Урок по математике в 3 классе на тему «Разряды счётных единиц»

0
0
Материал опубликован 1 April 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока

Дата: 02.03.18.

Школа: «Шуруповская ОШ» Филиал МОУ «Зеленовская СШ» Фроловского района Волгоградской области.

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Учитель: Пронина Валентина Ивановна

Проводящий: Кошелева Ирина Владимировна

Урок: Математика

Тема: «Разряды счетных единиц»

Тип урока: Изучение новых знаний и способов действий

Цель: Способствовать развитию умений называть разряды счетных единиц, читать и записывать трехзначные числа, объяснять, что обозначает каждая цифра в их записи, осуществлять перевод одних величин в другие, составлять задачи по таблице и решать их; содействовать развитию умения пользоваться чертежными инструментами.

Задачи:

1. Образовательная: формировать умение называть разряды счетных единиц, читать и записывать трехзначные числа, объяснять, что обозначает каждая цифра в их записи;

2. Развивающая: развивать математическую речь, оперативную память, произвольное внимание;

3. Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе, прививать положительные эмоции к историческим ценностям других народов.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся называть разряды счетных единиц, читать и записывать трехзначные числа, объяснять, что обозначает каждая цифра в их записи, осуществлять перевод одних величин в другие, составлять задачи по таблице и решать их, строить прямоугольник с заданными сторонами, выделять третью часть цветом, пользоваться чертежными инструментами;

Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником;

Личностные: самостоятельно выполняют определенные учителем виды работ, понимая личную ответственность за результат.

Оборудование: учебник М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика» 3 класс, презентация, карточки, абак.


 


 

Ход урока:

Организация, начало урока.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна. Сегодняшний урок математики мы проведем под девизом: «Знаешь - говори, не знаешь – слушай, запоминай и пытайся понять»

Математика повсюду.

Глазом только поведешь,

И примеров сразу уйму,

Ты вокруг себя найдешь.

Ох, скажу я вам, ребята,

Все примеры не назвать.

Но должно быть всем понятно.

Что математику вам надо знать

Обязательно на пять!

- Я желаю вам хорошего настроения на весь день!

Актуализация знаний.

(Устный счет)

- Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем в математическую игру «Круговые примеры». Сейчас я вам на каждый ряд раздам карточки с примерами, ваша задача, быстро посовещавшись разложить эти карточки так, чтобы предыдущий пример являлся началом следующего. Пример с которого нужно начинать цепочку, выделен курсивом. Выигрывает тот ряд, который выполнит задание быстрее и не допустит ошибок:

 

2 * 15

48 : 3

72 : 6

90 : 30

 

 


 


 

 

3 * 24

12 * 48

30 * 3

16 : 8

 

 


 

(90 : 30 = 3; 3 * 24 = 72; 72 : 6 = 12; 12 *48 =576; 48 : 3 = 16; 16 : 8 = 2; 2 * 15 = 30; 30 * 3 = 90;)

Учитель объявляет, какой ряд выиграл в этой математической разминке и победителю раздается жетон.

- Хорошо. А сейчас мы с вами устно решим задачи:

Задача: «Нужно вывезти из леса 35 бревен. Трактор за один раз вывозит 9 бревен. Сколько раз трактору нужно съездить в лес? (Учебник: с. 42 № 8)

Решение: 35: 9 = 3 (ост. 8) – трактору надо съездить в лес 4 раза. (Ответ: 4 раза.)

- Решим теперь логическую задачку. (Наглядное представление задачи)

«На одной чаше весов арбуз, на другой – половина такого же арбуза и гиря в 2 кг. Весы находятся в равновесии. Какова масса арбуза?» (4 кг)

Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие на машине времени. О чем мы будем вести беседу во время путешествия вы, узнаете из загадки:

Проживают в умной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

- (Цифры)

- Где в повседневной жизни мы с ними сталкиваемся? (Решаем задачи и примеры, запоминаем номера телефонов, смотрим на часы)

- Значит для чего нам необходимы числа? Помогают ли они нам в жизни? (Они облегчают нам существование. Они с нами везде)

- Ребята, обратите, пожалуйста, свое внимание на доску. (На доске расположен ряд однозначных, двузначных, трехзначных чисел – 300; 3; 33; 303; 333; 2; 202; 200; 22; 4; 400; 44; 404)

- Попробуйте разбить эти числа на три группы? (Три группы: однозначные, двузначные, трехзначные числа)

- Объясните, по какому принципу вы это сделали? (В первой группе – числа, состоящие из одного знака, во второй группе – числа, состоящие из двух знаков, в третьей группе – числа, состоящие из трех знаков).

- Как вы думаете, чем отличается число 3 от числа 300? (300 больше чем 3, отличается количеством цифр)

- Ребята, вы знаете, как называется место цифры в числе? (Разряд)

- Значит, что мы будем делать во время нашего путешествия на машине времени? (Мы научимся определять, что означает цифра в разряде числа)

- Вы правильно заметили, что цифры и числа с нами везде. А как вы думаете, две тысячи лет назад что знал человек о числах? (Ответы детей)

- Вопрос не простой, но очень интересный. Историки доказали, что пять тысяч лет назад люди могли записывать числа, производить с ними арифметические действия.

- А как вы думаете, как производилась запись чисел? Как вы думаете? (Ответы детей)


 

Изучение нового материала

(Показ разряды счетных единиц на слайде презентации)

- Единицы – это первый разряд, десятки – это второй разряд, а сотни – это третий разряд.

Цифра, стоящая на первом месте справа, обозначает единицы; цифра, стоящая на втором месте справа, обозначает десятки; цифра, стоящая на третьем месте справа, обозначает сотни.

- 1 единица – это 1; 1 десяток – это 10 таких же единиц; 1 сотня – 10 таких же десятков

1 сотня – сто

2 сотни – двести

3 сотни – триста

4 сотни – четыреста

5 сотен – пятьсот

6 сотен – шестьсот

7 сотен – семьсот

8 сотен – восемьсот

9 сотен – девятьсот

10 сотен - тысяча

Объяснение наглядно на абаке

(Учитель выставляет на абак полоски с изображенными числовыми разрядами)

- Посчитайте сотнями. (Сто, двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот)

(Учитель выставляет на абак 1 сотню и полоски с изображением единиц)

- Теперь посчитайте, отсчитывая за числом 100 по одному. (Сто один, сто два, сто три, сто четыре, сто пять, сто шесть, сто семь, сто восемь, сто девять)

( Учитель убирает единицы, оставляет сотню и выкладывает полоски с изображением десятков)

- Теперь посчитайте, отсчитывая от 100 по десятку. (сто десять, сто двадцать, сто тридцать, сто сорок, сто пятьдесят, сто шестьдесят, сто семьдесят, сто восемьдесят, сто девяноста)

- Попробуйте составить число 375? Из каких числовых разрядов состоит данное число? Сколько сотен, десятков и единиц в числе 375.

- Попробуйте составить число 105? Из каких числовых разрядов состоит данное число? Сколько сотен, десятков и единиц в числе 105?

- Попробуйте самостоятельно составить свои числа, а потом прочитать их и назвать, сколько сотен, десятков и единиц.

- Теперь используя правило, попробуйте сказать сколько сотен в числе 123? (1 сотня). Сколько десятков? (2 десятка). Сколько единиц? (3 единицы)

- Сколько сотен в числе 520? Сколько десятков, единиц?

- Сколько сотен в числе 302? Сколько десятков, единиц?

- А что обозначает нули в записи? (в числе 302 десятков 0)

Первичное закрепление.

Работа по учебнику

- Давайте письменно в тетради выполним №1 на с. 42 учебника. В этом задании вам нужно выполнить определенные действия над сотнями.

8 сот. + 1 сот. = 9 сот. (900) 3 сот. * 3 = 9 сот. (900) 1 тыс. – 1 сот. = 9 сот. (900)

9 сот. – 6 сот. = 3сот. (300) 8 сот. : 4 = 2 сот. (200) 1 тыс. – 5 сот. = 5 сот. (500)

- Выполним №1 с. 43. В этом задании необходимо узнать сколько всего палочек если:

(Учитель просит прочитать условие задания детей)

1) 2 пучка по 100 палочек, 4 пучка по 10 палочек, и 5 палочек.

Решение:

100 * 2 = 200

10 * 4 = 40

200 + 40 = 240

240 + 5 = 245 палочек

Один решает у доски вместе с учителем, остальные учащиеся решают в тетради)

2) 5 пучков по 100 палочек и 7 палочек. Сколько всего будет палочек?

Решение:

5 * 100 = 500

500 + 7 = 507 (палочек)

- Молодцы!

- Выполните № 3, с. 43 (устно). Здесь необходимо зная правило назвать числа?

6 сот. 4 дес. 0 ед. = 640; 1 сот. 0 дес. 8 ед. = 108.

Физкультминутка.

- А сейчас пришло время немного отдохнуть.

Раз – присядка,

Два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснуться,

(Потереть глаза кулачками)

Любят долго потянуться,

( Потянуться)

Обязательно зевнуть

(Зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть.

(Движение бедрами в сторону)

А волчата - спинку выгнать

(Прогнуться вперед)

И легонечко подпрыгнуть

(Прыжок)

Ну, а мишка косолапый,

(Руки полусогнуты в локтях, ладони соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы –

(Ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе,

(Переступить с ноги на ногу)

Долго топчется на месте.

(Раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало –

Начинает все сначала!

(Развести руки в стороны на уровне пояса ладони вверх)

Практическая деятельность.

Решение задач.

5 с. 42

- Прочитайте задачу.

- О чем говорится в задаче? (о бумаге и листах)

- Сколько купили цветной бумаги? (3 набора по 12 листов в каждом)

- Сколько купили белой бумаги? (50 листов)

- Что требуется найти? (Сколько всего листов бумаги купили)

Разбор задачи:

- Что надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи? (Количество листов цветной бумаги и количество листов белой бумаги)

- Какая из этих величин уже известна? (количество листов белой бумаги)

- Можно ли сразу узнать количество листов цветной бумаги? (да)

- Каким действием? (умножением, количество купленных наборов цветной бумаги надо умножить на количество листов в наборе)

- А теперь можем узнать, сколько всего листов бумаги купили? (да)

- Каким действием? (сложением, сложим количество цветной и белой бумаги.)

Краткая запись задачи:

Цвет. б. – 3 наб. по 12 л.

Бел. б. – 50 л.

Решение:

1) 12 * 3 = 36 (листов) – количество листов цветной бумаги;

2) 36 + 50 = 86 (листов) – всего купили бумаги.

Ответ: 86 листов бумаги всего купили.

Задача № 4 с. 43

- Прочитайте задачу.

- О чем говорится в задаче? (о горючем)

- Что нам известно? (за 1 час машина расходует 15 литров горючего)

- Что требуется найти? (на сколько часов хватит 45, 60, 90 литров горючего)

- Составим краткую запись задачи:

За 1 ч. – 15 л

? ч. – 45 л, 60 л, 90 л.

Разбор задачи:

- Что надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи? (На сколько часов работы хватит 45 литров горючего, 60 литров, 90 литров)

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (да)

- Каким действием? ( делением) Мы 45 литров горючего разделим на уже известное 15 литров горючего и найдем на сколько часов хватит 45 литров горючего. Также мы найдем на сколько часов хватит 60 л и 90 л горючего.

Решение задачи:

1) 45 : 15 = 3 (ч) – на 3 часа хватит 45 литров горючего;

2) 60 : 15 = 4 (ч) – на 4 часа хватит 60 литров горючего;

3) 90 : 15 = 6 (ч) – на 6 часов хватит 90 литров горючего.

Ответ: 3 часа – за 45 литров; 4 часа – за 60 литров; 6 часов – за 90 литров.

- Молодцы! Давайте решим № 6. (письменно)

44 : 2 = 22 66 : 3 = 33 88 : 2 = 44 88 : 4 = 22 66 : 2 = 33

44 : 22 = 2 66 : 33 = 3 88 : 22 = 4 88 : 44 = 2 66 : 22 = 3

Резерв:


 


 

Рефлексия

- Назовите число, которое содержит:

8 сот 0 дес 3 ед; 5 сот 0 дес 0 ед.

Подведение итогов

- Какие числа мы сегодня научились читать?

- Что сегодня вспомнили, повторили? (деление, решение задач)

- Где можно применить полученные знания?

- Какое значение они имеют для вас?

- Вам все было понятно на уроке?

- При выполнении заданий и изучении новой темы, были ли у вас трудности?

- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.

Домашнее задание: с. 42 № 2

Оценка:

Методист: _____________________________

Учитель: ______________________________


Презентация "Разряды счетных единиц"
PPTX / 1.06 Мб

Дополнительный материал к уроку математики
DOCX / 15.34 Кб

Раздаточный материал к уроку математики
DOCX / 12.84 Кб

Предварительный просмотр презентации

Знаешь – говори, не знаешь – слушай, запоминай и пытайся понять!

Задача: Нужно вывезти из леса 35 бревен. Трактор за один раз вывозит 7 бревен. Сколько раз трактору нужно съездить в лес?

Путешествие на машине времени

300; 3; 33; 303; 333; 2; 202; 200; 22; 4; 400; 44; 404 Однозначные 3; 2; 4 Двузначные 33; 22; 44 Трехзначные 300; 303; 333; 202; 200; 400; 404

Разряд – это место цифры в числе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.