимонная кислота. В яблоках содержится яблоч­ная кислота, а в листьях щавеля — щавелевая кислота. Когда прокисает молоко, в нём образу­ется молочная кислота.

Общее свойство этих веществ — кислый вкус. Но это не значит, что любую кислоту можно пробовать на вкус. Многие кислоты очень ед­кие — они разрушают кожу человека, одежду, бумагу, древесину. Поэтому обращаться с ни­ми надо осторожно. На кухне мы встретим одну из таких опасных кислот — это уксусная кисло­та, или уксус. Ты уже знаешь, что к бутылочке с уксусом нельзя прикасаться. Это вещество используют только в разбавленном виде.

Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться высоко в небе. Нередко они выпадают на землю вместе с дождём. Это так называемые кислотные дожди. От них стра­дают растения и всё живое, портятся многие постройки, в том числе старинные памятники.

Где и как добывают соль. Добыча соли в России

 

 

 

 

Как добывают морскую соль

 

 

 

 

Как производится каменная и экстра соль

 

 

 

 

Сахар: как это делается

 

 

 

 

Производство сахара из сахарного тростника 

 

 

 

 

Крахмал из картофеля

 

 

 

 

Что будет, если опустить ЯЙЦО В УКСУС?

 

 

 

 

Осмысление и понимание полученных знаний

Практическая работа

С помощью разбавленной настойки йода определи, есть ли крахмал в продуктах, выдан­ных тебе учителем.

Результаты исследования запиши и зарисуй в рабочей тетради.

Пользуясь текстом учебника, устно опишите 1—2 вещества по плану: название вещества, внешние признаки, главные свойства, где встре­чается в природе (содержится), как использует­ся человеком.

Прочитайте текст. Используя полученную информацию, объясните, что изображено на ри­сунках.

Некоторые животные и растения с помощью кислоты защищаются от врагов. Так, муравьи в момент опасности поднимают брюшко и выбрыз­гивают едкие струйки муравьиной кислоты. Эта же кислота содержится в пчелином яде и жгу­чих волосках крапивы.

Как вырастить кристалл из сахара! Опыты для детей!

 

 

 

 

Вывод. Вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом, различными кислотами.

Самостоятельное применение знаний

1.Каковы главные свойства поваренной соли и сахара?

2. Как обнаружить крахмал в продуктах питания?

3. Какие кислоты встречаются в природе?

4. Чем опасны кислотные дожди?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: химия, поваренная соль, крахмал, кислота.

2.Дома возьми три блюдца и насыпь в од­но из них сахар, в другое — поваренную соль, в третье — крахмал. Как различить эти вещества?

Источники информации:

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций окружающий мир

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.