Урок химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций»

1
0
Материал опубликован 11 January 2018

Проект урока

учителя химии МОУ «Гавриловской средней школы»

Кирилловой Л.М.


 

Предмет:Химия . 8 класс.

Тема:«Химические реакции»

Программа: О.С. Габриелян.

Программа курса химии для 8-11 классов.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного

материала.


 


 


 


 

Гавриловка

2015


 

Программа и учебник.

О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Издательство «Дрофа», 2010г.

Учебник: О.С.Габриелян. Химия -8, издательство «Дрофа», 2008г.

Психолого-педагогическая характеристика 8 класса.

Название урока:

«Типы химических реакций»

Тема: «Изменения, происходящие с веществами»

- Физические явления. Разделение смесей.

- Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций.

- Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ.

- Расчеты по химическим уравнениям.

- Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторах.

- Реакции соединения. Цепочки переходов.

- Реакции замещения. Ряд активности металлов.

- Реакции обмена. Правило Бертолле.

- Типы химических реакций.

- Обобщение и систематизация знаний по теме:«Изменения, происходящие с веществами».

- Контрольная работа по теме « Изменения, происходящие с веществами».

5. Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.

6. Цель урока: обобщение и систематизация изученного материала.

Задачи:

- Образовательные

Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о типах химических реакций, опираясь на ранее полученные знания.

Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности, обучающихся в приобретении новых знаний и умений в ходе работы с сетью Интернет, с компьютером.

Углубить знания обучающихся по данной теме и приобрести новые знания, способствующие расширению кругозора и развитию эрудиции.

- Развивающие

Развивать общеучебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике).

Развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление.

Развивать у обучающихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.

- Воспитательные

Воспитывать коллективизм, умение работать в группе, проводить рефлексию собственной деятельности.

Воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение выступать перед аудиторией.

Формирование химической культуры.

7. Методы по степени самостоятельности мышления обучающихся: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

8. Формы организации работы обучающихся: Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы.

9. Средства обучения: «Настольная книга учителя химии. 8 класс» О.С. Габриелян и др. Дрофа 2002; «Контрольные и проверочные работы. Химия 8 класс» О.С. Габриелян и др. Дрофа, 2003 г.; проверочные тесты; компьютер.

10. Формы организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная.

11. Хронометраж урока:

1.Организационный этап - 2 мин.

2. Этап целеполагания - 3 мин.

3.Актуализации знаний – 8 мин.

4.Операционно-исполнительский.

-презентация проектов –10 мин.

-проверка умений составлять уравнения реакций, расставлять коэффициенты, самопроверка – 5 мин.

- самостоятельное выполнение теста, взаимопроверка – 12 мин.

5. Оценочно-рефлексивный. Подведение итога урока. Выставление оценок, их аргументация – 3мин.

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 2 мин.

12. Содержание урока.

Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

Организационный этап

Взаимное приветствие учащихся; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Готовность класса к работе.

Этап целеполагания.

Как вы думаете - почему мы дышим? Чем мы дышим? Для чего нам нужен кислород? Что происходит с кислородом в нашем организме? Наш организм представляет собой огромный химический завод. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е для жизни. Без химических реакций невозможна жизнь. Различаются ли химические реакции друг от друга, могут ли некоторые реакции в чем-то быть схожими? Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций, необходимо знать типы химических реакций. Сформулируйте цель нашего урока

Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Обучающиеся пытаются сформулировать цель занятия.

Этап актуализации знаний.

- Что такое химическая реакция?

- В чем заключается сущность химической реакции?

- Вспомним, какие типы химических реакций вам известны?

- Итак, любую химическую реакцию можно записать на бумаге, на доске с помощью уравнений химических реакций. Но при этом необходимо знать формулы веществ, уметь их записывать.

Этот материал известен учащимся из предыдущих уроков.

Организует парную работу.

Схемы на доске позволяют вспомнить материал тем учащимся, у которых в большей степени развита зрительная память. Те, у кого слуховая - еще раз воспринимают материал, произнесенный вслух.

Проводит химический диктант на знание формул веществ.

Ответ учеников: «Явление, в ходе которого из одних веществ (реагентов) получаются другие (продукты реакции)»

Ответ учеников: «Атомы не разрушаются, а перегруппировываются»

В течение двух минут каждый из учащихся задает любые вопросы по теме "Химические явления. Химические уравнения. Типы химических реакций". В это же время один из обучающихся пишет на доске общие схемы типов реакций. По окончании парной работы дает определения по схемам:

А+В=С (соединения)

С=А+В (разложения)

АВ+СД=АД+СВ (обмена)

АВ+С=АС+В (замещения)

- Выполняют самостоятельно тестовые задания по вариантам (Слайд №1)

- Проводят самопроверку и самооценку по ответам на слайде (слайд №2)

4.Операционно-исполнительский.

- На этом этапе наша задача совершенствовать умения определять тип реакции, закрепить умения записывать уравнения реакций.

Для этого каждая группа учащихся представит свой проект по типам химических реакций.

- На этом этапе вам предстоит проверка знаний: как вы усвоили физические и химические явления, усвоили типы химических реакций: обмена, соединения, разложения, обмена, научились расставлять коэффициенты.

- На экране вы видите правильную запись уравнений реакций, проверьте своё выполнение, какие есть вопросы. Итак, на “3” - 9 баллов, “4” - 15 баллов, “5” -22 балл.

Организует просмотр проектов с использованием компьютера.

Продуктивно-творческий метод. Развитие информационной, коммуникативной и презентационной компетентности при выступлении с мультимедийной презентацией. Формирование культуры выступления.

Проводит тестирование по вариантам. Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов. Разнообразные формы контроля помогают учителю выявить уровень усвоения материала.

Класс был предварительно поделён на 4 группы. В группу включаются обучающиеся с различными учебными возможностями: высокими, средними и низкими. Заранее группами готовились проекты по типам химических реакций с использованием ИКТ: реакции СОЕДИНЕНИЯ, РАЗЛОЖЕНИЯ, ЗАМЕЩЕНИЯ И ОБМЕНА. Каждая группа презентует свой проект (4 слайда). Остальным учащимся необходимо определить тип реакций, записать химические уравнения, расставить коэффициенты. В конце представления проектов (4-й слайд) - слайд с правильными ответами, взаимопроверка.

Решают тест, применяя все знания по теме (Слайд №3)

Учащиеся выполняют самопроверку и самооценку (Слайд № 4)

Оценочно-рефлексивный.

- Оцените свою работу: как вы выполнили цель урока и усвоили типы реакций. Что не поняли, на полях пометьте, на что нужно обратить внимание при выполнении домашней работы.

Результативность урока представлена в виде отметок за выполнение тестов и проектов с учетом самооценки.

Обсуждается итог урока.

Учитель аргументирует оценки, показывает учащимся их успехи и ошибки, недоработки.

Обучающиеся возвращаются к цели урока: что они должны знать и уметь. Самостоятельно анализируют свои ответы.

На основе результатов оценочных листов высказывают суждения о реализации собственных возможностей.

Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

- Составить 5 схем уравнений реакции для соседа по парте, предложить ему правильно расставить коэффициенты в реакции и назвать их тип.

Учитель настраивает учащихся на самостоятельный поиск информации, мобилизацию всех своих знаний ф по заданной теме.

Учащиеся фиксируют в дневниках домашнее задание.

Самоанализ и результаты урока.

Данный урок является уроком обобщение и систематизация изученного материала. Эти знания и компетенции будут использованы при выполнении контрольной работы, которая состоится через урок.

Учащиеся были достаточно активны, была открыта возможность диалога с преподавателем.

В процессе урока я старалась использовать методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, отмечая наиболее точные и правильные ответы. Урок прошел в атмосфере психологического комфорта.

Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы вполне соответствуют возрасту обучающихся.

В начале урока был проведен устный опрос и химический диктант на сформированность основных знаний и навыков: химические знакии формулы веществ.

Главным этапом урока, былоперационно-исполнительский. В целях развития информационной компетентности учащихся им было предложено на предыдущем уроке опережающее задание с использованием интернет образовательных ресурсов и дополнительной литературы. Класс предварительно был разбит на четыре группы. В каждую группу попали ребята с разным уровнем развития образовательных и творческих способностей. С задачей учащиеся успешно справились и активно демонстрировали свои мини-презентации по типам химических реакций. Остальные ребята охотно выполняли задания своих товарищей. Ученики показали заинтересованность в работе, а так же ее результат. На основной этап урока было отведено большее время. Творческая, практическая деятельности активировала знания учащихся, необходимыепо данной теме. Это показало успешное решение итогового теста большинством учащихся.

Все результаты фиксировались ребятами в оценочном листе.

Цель в течении урока была достигнута: учащиеся показали неплохие знания основных понятий и правил написания уравнений химических реакций, умение самостоятельно отбирать нужное и важное для создания презентации.

Хронометраж урока был полностью соблюден.

Проверка самостоятельно выполняемых заданий показала, что основная масса обучающихся справились с ними на хорошие отметки. Небольшой процент ребят в итоговом тесте сделали ошибки при написании уравнений химических реакций и расстановке коэффициентов. При дальнейшем проектировании учебного процесса я постараюсь учесть данный факт и предложу школьникам больше подобных упражнений.

Приложения.

Приложение 1.

Оценочный лист.

Ф.И.обучающегося _____________________________________

Этап урока.

Выполняемое задание.

Оценка за этап урока.

Итоговая оценка.

1 этап.

Вопрос-ответ

   

2 этап.

Химический диктант

 

3 этап.

Проекты

 

Тестирование

 

Приложение 2.

Химический диктант(Слайд №1)

1 вариант:

1. Кислота, которая вырабатывается во время принятия пищи. Способствует пищеварению (ферменты).

2.Основное вещество мела, известняка, мрамора.

3.Едкий натр. Мылкое на ощупь, входит состав мыла. Разъедает кожу.

4.Оксид водорода, самый распространенный оксид.

5.Молекулярный кислород, поддерживающий дыхание и горение.

6.Азотная кислота

7.Гашёная известь

2 вариант:

1.Поваренная соль.

2. Отработанный газ, который мы выдыхаем (все живое).

3. Входит в состав кремнезема, горного хрусталя, стекла.

4. Угарный газ.

5. Основа минералов фосфоритов и апатитов.

6. Серная кислота

7. Негашёная известь

Ответы (для самопроверки)(Слайд №2)

1 вариант: 2 вариант:

1. НС1 1. NaCl

2.СаСОз 2.СО2

3.NaOH 3. SiO2

4.Н20 4. СО

5.02 5.СаЗ(Р04)2

6. HN03 6. Н2S04

7.Са(ОН)2 7. СаО

Приложение 3.

Тест(Слайд №3)

ВАРИАНТ № 1

А. 1. (2 балла) Физическое явление – это:

а) ржавление железа

б) горение древесины

в) плавление свинца

2. (2 балла) Уравнение реакции обмена:

а) CaO + SiO2 = CaSiO3

б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S

в) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2

3. (3 балла) По данной левой части уравнения CuO + H2SO4 = … восстановите его правую часть.

а) CuSO4 + H2O

б) CuSO4 + 2 H2O

в) CuSO4 + H2

4. (2 балла) Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:

а) замещение

б) обмена

в) разложение

г) соединение

Б. 5.(6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) Li + O2 = Li2O

б) Fe2O3 + Al = Al2O3 + Fe

6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись и укажите тип химической реакции:

а) ? + 2 HCl = FeCl2 + H2

б) 2 Al + ?= 2 AlCl3

ВАРИАНТ № 2

А.1. (2 балла) Химическое явление – это:

а) горение свечи

б) испарение бензина

в) плавление льда.

2. (2 балла) Уравнение реакции разложения:

а) CaO + SiO2 = CaSiO3

б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S

в) 2 KNO3 = 2 KNO2 + O2

3.(3 балла) По данной правой части уравнения … = CuCl2 + 2 H2O восстановите его левую часть.

а) Cu + 2 HCl

б) Cu(OH)2 + 2 HCl

в) CuO + 2 HCl

4. (2 балла) Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции:

а) замещение

б) обмена

в) разложение

г) соединение

Б. 5. (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) CuO + HCl= CuCl2 + H2O

б) NH3 = N2 + H2

6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции:

а) Fe2O3 + 3 H2 = ? + 3 H2O

б) Zn + ? = ZnCl2 + H2


 


 


 


 


 


 

Ответы (для самопроверки) (Слайд №4)

ВАРИАНТ № 1

А. 1. в)

2. FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S

3.CuO + H2SO4 =CuSO4 + H2O

4. г)

Б. 5.а) 4Li + O2 = 2 Li2O

б) Fe2O3 +2 Al = Al2O3 + 2Fe

6. а) Fe + 2 HCl = FeCl2 + H2

б) 2 Al +3 Cl2= 2 AlCl3

ВАРИАНТ № 2

А. 1.а)

2. 2 KNO3 = 2 KNO2 + O2

3. Cu(OH)2 + 2 HCl = CuCl2 + 2 H2O

4. в)

Б.5.а) CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

б)2 NH3 = N2 +3 H2

6. а) Fe2O3 + 3 H2 =2 Fe + 3 H2O

б) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2


 


 


 


 


 


 

Литература.

Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10, 11 классы. Волгоград: Учитель, 2004.

Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии. Москва «ВАКО» 2007.

Коджаспирова Г.М. «Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах» Учебное пособие для ВУЗов, М.: Айрис пресс, 2006.

О.С.Габриелян. Химия -8, издательство «Дрофа», 2008г.


 

Интернет – ресурсы.

http://www.it-n.ru

http://www.uroki.net/

http://www.openclass.ru


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.