Урок БСП в 8 классе на тему «Климатические пояса и типы климатов России»
Куклева Ольга Александровна – учитель географии, биологии, химии МБОУ «Нововязниковская оош».
Конструирование блочного погружения
Тема «Природа России»
Класс 8
Количество часов 41
Событие: Экспедиция «Эта загадочная Россия».
21 урок: «Климатические пояса и типы климатов России»
Цели
Предметные:
Умение характеризовать особенности климатических поясов и типов климата
Развитие навыков применения знаний о климатических условиях разных территорий России для решения практических задач.
Метапредметные:
Развитие дивергентного мышления (ДМ).
Умение определять понятия.
Умение создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, делать выводы.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Умение применять теоретические знания на практике.
Личностные:
Развитие эмпатии
Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
Развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли и понимать смысл поставленных задач.
№ п/п | Основные разделы | Описание содержания | Дивергентное мышление (отметить фрагменты деятельности, направленной на формирование дивергентного мышления буквами ДМ и примерный процент вовлеченных в его выполнение) | ||||||||||
1. | Мотивационное начало «Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся | Создается 4 экспедиционных групп, в которые входят учащиеся разных уровней обучаемости. На партах лежат листы для самоанализа работы на уроке. В конце урока вы сможете оценить каждый свой вклад в урок. Урок сегодня у нас необычный. Мы продолжаем экспедиционное путешествие по просторам нашего великого государства. Учащимся предлагается к посмотреть видеофрагмент «Климат России» из эл.пособия «Физическая география России» и ответить на вопросы : 1.В каких климатических поясах находится Россия? Надо отметить, что на побережье Чёрного моря находится узкая полоса (шириной 5 – 10 км) субтропического климатического пояса. 2. В каком климатическом поясе находится наибольшая часть территории России? 3.Какие показатели используют для характеристики климата? Постановка проблемного вопроса. Как вы думаете, почему в пределах умеренного климатического пояса при движении с запада на восток изменяется количество осадков, показатели температуры воздуха, особенно в зимний период? Что такое климатические области? Что мы должны ещё изучить? | | ||||||||||
2. | Продуктивная деятельность Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной) | Для получения новых знаний об особенностях климатических условий России каждая группа во время экспедиции выполняет задание используя текст параграфа и дополнительный материал. Результаты исследования вы заносите в таблицу самостоятельно
Задание 1 группе – изучить и составить характеристику арктического климата. Задание 2 группе - изучить и составить характеристику субарктического климата. Задание 3 группе - изучить особенности и составить характеристику умеренного климатического пояса. Задание 4 группе - изучить особенности и составить характеристику субтропического климата. Практикум. Выступление групп. Заполнение таблицы каждым учеником. Учитель предлагает смоделировать 2. Предположим что тихоокеанское побережье стало равнинным. Как изменится климат Восточной Сибири (Якутии)? 3. Предположим что Уральские горы протянулись не на востоке Европейской части, а по западной границе страны. Каким станет климат в европейской части страны? 4.«Собираемся в дорогу» | ДМ 70% Прием «мозговой штурм» Э 70% ДМ 80% | ||||||||||
| Аналитическое завершение: А)Конструирование групповой итоговой обобщающей схемы блока | Вот и подходит наша экспедиция к концу. Каждая группа составляет синквейн: 1 группа – умеренный пояс, 2 группа – субарктический климат, 3 группа – субтропический климат, 4 группа – арктический климат | ДМ 70% | ||||||||||
б)Рефлексия ребенком собственной деятельност | Наша экспедиция подходит к завершению. Надеюсь, что наша экспедиция оказалась продуктивной и интересной. А теперь предлагаю вам оценить свою работу за урок: 1) «Оцени собственное участие, активность в данном погружении по 10-балльной шкале____» 2) Рефлексивное эссе. Фиксация внимания ребенка на «трудностях» во время погружения. Формирование мышления роста. Опиши, с какими трудностями ты встретился во время Погружения. Выдели, какие из них тебе удалось преодолеть. Как ты их преодолевал? Какие трудности тебе не удалось преодолеть? Как ты думаешь, почему? Что можно было бы сделать, чтобы решить эти трудности? Каждый учащийся заполняет лист самооценки, проставляя балл (от 0 до 3), по следующим пунктам: 1.Вклад в работу группы 2.Взаимодействие с группой 3.Работа с информацией 4.Выдвижение идей в ходе обсуждения вопросов 5. Участие в защите | Э 90% | |||||||||||
в) обратная связь от ребенка (его мнение о тематическом блоке) Минимально - на сколько интересно было на уроке. Максимально – соотношение собственной оценки учителем урока с оценкой ребенком. Работа над разрывом в соотношении оценок. | На листе самооценки ответить на вопросы: Для чего мы изучаем климатические особенности нашей страны? Что нового вы узнали ? Достигли ли мы цели урока? «Оцени, насколько тебе понравилось данное погружение по 10-балльной шкале ____» | ДМ 90% |