Сценарий урока биологии в 6 классе «Многообразие природных сообществ»

4
0
Материал опубликован 9 March 2018 в группе

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.


 

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: дать представление о развитии и смене растительных сообществ; раскрыть естественные причины смены природ­ных сообществ и взаимосвязь смены сообществ с изменениями природно-климатических условий; сформировать представление о временных и конечных (климаксных) сообществах.

Оборудование и материалы: большие карточки (формата А4) с изображениями различных биоценозов, небольшие карточки с изображениями и названиями растений, характерных для различ­ных биоценозов, таблицы: «Природное сообщество», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Растения широколист­венного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», «Смена растительных сообществ».

Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фито­ценоз, биогеоценоз, экосистема; ярусность в растительном со­обществе; подрост, подлесок, травянистый ярус, надпочвенный ярус; подземная ярусность; промежуточные (временные) сообще­ства, конечные (постоянные, климаксные) сообщества; внешние и внутренние причины смены растительных сообществ.

Ход урока

Актуализация знаний

Выберите верные утверждения.

1.Группа растений, произрастающих на определенной территории и взаимосвязанных между собой, является растительным сооб­ществом.

2.Часть слоя растительного сообщества, в котором расположена большая часть органов, участвующих в фотосинтезе, называется прослойкой сообщества.

3.Сообщество луга на месте вырубленного леса является конечным, или климаксным.

4.Смена растительных сообществ происходит обычно под дейст­вием внутренних факторов, связанных с жизнедеятельностью самого сообщества.

4.Деятельность человека не может являться причиной смены ра­стительных сообществ.

6.Внешними факторами, ведущими к смене растительного сообще­ства, являются пожар, подтопление почвы, изменение рельефа.

7.Сообщество луга на брошенном поле постепенно сменяется мел­колиственным лесом, а затем еловым.

8.В мелколиственном лесу, образовавшемся на месте бывшей пашни, создаются наиболее благоприятные условия для роста злаковой растительности.

9.Смена сообществ обычно происходит быстро, и одно сообщество сменяется другим в течение одного-двух лет.

10.Еловый лес является климаксным сообществом.

Вспомните

каковы различия между временными и коренными природными сообществами; какие причины обусловливают смену природных со обществ.

Изучение нового материала

В живом покрове Земли имеется множество разных природных со-
обществ — естественных и искусственных (культурных). Это результат многочисленных смен биогеоценозов и иных процессов, протекающих в живой природе

Естественные природные сообщества — это лес, луг, болото, степь.
Они возникают в результате естественных процессов, независимо от
человека. Такие биогеоценозы включают в себя большое количество
взаимоприспособленных видов. Естественные природные сообщества
устойчивы, они длительное время занимают территорию, на которой
сформировались.

В естественных биогеоценозах всегда большое количество разных видов живых организмов. Поэтому они являются устойчивыми.

На каждой достаточно обширной территории можно встретить раз­ные типы природных сообществ: леса, болота, луга, степи. Ландшафт естественных природных сообществ хорошо различается по внешнему виду, который определяется частью биогеоценоза — растительным сообществом, то есть комплексом совместно обитающих растений в данном биогеоценозе. Вот почему о многообразии природных сооб­ществ судят именно по растительным сообществам.

Лес — естественный биогеоценоз с преобладанием древесных рас­тений. В умеренно холодном климате на территории нашей страны особенно широко представлены хвойные леса. В них преобладают ель, сосна, пихта, лиственница. Они, как основные члены сообщества, образуют еловые, сосновые (их называют борами), пихтовые и ли­ственничные леса.

Сообщество леса. Часть 1

 

 

 

 

Из лиственных пород леса образуют берёза, осина, липа, дуб, клён и ясень. Различают мелколиственные леса (березняки, осинники) и ши­роколиственные (дубравы, липовые, кленовые и ясеневые).

Сообщество леса. Часть 2

 

 

 

 

В широколиственном лесу (дубраве) вместе с дубом часто растут клён, ясень и липа. Среди кустарников обычны лещина обыкновенная, бересклет бородавчатый, волчье лыко, калина обыкновенная. В сы­роватых местах произрастает лиана — хмель вьющийся.

Луг — естественное природное сообщество, в котором преобладают многолетние травы. Обычно это сообщество злаковых или разнотрав­ных растений в местах с достаточным увлажнением почвы.

Есть луга пойменные — они тянутся вдоль рек, иногда их заливают весенние воды. Суходольные луга формируются в виде лесных полян и безлесных долин. Альпийские луга образуются высоко в горах, пото­му их ещё называют высокогорными. Все они — ценные природные сообщества, дающие корм для скота, и служат средой обитания множе­ству различных живых организмов.

Сообщество луга

 

 

 

 

 

Болото развивается в условиях избыточного, застойного увлажне­ния. Оно образуется травянистыми, водно-болотными видами растений с участием кустарничков. В сообществе преобладают моховидные, в ос­новном сфагновые виды. Среди кустарничков встречаются багульник болотный, голубика, клюква', из трав — пушица, осока, росянка круглолистная, белокрыльник.

Болото и его обитатели

 

 

 

 

 

Степь — травянистое сообщество, формирующееся в обширной засушливой зоне чернозёмных почв. Различают злаково-ковыльные и разнотравные степи. Для тех и других характерны дерновинные злаки (ковыль, костёр, типчак), луковичные растения (тюльпаны, гиа­цинты, луки, птицемлечники), разнотравье (шалфей, адонис, полынь, пион, василёк). Растения степных сообществ светолюбивы, способны хорошо переносить летний засушливый период.

 

Природная зона степей

 

 

 

 

Искусственные природные сообщества созданы человеком. К ним относят поля, сады, огороды, оранжереи, парки, скверы. Полевые сооб­щества, созданные усилиями человека, обычно называют агроценоза­ми (от греч. агрос — «поле»).

Агроценозы.

В культурных природных сообществах мало видов, поэтому они неу­стойчивы и могут существовать только при условии постоянной заботы человека. Человек определяет виды, которые целесообразно выращи­вать в культурном сообществе, создаёт и постоянно регулирует почвен­ную среду, обеспечение водой, сроки посева (посадки) и уборки урожая. Без помощи человека культурное сообщество быстро теряет устойчи­вость. На брошенных пашнях, садах вскоре начинается развитие есте­ственных сообществ, в умеренной зоне обычно возникают леса

Любое природное сообщество — часть живого покрова Земли, её био­сферы. Поэтому человек для поддержания своей жизни должен так осу­ществлять свою хозяйственную деятельность, чтобы не разрушать этот величайший дар природы, а, наоборот, со знанием дела поддерживать естественное состояние разнообразных биогеоценозов в своём регионе.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы

Какие компоненты входят в структуру биогеоценоза?

Какие функции в экосистеме осуществляет круговорот веществ?

Какое значение для природного сообщества имеет его ярусное строение?

Каковы особенности растений, обитающих в самом верхнем ярусе биогеоценоза?

От чего зависит устойчивость природного сообщества?

в. Почему агроценозы являются неустойчивыми?

Каковы особенности растений, обитающих в самом нижнем ярусе биогеоценоза?

Отличаются ли условия обитания организмов в естественном биогео­ценозе от условий их обитания в агроценозе?

Каковы причины смены биогеоценозов?

Какова роль человека в смене биогеоценозов?

Подведение итогов урока

 

В живом покрове Земли имеется много различных природных со­обществ (биогеоценозов). Одни из них — естественные. Они доста­точно устойчивы и возникают в природе благодаря процессам после­довательности смены биогеоценозов. Другие сообщества искусствен­ные (культурные) — они неустойчивы, без поддержки человека существуют недолго и вскоре сменяются естественными.

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 58, 59; учебник В.В. Пасечника § 56, 57.)

Найти в словаре значения слов и дать определение поня­тий: «заповедник», «заказник», «национальный парк», «памятник природы».

Творческое задание. Зарисовать постепенную смену одного ра­стительного сообщества другим на ваш выбор.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Описать последовательность стадий смены растительных сообществ на месте вырубленного леса, при зарастании водоема, на голых почвах после извержении вулкана. Информацию об этом можно найти в различной биологической литературе.

Подготовить доклад о влиянии деятельности человека на различные растительные сообщества и о редких и особо охра­няемых видах растениний.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации