Урок –дружбы «Толерантность – путь к миру!»

3
0
Материал опубликован 20 January 2022 в группе












Всероссийский конкурс педагогического мастерства

на лучшую разработку «Внеклассное мероприятие

с использование игровых приёмов

по снятию эмоционального напряжения школьников»

Урок –дружбы «Толерантность – путь к миру!»





















Цель воспитательного мероприятияформирование у подростков потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Задачи:

формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре

воспитание у подростков миролюбия

- развитие навыков культурной, позитивной формы общения

- ознакомление с традициями и обычаями представителей разных конфессий и национальностей, развитие способности к адекватному взаимодействию

формирование негативного отношения к насилию и агрессии.

Форма проведения: диалог с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами, беседа-размышление, показ видеофильма.

Средства: ноутбук, проектор, экран, видеофильм.
























Наше мероприятие посвящено одной из важнейших тем воспитания-толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Ангелина Л.: Доброта и толерантность спасёт мир.

Добро и зло. Откуда это в человеке?

Когда становится он добрым или злым?

Быть может он рождается таким?

И существует ли добро в ХХI веке?

Ведь говорят, что стали мы и злей и черствей.

Но я уверенна, что большинство людей

В душе любовь и веру сохранили,

Хотя войну и голод пережили.

Добро и поныне в мире живёт,

Нет, оно никогда не умрёт!

Потому что всегда и во все времена

Люди верили в силу добра!

Историческая справка.

На рубеже 18-19 веков во Франции жил князь Талейран Перигор, князь

Беневентинский, который при смене правительства всегда назначался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроение окружающих, уважать их, решать проблемы, находить различные оптимальные выходы из сложившейся ситуации. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.

В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает терпение.

Понятие толерантности, хотя и отождествляется с понятием терпения,

имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, не естественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорная, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

По словам В. А. Сухомлинского, воспитание толерантности заключается в воспитании способности «…быть терпимым к мелким недостаткам людей, если эти недостатки не представляют собой общественной опасности, а затрагивают лишь. собственные интересы».

Просмотр видеофильма «Холокост – беспощадное уничтожение»

Самым жестоким и беспощадным примером интолерантности 20 века является холокост.

Холокост, холокауст (англ. Holocaust, от греч. hol kaustos — сожжённый целиком, гибель значительной части еврейского населения Европы (свыше 6 млн. человек, свыше 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933—1945гг. Другое название — Катастрофа (Шоа).

Холокост по размеру, качеству и смыслу причинённых страданий — уникальное явление в человеческой истории, и никакие другие массовые

истребления людей не могут с ним сравниться: они или не столь масштабны, или непреднамеренны, или не были направлены на истребление целых этносов.

Помимо евреев в концлагеря попадали солдаты Красной Армии и мирное население на оккупированных территориях, пленённые фашистами.

Вина за Холокост лежит на всех: нацистах Германии, её союзниках, нейтральных и воевавших с Германией государствах.

Основные понятия,связанные с проявлением нетерпимости:

Нацизм – крайняя форма экстримизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).

Национализм – форма национального самопознания.

Ксенофобия – любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам.

Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признаку.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая своей целью угнетение представителей одной расы над другой.

Вывод: Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

По фашисткой Германии прокатилась волна еврейских погромов, получивших название «Хрустальная ночь». Те страшные события положили начало Холокосту- одному из самых кошмарных преступлений против толерантности в истории человечества. В память об этом в 1996г ООН провозгласила 16 ноября - Международным днём терпимости.

27 января – Международный день памяти жертв Холокоста.

Международные соглашения,

в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности.

- Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО

- Всеобщая декларация прав человека

- Международный пакет о гражданских и политических правах

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании

- Конвенция о правах ребёнка

- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений

- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.

Практическая часть.

Ведущий: Легенда

Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно было ей жить на свете без подружки.И обратилась она к 100-летнему седому старцу:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы дружила я с ней до конца отпущенных мне Богом дней.Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра раненько утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.

Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место. Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут - Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…

Твоя правда, ответил волшебник, они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.

Останавливается чтение и задаётся вопрос: - А кого бы выбрали вы? Подростки дают свои варианты.

Качества, которые выбирают дети

Кол-во человек

РАДОСТЬ 5

УДАЧА 7

ПЕЧАЛЬ 0

КРАСОТА 3

ДОБРОТА 9

Студенты определились и каждый выбрал то качество которое ближе ему. Им предложено обсудить свой выбор и привести доводы в пользу выбранного качества.

После обсуждения ведущий дочитывает конец легенды:

- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Воспитатель: Почему же Любовь выбрала Доброту?

А вы всех ли выслушали? Были ли вы толерантны по отношению к соседу по столу? Как чувствовали себя? (В ходе обсуждения затронуты вопросы внимания друг к другу, тактичности, проявления доброты и терпимости по отношению друг к другу. Не у всех получается, но мы к этому будем стремиться).

Кристин М.: Упражнение «Перейти реку»

Цель: дать возможность участникам почувствовать себя «белой вороной». Или же, наоборот, ощутить себя «в компании», таким образом, смягчить грань «мы - они».

Задание: давайте представим, что вы все стоите на одном берегу реки. Прямо перед вами - вода. Ширина реки приблизительно метр. Сейчас я буду зачитывать утверждения, и если кто-то из вас поймет, что это утверждение про него, переходит на другой «берег» реки, встает там лицом к группе и стоит до тех пор, пока я не скажу слово «следующее». Потом Вы возвращаетесь на «берег для всех» и слушаете новое утверждение. Если Вы не хотите афишировать свой ответ на какой-то вопрос, просто стойте на месте. Старайтесь быть откровенными, но не делайте то, что Вам крайне неприятно. Начнём.

Список утверждений:

1. У кого плохое зрение

2. Кто приехал из деревни

3. У кого голубые глаза

4. Кто бывал на приёме у психиатра

5. Кто из вас натуральная блондинка (блондин)

6. Кто любит носить джинсы

7. Когда-нибудь брал чужую вещь

8. По национальности не русский

9. Переболевший инфекционным заболеванием

10. Те, кто хотя бы раз был избит

11. Получал двойки

12. Кто переживал о ссоре

13. Кого предавали близкие люди

Воспитатель:

Обобщение. Как Вы себя чувствуете? Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями. Если в упражнении была хоть одна фраза, на которую Вы могли выйти, но не захотели, значит, это тот факт, по которому Вы или другие люди боятся быть стигматизированными.

Стигма (греч. stigma — укол, клеймо, пятно, в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника.

Обсуждение: почему происходит так, что люди унижают других по этим параметрам и по множеству других? Каждый из нас может оказаться в невыгодном положении относительно других, и это вызовет определённое отношение к нам? Что чувствуют люди, которые в силу обстоятельств жизни

оказались «по ту сторону реки». Мы должны проявлять толерантность к людям, как способность сопереживать. В психологии такая способность называется эмпатией.

Воспитатель: - А теперь, мы с вами давайте посадим и вырастим дерево толерантности.

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наше общежитие - ваш дом, стали пространством толерантности.

Листочки приклеиваются на дерево.

Примерные надписи:

1. Надо всех любить и уважать.

2. Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом

3. Понимать друг друга.

4. Научиться прощать.

5. Защищать друг друга, членов своей семьи.

6. Быть терпимыми.

7. Уважать пожилых людей.

8. Уметь слышать и слушать.

9. Уметь дать совет, выслушать совет другого.

10. Прислушиваться к мнению старших.

11. Не повышать голос друг на друга.

12. Быть милосердными.

13. Сострадать всем.

14. Принимать людей такими, какими они есть.

15. Быть толерантным.

16. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

17. Уважать права другого человека.

18. Сотрудничать с родителями, гордиться ими.

В заключении я предлагаю попробовать изобразить международного символа толерантности. Существует два таких символа.

Заключение.

В мероприятии рассмотрены понятия толерантность. Обучающихся ознакомили с историей, как на протяжении веков трактовали это понятие, вспомнили исторические события, являющиеся примером интолерантности. Обсудили в каких сферах деятельности мы сталкиваемся с толерантностью. Практическая часть в виде игр и упражнений, различных жизненных ситуаций была направлена на то, чтобы каждый прочувствовал, имеет ли он такое качество личности, как толерантность.

Мероприятия по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, профилактике агрессии и экстремизма, проводимые в учебной и внеучебной деятельности необходимы, помогут сформировать определённый уровень правовой культуры, осознать себя и своё место в обществе, не нанося при этом вреда и не ущемляя права других людей.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.