Урок биологии в 5 классе «Основные этапы развития растительного мира»
Урок биологии в 5 классе. «___»_____________ 20___ г.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
Цель урока. Способствовать формированию эволюционных представлений об усложнении растительных организмов; создать условия для описания основных этапов развития растительного мира.
Задачи.
Образовательные: развивать эволюционные представления об усложнении растительных организмов, их приспособленности к условиям жизни; познакомить с особенностями строения первых наземных растений, причинами господства семенных растений.
Воспитательные: Способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Развивающие: Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Планируемые результаты.
Предметные.
Выявление уровня знаний: основных этапов развития растений; признаки их усложнения в процессе исторического развития; причин (движущие силы) эволюции растений; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях по теме.
Метапредметные.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; владение монологической и диалогической формами речи; умение полно и точно выражать свои мысли; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации; умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.
Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности; организация рефлексии своего отношения к учению.
Ход урока.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Фронтальный опрос.
Назовите признаки основных групп растений?
Чем высшие растения отличаются от низших?
Какие растения сейчас занимают господствующее положение на Земле? Почему?
Какие факты доказывают, что растительный мир изменялся в процессе эволюции?
Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства!
Начальные этапы развития растительного мира. Стр. 134
Изучение древнейших слоев земной коры, отпечатков и окаменелостей ранее живших растений и животных и многие другие исследования позволили установить, что Земля образовалась более 5 млрд лет назад.
Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5—4 млрд лет назад. Простейшие одноклеточные организмы по строению были схожи с бактериями. Они ещё не имели обособленного ядра, но обладали системой обмена веществ и способностью к размножению. В пищу они использовали органические и минеральные вещества, растворённые в воде первичного океана. Постепенно запасы питательных веществ в первичном океане стали истощаться. Между клетками началась борьба за пищу. В этих условиях у некоторых клеток появился зелёный пигмент — хлорофилл, и они приспособились к использованию энергии солнечного света для превращения в пищу воды и углекислого газа. Так возник фотосинтез, то есть процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии света. С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться кислород. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, то есть в основном включать азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.
Вопросы для беседы.
Каков возраст Земли?
Когда появились первые живые организмы?
Какими особенностями строения обладали первые живые организмы?
Какое значение для эволюции имело появление фотосинтеза?
Появление водорослей.
От древних простейших одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу, произошли одноклеточные водоросли. Одноклеточные водоросли — родоначальники царства растений. Наряду с плавающими формами среди водорослей появились и прикреплённые ко дну. Такой образ жизни привёл к расчленению тела на части: одни из них служат для прикрепления к субстрату, другие осуществляют фотосинтез. У некоторых зелёных водорослей это было достигнуто благодаря гигантской многоядерной клетке, расчленённой на листовидную и корневидную части. Однако более перспективным оказалось разделение многоклеточного тела на части, выполняющие различные функции.
Важное значение для дальнейшего развития растений имело возникновение у водорослей полового размножения. Размножение половым путём способствовало изменчивости организмов и приобретению ими новых свойств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни.
Вопросы для беседы.
Чем водоросли отличаются от цианобактерий?
Выход растений на сушу. Поверхность материков и дно океана со временем изменились. Поднимались новые материки, уходили под воду существовавшие раньше. Из-за колебаний земной коры на месте морей возникала суша. Изучение ископаемых остатков показывает, что растительный мир Земли тоже изменялся.
Переход растений к наземному образу жизни, по-видимому, был связан с существованием периодически заливавшихся и освобождавшихся от воды участков суши. Осушение этих участков происходило постепенно. У некоторых водорослей стали появляться приспособления к обитанию вне воды.
В это время на земном шаре был влажный и тёплый климат. Начался переход некоторых растений от водного к наземному образу жизни. У древних многоклеточных водорослей строение постепенно усложнялось, и они дали начало первым наземным растениям (рис. 85).
Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоёмов риниофиты, например риния (рис. 86). Они существовали 420—400 млн лет назад, а потом вымерли.
Строение риниофитов ещё напоминало строение многоклеточных водорослей: отсутствовали настоящие стебли, листья, корни, в высоту они достигали около 25 см. Ризоиды, с помощью которых они прикреплялись к почве, поглощали из неё воду и минеральные соли. Наряду с подобием корней, стебля и примитивной проводящей системы риниофиты имели покровную ткань, предохранявшую их от высыхания. Размножались они спорами.
Происхождение высших споровых растений. От риниофитоподобных растений произошли древние плауны, хвощи и папоротники и, по-видимому, мхи, у которых уже были стебли, листья, корни (рис. 87). Это были типичные споровые растения, своего расцвета они достигли около 300 млн лет назад, когда климат был тёплым и влажным, что благоприятствовало росту и размножению папоротников, хвощей и плаунов. Однако их выход на сушу и отрыв от водной среды не были ещё окончательными. При половом размножении споровым растениям для оплодотворения необходима водная среда.
Вопросы для беседы.
Под влиянием каких условий древние растения перешли от водного образа жизни к наземному?
Как назывались первые наземные растения?
Как выдумаете, от каких растений произошли риниофиты?
Какое имели они строение?
Каким растениям дали начало риниофиты?
Какое эволюционное значение имел выход растений на сушу?
Развитие семенных растений. В конце каменноугольного периода климат Земли почти повсеместно стал суше и холоднее. Древовидные папоротники, хвощи и плауны постепенно вымирали. Появились примитивные голосеменные растения — потомки некоторых древних папоротниковидных .
Происхождение голосеменных от древних папоротниковидных доказывает многие черты сходства между этими растениями. Это сходство не только внешнее. Общие черты наблюдаются в строении органов: стеблей, листьев и корней.
Очевидно, предками голосеменных растений были древовидные, лиановидные и травянистые семенные папоротники, впоследствии полностью вымершие. Их семена развивались на листьях, шишек ещё не было.
Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние голосеменные растения постепенно вымирали (рис. 88). Им на смену приходили более совершенные растения — сосна, ель, пихта.
Растения, размножавшиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножавшиеся спорами. Это связано с тем, что возможность оплодотворения у них не зависит от наличия воды во внешней среде. Особенно явно превосходство семенных растений над споровыми проявилось, когда климат стал менее влажным.
Покрытосеменные растения появились на Земле около 130 млн лет назад.
Покрытосеменные оказались наиболее приспособленными к жизни на суше растениями. Только у покрытосеменных имеются цветки, их семена развиваются внутри плода и защищены околоплодником. Покрытосеменные быстро расселились по всей Земле и заняли все возможные места обитания. Уже более 60 млн лет покрытосеменные растения господствуют на Земле.
Приспособившись к различным условиям существования, покрытосеменные создали разнообразный растительный покров Земли из деревьев, кустарников и трав.
Вопросы для беседы.
От каких организмов произошли первые семенные растения? С чем это связано?
Почему семенные растения заняли господствующее положение?
Биологический диктант.
Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов.
1)Где возникли первые растительные организмы?
А) на земле
Б) в воздухе
В) в воде
2) С появлением каких организмов началось более энергичное накопление кислорода в атмосфере Земли?
А)бактерий
Б) цианобактерий
3) Какие особенности строения риниофитов позволили им дать начало первым наземным растениям?
А) корнеподобные выросты (ризоиды)
Б) наличие проводящей ткани
В) размножение спорами
Г) наличие корней, стеблей, листьев
Д) наличие развитой покровной ткани.
4) Какие растения дали начало риниофитам?
а) водоросли
б) мхи
в) папоротникообразные
5) Крупное событие в истории развития жизни на Земле:
А) появление фотосинтеза
Б) появление доядерных организмов
В) верно а и б
Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Все ли вам было понятно?
Какие возникли трудности?
Домашнее задание. §24, заполнить таблицу.
Эволюция наземных растений.
Ступени развития |
Среда обитания |
Время возникновения |
Биологический диктант.
Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов.
1)Где возникли первые растительные организмы?
А) на земле
Б) в воздухе
В) в воде
2) С появлением каких организмов началось более энергичное накопление кислорода в атмосфере Земли?
А)бактерий
Б) цианобактерий
3) Какие особенности строения риниофитов позволили им дать начало первым наземным растениям?
А) корнеподобные выросты (ризоиды)
Б) наличие проводящей ткани
В) размножение спорами
Г) наличие корней, стеблей, листьев
Д) наличие развитой покровной ткани.
4) Какие растения дали начало риниофитам?
а) водоросли
б) мхи
в) папоротникообразные
5) Крупное событие в истории развития жизни на Земле:
А) появление фотосинтеза
Б) появление доядерных организмов
В) верно а и б
Биологический диктант.
Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов.
1)Где возникли первые растительные организмы?
А) на земле
Б) в воздухе
В) в воде
2) С появлением каких организмов началось более энергичное накопление кислорода в атмосфере Земли?
А)бактерий
Б) цианобактерий
3) Какие особенности строения риниофитов позволили им дать начало первым наземным растениям?
А) корнеподобные выросты (ризоиды)
Б) наличие проводящей ткани
В) размножение спорами
Г) наличие корней, стеблей, листьев
Д) наличие развитой покровной ткани.
4) Какие растения дали начало риниофитам?
а) водоросли
б) мхи
в) папоротникообразные
5) Крупное событие в истории развития жизни на Земле:
А) появление фотосинтеза
Б) появление доядерных организмов
В) верно а и б
6