Урок математики в 4 классе «Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы»
МКОУ «Унъюганская СОШ№1»
П.Унъюган, Октябрьского р-на, Тюменской обл.
Урок математики в 4 классе (УМК «Школа России»)
по теме «Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы»
Автор разработки:
Федорова Е.А.
учитель начальных классов
Тема: Нумерация.
Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы.
Тип урока: комбинированный.
Материалы к уроку:
Записи на доске, презентация по теме урока, раздаточный материал (карточки для работы в группе, наборы таблиц для индивидуальной работы), учебник «Математика» 4 класс под редакцией М.И.Морро, рабочие тетради.
Цели урока:
Изучение разрядного и классового состава многозначных чисел.
Развитие памяти, внимания, образного и логического мышления.
Воспитание интереса и познавательной мотивации младших школьников к изучению математики, воспитание умения работать в группе, воспитание доброжелательности по отношению друг к другу, желание помочь.
Задачи урока:
-
Учить выделять единицы 1-го и 2-го класса. Ввести названия новых разрядов и классов.
Формировать способы учебной деятельности (анализ, сравнение, классификация по различным признакам), образное, пространственное и творческое мышление.
Развивать общие способы и подходы к решению задач, умение
анализировать, сравнивать, обобщать, соотносить разрядные
единицы.
4. Совершенствовать вычислительные навыки.
5. Расширять знания о многозначных числах.
Ход урока.
Организационный момент.
Доброе утро. Нам предстоит сегодня узнать много нового, поэтому я желаю всем нам удачи.
Сообщение темы и цели урока.
Слайд: 1. Тема-Нумерация. |
Посмотрите на числа, записанные на доске. Как вы думаете, какая тема нашего урока? Да, мы продолжим изучать тему «Нумерация», с которой вы познакомились ещё в 1 классе. Попробуйте ответить на вопросы:
Что узнаем? ( новые разряды многозначных чисел),
Чему научимся? (будем учиться правильно называть многозначные числа).
Что повторим? (Вспомним разрядный состав трёхзначных чисел, повторим действия с числами и решение задач).
III. Актуализация знаний.
Устный счёт.
Урок начнём с разминки. Для этого встаньте, пожалуйста, в 3 колонки. Я хочу посмотреть, какой ряд самый организованный, самый сообразительный, самый быстрый.
По моему сигналу выходите к доске, записываете значение выражений и встаёте в конец колонны. Как только команда справится с заданиями, руки скрепляем в замок и поднимаем вверх. (Эстафета у доски).
320+40 |
360 |
130+80 |
220 |
530+70 |
600 |
570-300 |
270 |
670-500 |
170 |
980-400 |
580 |
60*5 |
300 |
30*6 |
180 |
40*8 |
320 |
800:4 |
200 |
600:10 |
60 |
500:50 |
10 |
540:6 |
90 |
810:9 |
90 |
240:8 |
30 |
180+50 |
230 |
450+30 |
480 |
640+50 |
690 |
17*4 |
68 |
16*5 |
80 |
13*7 |
91 |
170-71 |
99 |
230-50 |
180 |
340-70 |
270 |
- Садитесь, пожалуйста
- Проверяем, как выполнили задание ребята первой группы
Слайд: 2. Таблица (поочерёдно появляются результаты выражений каждой группы) |
- Сравните результаты на экране и на доске (учитель показывает указкой).
- Поднимите руку, если нашли ошибку (учитель вызывает ученика в роли учителя, чтобы зачеркнуть неправильный ответ).
(Также продолжается работа с другими группами).
2. Повторение разрядного состава трёхзначных чисел.
Подготовка к изучению нового материала.
- Давайте посмотрим какие результаты у нас получились.
Слайд: 3. 3 столбика результатов(полная таблица). |
360 |
220 |
600 |
270 |
170 |
580 |
300 |
180 |
320 |
200 |
60 |
10 |
90 |
90 |
30 |
230 |
480 |
690 |
68 |
80 |
91 |
99 |
180 |
270 |
- На какие 2 группы можно разбить все числа?
- Назовите, из каких разрядов состоят 2-х значные числа? 3-х значные числа?
- На каком месте в числе записываем каждый новый разряд?
- А как вы думаете, могут состоять числа из 4, 5 разрядов?
IV. Изучение нового материала.
Слайд: 4.Пирамида. |
1. Беседа
- Посмотрите на эти числа (учитель рукой показывает на экран)
- Что общего? (во всех числах есть разряд единиц;
в каждом разряде одинаковые числа)
- Чем отличаются числа? (количеством цифр в каждом разряде)
- Давайте прочитаем все числа, назовём сколько в них разрядов и как они называются одним словом
- Назовите, сколько тысяч в четырёхзначном числе(показываю), в пятизначном, шестизначном?
- Давайте дадим название неизвестным разрядам
- Что общего в названии этих разрядов? Давайте объединим их в одну группу и назовём её.
- Дадим название первой группе.
Слайд:5. Пирамида (по щелчку появляются названия разрядов, затем названия классов)
V. Сообщение темы урока.
(Прикрепить на доску тему урока)
Слайд:6. Тема урока.
- С какими новыми разрядами и классами мы познакомились? Эта тема нашего сегодняшнего урока. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы.
2. Работа с учебником.
–Откройте учебник на стр. 22. Прочитаем, что ещё нового по этой теме сообщает нам наш учебник.
- Найдите текст с красной чертой над таблицей. Прочитаем его.
-Итак, 1дес. тысяч - это 10 тысяч. 5дес. тысяч – это…(50тыс.), 7,9.
1 сотня тысяч – это 10 десятков тысяч, а 3сот, 6сот?
1 тысяча тысяч – это 10 сотен тысяч.
-Кто знает, как по- другому называется это число? (1 миллион).
№100 с.22.
- Ещё раз рассмотрите таблицу разрядов в учебнике. Сколько разрядов в каждом классе? Назовите разряды, которые составляют 1 класс, 2класс. Что общего, чем отличаются?
-Прочитаем числа в таблице. Читаем текст с красной чертой под таблицей.
- Какую геометрическую фигуру напоминает вам таблица?
Я думаю, ваши глазки уже устали. Сделаем зарядку для них.
3. Гимнастика для глаз.
Рисуй глазами четырёхугольник.(Ведём глазками вправо, вниз ,влево, вверх и возвращаемся в начал.).
Теперь ведём диагональ вниз, в правый угол.
И вновь глазами вверх ведём
И новую диагональ проводим влево, вниз.
И в точке пересечения сейчас остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
VI. Закрепление изученного материала.
1.Коллективная работа. (Работа с индивидуальными таблицами разрядов и классов).
- Возьмите в руки таблицы разрядов и классов.
- Запишите числа в ваших таблицах.1 ребёнок пишет числа у доски.
2 сот. тыс., 5 дес. тыс.,3 ед. тыс., 1сот., 4дес., 7 ед.; Прочитайте.
- Ск-ко ед. 1кл., 2 кл.;
548 тыс. 125 ед; Прочитайте.
300тыс.; Прочитайте. Единицы каких разрядов отсутствуют? Что ставим на их месте? (0).
ВЫВОД: - Что нового узнали на уроке?
- Названия классов и разрядов дома надо выучить.
2. Физкультминутка.
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём.
А осенью листья стряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
3.Решение задач.
а) разбор задачи и составление схемы.
Переходим к решению новых задач урока. Откройте учебник на стр.23. Найдите № 104. Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
Слайд:7. Луч
- Давайте обозначим условие задачи с помощью луча.
- Кто знает, что такое луч? (Учитель указкой показывает на экран).
- (Учитель проводит инструктаж). Возьмите в руки карандаш, поставьте точку и проведите луч.
Слайд:8. Луч по щелчку делим на отрезки ( сначала большой, дуга, под дугой надпись 120; потом маленький и число40;отрезок и число 30
- А теперь с помощью отрезков будем обозначать кол-во деревьев.
- Сколько всего деревьев? (120). Обозначим большой отрезок.
- Какие деревья мы обозначили?
- Из них сколько лип? (40). Обозначим.
- Давайте подумаем, сколько возьмём клёнов?
– Можем мы их взять больше, чем 120, 120? Почему?
- Давайте прикинем сколько саженцев приходится на клёны и дубы? ( Не больше какого числа должно быть количество клёнов и дубов?)
- Какое кол-во клёнов выбираем? (30). Обозначим.
- Обозначим дубы. (?).
б) Самостоятельная работа (решение задачи).
Решение задач по действиям с пояснением. Составление выражений. (планирую работу в паре)
Анализ разных способов решения.
- Я прошла, посмотрела и увидела у вас в тетрадях разные способы решения задачи. Посмотрите на экран.
Слайд9. Разные способы решения задач (по щелчку)
I. 1) 120-40=80(с.)
2) 80-30=50(д)
II. 1)40+30=70(д)
2)120-70=50(д)
III. 120+40=160(с)
- Поднимите руки, у кого такое решение? (на экране первый способ решения). Составьте выражение по данному решению и назовите его.
- Также проводится работа со вторым способом решения.
- Можно ли решить задачу 3 способом? Почему?
3. Преобразование условия и вопроса.
- Измените условие задачи так, чтобы решение: 120+40=160 было верным. (Привезли 120 саженцев лип, дубов, клёнов, а потом ещё 40 саженцев рябин. Сколько всего деревьев посадили?).
4. Составление обратной задачи (планирую работу в группе).
(Учитель даёт инструктаж о ходе выполнения работы по рядам, напоминает вопросы к задаче по образце на экране).
Слайд: 10. Вопросы к задаче |
5. Нахождение соответствия между условием задачи и схемами. Выбор схемы.
- Выберите правильную схему.
Слайд: 11. Схемы |
Сегодняшняя задача напомнила мне одну житейскую мудрость, что которая говорит о том, что каждый человек в своей жизни должен посадить дерево и построить дом. А может кто – нибудь уже наполовину выполнил эту программу? Кто – то занимался посадкой деревьев? Посадить дерево – сложное, но благородное дело. Ведь человек оставляет память о себе на века и украшает тем самым наш мир. А как устают руки… Давайте вспомним сейчас о наших пальчиках, которые устали уже наверно, и поможем им справиться с усталостью.
4. Физкультминутка для пальчиков. (Про семью).
Моя семья. 1,2,3,4! Кто живёт в моей квартире? (Хлопки на счёт). 1,2.3,4,5- Всех могу пересчитать: (Хлопки на счёт). |
Папа, мама, брат, сестрёнка, Кошка Мурка, два котёнка, Мой щегол, сверчок и я – Вот и вся моя семья! (Поочерёдное поглаживание(массаж) всех 10 пальцев). |
5. Тестовое задание с выбором правильного ответа. (Учитель читает задание вслух, разрядная таблица в помощь на экране.).
Вспомнить тему, сколько ед. в каждом классе.
В каждом задании обведите букву с правильным ответом
1.Найдите пятизначное число.
л) 344; м) 30444; н) 3044.
2. Найдите число, в котором 5 единиц тысяч?
о) 5432; п) 543; р) 34125
3. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 1 класса?
л) 825000 м) 764892; н) 1532
4. Найдите четырёхзначное число
м) 789678; н) 34523; о) 9768
5. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 2 класса?
б) 234567; д) 327; е) 459 730
6. Найдите шестизначное число
г) 5823; д)24761; е) 243596
7. Сколько цифр в шестизначном числе?
х) 6; ц) 8; ч) 4.
6. Проверка тестового задания.
- Назовите буквы с правильными ответами
Слайд: 12. Молодец
VII. Итог. Рефлексия.
Оценивание. У вас 5 оценок. Поднимите руки у кого больше «5». Значит оценка за урок «5», У кого больше 4 – «4».
Д/З. (Дифференцированное задание).
Каждый ученик сможет выбрать домашнее задание по цвету осеннего листка:
Жёлтый: 1) Выучить название разрядов и классов по таблице в учебнике
2) Решить задачу № 105.
Красный: 1) Выучить название разрядов и классов по таблице в учебнике
2) Составь обратную задачу № 105 и реши её
Зелёный: 1) Выучить название разрядов и классов по таблице в учебнике
2) Составь задачу подобную № 105, реши её и сделай к ней рисунок
Рефлексия.
Что узнали? Чему научились?А теперь покажите мне, с каким настроением вы уходите с урока.. На доске 3 рисунка. Если вы всё поняли, то выходим к солнышку. Если есть затруднения, то к солнышку с тучкой, если проблемы – к тучке.
(Объясните, почему выбрали такое настроение).
- Я довольна вашей работой. Спасибо за урок. И пусть на каждом уроке вас согревает доброе солнце.
Литература:
М.И. Моро Математика 4 класс Издательство «Просвещение», 2014 г
М.И. Моро Методическое пособие к учебнику математика 4 класс. Издательство «Просвещение», 2014 г.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток(1-4). М.: Вако, 2014
2 класс–класс тысяч |
1 класс–класс единиц |
||||
Сотни тысяч |
Десятки тысяч |
Единицы тысяч |
Сотни |
Десятки |
Единицы |
2 класс–класс тысяч |
1 класс–класс единиц |
||||
Сотни тысяч |
Десятки тысяч |
Единицы тысяч |
Сотни |
Десятки |
Единицы |
2 класс–класс тысяч |
1 класс–класс единиц |
||||
Сотни тысяч |
Десятки тысяч |
Единицы тысяч |
Сотни |
Десятки |
Единицы |
В каждом задании обведите букву с правильным ответом 1.Найдите пятизначное число. л) 344; м) 30444; н) 3044. 2. Найдите число, в котором 5 единиц тысяч? о) 5432; п) 543; р) 34125 3. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 1 класса? л) 825000 м) 764892; н) 1532 4. Найдите четырёхзначное число м) 789678; н) 34523; о) 9768 5. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 2 класса? б) 234567; д) 327; е) 459 730 6. Найдите шестизначное число г) 5823; д)24761; е) 243596 7. Сколько цифр в шестизначном числе? х) 6; ц) 8; ч) 4. |
В каждом задании обведите букву с правильным ответом 1.Найдите пятизначное число. л) 344; м) 30444; н) 3044. 2. Найдите число, в котором 5 единиц тысяч? о) 5432; п) 543; р) 34125 3. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 1 класса? л) 825000 м) 764892; н) 1532 4. Найдите четырёхзначное число м) 789678; н) 34523; о) 9768 5. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 2 класса? б) 234567; д) 327; е) 459 730 6. Найдите шестизначное число г) 5823; д)24761; е) 243596 7. Сколько цифр в шестизначном числе? х) 6; ц) 8; ч) 4. |
В каждом задании обведите букву с правильным ответом 1.Найдите пятизначное число. л) 344; м) 30444; н) 3044. 2. Найдите число, в котором 5 единиц тысяч? о) 5432; п) 543; р) 34125 3. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 1 класса? л) 825000 м) 764892; н) 1532 4. Найдите четырёхзначное число м) 789678; н) 34523; о) 9768 5. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 2 класса? б) 234567; д) 327; е) 459 730 6. Найдите шестизначное число г) 5823; д)24761; е) 243596 7. Сколько цифр в шестизначном числе? х) 6; ц) 8; ч) 4. |
В каждом задании обведите букву с правильным ответом 1.Найдите пятизначное число. л) 344; м) 30444; н) 3044. 2. Найдите число, в котором 5 единиц тысяч? о) 5432; п) 543; р) 34125 3. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 1 класса? л) 825000 м) 764892; н) 1532 4. Найдите четырёхзначное число м) 789678; н) 34523; о) 9768 5. Найдите число, в котором отсутствуют единицы 2 класса? б) 234567; д) 327; е) 459 730 6. Найдите шестизначное число г) 5823; д)24761; е) 243596 7. Сколько цифр в шестизначном числе? х) 6; ц) 8; ч) 4. |
Труфанова Вера
Сизова Наталья Юрьевна
Федорова Елена Алексеевна