Урок русского языка в 8 классе «Строение и грамматическое значение словосочетаний»

4
0
Материал опубликован 7 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок русского языка в 8-ом классе
Учебник: Русский язык. 8 класс/Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. - М.: Просвещение, 2014
Учитель: Немчинова Ирина Юрьевна
Школа: МАОУ Южно-Дубровинская СОШ СП Прохоровская ООШ

Тема: Строение и грамматическое значение словосочетаний

Цель: повторить с учащимися синтаксическую единицу – словосочетание: виды словосочетаний, синтаксические связи слов в словосочетании, синтаксический разбор словосочетания; развивать умение использовать полученные знания в устной и письменной речи, отвечать на вопросы, использовать ране полученные знания при усвоении нового материала.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Проверка домашней работы

3. Повторение материала

- Ребята, сегодня мы будем повторять материал по словосочетанию (слайд 1). Словосочетание – это номинативная единица синтаксиса. Объясните, что значит «номинативная»? В ответе пользуйтесь вопросами (слайд 2).

- Посмотрите на следующий слайд и скажите, какие из сочетаний слов будут являться словосочетаниями, а какие нет (слайд 3).

(Идёт снег и мнение высказано – предложения)

- Опираясь на следующий план, расскажите о словосочетании (слайд 4).

(Ответ на 5-ом слайде)

- Какими частями речи может быть выражено главное слово в словосочетании? Составьте таблицу, которая бы показала нам, отличие словосочетаний друг от друга по главному слову.

(Ответ – слайд 6)

- Что вы можете сказать о следующих словосочетаниях? (слайд 7)

(Неделимые словосочетания с различными значениями, имена собственные, являющиеся одним членом предложения)

- Проанализируйте следующие пары словосочетаний (слайд 8)

- Вспомните о разных связях слов в словосочетании. Заполним таблицу

(Ответ – слайд 9)

4. Закрепление повторяемого материала

- Выполните самостоятельно следующие задания (слайд 10, 11)

5. Итоги урока

Итак, сегодня мы с вами повторили понятие словосочетание, вспомнили особенности строения словосочетания и грамматического смысла, составили таблицы, выполнили письменные упражнения.

6. Домашнее задание (слайд 12)
Строение и грамматическое значение словосочетаний
PPTX / 328.79 Кб

Предварительный просмотр презентации

Строение и грамматическое значение словосочетаний

Вопросы: В чем сходство слова и словосочетания? 1 Чем отличается слово от словосочетания? 2 Чем отличается предложение от словосочетания? 3 3 Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? Почему? 4 4

какие группы слов являются словосочетаниями Осенний дождь, идет снег, распахнуть окно, рядом с деревом, по-домашнему вкусный, выбрать подарок, потемневший от времени, рассыпаясь искрами, выполнить задание, мнение высказано.

Из каких частей состоит словосочетание? Из каких частей состоит словосочетание? Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании? Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, служащих для выражения единого, но расчлененного понятия или определения. Слова связываются между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется с помощью вопроса. Грамматическая - с помощью предлогов и окончаний у зависимого слова. В словосочетании одно слово главное (называет предмет, признак, действие), а другое – зависимое (поясняет, распространяет главное). К зависимому слову задается вопрос от главного. Например, солнечный день (какой?) прил. + сущ. Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, служащих для выражения единого, но расчлененного понятия или определения. Слова связываются между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется с помощью вопроса. Грамматическая - с помощью предлогов и окончаний у зависимого слова. В словосочетании одно слово главное (называет предмет, признак, действие), а другое – зависимое (поясняет, распространяет главное). К зависимому слову задается вопрос от главного. Например, солнечный день (какой?) прил. + сущ.

Вид словосочетания Главное слово Примеры Глагольные главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием Говорить громко, читать книгу Именные главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, местоимением, именем числительным Деревья в лесу, недовольный работой Наречные главное слово выражено наречием По-прежнему важно, незадолго до концерта

Что вы можете сказать о словосочетаниях Четверо суток, несколько минут, стакан воды, Полкан с Барбосом (грелись), Большая советская энциклопедия, мы с тобой, кое - кто из студентов, золотые руки.

Что вы можете сказать о таких парах словосочетаний? Золотая монета - монета из золота, Спортивная обувь - обувь для спорта, Кожаная куртка - куртка из кожи, Правка редактора - редакторская правка, Кленовый лист - лист клена.

Спишите, найдите главные слова в словосочетаниях и определите способ связи, тип словосочетания Гений Пушкина Герои века Становятся историей Определили значение Не находим следов В современном веке Останется в литературе Позднейшие герои Каменеют в неподвижности

Из данного предложения выпишите все словосочетания и выполните их синтаксический разбор Позади молодой осинки высится старый лес.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации