Урок биологии в 8 классе «Строение и значение скелета человека»

1
0
Материал опубликован 4 May 2018 в группе

Открытый урок по теме «Строение и значение скелета человека»

Цель: формирование знаний учащихся о строение скелета человека и значение опорно-двигательной системы

Задачи:

1) Сформировать представление о строении скелета человека.

2) Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих.

3) Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

4) Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; формировать диалектико-материалистического мировоззрения обучающихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека; пробуждать творческие начала личности.

Урок изучения нового материала

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация «Скелет человека», видеофильм «Анатомия человека. Строение скелета», муляж скелета человека, , скелет кошки.

Ход урока

1.Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Проверка домашнего задания

На предыдущем уроке мы изучали строение, рост и соединение костей человека.

Выполняем проверочную работу:

Проверочная работа «Строение, рост и соединение костей»

1.Кость состоит из ……………………. и ………………………… веществ.

2.Органические вещества придают костям ………………, ……………….., …………..

3. Неорганические вещества придают костям ……………. и ……………………..

4.Кость снаружи покрыта ……………….., внутри располагается ………………. и ……………………… вещество. Внутри располагается красный …………….. мозг

5.Рост кости в толщину происходит за счет ……………………….., а в длину за счет ………………………..

6.Как соединены кости черепа - ……………………………

7. Сустав состоит из суставной ………………, суставной ………………. и суставной жидкости.

Ответы: 1. Органических и неорганических веществ

2. упругость, гибкость, мягкость

3.прочность, твердость

4.надкостница, губчатое и компактное, костный

5.надкостницы, хрящей

6.неподвижно

7.головки, сумки.

Проводим самопроверку, меняемся листочками.

На слайде правильные ответы (другим цветом)

3. Актуализация знаний

На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был хитиновый, но, к сожалению, тяжелый и неудобный, потом стал более надежным, позволяющем организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы думаете, о чем пойдет разговор? (Скелет человека)

Тема сегодняшнего урока: «Строение и значение скелета человека»

4. Изучение нового материала

Вопросы о строении и значении скелета для вас не новые. Ведь скелетами обладают многие животные, которые вы изучали в 7 классе.

Так что же такое скелет?

Скелет – в переводе с греческого языка означает «высохший» - совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела.

1.Откройте учебник стр.100-101, прочитайте текст «Значение скелета»

Каково же значение скелета человека?

(служит опорой, осуществляет движение тела в пространстве, создает форму тела, защита для внутренних органов, участие в обмене веществ)

2.Каково строение скелета?

(Скелет = черепа + скелета туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей)

ИО - № 1

Демонстрация отделов скелета на муляже

3.Строение черепа

Просмотр видеофрагмента №3

Череп

Мозговой отдел Лицевой отдел

Лобная кость Скуловые кости

Затылочная кость Верхнечелюстные

Клиновидная Носовые

Решетчатая Слезные

Теменные Нижнечелюстная

Височные Подъязычная

(Все кости показываются на муляже скелета)

4. Скелет туловища

Скелет туловища

Позвоночник Грудная клетка

Позвоночник: (просмотр видеофрагмента №4)

Образован 33-34 позвонками. Каждый позвонок состоит из тела и дуги, нескольких остистых отростков. Располагаясь друг над другом, образуют позвоночный столб, а дуги формируют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. Позвонки отделены друг от друга межпозвонковыми хрящевыми дисками, благодаря которым позвоночник обладает гибкостью.

В позвоночнике выделяют отделы:

Шейный – 7 позвонков

Грудной – 12

Поясничный – 5

Крестцовый – 5

Копчиковый – 4-5

Позвоночник является остовом скелета, к нему прикрепляются все отделы скелета. В нем различают 4 изгиба: шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Поэтому позвоночник S-образный, что смягчает толчки при ходьбе.

(Все кости показываются на муляже скелета)

Грудная клетка (просмотр видеофрагмента №5)

Образована 12 грудными позвонками, к которым прикрепляются 12 пар ребер. 10 пар верхних ребер при помощи хрящей полуподвижно прикрепляются к грудине, а две пары короче остальных и оканчиваются свободно.

Грудная клетка защищает жизненно-важные органы от механических повреждений.

(Все кости показываются на муляже скелета)

5.Скелет конечностей

Скелет конечностей

Скелет верхней конечности Скелет нижней конечности

Пояс конечностей

Лопатки Тазовые кости

Ключицы Крестец

Свободная конечность

Плечевая Бедренная

Кости предплечья локтевая и лучевая Кости голени (большая и малая берцовые)

Кости кисти: запястья, пясть и Кости стопы: предплюсна, плюсна и

фаланги пальцев фаланги пальцев

Руки совершают все многообразие трудовых операций

Ноги обеспечивают перемещение тела в пространстве

(Собрать верхнюю конечность человека)

5. Закрепление

1.В качестве закрепления предлагаю вам определить сходства и различия скелета человека и скелета кошки (относятся к одному классу млекопитающие) и заполнить таблицу

Сходства

Различия

1 – 3 отдела: череп, туловище, конечности

2 – 2 отдела в черепе

3 – позвоночник имеет отделы и грудную клетку

4- скелеты конечностей

Отдел скелета

Особенности свойственные человеку

Причины появления особенностей

Череп

Преобладание мозгового отдела над лицевым

Увеличение объема головного мозга

Позвоночник

S-образный позвоночник

Прямохождение

Грудная клетка

Сжата в спинно-брюшном направлении

Прямохождение

Таз

Широкий, сросшиеся кости

Прямохождение

Верхние конечности

Подвижные кисти, большой палец противопоставлен остальным

Трудовая деятельность

Нижние конечности

Массивные кости, сводчатая стопа

Прямохождение

2.Подписать названия костей черепа, верхней и нижней конечностей (задание для каждого на листочках)

Проверка выполнения задания

6. Домашнее задание

Стр. 108 – 112, записи в тетради

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.