12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ефимова Ольга54
1

Урок «Строение и значение зубов»



Тема урока: Строение и значение зубов

Цель урока: создать условия для развития познавательной активности учащихся при освоении блока информации по теме «Строение и значение зубов».

Коррекционно-образовательные задачи: сформировать знания о строении и значении зубов, познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать коммуникативные качества учащихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы; работать с анатомическими схемами и таблицами, применять имеющиеся знания при решении конкретных задач; оценивать для себя значение полученной информации.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать у школьников сознательное бережное отношение к своему здоровью, стремление соблюдать правила гигиены; формировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: видеофрагмент учебного фильма «Зубы», таблицы «Строение зубов», «Органы пищеварения», раздаточный дидактический материал, компьютер, мультимедийный проектор, вареное яйцо, грецкий орех, расческа, вата, зеркальца (по количеству детей), зубная щетка, две коробки, карточки с изображением полезного и вредного для зубов, кружочки красного и зеленого цветов.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, гости! Здравствуйте, ребята! Садитесь, начинаем урок.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Создайте в зимний морозный день теплое настроение и дружескую атмосферу в этом классе (слайд 1). Ребята, все готовы к уроку? Начинаем!

2. Проверка знаний и умений по изученной теме.

Ребята, скажите, какую систему органов человека мы с вами начали изучать на уроках биологии в 9 классе? Давайте вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.

Ответьте на вопросы:

1.Человек может обойтись без пищи несколько недель. В чём заключается значение пищи? Почему человек не может существовать без неё? (слайд 2)

2. На какие две группы можно разделить все пищевые продукты по происхождению? Подумай и назови цифры, которыми обозначены продукты растительного, а затем животного происхождения (слайд 3).

Продукты растительного происхождения: 1 (фрукты), 2 (рис), 4 (картофель), 5 (капуста), 6 (огурцы), 9 (сок).

Продукты животного происхождения: 3 (рыба), 7 (яйцо), 8 (сливочное масло), 10 (молоко), 11 (сыр).

3. Чем пища отличается от питательных веществ? Какие питательные вещества вы знаете? (слайд 4)

4.   Предположим наш организм, получил все необходимые вещества. А может ли организм в неизменном виде усваивать какие – либо вещества? (Да, но не все) Почему же питательные вещества не могут усвоиться организмом? Что же с ними должно произойти? А как называется процесс превращения сложных органических соединений в простые вещества?

5. Назови цифры, которыми обозначены пищевые продукты и питательные вещества? (слайд 5)

1) Мясо

2) хлеб

3) молоко

4) углеводы

5) творог

6) белки

7) рыба

8) сахар

9) сметана

10) крахмал.

6. Игра «Третий лишний» (слайд 6).

А) Белок, углевод, яблоко.

Б) Яйцо, хлеб, сыр.

В) Огурец, сахар, мясо.

7. Назовите продукты питания наиболее богатые белками, жирами, углеводами (слайд 7):

- булочки (углеводами)

- свинина жирная (жирами)

- огурцы (углеводами)

- рыба (белками)

- картофель(углеводами)

- макаронные изделия (углеводами)

- горошек (углеводами)

- орехи (белками)

- хлеб (углеводами)

- яйца (белками)

- нежирное говяжье мясо (белками)

- растительное масло (жирами).

Какова суточная норма человека в белках, жирах, углеводах?

Б – 100-120 граммов, Ж- 1-1,25 гр на 1 кг массы тела человека, У – 500 гр..

8. В какой системе организма происходит пищеварение? Расположите правильно органы пищеварительного канала: пищевод – глотка - желудок - ротовая полость - тонкая кишка - толстая кишка - прямая кишка (слайд 8).

9. Добавь недостающее. Пищеварительные железы: поджелудочная железа, ........, печень. Показать на таблице органы пищеварения и пищеварительные железы.

3. Изучение нового материала.

- Представим себе, что человеческий организм - это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым верхним этажом «пищеварительной фабрики». Что это за этаж?

При необычном каком-то явлении

Его открываем мы от удивления.

(Рот)

- О каких образованиях ротовой полости мы будем говорить на уроке? Отгадайте:

В одной комнатушке

Соседи живут:

Одни всё кусают,

Другие – жуют.

(Зубы)

Поговорим о зубах. Тема сегодняшнего урока: «Строение и значение зубов» (слайд 9). Сформулируйте цели (слайд 10) урока (познакомиться со строением зубов и их функциями, с правилами ухода за зубами).

- Вот такие разные зубы! (слайд 11).

- Каково значение зубов? «Рот без зубов - все равно, что мельница без жерновов».

- С помощью зеркала рассмотрите форму зубов. Все ли они одинаковы?

- Какие типы зубов выделяют у человека? Чем они отличаются друг от друга и чем объясняются эти различия?

- Вы знаете, сколько у вас зубов? Вот у взрослых 32 зуба, а у детей меньше. Как вы думаете, почему? (ответы детей) Правильно, сначала появляются молочные зубы, их всего 20, но потом они постепенно выпадают и им на смену приходят постоянные зубы, а их уже 32 (слайд 12) .

Первые зубы появляются к 6—8 месяцам после рождения. Обычно к двум годам у ребенка завершается развитие молоч­ных зубов. Всего их 20: 8 резцов, 4 клыка и 8 коренных. С 5— 7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные, кото­рая продолжается до 12—13 лет.

У взрослых людей 32 зуба: 8 резцов, 4 клыка, 8 малых ко­ренных и 12 больших коренных — по 3 с каждой стороны свер­ху и снизу. Последние коренные зубы появляются в 17— 20 лет. Поэтому их называют зубами мудрости.

- Каково строение зуба? (слайд 13) Откройте стр. 102 в ваших учебниках, по рис. 64 определите, где находятся коронка, шейка и корень зуба (дети работают с учебником и раздаточным материалом).

-Какого же внутреннее строение зуба?

- Внимательно прочитайте текст в учебнике (§31, стр. 101, последний абзац), рассмотрите рисунок 64 в учебнике (рисунок на слайде). Выполните задание: подпишите части рисунка «Внутреннее строение зуба» (слайд 14).

Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган. Зуб имеет коронку, шейку и корень. Коронки выступают над десной и покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета.

А знаете ли вы, что острие сабли при ударе о зубную эмаль тупится. По твёрдости эмаль можно сравнить с кварцем.

Под эмалью располагается плотное вещество – дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью – пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Кровеносные сосуды обеспечивают питание, а нервы – чувствительность зубов.

Просмотр видео «Зубы».

Физкультминутка физкультминутка.

Независимо от того, молочные зубы у человека или постоянные, за ними нужен уход. Чтобы не произошло так – как в следующем стихотворении.

В небе солнышко светило,

На лугах цвели цветы,

Веселились дети лихо,

Развлекались, как могли.

Только Кате не до смеха:

У неё во рту «потеха»,

Заболел молочный зуб,

Рот «подушечкой» припух.

Наша Катя не играет,

На качели не бежит,

Слёзы горькие глотает,

Рот закрыла и молчит.

Ей сочувствуют подруги,

Утешают от души:

-Не грусти, забудь о зубе,

Нас попробуй - рассмеши.

Только как же тут забыться,

Боль мешает ей играть,

Молоточком злым стучится,

Как помочь её унять?

- Как вы думаете, почему болел зуб у Кати? (Не чистила зубы, ела много сладкого, появилась дырочка (кариес), …)

- Чтобы всего этого не произошло, какие правила ухода за зубами вы должны соблюдать? Что вы делаете, чтобы ваши зубы не болели?

- Более подробно правила ухода за зубами и полостью рта нам сейчас расскажет врач-стоматолог.

В переводе с латинского слово стоматолог означает “зубовед”. Стоматолог не только “ведает” зубами, но и объясняет, как сделать так, чтобы избежать болезни. Поэтому не следует пренебрегать следующими советами.

Врач-стоматолог: Говорят: «Здоровые зубы - здоровое тело». И это действительно так!

Здоровые зубы — важное условие сохранения здо­ровья человека (слайд 15). Больные зубы становятся местом раз­множения болезнетворных микробов. Потеря зубов при­водит к нарушению пищеварения, болезням желудка и кишечника. Боль­ные зубы могут стать причиной заболевания сердца, суставов, почек, горла и других органов. Остановить процесс разрушения зуба может только врач — пломбированием.

Помните! Чтобы зубы были здоровыми, за ними нужно ухаживать (слайд 16).

1. Нужно чистить зубы 2 раза в день: утром и вечером.

Вспомните слова Маяковского:

«Если мальчик любит мыло и зубной порошок,

Этот мальчик очень милый поступает хорошо.»

2. После еды прополаскивать рот.

3. Нельзя грызть зубами твердые предметы (например, орехи).

4. Жевание твердых сырых овощей положительно сказывается на укреплении десен.

5. Нельзя после горячей пищи сразу употреблять холодную и наоборот.

6. Нельзя остатки пищи удалят из зубов острыми предметами, например иглой.

7. Не курить, так как при курении происходит смена горячего и холодного воздуха (слайд 17).

8. Меньше есть сладкого и мучного.

9. Посещать стоматолога 2 раза в год.

При объяснении использовать:

А) Опыт с яйцом (к правилу № 3)

- А сейчас я предлагаю вам провести один очень важный опыт. Вы запомнили, чем у нас покрыты зубы снаружи? Правильно, эмалью. А теперь посмотрите сюда (показывает яйцо). Это яйцо, которое покрыто скорлупой, состоящей из кальция, как и эмаль зуба. Давайте возьмем орех и попробуем разбить орех яйцом. (дети выполняют задание, скорлупа яйца трескается). Ребята, что случилось? Почему? То же самое может произойти и с эмалью ваших зубов, потому что эмаль очень хрупкая, её нужно беречь и ухаживать за ней.

Б) Опыт «Как правильно чистить зубы» (к правилу № 1).

- Ребята, важно не только чистить зубы утром и вечером, но и делать это правильно. Вот сейчас мы проведем еще один эксперимент.

Педагог предлагает ребенку взять расческу (это зубы), на которой нанизана вата (это кусочки пищи, которые остались между зубов после еды), и почистить «зубы». Сначала дети чистят зубы горизонтальными движениями, при этом вата остается на месте.

- Ребята, получается нам удалить остатки пищи? Как вы думаете, почему? Давайте попробуем почистить зубы сверху вниз.

Затем дети чистят зубы вертикальными движениями, вата выпадает. Вместе делают вывод, чтобы хорошо очистить зубы от остатков пищи между зубами, нужно чистить зубы движениями вверх-вниз.

- Ребята, как нужно чистить зубы, чтобы полностью удалить кусочки пищи?

В) Опыт со стаканом (к правилу № 5).

- Выполняете ли вы все названные нами правила?

- Памятник зубной щетке высотой в шесть метров стоит в немецком городе Крефельд с 1983 года (слайд 18).

- Предлагаю вам выполнить задание. Видите, у нас две коробки, как вы думаете, какой это зуб? (здоровый) А этот зуб? (больной) Посмотрите внимательно на картинки. Карточки, на которых изображено то, что помогает зубам быть здоровыми, нужно положить в коробку со здоровым зубом, а карточки, на которых изображено то, что может повредить зубам, положить в коробку с больным зубом.

- Ребята, давайте посмотрим, что полезно, а что вредно для зубов (раскладывают карточки и называют). Необходимо напомнить о том, что молочные продукты как творог, ряженка, йогурт, кефир содержат очень много соединений кальция, укрепляющие кости, в том числе и зубы. Нужно вспомнить часто употребляемые напитки как Coca-Cola, Pepsi, Sprait, Fanta. Эти напитки в своём составе содержат много кислот как уксусная, лимонная, фосфорная (об этом написано на их этикетках), способны выводить ионы кальция (слайды 19-20).

Если вы будете правильно ухаживать за зубами, то у вас будут белые и здоровые зубки (слайд 21).

Здоровая пища, закаливание организма, физические упражнения и уход за зубами сохраняют не только зубы здоровыми, но и здоровье всего организма.

4. Закрепление.

Игра «Светофор»

Теперь, ребята, мы закрепим полученные вами знания. Я задаю вопрос, и каждый из вас мне отвечает да или нет (с помощью «светофориков»):

1. Зубы измельчают и пережевывают пищу. +

2. У взрослого человека 34 зуба. –

3. У человека выделяют 4 типа зубов: резцы, клыки, коренные и хищные зубы. –

4. В зубе различают коронку, шейку и корень. +

5. Снаружи коронка зуба покрыта белой эмалью. +

6. Рыхлая ткань внутри зуба называется – дентин. –

7. Зубы нужно чистить 2 раза в день. +

8. Остатки пищи в зубах можно вытащить иглой. –

9. Два раза в год нужно показываться стоматологу. +

10. Здоровые зубы – важное условие сохранения здоровья человека. +

Кроссворд

Отгадав все слова по горизонтали, в выделенных клеточках по вертикали у вас получится слово, обозначающее самое распространенное заболевание зубов (кариес).

1. Часть зуба, покрытая эмалью (коронка).

2. Внутренняя часть зуба, пронизанная кровеносными сосудами и нервными окончаниями (пульпа).

3. Зубы, имеющие широкую и бугристую поверхность, служащие для разжёвывания и перетирания пищи (коренные).

4. Плотное вещество зуба, покрытое эмалью (дентин).

5. Передние зубы, имеющие острую поверхность и служащие для откусывания пищи (резцы).

6. Последние коренные зубы, появляющиеся у человека в 17-20 лет.

Слайд 22.

Выполнение тестового задания (взаимопроверка)

Тест.

1. Всего у взрослого человека:

а) 32 зуба;

б) 26 зубов;

в) 30 зубов.

2. Передние зубы, имеющие острую поверхность и служащие для откусывания пищи:

а) резцы;

б) клыки;

в) коренные зубы.

3. Каким веществом покрыта коронка зуба:

а) цементом;

б) дентином;

в) эмалью.

4. В каком порядке расположены органы пищеварения?

а) ротовая полость – желудок – пищевод - толстая кишка - тонкая кишка - толстая кишка;

б) ротовая полость – пищевод - желудок - тонкая кишка - толстая кишка – прямая кишка;

в) ротовая полость – пищевод - желудок – толстая кишка - тонкая кишка – прямая кишка.

5. Сколько раз в день нужно чистить зубы:

а) один раз;

б) два раза;

в) три раза.

Взаимопроверка (слайды 23-24). Оценки.

На этом наш урок заканчивается. Система органов пищеварения содержит еще множество неизведанных нами тайн. Но это все на следующих уроках.

Учитель отмечает активных учеников.

Рефлексия

- Что нового узнали?

- Что было самым интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Для чего важно знать изученную на уроке тему?

Домашнее задание (слайд 25).

§ 31, ответить на вопросы с. 103. Подумать, что было бы, если бы у всех животных и людей исчезли зубы.

 Берегите здоровье, берегите зубы, ведь здоровые зубы – это здоровый организм (слайд 26-27)!

Всем спасибо!


Карточки к уроку для учащихся
DOCX / 149.88 Кб

Презентация к уроку "Строение и значение зубов"
PPTX / 7.94 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.