Урок – обобщение по биологии «Многообразие растительного мира» для 6 класса

1
0
Материал опубликован 22 June 2017

УРОК – ОБОБЩЕНИЕ «МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА»

для 6 класса

Авдеева Н.В., учитель биологии ГБОУ Школа № 118 г. Москвы

Школа Ромашка

Класс: 6.

Предмет: биология.

Термины: классификация, автотрофы, фотосинтез, гетеротрофы, систематические категории, тургор, мицелий.

Подготовка: распечатать карточки из приложения и разрезать по контуру.

Тип урока: повторение, обобщение.

Ход урока.

Вводное слово учителя: В течение года мы с вами изучали мир растительных организмов, познакомились с их строением, многообразием, выделили в отдельные группы бактерии и грибы. Теперь нам остается повторить этот материал … в игре.

Повторение материала.

Для удобства работы с организмами в биологии была разработана классификация - объединение родственных организмов в группы по степени их сходства и родства. Задача классификации состояла в наведение порядка в мире живых организмов.

В 17 веке классификацией начал заниматься Карл Линней. Им были введены основные систематические категории и понятия, которыми мы пользуемся до сих пор: вид, род, семейство, класс. Если в конце какого-нибудь названия растения или животного, вы увидите приписку L.- можете быть уверены, что это название введено еще Карлом Линнеем.

В растительном мире известно 500 тысяч видов, среди грибов 100 тысяч видов.

Современная классификация включает следующие блоки или систематические категории:

Империя Клеточные

Царство Растения

Отдел

Класс

Порядок

Семейство

Род

Вид

Каждое царство организмов имеет характерные особенности строения.

Царство растений включает организмы в клетках которых есть ядро (эукариоты). Они растут в течение всей жизни. По способу питания автотрофы – производят органические вещества за счет процесса фотосинтеза (процесс синтеза органических веществ в зеленых листьях на свету). Внутри клеток расположена вакуоль – поддерживающая тургор (натяжение) клетки. Снаружи клетка покрыта клеточной оболочкой из целлюлозы. Запасное вещество клеток крахмал. Организмы Царства Растения могут быть, как одноклеточными (хламидомонада), так и многоклеточными (нитчатые водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Растения делят по наличию органов на низшие (Водоросли, тело которых представлено слоевищем) и высшие (Мхи, Папоротники, Хвощи, Плауны, Голосеменные и Покрытосеменные, организмы тело которых поделено на органы).

Царство бактерий – доядерные организмы (прокариоты). Автотрофы (цианобактерии) и гетеротрофы. Только одноклеточные организмы.

Царство грибы – ядерные организмы. Растут в течение всей жизни. Гетеротрофы. Запасное вещество гликоген. Одноклеточные (дрожжи) и многоклеточные (белый гриб, сыроежка). Тела гриба называется грибницей или мицелием.

2 Этап Игровой

1 игра – термины по теме классификация.

Найдите в карточке термины по теме классификация. Слова можно составлять по горизонтали и вертикали, но не по диагонали. Макет задания приведен в приложении 1. Время выполнения задания 5-10 минут. Для слабых групп можно указать термины для поиска.

Слова, которые необходимо составить: Линней, класс, порядок, вид, род, царство, классификация, отряд, семейство, империя, Аристотель, тип.

2 игра КТО и ЧТО?

Ответь на вопросы по классификации растений. После каждого вопроса приведена дополнительная информация, зачитываемая ведущим после ответа на вопрос. В классе может быть выбран ведущий, который проведет викторину. Второй вариант игры - это ответы по цепочке, то есть ответивший из класса, задает следующий вопрос (приложение 1)

3 игра ОТГАДАЙ.

Объясни термины классу (приложение 2). Учащийся объясняет термины из курса ботаники, не называя их. Затем отгадавший слово становится ведущим.

3 Этап. Рефлексия

Учащимся предлагается оценить работу на уроке по следующему плану:

Что нового Вы узнали?

Оцените свою работу на уроке.

Приложение 1

И

В

Е

Р

И

Я

А

Р

И

С

Д

П

П

Л

К

О

Д

Р

 

Т

 

И

М

И

К

Л

Я

О

Д

О

О

Т

И

Н

Ц

А

Р

О

Ь

Т

В

Й

Е

Н

А

С

С

П

Л

Е

Т

С

Й

Е

Р

К

Л

Ц

И

Я

Д

С

Е

М

С

О

А

А

К

И

Я

Р

Т

О

Т

В

С

С

И

Ф

Приложение 2.

 

Какое растение называют следом белого человека?

Лопух

Лапчатку

Подорожник

Плоды этого растения мелкие, легкие, липкие, поэтому могут прикрепляться и удерживаться на одежде человека.

Споры этого растения можно использовать вместо детской присыпки

Плаун

Папоротник

Хвощ

Споры плауна булавовидного обладают гигроскопическими свойствами, а раньше их также использовали для изготовления фейерверков

Рябина, груша, айва

Все эти растения имеют плод

Ягоду

Яблоко

Костянку

Яблоко-многосемянный сочный плод, семена которого отделены пленками друг от друга

В настоящее время на Земле насчитывается

500000 растений

0,5 млн видов растений

500000 родов растений

Животных насчитывается

2 млн.видов

1 млн видов

100000 видов

Ученые считают, что от 5 до 30 млн. видов пока не известно науке. Эти организмы могут обитать в экваториальных лесах или на дне океана

К отделу зеленые водоросли относится

Порфира

Хлорелла

Ламинария

Хлорелла – неподвижная одноклеточная зеленая водоросль. Ее используют как корм для животных

К отделу красные водоросли относится:

Порфира

Ламинария

Спирогира

Представители отдела красных водорослей используются для производства агар-агара. Агар –агар компонент мармеладов

Пигменты у водорослей собраны в:

Хлоропласт

Хроматофор

Хромопласт

Хроматофор – часть клетки, отвечающая за улавливание света и процесс фотосинтеза

Каких мхов нет в природе

Белых

Зеленых

Бурых?

К белым мхам относится сфагнум, к зеленым - кукушкин лен.

Кто создал первую классификацию?

Карл Линней

Аристотель

Ламарк

Карл Линней- создал первую классификацию. Животных он разделил на 6 классов, растения на 24

Самая – крупная систематическая категория:

Царство

Империя

Отдел?

Всего выделяют 2 империи клеточные (растения, животные, грибы, бактерии) и неклеточные (вирусы)

 

Самая мелкая систематическая категория?

Вид

Род

Семейство

Вид обозначается двумя словами – одно существительно, другое прилагательное.

Второе название для Покрытосеменных

Розоцветные

Цветковые

Двудольные

Цветок орган генеративного размножения, из которого развивается плод

Второе название семейства Бобовые

Мотыльковые

Розанные

Мятликовые

А еще цветок этого семейства можно сравнить с кораблем: 2 лепестка срослись и образовали лодочку, 1 крупный стал парусом, а 2 оставшихся - весла

15. Клубеньки на корнях – признак семейства

Бобовые

Крестоцветные

Злаки

Клубеньковые бактерии живут в симбиозе с бобовыми растениями, отдавая им азотистые вещества взамен получают органические

К какой систематической категории относятся Розоцветные

Отдел

Семейство

Класс?

Розоцветные названы так за цветки растений этого семейства похожие на розы, а строение цветка - это характерный признак семейства

У водорослей и мхов есть органы прикрепления к субстрату:

Корни

Ризоиды

Корневища?

Ризоиды в отличие от корней не выполняют функцию всасывания, так как и хи и водоросли не испытывают недостатки в воде. Их задача прикрепить растение к грунту.

С помощью чего размножаются мхи

Спорами

Вегетативно

Семенами?

Мхи или моховидные – это споровые растения. Споры у них созревают в коробочках, расположенных на верхушках растений.

Что из нижеперечисленного относится к отделу красные водоросли:

Хлорелла

Хламидомонада

Порфира

Красные водоросли обитают на глубине и их пигменты позволяют улавливать приходящий туда свет.

Какая из водорослей получила название за форму хроматофора:

Спирогира

Хлорококк

Ламинария?

У спирогиры хроматофор закручен в спираль.

С помощью какой группы организмов образуется торф?

Мхи

Водоросли

Папоротники

Мхи выделяют вещества убивающие бактерии, поэтому растительные остатки оказавшиеся под мхами не разлагаются.

Подвижные стадии развития - зооспоры, характерны для:

Водорослей

Мхов

Цветковых.

Для неподвижных организмов зооспоры – это возможность занять новые места обитания.

К двудольным растениям относится:

Кукуруза

Горох

Пшеница?

Семена этого растения распадаются на две части при варки, что является характерным признаком класса.

21. К однодольным растениям относится:

Подсолнечник

Фасоль

Овес

Геркулес, который готовят из овса, сохраняет свою целостность даже при варке – не распадается на две части, как и семена всех однодольных

Корни отсутствуют у:

Мхов

Папоротников

Плаунов

У мхов есть ризоиды, которыми они прикрепляются к почве, но не всасывают воду

Наука о многообразии растений, объединяющая их в группы на основе родства

Экология

Биология

Систематика

 

Приложение 3.

Мицелий

Кокки

Автотроф

Ламинария

Ризоиды

Гетеротроф

Мукор

Клубеньковые бактерии

Цветок

Спора

Плод

Семя

Ситовидные трубки

Генеративные органы

Фотосинтез

Годичные кольца

Стержневая корневая система

Линней

Спирогира

 Формула цветка

Хламидомонада

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации