12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жукова Татьяна19
0

Открытый урок биологии на тему «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа №8 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Открытый урок биологии на тему:

" Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 8 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

 

Учитель биологии

МКОУ СОШ №10

Жукова Татьяна Викторовна

Ставрополький край

Шпаковский район

посёлок Цимлянский

2019

 

Цель: Создать условия для осознания блока новой информации с помощью компьютерной презентации и учебника.

Задачи урока:

Раскрыть причины движения крови

Выяснить природу пульса

Сформировать представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции работы сердца

Оборудование и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация к уроку, учебник, рабочие листы учащихся

УУД: Регулятивные –научиться составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, составлять план ответа; получат возможность научитьсяставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; отвечать на поставленные вопросы; планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей).

Познавательные – научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получат возможность научиться             ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией.

Коммуникативные – научиться принимать участие в беседе, использовать в общении правила вежливости; получат возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное введение диалога и участие в дискуссии

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Проверяем готовность к уроку. Садитесь.

Готовятся к уроку.

Садятся на места

Мотивация

Скажи, откуда ты приходишь, красота?
Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада!
А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота 
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Что такое красота человека?. Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли, наша душа, наше здоровье.

О том как заботиться о своём теле и здоровье, мы можем научиться на уроках анатомии человека. И сегодня мы продолжаем знакомство с кровообращением в организме человека.

Для того чтобы нам сегодня все это узнать, мы должны повторить материал предыдущих уроков

Проведём небольшую разминку:

В сосуде водица, ею нельзя напиться? (кровь)

В какую сеть нельзя поймать рыбу? (кровеносную)

Оно много меньше нас, а работает всяк час? (сердце)

Случают, отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

Выполнение заданий ( Приложение №1)

Задание "лови ошибку" инструкционная карта ( слайд 2)

 

Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе Проверка на (слайде 3)

Изучение нового материала

По мнению японского профессора К. Ниши, «здоровье человека зависит от того, как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав». Сформулируйте тему нашего урока? ( слайд 3) Запишите в карту.

Данная тема прослеживается в задании №12 КИМов ОГЭ по биологии

Формируем цели урока: ? ( Слайд №4)

План урока (Слайд 5)

Для чего необходимо движение крови по сосудам? Вспомним функции крови ( слайд 6)

Немного История У. Гарвей ( слайд7 )

Что же заставляет кровь двигаться по сосудам? Найдите ответ в учебнике: с.145-146. (Задание №3 инстр. карта)

Выполним задание №4 карты, найдите и запишите виды артериального давления

Артериальное давление неодинаково, и чем дальше находится от сердца артериальный сосуд, тем меньше в нем давление. Чтобы получать сравнимые результаты ученые решили измерять давление человека в плечевой артерии, выражая его в миллиметрах ртутного столба. Для измерения артериального давления используется манометр
  После сокращения желудочков, ( систола ) когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним, или систолическим, давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца( она называется диастолой при работе сердца) достигает минимальной величины. Это давление называют нижним, или диастолическим. Колебания давления должны изменяться в определенных границах.

Как же можно измерить давление. Давайте рассмотрим более подробно, из чего состоит тонометр и как им пользоваться с. 147.(слайд 8 )

Согласно какому физическому закону, кровь движется по сосудам? Закон Бернулли применительно к кровообращению. ( гидродинамика)

Несоответствие между скоростью течения крови и ее давлением. ( Слайд 9)
Значит, при проходе жидкости из трубы с большим сечением (S1 ) в трубу (сосуд) с меньшим сечением (S2), скорость ее увеличивается, следовательно, жидкость движется с ускорением. А причиной ускорения является сила. Этой силой, в данном случае, является разность между силами давления жидкости (крови) в широком и узком сечениях.
Следовательно, при течении жидкости в тех местах, где скорость течения меньше, давление в жидкости больше и, наоборот, там, где скорость течения больше, давление в жидкости меньше. К этому выводу впервые пришел Бернулли, поэтому данный закон называется законом Бернулли.

Разность кровяного давления(слайд10)

В аорте – 150 мм рт. ст.,

В крупных артерия - 120 мм рт. ст.,

В капиллярах – 30 мм рт. ст.,

В венах около 10 мм рт. ст..

Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, т.е. в данном случае АД = 110/65.

Задание для учащихся в тех. карте №5:

Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам.( слайд 11)

Формула расчета давления

АД верхнее = 1,7* возраст + 83

АД нижнее = 1,6* возраст + 42

•    Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?
•    Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?
•    Что Вы знаете о гипертонии и гипотонии?

Выполним лабораторную работы №8 выполняется в парах ( Слайд 12) в технологич. картах №7 по теме: « Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», прочитать и выполнить.

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки

Измерьте длину ногтя от корня до прозрачной части, которую обычно срезают. Этим вы определили длину пути, которую должна пройти кровь от корня ногтя до конца ногтевого ложа.

Определите время, за которое этот путь пройдет кровь. Выдавите кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая указательным пальцем на ноготь большого. Ноготь должен побелеть.

Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через сколько секунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ногтевого ложа.

Узнайте скорость крови по формуле V = l / t , где V – скорость крови, l – длина пути, t – время.

Проверка( 3 человека)

Следующим показателем здоровья является наш пульс.. Что такое пульс? с. 148-149 учебник (Слайд 13)

Пульс – толчкообразные колебания стенок артериальных сосудов, вызванные растяжением стенок аорты и поступлением в них крови из желудочка.

При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает ее стенки. При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий. Ритмичные колебания стенок артерий называют пульсом.

По пульсу легко определить количество сокращений сердца в минуту. Частота пульса (сердечных сокращений) позволяет судить о здоровье человека, о работе его сердца. Обычно пульс взрослого человека в спокойном состоянии равен 70 ударам в минуту. Пульс прощупывают на лучевой артерии, а если человек потерял сознание, то на артерии шеи, снабжающей кровью головной мозг. Учитель демонстрирует « Места, где можно прощупать пульс», « Измерение пульса».

Просит выполнить опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови ( стр. 149 учебника).Лабораторная работа №9 ( Слайд 14)

Для этого:

Найдите пульс на лучевой артерии, прощупайте его четырьмя пальцами.

Зажмите артерию в точке а и остановите дви­жение крови на участке «в - а». Ощущаете ли вы пульс?

Теперь зажмите артерию в точке «в». Останови­лось ли движение крови в этом случае? Ощущаете ли вы пальцами колебательные движения стенки артерии?

Встаньте и выполните 10 приседаний. Снова измерим частоту пульса

По данным наблюдениям сделайте выводы; зависит ли пульсовая волна от движения крови?

Используя секундомер, подсчитывают пульс в течение 15 секунд, и умножают на 4. Так мы узнаем пульс за минуту.
Если Вы посчитаете пульс в состоянии покоя, после физических упражнений сможете сделать вывод.

Результаты измерений запишите в тех. карту Какие еще факторы влияют на частоту пульса?

Какой вывод можно сделать?

Дает задание для самостоятельной работы с учебником ( стр. 150-151 учебника), текст «Поддержание постоянства артериального давления, его нарушения», прочитать и ответить на вопросы:

 

Формируют тему урока.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Цели: раскрыть причины движения крови и лимфы,

сфор­мировать понятия кровяное давление и пульс,

объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных крове­носных сосудах,

научить учащихся оп­ределять пульс.

Научиться измерять кровяное давление.

Отвечают: для обеспечения клеток органов и мышц питанием, кислородом и удаления углекислого газа.

Работают с учебником, записывают

Записывают в карту. Проверка.

Работа сердца является причиной движения крови, благодаря которой создается разность давления между началом и концом сосудистого русла Кровь движется из области высокого давления в область, где оно ниже. Самое высокое давление в аорте и легочных артериях, самое низкое – в нижней и верхней полых венах ,и в легочных венах. Поэтому кровь движется в направлении от артериальной системы сосудов к венозной.

Нет, зависит от диаметра.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артериальное давление знать необходимо, т.к. оно является очень важным показателем здоровья человека.

 

Предположение учащихся

 

Записывают в карту

 

 

 

Работа с картой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполняют лабораторную работу в инструкционных картах

 

 

 

 

 

Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от отсутствия или наличия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу, мы не только оста­навливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий. Пульс повышается при физической нагрузке, стрессе, болезни, через некоторое время восстанавливается.  У тренированных людей повышение небольшое, и восстановление показателей - быстрое.

Закрепление материала

Задает вопрос классу:

1) Каким законам подчиняется движение

2)От чего зависит движение крови в сосудах?

3) в каких сосудах кровь движется максимально?

Как называется артериальное давление верхнее, и нижнее ?

Выполните тестовое задание №10 на закрепление темы урока

Ответы учащихся

1. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами.

2. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивле­ния, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения.

3. Скорость движения крови максимальна в артериях и минимальна в капил­лярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ между клетками тканей и кровью.

Рефлексия

В технологических картах

На слайде вопросы: - Меня удивило на уроке ____________________

- Больше всего мне понравилось ________________________

- Самым сложным для меня было _______________________________

Выставление оценок

Работают в тех. карте

Домашнее задание

1.    Измерьте артериальное давление у членов Вашей семьи. Сделайте выводы о наличии или отсутствии нарушений.
2.    Измерьте Ваш пульс в состоянии покоя, после физической нагрузки, во время умственной деятельности и т.д. Сделайте выводы.
3.    Решите задачу: Площадь поперечного сечения аорты в 500 раз меньше общей площади поперечного сечения капилляров. Какова суммарная площадь капилляров, если известно, что площадь аорты равна 10 кв. см.?
4.    Подготовьте сообщение о профилактике нарушений артериального давления.

П.23 обязательное

Записывают в тетради домашнее задание

 

Инструктивная карточка к уроку «Движение крови по сосудам»

ФИ_____________________________________________________, класс__________________

тема урока___________________________________________________________________

с. 145 - 146 учебника

2. Лови ошибку

1. Процесс пожирания инородних тел лейкоцитами называется фагоцитоз

2. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу –артерии

3. Различают четыре фазы сердечной деятельности

4. Жидкая часть крови – плазма

5. Кровь, насыщенная кислородом – венозная

3. Причины движения крови по сосудам

Причины:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


 

4. Виды кровяного давления : 1.____________________________________________________

2.____________________________________________________

5. Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам.

Формула расчета давления

АД верхнее = 1,7* возраст + 83

АД нижнее = 1,6* возраст + 42

. Сделайте вывод о состоянии своего артериального давления. ____________________________________________________________________________________________

6. Заболевания, вызванные изменением АД называются:

1. ______________________________________ 2.__________________________________________

7. Лабораторная работа №8

Тема «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».

Цель: Определить скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки

Измерьте длину ногтя от корня до прозрачной части, которую обычно срезают. Этим вы определили длину пути, которую должна пройти кровь от корня ногтя до конца ногтевого ложа.

Определите время, за которое этот путь пройдет кровь. Выдавите кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая указательным пальцем на ноготь большого. Ноготь должен побелеть.

Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через сколькосекунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ногтевого ложа.

Рассчитайте скорость крови по формуле ,где  – скорость крови, l – длина пути, t – время.

Запишите результат: _______________________________________________________________________

8. Откройте учебник стр.148, раздел «Пульс», прочитайте текст, ответьте на вопросы

Что такое пульс?

______________________________________________________________________________________________

О чём можно судить по пульсу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где и почему определяется пульс?

________________________________________________________________________________________________

9. Лабораторная работа №2

Тема «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки».

Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.

Оборудованиеасыссекунднойстрелкой.

Ход работы.

1.Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти ,научитесь его подсчитывать.

2одсчитайтечислоударовпульсаза1мин:( 15 сек *4)

Все результаты занесите в таблицу.

Число пульсовых ударов в минуту

Пульс в покое

 

После 10 приседаний

 

 

Сделайте вывод

_______________________________________________________________________________________________

 

Какие еще факторы влияют на частоту пульса? ______________________________________________________

 

 

10. Закрепление нового материала.

1.Вкакихизперечисленныхсосудахскоростькровотокамаксимальная?

1. В артерии 2.В венах 3. В аорте 4. Вкапиллярах

2.По пульсу можно определить:

1.Скорость тока крови 2. Давление крови 3. Частоту сердечных сокращений 4. Силу сердечных сокращений

3.С помощью какого физического закона можно объяснить движение крови в сосудах?

1. Гука 2. Бернулли 3. Архимеда

4.Что заставляет кровь двигаться по сосудам?

1. Разность давления в сосудах 2. Разность высоты тела; 3. Сила тяжести

11. Рефлексия. Отметьте знаком + правильные, на ваш взгляд, утверждения: 
1. На уроке я работал: активно _____ пассивно_____ 
2. Своей работой на уроке я: доволен _____ не доволен______ 
3. За урок я: не устал _____ устал_______ 
4. Мое настроение: стало лучше ____ стало хуже _____ 

Прослеживалась ли на уроке связь наук физики и биологии

Да___________Нет____________

Материал урока мне был:

понятен _____ не понятен ______ 
полезен _____ бесполезен ______ 
интересен ____ скучен ______ 
легкий _____ трудный ______ 


 

 

Приложение №11. Лови ошибку

1. Процесс пожирания инородних тел лейкоцитами называется фагоцитоз(да)

2. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу –артерии (нет - вены)

3. Различают четыре фазы сердечной деятельности (нет – три: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза )

4. Жидкая часть крови – плазма (да)

5. Кровь, насыщенная кислородом – венозная (нет, артериальная)

2. Установи соответствие

Установите соответствие между отделами кровеносной системы человека и видом проходящей через них крови.

Отделы кровеносной системы

Вид крови

А) левый желудочек

Б) лёгочная вена

В) аорта

Г) лёгочная артерия

Д) правое предсердие

Е) правый желудочек

Ж) нижняя полая вена

З) сонная артерия

Артериальная

Венозная

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ответить на вопросы (выбрать один вопрос и написать ответ на него)

Вариант 1

Равнобедренный треугольник 1

Перечистить форменные элементы крови

Прямоугольник 2

Что такое артерии?

Овал 3

Описать Большой круг кровообращения

 

Вариант 2

Равнобедренный треугольник 1 

Что входит в систему органов кровообращения?

Прямоугольник 2 

 Что такое вены?

Овал 3  

Описать Малый круг кровообращения

 

Далее учащиеся обмениваются листами и проверяют друг у друга. На слайде правильные ответы

Вариант 1

Равнобедренный треугольник 1

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Прямоугольник 2

Артерии – это сосуды, которые несут артериальную кровь от сердца

Овал 3

Левый желудочек – аорта – артерии –капилляры – вены – правое предсердие

 

Вариант 2

Равнобедренный треугольник 1

Сердце и кровеносные сосуды

Прямоугольник 2

Вены – это сосуды, которые несут венозную кровь к сердцу

Овал 3

Правый желудочек – легочные артерии – легкие – капилляры – легочные вены – левое предсердие

Выставление оценок

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.