Урок математики в 4 классе «Время. Единицы времени»
Технологическая карта урока
1.Ф.И.О. учителя: Ванина Екатерина Николаевна
2.Класс: 4«Б»
3.Дата: 27.02.19 г
Предмет: математика
Тема урока: « Время. Единицы времени»
3.Место и роль урока в изучаемой теме: урок рефлексии, где учащиеся закрепляют свои умения применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выполнять и исправлять свои ошибки, корректировать свою учебную деятельность.
4.Цели урока:
4.1.Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени»; расширять у детей понятийную базу о единицах времени за счет включения в нее новых элементов; установить соотношение между известными единицами измерения времени.
4.2. УУД
Личностные: находить благоприятный выход из сложившейся ситуации.
Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению в работе в парах и группах.
Познавательные: способствовать развитию приемов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение, внимание, память, математическую речь, развивать вычислительные навыки, умения делать выводы, рассуждать и объяснять.
5.Педагогические технологии:
-личностно-ориентированного обучения;
-объяснительно-иллюстративного обучения;
-педагогика сотрудничества;
-ИКТ (презентация).
6.Дидактические средства:
демонстрационный материал, карточки, конверты с заданиями, оценочные карточки, песочные часы, звоночки, часики-смайлики, альбом «Виды часов», толковый словарь, карточки для игр, презентация.
7.Планируемые результаты:
учащиеся научатся проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции;
в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
уметь выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;
-использование учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
| 
			 №п/п  | 
			
			 Этапы урока  | 
			
			 Содержание педагогического взаимодействия  | 
			
			 
 Формируемые УУД  | 
		|
| 
			 Деятельность учителя  | 
			
			 Виды и формы деятельности учащихся  | 
		|||
| 
			 1  | 
			
			 Самоопределение к деятельности. Орг. момент 
 Задачи: создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесный, наглядный (презентация). 
  | 
			
			 Будто праздник сегодня у нас. Немало гостей – полный класс! Повернитесь, посмотрите И улыбку гостям подарите! Слайд №1 -Присаживайтесь. Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал… Слайд №2 Девизом взять предлагаю такие слова: Чему бы ты ни учился, Ты учишься для себя. -Как вы их понимаете? -Я вам желаю всем успеха.  | 
			
			 Индивидуальная- слушают учителя. 
 
 
 
 
 
 Фронтальная и индивидуальная - чтение девиза и объяснение его значения.  | 
			
			 Личностные: смыслообразование. Регулятивные: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 Актуализация знаний. Задачи: создать условия для познавательной активности учащихся; развивать коммуникативные умения при оценивании. Методы: словесный, наглядный (презентация). 
  | 
			
			 Предлагаю начать с игры «Торопись, да не ошибись» Отгадайте загадку: Что быстрее мысли? Слайд №3 Мы знаем время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его….. -Ребята, о чем я прочитала стихотворение? -О каких единицах измерения говорит автор?  | 
			
			 Индивидуальная- один ученик работает у доски, а остальные самостоятельно. Дети проверяют и оценивают свою работу на шкале. Ученик у доски оценивает свою работу. 
 Индивидуальная и фронтальная- читают стихотворение, слушают и отвечают.  | 
			
			 Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи для выполнения заданий изученных видов. Познавательные: Общеучебные: рефлексия результата действия, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения; Логические: анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков, подведение под понятие, Коммуникативные: умение обосновывать свой выбор.  | 
		
| 
			 3.  | 
			
			 Постановка учебной задачи. Задачи: развивать у учащихся умение планировать свою учебную деятельность. Методы: словесный, наглядный (презентация).  | 
			
			 -Кто готов сформулировать тему урока? Слайд №4 Нам нужно поставить определенные цели, чему мы будем учиться на уроке. Слайд № 5 -Уточним знания о…. Закрепим умения определять…. Выражать…. Сравнивать… Развивать внимание Тренировать свой мозг. 
  | 
			
			 Фронтальная- ставят цели и формулируют(уточняют) тему урока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
			
			 Личностные: смыслообразование – формирование познавательного мотива к изучению темы. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия. 
  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 Открытие новых знаний. Методы работы: объяснительно – иллюстративные (презентация), частично – поисковые, словесные, наглядные, практические. Задачи: подвести детей к осознанию разницы между високосным и невисокосным годами.  | 
			
			 -И так сегодня речь пойдет о времени и обо всем, что с ним связано. -А что такое время, как вы понимаете? 
 Читаем, как это слово объясняется в толковом словаре? -Хорошо, давайте вспомним, какие мы знаем ед. времени, начиная с самой крупной. Слайд№7 -Почему разное количество дней, суток в году? -Почему 30 или 31 день? Какие вы еще знаете единицы времени? Слайд №8  | 
			
			 Фронтальная – высказывания детей. Индивидуальная- читают определение «время» в словаре Ожегова Фронтальная- заполняют таблицу, высказывают свою точку зрения; выслушивают дополнения учителя, знакомятся с новыми единицами времени.  | 
			
			 Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения. 
 Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения; устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.  | 
		
| 
			 5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
			
			 Закрепление изученного материала Методы работы: словесные, наглядные (презентация), практические. Задачи: формировать умение выражать одни единицы времени в другие; создавать эмоционально-положительный комфорт на уроке; прививать интерес к математике. 
 
 
 
 
 
 
  | 
			
			 -Найдите в конверте у себя зеленую карточку. -Выполните ее, записывая в тетрадь. -Проверьте и на полях, на шкале оцените эту работу. Учитель на доске вывешивает карточки-ответы. -Возьмите из конверта синюю карточку. -Поработайте в парах и решите задачу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
			
			 Индивидуальная работа – выполняют работу в тетрадях, проверяют по образцу на доске (карточки) и оценивают на шкале. 
 
 Работа в парах – разбирают условие и решение задачи. Фронтальная и индивидуальная - записывают решение, проверяют и оценивают свою работу.  | 
			
			 Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание способов решения заданий; общеучебные: извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 
  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 Динамическая пауза.  | 
			
			 «Счет через 5, 6.» Продолжая отдыхать, постарайтесь расшифровать пословицы и поговорки, выражая в более крупные единицы. Слайд №9  | 
			
			 Индивидуальная – выполняют упражнения счет через 5, 6. Фронтальная – читают пословицы и поговорки, работают с ними.  | 
			
			 Личностные: мотивация к сохранению здорового образа жизни как личностно- значимой.  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 Самостоятельная работа Методы работы: словесные, наглядные (презентация), практические. Задачи: создать эмоционально-положительный комфорт на уроке; учить ценить время; прививать интерес к математике.  | 
			
			 -Еще в древние времена люди умели ориентироваться во времени и пространстве. Как они это делали? (Презентация) С древних времен придумали много различных часов. ( Показ альбома.) -Как вы думаете, ребята, 1 минута это много или мало? Давайте в этом разбираться. Следим по песочным часам. Раздаются карточки на сравнение. Проверяем по рядам. -А сколько же выпускают за 1 минуту в стране? - Слайд №10 Какой вывод можно сделать? Надо учиться ценить минуту и время вообще. Это очень важно. Чтобы не тратить драгоценное время зря, в этом нам помогает? Режим дня. Поднимите руку, кто соблюдает режим дня? Слайд №11 Делимся на группы. Игра «Брейн- ринг» Замечательно справились с этим заданием все группы. Далее найдите у себя на столе конверты. Постарайтесь не тратить время и быстро справиться с последним заданием. 1 ряд - вспомнить песни, в которых говорится о времени, любой отрывочек спеть. 2ряд – нарисовать часы будущего и представить их. 3ряд – написать пословицы на тему «Время». -Выслушиваем каждую группу. 
  | 
			
			 Фронтальная и индивидуальная – знакомятся с дополнительным материалом, слушают сообщения детей. 
 
 
 
 
 
 
 Работа в группах – выполняют работу по карточкам на время, проверяют, оценивают и сравнивают результаты. 
 Фронтальная- слушают и делают выводы о цене минуты и времени вообще. 
 Фронтальная- соблюдение режима дня. 
 
 Групповая – делятся на группы, выбирают спикера и хранителя времени, вспоминают правила работы в группе, выполняют задания на время. Групповая – вспоминают песни, пословицы и поговорки, рисуют часы будущего, представляют свою работу по группам.  | 
			
			 Познавательные: активное использование речевых средств. Свободное восприятие научного текста. Личностные: стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка. Познавательные: выявлять черты сходств и различия, осуществлять сравнения Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные: учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в группе (в коллективе). Личностные: развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим; формирование готовности к сотрудничеству.  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 Домашнее задание Задача: закрепить полученные знания при выполнении домашней работы, развивать творческие способности.  | 
			
			 -Сосчитать дома, сколько времени вы тратите на разговоры и игры по телефону.  | 
			
			 Индивидуальная – записывают задание.  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 9  | 
			
			 Рефлексия. Итог урока Задача: формирование способностей: анализировать собственную деятельность 
  | 
			
			 Слайд№12 -Много ли мы сделали за урок? Прошел ли он с пользой? Давайте обратимся к целям, которые поставили в начале урока. Слайд №13 Давайте оценим свою работу. В конверте у вас лежат часики Слайд №14 -Предлагаю закончить наш урок этими строчками. Прочитаем их все вместе. Слайд №15 Мы знаем время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его 
 
  | 
			
			 Фронтальная- проверяют выполнение поставленных целей в начале урока. Индивидуальная – выбирают и прикрепляют смайлики на доске. 
 
 Фронтальная – читают стихотворение.  | 
			
			 Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения. 
  |