12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Урок 59. 2. Многообразие бактерий

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить знакомство с царством бактерий; показать значение бактерий в природе и жизни человека; познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве и про­мышленности; сформировать знания о бактериях — возбудите­лях болезней, о мерах профилактики инфекционных заболева­ний и необходимости соблюдения гигиенических норм и правил в быту.

Оборудование и материалы: таблицы: «Царства живой приро­ды», «Бактерии», «Формы бактерий», «Семейство бобовые», влаж­ный препарат «Клубеньки на корнях бобовых растений», рисунки и увеличенные фотографии колоний бактерий на искусственных питательных средах, отдельных бактерий, культура сенной палоч­ки, портрет И.И. Мечникова.

Ключевые слова и понятия: биосфера, значение бактерий; круговорот веществ, гумус, азотфиксирующие бактерии; желе­зобактерии, бактерии брожения, молочнокислые бактерии, клу­беньковые бактерии, почвенные бактерии, бактерии-симбионты, паразитические болезнетворные бактерии, бактерии гниения; за­болевания, вызываемые бактериями: чума, холера, туберкулез, дизентерия, менингит, тиф, газовая гангрена, столбняк, ангина, дифтерия, коклюш, сальмонеллез.

Ход урока

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Кто такие бактерии?

Каково строение бактериальной клетки?

Почему бактерии относят к прокариотам?

Каково принципиальное отличие в строении растительной и бактериальной клеток?

Что общего в строении растительной и бактериальной клеток?

Какие способы питания характерны для бактерий?

Охарактеризуйте каждый из них.

Как происходит размножение бактерий?

Какие приспособления существуют у бактерий для пережи­вания неблагоприятных условий?

Где расположена наследственная информация у бактери­альной клетки?

Что такое спора? Каково ее значение в жизни бактерии?

Где обитают бактерии?

Можно ли, прокипятив воду в течение 10 мин, с уверенно­стью сказать, что бактерий в ней нет?

Почему бактерии выделяют в отдельное царство живых ор­ганизмов?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Где можно встретить бактерии?

Где бактерий больше — в проветренной комнате или в не- проветренной? (В проветренной комнате бактерий в несколь­ко раз меньше, чем в непроветренной.)

На прошлом уроке мы выяснили, строение бактерий. Но каково же многообразие бактерий? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Фильм про бактерии часть 1

 

 

 

Места обитания бактерий. Бактерии обнаружены везде: в капле да­же самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, песках пустынь, на дне океана, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с темпера­турой около 80 °С. Обитают они на растениях, плодах, у различных жи­вотных и у человека в кишечнике, ротовой полости, на конечностях, на поверхности тела.

Благодаря крайне малым размерам бактерии легко проникают в лю­бые трещины, щели, поры. Они очень выносливы и приспособлены к различным условиям существования.

Фильм про бактерии часть 2

 

 

 

Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до
80-90 °С, не теряя при этом жизнеспособности. А споры бактерий выдерживают даже продолжительное кипячение и очень длительное замораживание.

Многообразие форм бактерий. Бактерии — многочисленные и разнообразные организмы.

Они различаются по форме.

Округлые бактерии называют кокками, а цепочки из кокков —
стрептококками', грозди кокков (наподобие виноградной грозди) —
стафилококками', две округлые бактерии, заключённые в одной слизистой капсуле, — диплококками.

Многие виды бактерий имеют форму палочек, их называют бациллами. Они могут быть либо одиночными, либо в виде цепочек.

Есть также спиралевидные бактерии — спириллы и короткие палочки, всегда изогнутые в виде запятой, — вибрионы.

Разнообразие бактерий по способам питания. У бактерий наблюдаются разные способы питания. Среди них есть автотрофы и гетеротрофы.

Автотрофы — организмы, способные самостоятельно образовывать
органические вещества для своего питания. Автотрофные бактерии — это главным образом цианобактерии (или цианеи, синезелёные водоросли). В их клетках содержится хлорофилл, они способны поглощать энергию солнечного света, образовывать органические вещества и выделять кислород. Кроме цианобактерий, хлорофилл содержат и ещё две группы бактерий — пурпурные бактерии и зелёные серобактерии. Они образуют в процессе фотосинтеза органические вещества,
но при этом не выделяют кислород.

Гетеротрофы — организмы, использующие для своего питания готовые
органические вещества. По способу добывания пищи гетеротрофные бактерии
подразделяются на сапротрофов, симбионтов и паразитов.

Бактерии-сапротрофы (от греч сапрос — «гнилой», трофе — «пища») извлекают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося орга­нического материала всей поверхностью своего тела. Обычно они выде­ляют в этот гниющий материал свои пищеварительные ферменты, а затем всасывают и усваивают растворённые продукты.

Бактерии-симбионты (от греч. симбионтов — «сожительству­ющий») живут совместно с другими организмами и часто приносят им ощутимую пользу. Например, особые бактерии, живущие в утолщени­ях корней (в клубеньках) бобовых растений, из атмосферного воздуха усваивают азот, необходимый для роста растения. Некоторые бакте­рии, живущие внутри кишечника животных и человека, потребляя и перерабатывая их пищу, поставляют им витамины групп В и К.

Бактерии-паразиты (от греч. паразитос — «нахлебник») жи­вут внутри другого организма (его называют хозяином) или на нём, укрываются и питаются его тканями. Как правило, паразиты наносят вред своему хозяину. Они вызывают различные заболевания — бакте­риозы. Такие паразиты называются патогенными (от греч. патос — «страдание»). Обычно бактерии не могут разрушить покровы растения, поэтому они проникают в растение через ранки или естественные от­верстия (устьица, чечевички).

13 фактов о бактериях и интересных местах их скопления

 

 

 

Многие бактерии-паразиты, попадая в организм человека, вызывают заболевания, например дизентерию, туберкулёз, ангину, холеру, чуму.

Разнообразие бактерий по типам обмена веществ. Бактерии отли­чаются друг от друга обменом веществ. У одних он идёт при участии кислорода, у других — без его участия. Царство бактерий — большая и разнообразная группа живых существ. В этом царстве выделяется особая группа — отдел Цианобактерии. Клетки цианобактерий сходны по строению с клетками бактерий, но, в отличие от них, содержат хло­рофилл. По этой причине цианобактерии долгое время относили к цар­ству растений, называя их синезелёными водорослями.

Бактерии - убийцы

 

 

Бактерии — мельчайшие живые существа. Они имеют различную форму, чаще всего — форму палочки. Среди бактерий есть автотро­фы и гетеротрофы. Гетеротрофные бактерии подразделяют на са- протрофов, симбионтов и паразитов. По типу обмена веществ бакте­рий делят на организмы, нуждающиеся в кислороде, и организмы, существующие без него. Среди бактерий есть особая группа — циа­нобактерии, которые могут питаться гетеротрофно и автотрофно, так как в их клетках содержится хлорофилл.

Закрепление знаний и умений

Самостоятельное выполнение задания по материалам двух по­следних уроков

В чем заключается планетарная роль бактерий? Планетарная роль бактерий

Сыграли огромную роль на начальном этапе образования биосферы.

Являются редуцентами (разрушают мертвый органический материал в природных сообществах).

Участвуют в биохимических циклах Земли (круговороты углерода, азота, железа, серы, фосфора и т. д.).

Способствуют фиксации азота атмосферы.

Распространены во всех средах Земли.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.