12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна2077
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита

Урок биологии в 7 классе. «___»_________________20___ г.

Кровеносная система. Кровь.

Цель. Способствовать формированию представлений об особенностях строения кровеносной системы животных; создать условия для формирования умения объяснять причины эволюционных преобразований органов кровеносной системы.

Задачи.

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, с составом крови, значением крови и кровообращения; сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения

Развивающие: развивать умения работы с различными информационными источниками; анализировать текст и заполнять таблицы, делать обобщающие выводы

Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом

Планируемые результаты.

Предметные.

Научиться объяснять значения понятий: сердце, капилляры, артерии, вены, замкнутая и незамкнутая кровеносная система, круги кровообращения, аорта, плазма, форменные элементы крови, лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, гемоглобин, артериальная и венозная кровь; характеризовать особенности строения органов кровеносной системы организмов разных систематических групп; объяснять значение кровеносной системы для организмов; различать незамкнутую и замкнутую кровеносные системы; описывать особенности строения сердца, позволяющие ему выполнить свою функцию; объяснять причины эволюционных преобразований органов кровеносной системы; характеризовать состав и функции крови.

Метапредметные.

Познавательные: структурировать материал, выделять главное в тексте, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Личностные.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, важности взаимопонимания при выполнении совместной работы.

Ход урока.

Орг. момент.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

Почему разделение организмов на группы в зависимости от их способа питания является условным?

В какой последовательности располагаются органы пищеварительной системы у животных?

Каковы различия в строении органов пищеварения у растительноядных и плотоядных животных?

Какое значение имеет обмен веществ в жизни организма?

Изучение новой темы.

Задание. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка.

.(А) система обеспечивает транспорт кислорода и питательных веществ по организму животного. У большинства животных она состоит из сердца и кровеносных …. (Б), по которым течет … (В)

Перечень терминов: кровеносная, пищеварительная, протоки, кровь, вода и растворенные в ней вещества, сосуды.

О какой системе органов идет речь?

Какую функцию выполняет кровеносная система?

Назовите органы кровеносной системы?

У всех ли животных есть кровеносная система?

Определите тему нашего урока.

Тема урока «Кровеносная система. Кровь»

Изучая системы органов, какую цель мы ставили перед собой? (Выявить эволюционное развитие системы органов, какие усложнения наблюдались от простейших к млекопитающим)

Какую цель мы с вами поставим при изучении кровеносной системы? (Определить эволюционное развитие кровеносной системы, проследить усложнение в строении органов кровеносной системы от простейших к млекопитающим)

Рассмотрим строение кровеносной системы.

Задание. Используя текст учебника (стр. 215-217),заполните пропуски в тексте.

Движение крови по кровеносным сосудам называется ___________________________ .

Кровеносная система называется ________________, если кровь выходит из кровеносных сосудов и выливается в полость тела, если же кровь движется только по сосудам, то такая кровеносная система называется ____________. Кровеносная система состоит из _________ - специального органа, обеспечивающего движение крови и _______________ _________ .У животных встречается три вида кровеносных сосудов –это _________, ____________, ____________. Самый крупный сосуд - ___________ . Сосуды, которые несут кровь от сердца, называют ___________________, а от сердца __________. Самые мелкие кровеносные сосуды называют _____________ . Если в крови содержится ______________, то такая кровь называется артериальной, а если ___________________, то венозной.

Рассмотрим строение кровеносной системы у беспозвоночных животных. (стр. 38, 46, 215)

Сравнительная характеристика кровеносной системы беспозвоночных животных

Тип животных

Наличие кровеносной системы

Замкнутая или незамкнутая

Состав кровеносной системы

Простейшие, губки, кишечнополостные, черви

Не имеют

   

Кольчатые черви (стр. 38)

Есть

Замкнутая

Сосуды, сердца нет

Моллюски (стр. 46)

Есть

незамкнутая

Сердце, сосуды

Членистоногие

Есть

незамкнутая

Сердце, сосуды

Вопросы по таблице.

У каких организмов впервые появилась кровеносная система?

В чем отличие замкнутой и незамкнутой кровеносных систем?

Выводы: В процессе эволюции сформировалось сердце – важнейший орган кровообращения.

В процессе эволюции происходило усложнение строения и функций кровеносных сосудов.

Рассмотрим строение кровеносной системы позвоночных животных.

У всех хордовых, начиная с ланцетника, кровеносная система замкнутая, кровь движется по сосудам, которые образуют круги кровообращения.

Прочитайте текст на стр. 217 о строении малого и большого кругов кровообращения и выполните следующее задание.

Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика.

Круги кровообращения.

Признаки сравнения

Большой круг

Малый круг

Начинается

2

6

Заканчивается

1

4

Изменение содержания кислорода в крови

3

8

Значение для организма

5

7

Словарик. 1. Правое предсердие. 2. Левый желудочек. 3. Артериальная кровь становиться венозной. 4. Левое предсердие. 5. Снабжение кислородом органов и тканей. 6. Правый желудочек. 7. Обогащение крови кислородом. 8. Венозная кровь становится артериальной.

Используя рис.164 на стр. 216 и текст в учебнике на странице 217 заполните следующую таблицу.

Сравнительная характеристика кровеносной системы позвоночных животных

Представители

Число кругов кровообращения

Строение сердца

Окунь

   

Лягушка

   

Ящерица

   

Голубь

   

Кошка

   

Какие изменения произошли в кровеносной системе у позвоночных животных?

- усложнение строение сердца;

- увеличение числа кругов кровообращения;

- разделение крови на артериальную венозную.

Вывод. Эволюция шла в направлении создания специализированной кровеносной системы, способной обеспечивать все клетки тела необходимыми для жизнедеятельности веществами.

Рассмотрим состав строение крови.

Строение и состав крови.

Кровь – это жидкость, циркулирующая в кровеносной системе.

Кровь

Плазма крови Форменные элементы крови

Лейкоциты Эритроциты Тромбоциты

Самостоятельная работа учащихся по заданиям: прочитать текст на с. 218—219; составить схему о составе крови; заполнить таблицу «Состав и функции крови».

Состав и функции крови

Состав крови

Функции

Плазма

 

Лейкоциты

 

Эритроциты

 

Тромбоциты

 

Первичное закрепление знаний.

У каких организмов впервые появляется кровеносная система?

Как питательные вещества и кислород доставляются ко всем органам и тканям?

Каковы основные функции крови?

Раскрасьте красным цветом только кровеносные органы.

Подведение итогов. Рефлексия.

Вспомним тему урока

Оцените свою деятельность на уроке

Деятельность

Я доволен своей работой

Я старался, но не все получилось

Я недоволен своей работой

Устные ответы

     

Работа с таблицами, терминами

     

Обобщение темы

     

Моя оценка за урок ____________________________

Домашнее задание. § 41

Рабочая карта урока.

Учении_____ 7 ___ класса ______________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________________

Заполните пропуски в тексте.

Движение крови по кровеносным сосудам называется ___________________________ .

Кровеносная система называется ________________, если кровь выходит из кровеносных сосудов и выливается в полость тела, если же кровь движется только по сосудам, то такая кровеносная система называется ____________. Кровеносная система состоит из _________ - специального органа, обеспечивающего движение крови и _______________ _________.У животных встречается три вида кровеносных сосудов – это _________, ____________, ____________. Самый крупный сосуд - ___________ . Сосуды, которые несут кровь от сердца, называют ___________________, а от сердца __________. Самые мелкие кровеносные сосуды называют _____________ . Если в крови содержится ______________, то такая кровь называется артериальной, а если ___________________, то венозной.

Сравнительная характеристика кровеносной системы беспозвоночных животных

Тип животных

Наличие кровеносной системы

Замкнутая или незамкнутая

Состав кровеносной системы

Простейшие, губки, кишечнополостные, черви

     

Кольчатые черви (стр. 38)

     

Моллюски (стр. 46)

     

Членистоногие

     

Круги кровообращения.

Признаки сравнения

Большой круг

Малый круг

Начинается

   

Заканчивается

   

Изменение содержания кислорода в крови

   

Значение для организма

   

Словарик. 1. Правое предсердие. 2. Левый желудочек. 3. Артериальная кровь становиться венозной. 4. Левое предсердие. 5. Снабжение кислородом органов и тканей. 6. Правый желудочек. 7. Обогащение крови кислородом. 8. Венозная кровь становится артериальной.

Сравнительная характеристика кровеносной системы позвоночных животных

Представители

Число кругов кровообращения

Строение сердца

Окунь

   

Лягушка

   

Ящерица

   

Голубь

   

Кошка

   

Состав и функции крови

Состав крови

Функции

Плазма

 

Лейкоциты

 

Эритроциты

 

Тромбоциты

 

Раскрасьте красным цветом только кровеносные органы.

Оцените свою деятельность на уроке

Деятельность

Я доволен своей работой

Я старался, но не все получилось

Я недоволен своей работой

Устные ответы

     

Работа с таблицами, терминами

     

Обобщение темы

     

Моя оценка за урок ____________________________

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Медведева Татьяна Александровна, 04.04.18 в 18:43 0Ответить Пожаловаться
Ольга Владимировна, спасибо, интересный урок. Соответствует возрастным особенностям учащихся.
Олифирова Ольга Владимировна, 05.04.18 в 06:43 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Очень приятно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.