12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Резеда37
Россия, Башкирская респ., Туймазы
2

Технологическая карта урока биологии по теме: Кровь-её состав и выполняемые функции.



Технологическая карта урока биологии

Автор

Учитель биологии и химии Сулейманова Резеда Рамилевна – МБОУ СОШ с.Карамалы-Губеево

Предмет

Биология

Класс

8 класс

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Тема

Кровь-её состав и выполняемые функции.

Цель

Создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.

Задачи

Общеобразовательные: углубить знания о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах; сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь; ввести ряд биологических понятий: плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты, антигены, антитела.

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков  коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному  мышлению в рамках изучаемой темы.

Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний.

Основные термины, понятия

Плазма, эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, фагоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит, фибриноген, фибрин.

Планируемый результат

ПознавательныеУУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию.

Личностные УУД: овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД: высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в группах

Учебник, тетрадь.

Опорные листы (каждому)

Проверочные тесты

Технические средства обучения:

ПК

Проектор

Презентация к уроку

Структура урока

1

Организационный этап.

2

Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.

3

Создание проблемной ситуации.

4

Усвоение первичных знаний и первичное закрепление.

5

Физкультминутка.

6

Закрепление и осмысление результатов урока.

7

Рефлексия деятельности (подведение итогов).

8

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


 

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация класса.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

самоопределение: внутренняя позиция школьника.

Предметные результаты:

основы системы научных знаний.

Включение в деловой ритм.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса, фиксация отсутствующих учащихся.

Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест.

Актуализация знаний.

Мотивация.

Целеполагание.


 


 


 


 


 


 

Создание проблемной ситуации.


 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

определение степени успешности выполнения работы.

Познавательные УУД:

формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

публичная защита своей позиции.

Личностные УУД:

осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

актуализация и систематизация знаний о строении организма человека, тканях.

На прошлом уроке мы начали изучать главу: Внутренняя среда организма.

Давайте немного вспомним и проведем фронтальный опрос:

Большинство клеток тела не связаны с внешней окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой организма. (слайд 1)

1.Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

2.Что такое гомеостаз ?

3. Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?

4. Назовите, какие среды организма представлены на рисунке цифрами? (слайд 2)

5.Что такое ткань? Какие виды тканей вы знаете? (слайд 1)

6.Перечислите виды соединительной ткани?

Переходим к новой теме. (слайд 3)

Сегодня наш урок будет посвящен самой удивительной ткани нашего организма, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, её приносили в жертву богам. Некоторые философы Древней Греции считали её и душу одним и тем же. Гиппократ считал, что она – один из соков человеческого тела. Маленькая частичка этой ткани может рассказать многое о состоянии здоровья вашего организма.

Ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке? Давайте вместе с вами сформулируем тему. Кровь

Но не просто кровь, попробуйте ответить ещё и на вопросы: (слайд 4)

-Как кровь переносит кислород, ведь газы плохо растворяются в жидкостях?

-Кровь – это жидкость. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит?

-Почему в первый прием у врача нам назначают сдать анализ крови?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны изучить не просто кровь, а её состав и функции.

Тема урока Кровь-её состав и выполняемые функции. (слайд 5)

Открываем тетради , записываем тему.

Посмотрите ещё раз на тему урока и ответьте.

Какую цель мы должны поставить перед собой?

Какие задачи стоят перед нами: (Ладно мы изучим состав и функции крови, а что дальше?Что мы узнаем? Ну и что ,что узнали, а это нам поможет? И где?)

А ещё у нас есть проблемные вопросы,на которые мы должны ответить. (слайд 6)

Отвечают на вопросы учителя, обосновывают.

 

Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.

Цель: Дать определение крови, изучить состав и функции крови.

Задачи: -Узнать больше о своем организме;

-Уметь применять знания в повседневной жизни для сохранения своего здоровья.

-Ответить на проблемные вопросы.

Усвоение первичных знаний и первичное закрепление

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале;

проговаривание последовательности действий на уроке;

работать по плану, инструкции.

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков;

определение основной и второстепенной информации;

проведение синтеза (восстановление целого из частей);

анализ отобранной информации и интерпретация её в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес; понимание важности сохранения здоровья

самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, обеспечивающей существование жизни;

умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы;

развитие речевой культуры;

формирование ЗОЖ.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по плану, инструкции.

Коммуникативные УУД:

учет разных мнений;

планирование работы учебного сотрудничества;

контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Предметные результаты:

знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы;

развитие речевой культуры;

формирование ЗОЖ

Работаем самостоятельно.

1.Открываем учебник, Параграф 17, стр 84. Ознакомьтесь с текстом «состав крови». Запишите определение крови и заполните следующую схему. (слайд 7 )

Проверим правильность записанного вами определения и составленной схемы: (слайд 8)

Кровь - это жидкая соединительная ткань красного цвета, состоящая из межклеточного вещества (плазмы) и клеток (эритроцитов,лейкоцитов,тромбоцитов.)

Кстати, объём крови у взрослого человека 5-6литров,или 7% от массы тела.

2. Продолжаем индивидуальную работу с учебником.

Изучите текст на с. 84 «Плазма крови» и попробуйте дать определение плазмы и заполните схему в тетрадях. (слайд 9 )

Проверим правильность заполнения схемы и введем в нее по необходимости коррективы

(слайд 10)

Плазма- прозрачная, слегка желтоватая жидкость, составляет 60% от общего обьема крови.

Состоит из : 1.Н2О - 90%

2.Минеральные соли: – 0,9%, NaCl , соли К⁺, PO4³⁺, Ca²

3. Белки -7%,жиры – 0,8%,глюкоза - 0,12%,ФИБРИНОГЕН ,CO2,витамины (К)

Функции: Свертывание крови, транспорт веществ

Работаем в парах .

Мы начинаем заполнение таблицы «Форменные элементы крови», эта таблица дана на опорных листах, которые лежат у вас на столах. Приложени 2

3.Изучите текст с. 84 «Эритроциты», и начинаем заполнение таблицы, только первую строку.(слайд 11 )

Название

Состав,строение

Колич. В 1 мм

Продолжит.жизни

Место образов.

функции

           

Проверим правильность заполнения таблицы.(слайд 12)

Название

Состав,строение

Колич. В 1 мм

Продолжит.жизни

Место образов.

функции

Эритроциты,красные кровяные тельца

Двояковогнутые диски,

Позв+ядро

Млек-ядро

4-5 млн

120-130 дней

Красн.кост.мозг

Транспорт газов

Дополнение учителя: (слайд 13)

1.А каким способом эритроцит переносит газы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим строение эритроцита. Он состоит из молекулы- гемоглобина: гем-железо,глобин –белок. Железо и придает красный цвет эритроцитам ,а они в свою очередь крови. Есть такое понятие «голубая кровь», как вы думает это образное литературное высказывание или на самом деле есть такая кровь? Вспомним курс зоологии головоногих моллюсков, вместо железа у них медь, и кровь окрашивает в голубоватый цвет.

Гемоглобин активно соединяется как с кислородом, так и с углек.газом. (слайд 14)

2. гемоглобин: оксигемоглобин ,карбогемоглобин. Почему в домах с печным отоплением или плохо протопленной бане можно угареть? Что происходит в организме?

Работаем самостоятельно.

Выполнение задания исследовательского характера. Переведемся в виртуальную лабораторию. (смотрим на слайд 15 ) 1.Определите: на каком из микропрепаратов - эритроциты человека? Обратите внимание на форму, величину, строение, количество. Зарисуйте 3-4 эритроцита.

2.На каком из микропрепаратов эритроциты лягушки? Зарисуйте 3-4 эритроцита.

3. Результаты занесите в таблицу, на опорных листах. Приложение 1

Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки

№ микропрепар.

Название микроп.

Форма клетки

Размер клетки

Нал.ядра

 

Эритр.челов.

     
 

Эритроц. лягушки

     

4.Сделайте вывод, ответив на вопрос. Чья кровь –человека или лягушки- способна перенести больше кислорода за единицу времени, почему?

Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее и больше поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объём клетки.

Продолжаем работу в парах:

4.Изучить текст на с. 86 «Лейкоциты», и продолжаем заполнение таблицы в опорном листе.(слайд 16)

Прверяем правильность заполнения таблицы, (слайд 17)

Название

Состав,строение

Колич. В 1 мм

Продолжит.жизни

Место образов.

функции

Лейкоциты,

Белые кровяные тельца

Бесцветные, амебовидные,с ядром

4-8 тыс

От нескольких часов до 10 дней

Красный костный мозг

защитная


 

Дополнение учителя: Каким же это образом лейкоциты защищают наш организм?

фагоциты, фагоцитоз - И.И. Мечников (слайд 18)

Продолжаем работу в парах (слайд 19)

5.Изучить текст на с. 86 «Тромбоциты»,и заполните последнюю строку таблицы.

Проверим правильность заполнения и внесём коррективы. (слайд 20)

Название

Состав,строение

Колич. В 1 мм

Продолжит.жизни

Место образов.

функции

Тромбоциты,кровяные пластинки

Безьядерные образования,овальной формы

200-400 тысяч

8-10 суток

Красный костный мозг

свертывание

Дополнение учителя: Как это происходит? Давайте вместе воспроизведем схему образования тромба.

Поранение

кров. сосуда

Разрушение тромбоцитов

Выделение фермента

Фибриноген превращается в фибрин( в плазме должны содержаться соли кальция,витамин К.)

Сетка

Сгусток крови

Давайте посмотрим это наглядно. (слайд 21)

Каким образом донорская кровь хранится месяцами и почему не сворачивается?

Физкультминутка (слайд 22)

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Учитель: У нас остался ещё один вопрос. Анализ крови. (слайд 23) Специально для этого урока мы с учеником 10 класса Базгутдиновым Флоридом сходили в нашу местную поликлинику к участковой медсестре педиатрического участка, она имеет 28 (двадцати восьми) летний опыт работы с нашими сельскими детишками. (просмотр видеоролика)

При любом обращении к врачу назначается анализ крови. Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови – одно из наиболее часто проводимых исследований.

Анализ крови может быть:

Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.

Биохимическим - (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)

На группу крови – у человека их 4 группы .

На билирубин - пигмент определяющий цвет кожи и работы печени.

На гемоглобин - при нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови (кровотечении) возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13-16г%, у женщин 12-14 г% (т.е. число граммов в 100см² крови).

На лейкоцитоз - повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови.

На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови.

На белокровие (лейкоз) и серповидно клеточную анемию – изменение строения клеток крови.

заполняют логическую схему.

По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации

Работа в парах, заполнение таблицы.

Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу.

Фиксируют шаги, где возникло затруднение.

Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме и при работе в группе.

 
     

Закрепление и осмысление результатов урока.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

выстраивание логической цепочки рассуждения;

рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные УУД:

умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

умение и знания по теме;

объяснение значение понятий: плазма, эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, фагоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит, фибриноген, фибрин, гомеостаз;

понимать, что состав крови является важной характеристикой состояния организма.

Работаем в группах.

Работа с результатами анализа крови: (слайд 24,25) Как мы выяснили, по крови можно определить состояние здоровья человека?

На слайде представлен анализ крови пациентов. Сравните данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток. Определите болен пациент или нет, и по возможности поставьте диагноз.

Тест

(Индивидуальные листы с тестами на парте)

1. Жидкую часть крови называют:

А – тканевой жидкостью

Б – плазмой

В – лимфой

Г – физиологическим раствором

2. Все клетки тела окружает:

А – лимфа

Б - раствор поваренной соли

В – тканевая жидкость

Г – кровь

3. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

А – участием в свертывании крови

Б – обезвреживанием бактерий

В – переносом кислорода и углекислого газа

Г – выработкой антител

4. При малокровии в крови уменьшается содержание:

А – кровяной плазмы

Б – тромбоцитов

В – лейкоцитов

Г – эритроцитов

5. Фагоцитоз – это процесс:

А – поглощения и переваривания микробов и чужеродных частиц лейкоцитами;

Б – свертывания крови

В – размножения лейкоцитов


 

Сегодня на уроке, мы изучили удивительную ткань, внутреннюю среду нашего организма- кровь. Давайте вспомним цель урока, проблемные вопросы и постараемся на них ответить с позиции новых знаний.

Цель: Дать определение крови, изучить состав и функции крови.(слайд 27)

Ответить на проблемные вопросы: (слайд 28)

- Как кровь переносит кислород, ведь газы плохо растворяются в жидкостях?

-Кровь – это жидкость. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит?

-Почему в первый прием у врача нам назначают сдать анализ крови

Анализ №1:эритроциты-пониж.гемогл-пониж.

Анемия.

Анализ №2:лейкоциты-повыш. Воспаление.

Выполнение тестов самостоятельно.

Взаимопроверка тестов с соседом по парте.

Проверка по ключу

(слайд 26)

Выставление оценок.

Ученики предлагают свои ответы на поставленные вопросы.

Рефлекси

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

И в заключении мы проведем рефлексию вашей деятельности на уроке. (слайд 29)

Называется Дерево успеха.

Дерево успеха»: зеленый лист – не допустил ни одной ошибки, принимал активное участие в уроке,

желтый лист допустил неточность, надо постараться и успех обязательно будет!)

Кто выбрал «Зел.лист.»- 11 чел.

Кто выбрал «Желт.лист.»- 3 чел.

Ну что же наше дерево покрылось зелеными листочками, значит, цель нашего урока достигнута.

Выставление оценок за урок.

 

Домашнее задание

 

(слайд 30)

Домашнее задание:1. учебник стр. 84-89, учить определения, схемы и таблицу, записанные сегодня на уроке; 2.творческое задание (по желанию)- сделать презентации или краткие сообщения на темы:

История открытия фагоцитоза.

История открытия групп крови.

(слайд 31)

Презентация на урок биологии по теме: Кровь

 

Прослушивают инструктаж по выполнению д/з, записывают в дневники.


Презентация на урок биологии по теме: Кровь
PPTX / 3.72 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.