Урок – обобщение по биологии «Многообразие растительного мира» для 6 класса
УРОК – ОБОБЩЕНИЕ «МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА»
для 6 класса
Авдеева Н.В., учитель биологии ГБОУ Школа № 118 г. Москвы
Школа Ромашка
Класс: 6.
Предмет: биология.
Термины: классификация, автотрофы, фотосинтез, гетеротрофы, систематические категории, тургор, мицелий.
Подготовка: распечатать карточки из приложения и разрезать по контуру.
Тип урока: повторение, обобщение.
Ход урока.
Вводное слово учителя: В течение года мы с вами изучали мир растительных организмов, познакомились с их строением, многообразием, выделили в отдельные группы бактерии и грибы. Теперь нам остается повторить этот материал … в игре.
Повторение материала.
Для удобства работы с организмами в биологии была разработана классификация - объединение родственных организмов в группы по степени их сходства и родства. Задача классификации состояла в наведение порядка в мире живых организмов.
В 17 веке классификацией начал заниматься Карл Линней. Им были введены основные систематические категории и понятия, которыми мы пользуемся до сих пор: вид, род, семейство, класс. Если в конце какого-нибудь названия растения или животного, вы увидите приписку L.- можете быть уверены, что это название введено еще Карлом Линнеем.
В растительном мире известно 500 тысяч видов, среди грибов 100 тысяч видов.
Современная классификация включает следующие блоки или систематические категории:
Империя Клеточные |
Царство Растения |
Отдел |
Класс |
Порядок |
Семейство |
Род |
Вид |
Каждое царство организмов имеет характерные особенности строения.
Царство растений включает организмы в клетках которых есть ядро (эукариоты). Они растут в течение всей жизни. По способу питания автотрофы – производят органические вещества за счет процесса фотосинтеза (процесс синтеза органических веществ в зеленых листьях на свету). Внутри клеток расположена вакуоль – поддерживающая тургор (натяжение) клетки. Снаружи клетка покрыта клеточной оболочкой из целлюлозы. Запасное вещество клеток крахмал. Организмы Царства Растения могут быть, как одноклеточными (хламидомонада), так и многоклеточными (нитчатые водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Растения делят по наличию органов на низшие (Водоросли, тело которых представлено слоевищем) и высшие (Мхи, Папоротники, Хвощи, Плауны, Голосеменные и Покрытосеменные, организмы тело которых поделено на органы).
Царство бактерий – доядерные организмы (прокариоты). Автотрофы (цианобактерии) и гетеротрофы. Только одноклеточные организмы.
Царство грибы – ядерные организмы. Растут в течение всей жизни. Гетеротрофы. Запасное вещество гликоген. Одноклеточные (дрожжи) и многоклеточные (белый гриб, сыроежка). Тела гриба называется грибницей или мицелием.
2 Этап Игровой
1 игра – термины по теме классификация.
Найдите в карточке термины по теме классификация. Слова можно составлять по горизонтали и вертикали, но не по диагонали. Макет задания приведен в приложении 1. Время выполнения задания 5-10 минут. Для слабых групп можно указать термины для поиска.
Слова, которые необходимо составить: Линней, класс, порядок, вид, род, царство, классификация, отряд, семейство, империя, Аристотель, тип.
2 игра КТО и ЧТО?
Ответь на вопросы по классификации растений. После каждого вопроса приведена дополнительная информация, зачитываемая ведущим после ответа на вопрос. В классе может быть выбран ведущий, который проведет викторину. Второй вариант игры - это ответы по цепочке, то есть ответивший из класса, задает следующий вопрос (приложение 1)
3 игра ОТГАДАЙ.
Объясни термины классу (приложение 2). Учащийся объясняет термины из курса ботаники, не называя их. Затем отгадавший слово становится ведущим.
3 Этап. Рефлексия
Учащимся предлагается оценить работу на уроке по следующему плану:
Что нового Вы узнали?
Оцените свою работу на уроке.
Приложение 1
И |
В |
Е |
Р |
И |
Я |
А |
Р |
И |
С |
Д |
П |
П |
Л |
К |
О |
Д |
Р |
Т |
|
И |
М |
И |
К |
Л |
Я |
О |
Д |
О |
|
О |
Т |
И |
Н |
Ц |
А |
Р |
О |
Ь |
Т |
В |
Й |
Е |
Н |
А |
С |
С |
П |
Л |
Е |
Т |
С |
Й |
Е |
Р |
К |
Л |
Ц |
И |
Я |
Д |
С |
Е |
М |
С |
О |
А |
А |
К |
И |
Я |
Р |
Т |
О |
Т |
В |
С |
С |
И |
Ф |
Приложение 2.
Какое растение называют следом белого человека? Лопух Лапчатку Подорожник Плоды этого растения мелкие, легкие, липкие, поэтому могут прикрепляться и удерживаться на одежде человека. |
Споры этого растения можно использовать вместо детской присыпки Плаун Папоротник Хвощ Споры плауна булавовидного обладают гигроскопическими свойствами, а раньше их также использовали для изготовления фейерверков |
Рябина, груша, айва Все эти растения имеют плод Ягоду Яблоко Костянку Яблоко-многосемянный сочный плод, семена которого отделены пленками друг от друга |
В настоящее время на Земле насчитывается 500000 растений 0,5 млн видов растений 500000 родов растений |
Животных насчитывается 2 млн.видов 1 млн видов 100000 видов Ученые считают, что от 5 до 30 млн. видов пока не известно науке. Эти организмы могут обитать в экваториальных лесах или на дне океана |
К отделу зеленые водоросли относится Порфира Хлорелла Ламинария Хлорелла – неподвижная одноклеточная зеленая водоросль. Ее используют как корм для животных |
К отделу красные водоросли относится: Порфира Ламинария Спирогира Представители отдела красных водорослей используются для производства агар-агара. Агар –агар компонент мармеладов |
Пигменты у водорослей собраны в: Хлоропласт Хроматофор Хромопласт Хроматофор – часть клетки, отвечающая за улавливание света и процесс фотосинтеза |
Каких мхов нет в природе Белых Зеленых Бурых? К белым мхам относится сфагнум, к зеленым - кукушкин лен. |
Кто создал первую классификацию? Карл Линней Аристотель Ламарк Карл Линней- создал первую классификацию. Животных он разделил на 6 классов, растения на 24 |
Самая – крупная систематическая категория: Царство Империя Отдел? Всего выделяют 2 империи клеточные (растения, животные, грибы, бактерии) и неклеточные (вирусы)
|
Самая мелкая систематическая категория? Вид Род Семейство Вид обозначается двумя словами – одно существительно, другое прилагательное. |
Второе название для Покрытосеменных Розоцветные Цветковые Двудольные Цветок орган генеративного размножения, из которого развивается плод |
Второе название семейства Бобовые Мотыльковые Розанные Мятликовые А еще цветок этого семейства можно сравнить с кораблем: 2 лепестка срослись и образовали лодочку, 1 крупный стал парусом, а 2 оставшихся - весла |
15. Клубеньки на корнях – признак семейства Бобовые Крестоцветные Злаки Клубеньковые бактерии живут в симбиозе с бобовыми растениями, отдавая им азотистые вещества взамен получают органические |
К какой систематической категории относятся Розоцветные Отдел Семейство Класс? Розоцветные названы так за цветки растений этого семейства похожие на розы, а строение цветка - это характерный признак семейства |
У водорослей и мхов есть органы прикрепления к субстрату: Корни Ризоиды Корневища? Ризоиды в отличие от корней не выполняют функцию всасывания, так как и хи и водоросли не испытывают недостатки в воде. Их задача прикрепить растение к грунту. |
С помощью чего размножаются мхи Спорами Вегетативно Семенами? Мхи или моховидные – это споровые растения. Споры у них созревают в коробочках, расположенных на верхушках растений. |
Что из нижеперечисленного относится к отделу красные водоросли: Хлорелла Хламидомонада Порфира Красные водоросли обитают на глубине и их пигменты позволяют улавливать приходящий туда свет. |
Какая из водорослей получила название за форму хроматофора: Спирогира Хлорококк Ламинария? У спирогиры хроматофор закручен в спираль. |
С помощью какой группы организмов образуется торф? Мхи Водоросли Папоротники Мхи выделяют вещества убивающие бактерии, поэтому растительные остатки оказавшиеся под мхами не разлагаются. |
Подвижные стадии развития - зооспоры, характерны для: Водорослей Мхов Цветковых. Для неподвижных организмов зооспоры – это возможность занять новые места обитания. |
К двудольным растениям относится: Кукуруза Горох Пшеница? Семена этого растения распадаются на две части при варки, что является характерным признаком класса. |
21. К однодольным растениям относится: Подсолнечник Фасоль Овес Геркулес, который готовят из овса, сохраняет свою целостность даже при варке – не распадается на две части, как и семена всех однодольных |
Корни отсутствуют у: Мхов Папоротников Плаунов У мхов есть ризоиды, которыми они прикрепляются к почве, но не всасывают воду |
Наука о многообразии растений, объединяющая их в группы на основе родства Экология Биология Систематика |
Приложение 3.
Мицелий |
Кокки |
Автотроф |
Ламинария |
Ризоиды |
Гетеротроф |
Мукор |
Клубеньковые бактерии |
Цветок |
Спора |
Плод |
Семя |
Ситовидные трубки |
Генеративные органы |
Фотосинтез |
Годичные кольца |
Стержневая корневая система |
Линней |
Спирогира |
Формула цветка |
Хламидомонада |