12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кастырина Наталья Геннадьевна661
Являюсь преподавателем спецдисциплин экономического профиля в ГБПОУ ВО "Воронежский государственный промышленно - гуманитарный колледж". Педагогический стаж в данном учебном учреждении 20 лет.
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Ф.И.О. Кастырина Наталья Геннадьевна

 Должность: преподаватель кафедры экономики

Место работы: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Государственный промышленно – гуманитарный колледж».

Предмет: ОП 06 «Финансы, денежное обращение и кредит» (для специальности 38.02.07 «Банковское дело»).

Тема урока:

Деньги как основа экономики

Тип урока:

Вводный урок, комбинированный

Вид занятия:

Лекция с элементами самостоятельной работы и практическими заданиями.

Цель урока:

Определить практическое применение изучаемого предмета в профессиональной деятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с возможностями применения денежных средств, как в теоретических вопросах дисциплины, так и в практической деятельности;

- выработать умение применять полученные знания при решении конкретных практических задач;

- свободно выражать свои интеллектуальные и эмоциональные качества;

- освоить базовые межпредметные связи.

Развивающие:

- сформировать навыки самостоятельной работы с информацией;

- учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;

- формирование логического мышления;

- развивать умение работать в группах.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

- способствовать формированию и развитию финансовой культуры обучающихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;

- формировать у обучающихся правильной ориентации в данной дисциплине.

Критерии уровня освоения содержания занятия:

В результате изучения данного материала обучающийся должен:

1. Знать: основные понятия, термины.

2. Уметь: достаточно кратко, но емко отвечать на поставленные вопросы, в процессе ответов определять, почему важно то или иное понятие для раскрытия вопроса, самостоятельно приобретать новые знания.

3. Владеть: самостоятельным мышлением и способностью к умственной деятельности.

4. Научиться: использовать полученные знания при решении практических задач.

5. Овладеть общими компетенциями:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Комплексное методическое обеспечение урока

Компьютер, проектор, видеоролик, презентация, образцы банкнот, светильник с УФ лампой, лупа

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Воспроизведение основных положений изучаемого материала

3. Организация деятельности по изучению нового материала

4 Закрепление и обобщение изученного материала

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Формы обучения

Интерактивный, словесные, наглядные, практический, репродуктивный методы обучения.

Межпредметные связи

Основы бухгалтерского учета, экономическая теория.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие студентов.

Проверка готовности к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности)

Проверка посещения

2. Актуализация знаний. Воспроизведение основных положений изучаемого материала.


 

Предлагаю  вместе определить тему сегодняшнего урока.

На экране (слайд 2, 3) дана криптограмма из семи слов. Разгадав слова по горизонтали мы получим тему нашего урока по вертикали.

Вопросы:

1) Национальная валюта США (доллар)

2) Денежное выражение стоимости товара (цена)

3) Банковский автомат для выдачи наличных денег по специальной пластиковой банковской карточке клиента (банкомат)

4) Разность между поступлениями и расходами, рассчитываемая за определённый период времени (сальдо)

5) Имущество, ценности, предаваемые должником в собственность кредитора на срок до возвращения долга  (залог)

6) Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов в безвозвратном порядке для оказания финансовой поддержки предприятиям и населению (дотация)

Человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах как основе всех процессов, происходящих в экономике, а так же в сфере финансов и кредита, теоретические аспекты которых мы будем изучать в данной дисциплине.

Так же мы проверим ваши базовые знания по смежным дисциплинам, таким как экономическая теория, основы бухгалтерского учета.

В связи с этим выполним конкурсные задания, которые помогут активизировать основные положения данного предмета.

А) Конкурс «Разминка»

Предлагается устно ответить на ряд вопросов. Здесь студенты проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию.

Вопросы для разминки (слайд 4):

Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?  Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.

Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?  Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки

Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?  Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.

Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?  Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (за каждый правильный ответ студент получает 1 балл).

Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?  Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.

Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. Ответ: экономика

Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. Ответ: Деньги

Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. Ответ: семейный бюджет.

Б) Задание «Русские пословицы» на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”.

В процессе проведения этого конкурса обучающиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь.

Эталон ответа:

Деньги делают деньги

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

Копейка рубль бережет

С копейки начинается миллион.

Время - деньги.

Разменяться на мелкие монеты.

Отплатить той же монетой.

Принимать за чистую монету.

Посмотрел, как рублем одарил.

Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.

Легче прожить деньги, чем нажить

Хлебу мера, а деньгам счет….. и т.д.

В) А знаете ли вы приметы, связанные с деньгами? (студенты вместе с преподавателем вспоминают приметы). Например:

Нельзя выносить мусор из квартиры вечером – денег не будет.

Не считать деньги после захода солнца, иначе убудут.

Ладонь чешется – к деньгам…. И т.д.

3. Организация деятельности по изучению нового материала

История происхождения денег (слайд 5)

Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей.

Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства.

При натуральном обмене денег нет. Работнику трудно было найти людей, которым нужен его товар и которые имели бы товар, нужный работнику.

В экономической истории эта задача была решена с помощью меновых, ходовых товаров в качестве посредников. Эти товары обладали специфичной общественной полезностью – были всеобщим эквивалентом (ВЭ)

Сначала роль всеобщего эквивалента выполняли скот, меха, соль, зерно, ракушки и т.п. В последующем роль всеобщего эквивалента выполняли те товары, естественные свойства которых были более благоприятными для этого.

Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги.

Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем – «лепёшечки». Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей.

Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине II, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом.

После первой мировой войны (1914 – 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержанияИ только в 30 – х г.г.20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось.

Глядя на слайд 5 можно увидеть и другие исторические моменты развития денег как главного элемента экономики любой страны.

Итак, деньги являются неотъемлемой частью любых экономических процессов, включая финансовые и кредитные отношения между субъектами хозяйствования. Однако…

Много веков назад, как только появились деньги, сразу же появились и фальшивомонетчики и люди, которые были способны определить подлинность монеты или купюры.

Рассмотрим подробно, как защищены современные валюты, как происходит проверка подлинности (валидация).

Человекочитаемые признаки очень разнообразны, интересны, и каждый год изобретаются все новые и новые (слайд 6)

В случае если к вам попал денежный билет, вызывающий сомнение, необходимо проделать следующее: (посмотреть общее видео, далее разобрать слайды)

Слайд 7

1. Проверить соответствие изображения архитектурного памятника на банкноте соответствующего достоинства;

- на купюре номиналом 10 рублей изображён г. Красноярск;

- на 50 рублях – г.Санкт-Петербург

- на 100 рублях – г. Москва

- на 500 рублях – г. Архангельск

- на 1000 рублёвой купюре – г. Ярославль;

- на банкноте 5000 рублей – г. Хабаровск.

Слайд 8

2. Цветопеременнная краска меняет цвет при изменении наклона банкноты. На банкнотах 500 р – эмблема ЦБРФ. На 1000 – герб Ярославля.

3. Цветные защитные волокна в бумаге хаотично расположены, которые должны находится не только на поверхности, но и внутри бумажной массы; (посмотрели с использованием УФ лампы)

 

Использование УФ лампы

 

4. Рельефное изображение. Текст «Билет банка России» в верхней правой части лицевой стороны банкнот и метка для людей с ослабленным зрением в нижней части узкого купонного поля имеют рельеф, воспринимающий на ощупь. (попробовали)

5. Скрытое изображение. На орнаментальной ленте банкнот при горизонтальном их расположении на уровне глаз под острым углом падающего света видны буквы «РР». (посмотрели)

6. Водяной знак. При рассмотрении банкноты на просвет на купонных полях видны многотоновые водяные знаки. На узком купонном поле изображено цифровое обозначение номинала: на широком – фрагмент сюжета лицевой или оборотной стороны. Водяной знак, расположенный на широком купонном поле, имеет плавные переходы тона от светлых участков к темным. (посмотрели)

7. Микротекст состоит из букв «ЦБР» и цифрового обозначения номинала (посмотрели с лупой)

Слайд 9

Новые признаки подлинности

8. Скрытые радужные полосы (на всех номиналах). На лицевой стороне банкнот расположено поле, заполненное тонкими параллельными линиями. При рассматривании банкноты на расстоянии 30-50 см перпендикулярно направлению взгляда поле выглядит однотонным. При рассматривании банкноты под острым углом на поле возникают многоцветные радужные полосы (посмотрели)

9. Микроперфорация (на 100,500,1000 руб.) при рассматривании банкноты против источника света на ней видно цифровое обозначение номинала, сформированное микроотверствиями, которые выглядят яркими точкам. Бумага в месте расположения микроотверстий не должна восприниматься шероховатой на ощупь (посмотреть)

10.Ныряющая металлизированная нить (на всех номиналах). В бумагу банкнот внедрена металлизированная нить, которая видна на оборотной стороне банкнот в виде блестящих прямоугольников, образующих пунктирную линию. При рассмотрении банкнот на просвет защитная нить выглядит сплошной темной полосой (посмотреть)

11. Герб, выполненный цветопеременной краской (на 1000, 5000). Герб города Ярославля на банкноте 1000 и г. Хабаровска на 5000 рублей выполнен цветопеременной краской, цвет которой меняется при рассмотрении банкноты под разными углами с малинового на золотисто-зеленый (посмотреть)

Слайд 10

Банкнота модификации 2010 года имеет следующие основные отличия:

- высота цифр левого серийного номера плавно увеличивается слева направо;

- на оборотной стороне претерпели изменение: основное изображение и многоцветная орнаментальная полоса;

- часть элементов изображения обладает магнитными свойствами;

- изображения банкноты в ультрафиолетовом и инфракрасном свете имеют отличия от банкнот предыдущих выпусков

Работа с презентацией

Слайд 11

Признаки подлинности, контролируемые с использованием лупы

- 4.1 Рисунки из тонких линий, расположенные на лицевой стороне в центре банкноты, а также на оборотной стороне банкноты в верхней и нижней частях купонных полей, невооруженным глазом воспринимаются как ровное поле (посмотреть)

- 4.2 Изображение здания морского вокзала в г. Архангельске состоит из отдельных мелких графических элементов (посмотреть)

- 5.1 В верхней части банкноты находится позитивный микротекст в виде четырнадцати строк повторяющегося числа "500" (посмотреть)

Слайд 12

- 5.2 В нижней части банкноты расположен микротекст в виде шести полос с повторяющимся текстом "ЦБРФ500", который выполнен с переходом от негативного к позитивному слева направо (посмотреть)

- 5.3 На верхней и нижней границе изображения декоративной ленты имеется микротекст в виде повторяющихся чисел "500", разделённых точками. (посмотреть)

- 8 Тонкие красочные штрихи, расположенные по левому краю лицевой стороны банкноты, а также штрихи в конце текста "Билет Банка России" переходят в бескрасочное тиснение (посмотреть)

Секретные признаки

Слайд 13

ЦБ РФ предусмотрено принятие денежных знаков имеющих различные повреждения и недостатки.

Видео + слайд 14 с примерами не применяемых к платежам и обмену денежных купюр

4. Закрепление и обобщение изученного материала

В ходе изучения вводного материала производим закрепление и обобщение в виде игры.

А) Что вы знаете о российских деньгах?

Давайте ответим на несколько вопросов (слайд 15)

1) С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10 рублей? (Красноярск)

2) Виды какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 500 рублей? (Архангельск)

3) Из скольки цифр состоит номер на любой современной российской купюре? (Из семи)

4) Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 1000 рублей? (Ярославль)

5) Сколько раз на российской банкноте отпечатан её номер?  (Два)

Б) Оцените, насколько каждый из перечисленных предметов (веществ, животных) пригоден для выполнения функций денег по предложенным свойствам (таблица 1 слайд 16 ). Объясните ответы («+» и « - «).

Таблица 1

п/п

Предметы, выступающие в роли денег

Компактность

Делимость

Долговечность

Однородность

Приемлемость

Кол-во баллов

1

Соль

           

2

Каменные колеса

           

3

Рыба

           

4

Золото

           

5

Медные монеты

           

6

Чек на предъявителя

           


 

В) Что лучше выполняет функцию сбережения: деньги или картина Рубенса? Ответ: деньги в любой момент можно поменять на любой товар. Картину обменять на любой товар сложно – на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина Рубенса будет лучшим средством сбережения, чем деньги.


 

5 Итоги урока. Рефлексия.


 

И в заключении мне бы хотелось, чтобы мы с Вами обобщили полученную информацию.

Мир денег - удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание.

Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Говорить о применении денег в вашей профессиональной деятельности (специалист банковского дела) можно достаточно долго, но даже того, что мы рассмотрели, вполне достаточно, чтобы убедиться в значимости этой дисциплины, которая базируется на такой экономической категории как деньги.

Отметить сильные и слабые ответы студентов.

Подведение итогов, выставление оценок.

Рефлексия деятельности на уроке:

Мне хотелось бы услышать ваше мнение о работе на уроке. Я предлагаю вам поднять руку, когда Вы согласны с зачитывающимся утверждением….

- Я удовлетворен (а) своей работой на занятии…

- Я испытал(а) некоторые трудности при работе …

- Я вижу практическое применение данной темы…

- Мне было сложно работать на уроке …

6. Домашнее задание.

Домашнее задание будет состоять из двух вариантов: оценка базового и повышенного уровня.

Базовый уровень – повторение материала по конспекту.

Повышенный уровень – задания 1 и 2.

Задание 1. В классических или современных литературных произведениях найти по два небольших отрывка, в которых описываются функции денег. Охарактеризовать их.

Задание 2. Составить синквейн о деньгах с использованием пословиц или поговорок.

Выполнение только базового уровня будет оценено на «3». Выполнение базового и повышенного уровня оценивается на «4» или «5» в зависимости от степени раскрытия вопросов повышенного уровня.

Спасибо за внимание, урок окончен

Список использованных источников информации

http://www.cbr.ru/

http://www.allbanknotes.ru/

http://www.russian-money.ru/default.aspx?AspxAutoDetectCookieSupport=1

http://www.prodengi.biz/museum.htm


Презентация к уроку
PPT / 5.07 Мб


Признаки подлинности банкнот
AVI / 61.79 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.