12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Федорова Елена Алексеевна159
Россия, Ханты-Мансийский АО, Унъюган
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

МКОУ «Унъюганская СОШ№1»

П.Унъюган, Октябрьского р-на, Тюменской обл.

Урок математики в 4 классе (УМК «Школа России»)

по теме «Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы»

Автор разработки:

Федорова Е.А.

учитель начальных классов

Тема: Нумерация.

Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы.

Тип урока: комбинированный.

Материалы к уроку:

Записи на доске, презентация по теме урока, раздаточный материал (карточки для работы в группе, наборы таблиц для индивидуальной работы), учебник «Математика» 4 класс под редакцией М.И.Морро, рабочие тетради.

Цели урока:

Изучение разрядного и классового состава многозначных чисел.

Развитие памяти, внимания, образного и логического мышления.

Воспитание интереса и познавательной мотивации младших школьников к изучению математики, воспитание умения работать в группе, воспитание доброжелательности по отношению друг к другу, желание помочь.

Задачи урока:

  1. Учить выделять единицы 1-го и 2-го класса. Ввести названия новых разрядов и классов.

    Формировать способы учебной деятельности (анализ, сравнение, классификация по различным признакам), образное, пространственное и творческое мышление.

    Развивать общие способы и подходы к решению задач, умение

анализировать, сравнивать, обобщать, соотносить разрядные

единицы.

4. Совершенствовать вычислительные навыки.

5. Расширять знания о многозначных числах.

Ход урока.

Организационный момент.

Доброе утро. Нам предстоит сегодня узнать много нового, поэтому я желаю всем нам удачи.

Сообщение темы и цели урока.

Слайд: 1. Тема-Нумерация.

Посмотрите на числа, записанные на доске. Как вы думаете, какая тема нашего урока? Да, мы продолжим изучать тему «Нумерация», с которой вы познакомились ещё в 1 классе. Попробуйте ответить на вопросы:

Что узнаем? ( новые разряды многозначных чисел),

Чему научимся? (будем учиться правильно называть многозначные числа).

Что повторим? (Вспомним разрядный состав трёхзначных чисел, повторим действия с числами и решение задач).

III. Актуализация знаний.

Устный счёт.

Урок начнём с разминки. Для этого встаньте, пожалуйста, в 3 колонки. Я хочу посмотреть, какой ряд самый организованный, самый сообразительный, самый быстрый.

По моему сигналу выходите к доске, записываете значение выражений и встаёте в конец колонны. Как только команда справится с заданиями, руки скрепляем в замок и поднимаем вверх. (Эстафета у доски).

320+40

360

130+80

220

530+70

600

570-300

270

670-500

170

980-400

580

60*5

300

30*6

180

40*8

320

800:4

200

600:10

60

500:50

10

540:6

90

810:9

90

240:8

30

180+50

230

450+30

480

640+50

690

17*4

68

16*5

80

13*7

91

170-71

99

230-50

180

340-70

270

- Садитесь, пожалуйста

- Проверяем, как выполнили задание ребята первой группы

Слайд: 2. Таблица (поочерёдно появляются результаты выражений каждой группы)

- Сравните результаты на экране и на доске (учитель показывает указкой).

- Поднимите руку, если нашли ошибку (учитель вызывает ученика в роли учителя, чтобы зачеркнуть неправильный ответ).

(Также продолжается работа с другими группами).

2. Повторение разрядного состава трёхзначных чисел.

Подготовка к изучению нового материала.

- Давайте посмотрим какие результаты у нас получились.

Слайд: 3. 3 столбика результатов(полная таблица).

360

220

600

270

170

580

300

180

320

200

60

10

90

90

30

230

480

690

68

80

91

99

180

270

- На какие 2 группы можно разбить все числа?

- Назовите, из каких разрядов состоят 2-х значные числа? 3-х значные числа?

- На каком месте в числе записываем каждый новый разряд?

- А как вы думаете, могут состоять числа из 4, 5 разрядов?

IV. Изучение нового материала.

Слайд: 4.Пирамида.

1. Беседа

- Посмотрите на эти числа (учитель рукой показывает на экран)

- Что общего? (во всех числах есть разряд единиц;

в каждом разряде одинаковые числа)

- Чем отличаются числа? (количеством цифр в каждом разряде)

- Давайте прочитаем все числа, назовём сколько в них разрядов и как они называются одним словом

- Назовите, сколько тысяч в четырёхзначном числе(показываю), в пятизначном, шестизначном?

- Давайте дадим название неизвестным разрядам

- Что общего в названии этих разрядов? Давайте объединим их в одну группу и назовём её.

- Дадим название первой группе.

Слайд:5. Пирамида (по щелчку появляются названия разрядов, затем названия классов)

V. Сообщение темы урока.

(Прикрепить на доску тему урока)

Слайд:6. Тема урока.

- С какими новыми разрядами и классами мы познакомились? Эта тема нашего сегодняшнего урока. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы.

2. Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 22. Прочитаем, что ещё нового по этой теме сообщает нам наш учебник.

- Найдите текст с красной чертой над таблицей. Прочитаем его.

-Итак, 1дес. тысяч - это 10 тысяч. 5дес. тысяч – это…(50тыс.), 7,9.

1 сотня тысяч – это 10 десятков тысяч, а 3сот, 6сот?

1 тысяча тысяч – это 10 сотен тысяч.

-Кто знает, как по- другому называется это число? (1 миллион).

100 с.22.

- Ещё раз рассмотрите таблицу разрядов в учебнике. Сколько разрядов в каждом классе? Назовите разряды, которые составляют 1 класс, 2класс. Что общего, чем отличаются?

-Прочитаем числа в таблице. Читаем текст с красной чертой под таблицей.

- Какую геометрическую фигуру напоминает вам таблица?

Я думаю, ваши глазки уже устали. Сделаем зарядку для них.

3. Гимнастика для глаз.

Рисуй глазами четырёхугольник.(Ведём глазками вправо, вниз ,влево, вверх и возвращаемся в начал.).

Теперь ведём диагональ вниз, в правый угол.

И вновь глазами вверх ведём

И новую диагональ проводим влево, вниз.

И в точке пересечения сейчас остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

VI. Закрепление изученного материала.

1.Коллективная работа. (Работа с индивидуальными таблицами разрядов и классов).

- Возьмите в руки таблицы разрядов и классов.

- Запишите числа в ваших таблицах.1 ребёнок пишет числа у доски.

2 сот. тыс., 5 дес. тыс.,3 ед. тыс., 1сот., 4дес., 7 ед.; Прочитайте.

- Ск-ко ед. 1кл., 2 кл.;

548 тыс. 125 ед; Прочитайте.

300тыс.; Прочитайте. Единицы каких разрядов отсутствуют? Что ставим на их месте? (0).

ВЫВОД: - Что нового узнали на уроке?

- Названия классов и разрядов дома надо выучить.

2. Физкультминутка.

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём.

А осенью листья стряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

3.Решение задач.

а) разбор задачи и составление схемы.

Переходим к решению новых задач урока. Откройте учебник на стр.23. Найдите № 104. Прочитайте задачу.

- О чём говорится в задаче?

 

Слайд:7. Луч

- Давайте обозначим условие задачи с помощью луча.

- Кто знает, что такое луч? (Учитель указкой показывает на экран).

- (Учитель проводит инструктаж). Возьмите в руки карандаш, поставьте точку и проведите луч.

Слайд:8. Луч по щелчку делим на отрезки ( сначала большой, дуга, под дугой надпись 120; потом маленький и число40;отрезок и число 30

- А теперь с помощью отрезков будем обозначать кол-во деревьев.

- Сколько всего деревьев? (120). Обозначим большой отрезок.

- Какие деревья мы обозначили?

- Из них сколько лип? (40). Обозначим.

- Давайте подумаем, сколько возьмём клёнов?

Можем мы их взять больше, чем 120, 120? Почему?

- Давайте прикинем сколько саженцев приходится на клёны и дубы? ( Не больше какого числа должно быть количество клёнов и дубов?)

- Какое кол-во клёнов выбираем? (30). Обозначим.

- Обозначим дубы. (?).

 

б) Самостоятельная работа (решение задачи).

Решение задач по действиям с пояснением. Составление выражений. (планирую работу в паре)

Анализ разных способов решения.

- Я прошла, посмотрела и увидела у вас в тетрадях разные способы решения задачи. Посмотрите на экран.

Слайд9. Разные способы решения задач (по щелчку)

I. 1) 120-40=80(с.)

2) 80-30=50(д)

II. 1)40+30=70(д)

2)120-70=50(д)

III. 120+40=160(с)

- Поднимите руки, у кого такое решение? (на экране первый способ решения). Составьте выражение по данному решению и назовите его.

- Также проводится работа со вторым способом решения.

- Можно ли решить задачу 3 способом? Почему?

3. Преобразование условия и вопроса.

- Измените условие задачи так, чтобы решение: 120+40=160 было верным. (Привезли 120 саженцев лип, дубов, клёнов, а потом ещё 40 саженцев рябин. Сколько всего деревьев посадили?).

4. Составление обратной задачи (планирую работу в группе).

(Учитель даёт инструктаж о ходе выполнения работы по рядам, напоминает вопросы к задаче по образце на экране).

Слайд: 10. Вопросы к задаче

5. Нахождение соответствия между условием задачи и схемами. Выбор схемы.

- Выберите правильную схему.

Слайд: 11. Схемы

Сегодняшняя задача напомнила мне одну житейскую мудрость, что которая говорит о том, что каждый человек в своей жизни должен посадить дерево и построить дом. А может кто – нибудь уже наполовину выполнил эту программу? Кто – то занимался посадкой деревьев? Посадить дерево – сложное, но благородное дело. Ведь человек оставляет память о себе на века и украшает тем самым наш мир. А как устают руки… Давайте вспомним сейчас о наших пальчиках, которые устали уже наверно, и поможем им справиться с усталостью.

 

4. Физкультминутка для пальчиков. (Про семью).

Моя семья.

1,2,3,4!

Кто живёт в моей квартире?

(Хлопки на счёт).

1,2.3,4,5-

Всех могу пересчитать:

(Хлопки на счёт).

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

(Поочерёдное поглаживание(массаж) всех 10 пальцев).

5. Тестовое задание с выбором правильного ответа. (Учитель читает задание вслух, разрядная таблица в помощь на экране.).

Вспомнить тему, сколько ед. в каждом классе.

В каждом задании обведите букву с правильным ответом

1.Найдите пятизначное число.

л) 344; м) 30444; н) 3044.

2. Найдите число, в котором 5 единиц тысяч?

о) 5432; п) 543; р) 34125

3. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 1 класса?

л) 825000 м) 764892; н) 1532

4. Найдите четырёхзначное число

м) 789678; н) 34523; о) 9768

5. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 2 класса?

б) 234567; д) 327; е) 459 730

6. Найдите шестизначное число

г) 5823; д)24761; е) 243596

7. Сколько цифр в шестизначном числе?

х) 6; ц) 8; ч) 4.

6. Проверка тестового задания.

- Назовите буквы с правильными ответами

Слайд: 12. Молодец

VII. Итог. Рефлексия.

Оценивание. У вас 5 оценок. Поднимите руки у кого больше «5». Значит оценка за урок «5», У кого больше 4 – «4».

Д/З. (Дифференцированное задание).

Каждый ученик сможет выбрать домашнее задание по цвету осеннего листка:

Жёлтый: 1) Выучить название разрядов и классов по таблице в учебнике

2) Решить задачу № 105.

Красный: 1) Выучить название разрядов и классов по таблице в учебнике

2) Составь обратную задачу № 105 и реши её

Зелёный: 1) Выучить название разрядов и классов по таблице в учебнике

2) Составь задачу подобную № 105, реши её и сделай к ней рисунок

Рефлексия.

Что узнали? Чему научились?А теперь покажите мне, с каким настроением вы уходите с урока.. На доске 3 рисунка. Если вы всё поняли, то выходим к солнышку. Если есть затруднения, то к солнышку с тучкой, если проблемы – к тучке.

(Объясните, почему выбрали такое настроение).

- Я довольна вашей работой. Спасибо за урок. И пусть на каждом уроке вас согревает доброе солнце.

Литература:

М.И. Моро Математика 4 класс Издательство «Просвещение», 2014 г

М.И. Моро Методическое пособие к учебнику математика 4 класс. Издательство «Просвещение», 2014 г.

Ковалько В.И. Школа физкультминуток(1-4). М.: Вако, 2014

2 класс–класс тысяч

1 класс–класс единиц

Сотни

тысяч

Десятки

тысяч

Единицы

тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

           
           

2 класс–класс тысяч

1 класс–класс единиц

Сотни

тысяч

Десятки

тысяч

Единицы

тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

           
           

2 класс–класс тысяч

1 класс–класс единиц

Сотни

тысяч

Десятки

тысяч

Единицы

тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

           
           

В каждом задании обведите букву с правильным ответом

1.Найдите пятизначное число.

л) 344; м) 30444; н) 3044.

2. Найдите число, в котором 5 единиц тысяч?

о) 5432; п) 543; р) 34125

3. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 1 класса?

л) 825000 м) 764892; н) 1532

4. Найдите четырёхзначное число

м) 789678; н) 34523; о) 9768

5. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 2 класса?

б) 234567; д) 327; е) 459 730

6. Найдите шестизначное число

г) 5823; д)24761; е) 243596

7. Сколько цифр в шестизначном числе?

х) 6; ц) 8; ч) 4.

В каждом задании обведите букву с правильным ответом

1.Найдите пятизначное число.

л) 344; м) 30444; н) 3044.

2. Найдите число, в котором 5 единиц тысяч?

о) 5432; п) 543; р) 34125

3. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 1 класса?

л) 825000 м) 764892; н) 1532

4. Найдите четырёхзначное число

м) 789678; н) 34523; о) 9768

5. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 2 класса?

б) 234567; д) 327; е) 459 730

6. Найдите шестизначное число

г) 5823; д)24761; е) 243596

7. Сколько цифр в шестизначном числе?

х) 6; ц) 8; ч) 4.

В каждом задании обведите букву с правильным ответом

1.Найдите пятизначное число.

л) 344; м) 30444; н) 3044.

2. Найдите число, в котором 5 единиц тысяч?

о) 5432; п) 543; р) 34125

3. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 1 класса?

л) 825000 м) 764892; н) 1532

4. Найдите четырёхзначное число

м) 789678; н) 34523; о) 9768

5. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 2 класса?

б) 234567; д) 327; е) 459 730

6. Найдите шестизначное число

г) 5823; д)24761; е) 243596

7. Сколько цифр в шестизначном числе?

х) 6; ц) 8; ч) 4.

В каждом задании обведите букву с правильным ответом

1.Найдите пятизначное число.

л) 344; м) 30444; н) 3044.

2. Найдите число, в котором 5 единиц тысяч?

о) 5432; п) 543; р) 34125

3. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 1 класса?

л) 825000 м) 764892; н) 1532

4. Найдите четырёхзначное число

м) 789678; н) 34523; о) 9768

5. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 2 класса?

б) 234567; д) 327; е) 459 730

6. Найдите шестизначное число

г) 5823; д)24761; е) 243596

7. Сколько цифр в шестизначном числе?

х) 6; ц) 8; ч) 4.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»

Комментарии (3)

Труфанова Вера, 23.03.17 в 05:02 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный урок.
Сизова Наталья Юрьевна, 23.03.17 в 20:40 0 Ответить Пожаловаться
Елена Алексеевна, благодарю за интересный урок. Считаю, что представленный материал станет отличным подспорьем для организации деятельности, направленной на изучение разрядного и классового состава многозначных чисел в 4 классах начальной школы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.