Разработка урока «Особенности скелета человека» (Биология, 8 класс)

0
0
Материал опубликован 5 February 2019

Тема: Особенности скелета человека.

Цель: Сформировать научное понятие об отделах скелета человека, строении и функциях отделов, особенностях скелета человека, его сходствах и отличиях от скелета млекопитающих животных, причинах сходств и отличий; развивать познавательную активность и логическое мышление учащихся, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать заключения и выводы.

Оборудование: модель скелета человека, таблица «Скелет человека», скелет кролика.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I.Огранизационный момент (приветствие, проверка отсутствующих).

II.Контроль знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа (тестовые задания):

1. Неподвижные соединения костей называют:

а) швы;

б) полусуставы;

в) суставы;

2. Типы соединения костей в скелете человека:

а) неподвижные, швы, полусуставы;

б) полуподвижные, подвижные;

в) неподвижные, полуподвижные, подвижные;

3. Полуподвижные соединения костей называют:

а) швы;

б) полусуставы;

в) суставы;

4. Суставы – это:

а) неподвижные соединения;

б) полуподвижные соединения;

в) подвижные соединения;

5. Кости черепа – это:

а) неподвижные соединения;

б) полуподвижные соединения;

в) подвижные соединения;

6. Таз сочленяется с головкой бедренной кости:

а) неподвижно;

б) полуподвижно;

в) подвижно;

7. Позвоночник – это:

а) неподвижное соединение;

б) полуподвижное соединение;

в) подвижное соединение;

8. К подвижным соединениям относятся:

а) соединение двух грудных позвонков;

б) соединение атланта с черепом;

в) соединение затылочной и теменной костей черепа;

9. К неподвижным соединениям относятся:

а) соединение лобной и теменной костей черепа;

б) соединение теменной и височной костей;

в) соединение двух поясничных позвонков;

10. К полуподвижным соединениям относятся:

а) соединение носовой и верхнечелюстной костей черепа;

б) соединение костей предплюсны;

в) соединение костей фаланг пальцев;

г) соединение двух шейных позвонков;

д) соединение двух грудных подвонков;

11. К одноосным суставам относятся:

а) тазобедренный;

б) коленный;

в) локтевой;

г) плечевой;

12. К двуосным суставам относятся:

а) плечевой;

б) локтевой;

в) коленный;

г) тазобедренный;

13. Какое строение имеет сустав? Какие функции выполняет

суставная жидкость? (с открытым ответом)

III.Актуализация опорных знаний.

1. Какие функции выполняет скелет?

2. Из каких отделов состоит скелет млекопитающих?

IV.Мотивация учебной деятельности.

1.Формулирование и запись темы урока в тетрадь.

2.Важность изучения темы.

3.Постановка проблемы: почему в скелете человека имеется ряд особенностей, которых нет в скелете млекопитающих?

V.Изучение нового материала.

1.Отделы скелета человека ( беседа с использованием рис.16

на с.37 ).

2.Скелет головы или череп (сообщение ученика).

Предварительно перед сообщением исследовательским группам ставятся вопросы:

а) Из каких отделов состоит череп?

б) Какие кости образуют отделы черепа?

в) Как соединяются кости черепа?

Обсуждение вопросов и заполнение таблицы.

3.Скелет туловища (сообщение ученика).

Предварительные вопросы исследовательским группам:

а) Какое строение имеет позвоночник?

б) Каковы особенности позвонков в каждом отделе

позвоночника?

в) Какие кости образуют грудную клетку и как они

сочленяются?

После сообщения – обсуждение вопросов и заполнение таблицы.

4.Плечевой пояс (рассказ учителя с использованием рис.16 на стр.37 и модели скелета человека):

а) Функции плечового пояса;

б) Кости плечового пояса;

5. Скелет свободных верхних конечностей (сообщение

ученика).

Предварительные вопросы исследовательским группам:

а) Как соединяется скелет свободных верхних

конечностей с плечовым поясом?

б) Из каких отделов состоит скелет свободных

верхних конечностей?

в) Какие кости образуют этот отдел?

После сообщения - обсуждение вопросов и заполнение

таблицы.

6. Тазовый пояс ( самостоятельная работа учащихся со

статьей на стр.42 )

Предварительные вопросы:

а) Какие функции выполняет тазовый пояс?

б) Какими костями образован тазовый пояс?

в) Как сочленяются между собой кости тазового пояса?

7. Скелет свободных нижних конечностей ( сообщение

Ученика).

Предварительные вопросы:

а) Как соединяется скелет свободных нижних

конечностей с тазовым поясом?

б) Из каких отделов состоит скелет свободных нижних

конечностей?

в) Какие кости образуют скелет свободных нижних

конечностей?

Обсуждение вопросов и заполнение таблицы.

По ходу урока заполняется таблица:

Отделы

Кости

1. Череп:

а) мозговой отдел

б) лицевой отдел

2. Скелет туловища:

а) позвоночныйстолб

(33-34 позвонка)

б) грудная клетка

3. Плечевой пояс

4. Скелет свободных верхних конечностей

5. Тазовый пояс

6. Скелет свободных нижних конечностей

Теменные, височные (отверстие наружного слухового прохода), лобная, затылочная (большое затылочное отверстие);

Носовые, слухове, верхнечелюстная, нижнечелюстная.

Шейные позвонки (7), грудные (12), поясничные (5), крестцовые (5), копчиковые (4-5).

Ребра (12 пар), грудина.

Лопатки, ключицы.

Плечевая, лучевая, локтевая, кости запястья, кости пясти, кости фаланг пальцев.

3 пары сросшихся тазових костей (подвздошные, лобковые, седалищные).

Большая берцовая, малая берцовая, бедренная, кости предплюсны, кости плюсны, кости фаланг пальцев.

8. Сходства в скелете млекопитающих и челорвека и их причины (беседа с использованием приема сравнения скелета человека и кролика).

9. Отличия  в  скелете  человека  по  сравнению  с  млекопитающими и их причины (рассказ-беседа с использованием рис.16 на с.37, рис.18 на с.38, рис.20 на с.41, рис.21 на с.43).

По результатам беседы заполняется таблица:

Особенности скелета человека

Связанные с прямохождением

Связанные с трудовой деятельностью

1. S-образный изгиб позвоночника.

2. Грудная клетка расширена в стороны.

3. Таз расширен и имеет форму чаши.

4. Массивность костей нижних конечностей.

5. Сводчатая стопа.

1. Строение кисти: большой палец противопоставляется остальным.

2. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

VI. Закрепление знаний (беседа с использованием рис.16, 17).

VII. Решение проблемы.

VIII. Итог урока. Обобщение изученного материала и

формулирование выводов.

IX. Домашнее задание: параграфы 8 (IIч.) и 9.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.