12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоминова Елена Владимировна6068
В детстве я хотела быть учителем. Поступила в КубГУ г. Краснодара на математический факультет по специальности «Математик. Преподаватель», но не была уверенна, что после его окончания пойду работать в школу. Но вернулась в родную школу в хуторе Братском.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
Материал размещён в группе «Учителя физики»
15

Урок физики № 14 в 8 классе по теме «Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений»

Цели урока: изучение физических особенностей в строении и свойствах веществ в различных агрегатных состояниях, о процессах плавления и кристаллизации.

Задачи урока:

образовательная: изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях, выяснить особенности строения веществ в различных агрегатных состояниях и объяснить их.

развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.

воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету, развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять агрегатное состояние вещества расположением, характером движения и взаимодействия молекул; описывать процесс перехода вещества; приводить примеры веществ в различных агрегатных состояниях и их переходов; делать выводы;

метапредметные: выявлять проблемы; осознанно планировать и регулировать свою деятельность; воспринимать, анализировать, перерабатывать полученную разными способами информацию; составлять план и последовательность учебных действий; выдвигать и обосновывать гипотезы; обозначать проблемы и находить пути их решения; анализировать объекты с целью выделения их признаков;

личностные: воспитание прилежания и ответственности за результаты обучения; формирование познавательного интереса.


Оборудование: модели кристаллических решеток твердых тел, справочные таблицы «Температура плавления и кристаллизации», стакан со льдом, спиртовка, термометр, парафин или воск, спички, проектор, компьютер, презентация к уроку

Презентация к уроку

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель. Ребята, настроимся на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Сейчас идет урок физики. Обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом позже». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.


2. Вхождение в тему

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Алексея Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Вопрос: Какова тема нашего урока? (Заслушиваются ответы учеников)

d1690928692.JPG

2. Актуализация знаний по теме «Строение вещества»

Ученики отвечают на вопросы:

e1690928938.JPG

Перечислите свойства твёрдых тел. Назовите свойства жидкостей. Какими свойствами обладают газы?

r1690928951.JPG

Учитель. Подведем итоги: Воспользуйтесь облаком слов и сформулируйте выводы по данным вопросам.


j1690928991.JPG

Все вещества состоят из отдельных частиц – молекул, между которыми есть промежутки.


q1690929013.JPG

Частицы вещества непрерывно и беспорядочно движутся.


q1690929030.JPG

Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.

3. Изучение нового материала.

Вопрос: В каком агрегатном состоянии может находиться любое вещество? (Заслушиваются ответы учеников)

Учитель. Любое вещество, состоящее из атомов или молекул, может находиться в одном из трех агрегатных состояний: а) твердом; б) жидком или в) газообразном.


f1690929061.JPG

На примере моделей кристаллических решеток (демонстрируется модель) видно, что в твердом состоянии положение молекул упорядочено. Они не могут свободно перемещаться по телу. Запись в тетрадь:

Положение молекул упорядоченно.

Молекулы не перемещаются по телу.

Взаимодействие между молекулами сильное.

Расстояние между молекулами маленькие.


Демонстрация. Таяние льда, плавление воска.

Учитель. Молекулы жидкости не имеют такой структуры в расположении, силы взаимодействия у них меньше, чем у молекул твердых тел, и поэтому даже под действием небольших внешних сил они легко перемещаются. Жидкости обладают текучестью. Запись в тетрадь:

Молекулы не имеют такой строгой структуры расположения молекул, как в твердых телах.

Взаимодействия между молекулами меньше.

Молекулы могут изменять свое положение.

Обладают текучестью.

Молекулы газа еще слабее связаны друг с другом и поэтому перемещаются по всему объему с большими скоростями. При этом они часто сталкиваются друг с другом. На примере распространения запаха духов комнате это можно наблюдать. Запись в тетрадь:

Молекулы перемещаются по всему объему с большими скоростями.

Молекулы сталкиваются друг с другом.

Взаимодействие между молекулами слабое.

Учитель. Но как из одного состояния получить другое? Ученики делают запись и рисунок в тетрадь.

Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением. Он связан с увеличением внутренней энергии. В таких превращениях поглощается тепло веществом.

Вопрос: Что происходит с кинетической энергией движения молекул? (Она возрастает)

Процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое называется кристаллизацией (отвердеванием). Он идет с выделением тепла.

Вопрос: Что происходит со скоростью молекул и внутренней энергией вещества? (Скорость молекул и внутренняя энергия уменьшаются.)

Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное называется парообразованием.

Он связан с увеличением внутренней энергии. В таких превращениях поглощается тепло веществом, кинетическая энергия движения молекул увеличивается.

Процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией. (Скорость молекул и внутренняя энергия уменьшаются.)

Процесс перехода вещества из твердого состояния в газообразное называется сублимацией или возгонкой

Процесс перехода вещества из газообразного состояния в твердое называется десублимацией.


4. Закрепление изученного материала


q1690929126.JPG

Вопрос: Как бабушкин сундук связан с агрегатным состоянием вещества? (Бабушкин сундук с запахом нафталина – это пример сублимации.)

Учитель. У меня в руке два болтика: железный и медный. Вы спросите, что я с ними сейчас делаю. Пытаюсь расплавить. Это возможно? (Нет, так как температура плавления железа 15390С, а меди - 10830С)

Вопрос: Какой металл можно расплавить в руках?


h1690929143.JPG

Галлий. Он обладает весьма интересными свойствами. Во-первых, тепла человеческого тела вполне достаточно, чтобы превратить этот серебристый металл в жидкость. Температура его плавления — всего 29,8 °С.  Удобно, к примеру, применять его в устройствах пожарной сигнализации. Стоит воздуху в помещении слегка нагреться, как столбик галлиевого сплава, вмонтированный в реле, начинает таять. В результате замыкаются электрические контакты и звуковой или световой сигнал извещает об опасности. Надежнее любого вахтера!

Во-вторых, галлий может длительное время не затвердевать в переохлажденном состоянии. 

В-третьих, кипеть начинает лишь при 2230 °С.

Вопросы:

Какой еще металл может расплавиться у вас в руках?

Можно ли расплавит оловянного солдатика в алюминиевой кастрюле?

Назовите самый тугоплавкий металл?


x1690929181.JPG

Вопрос: Прав ли поэт? Зашихин Леонид «Капля»

Вальяжно капля по стеклу текла.
Но вдруг морозом намертво сковало;
И в мире поубавилось тепла,
Когда она холодной льдинкой стала.

Я дышу на раму, как чудак,
У мороза отобрать дыханием силюсь,
Но этот мой мальчишеский пустяк
Работает, видать, со знаком минус.

Я к небу взор просительный поднял
С мольбою: - Помогите, ради Бога,
Снова оживить росинку дня
И подвести потерь моих итоги!


Ответ: «И в мире поубавилось тепла» - это ошибка, так как при замерзании жидкости выделяется тепло. Поглощение теплоты при таянии льда и выделение ее при замерзании воды оказывают значительное влияние на изменение температуры воздуха, особенно вблизи водоемов.


Решение качественных задач. Ученикам выдаются карточки с вопросами. Они тянут по одному вопросу и отвечают (Приложение 1)

? Люди научились обрабатывать бронзу раньше, чем железо. Чем это можно объяснить? (температура плавления бронзы ниже, чем железа)

? Почему в мороз снег скрипит под ногами? (ломаются сотни тысяч снежинок-кристаллов)

? Одну из бутылок с водой положили на лед при 0°C, вторую – опустили в воду при 0°C. Замерзнет ли вода в какой-нибудь из них? (для изменения агрегатного состояния вещества необходимо либо отобрать у него, либо сообщить ему некоторое количество теплоты. Чтобы осуществилась теплопередача, соприкасающиеся тела должны иметь различную температуру. Первая бутылка и лед, вторая бутылка и вода имеют одинаковые температуры, поэтому вода ни в одной из бутылок не замерзнет)

? Объясните явление, описанное в рассказе Э.Шима «Белое, черное» : «…Застывающий гипс, вдруг сам по себе начинает разогреваться … и очень приятно, особенно зимою, положить закоченевшие руки на сахарно-белую, чуть влажную отливку, полную внутренней ласковой теплоты» (процесс кристаллизации гипса связан с выделением теплоты плавления. Поэтому отливка разогревалась)

? Для скорейшего таяния снега его посыпают солью, а для пониженных температур снег смешивают с солью в соотношении 2:1. Получается, что в первом случае соль вызывает нагревание, а во втором – охлаждение. В чем здесь дело? (Соленый снег имеет пониженную температуру плавления, поэтому при хорошем доступе внешнего тепла он тает, когда несоленый снег еще твердый (например, на улицах); При ограниченном доступе тепла – охлаждает помещенное в него тело (например, при изготовлении мороженого)

?Что днём растёт в длину, а вечером в толщину?  Как образуются сосульки?

Ответ: Днём тепло, вода стекает с крыши по сосульке и замерзает на её конце – сосулька растёт в длину. Вечером, когда становится холоднее, вода не успевает добраться до кончика сосульки и замерзает на её поверхности – сосулька растёт в толщину.

?.Разъясните народную примету: «Если Луна ясная – жди мороза».

Ответ: Если Луна ясная, это означает, что атмосфера чиста и безоблачна и поверхность земли быстро охлаждается. Если при этом безветренно, то вполне вероятно, что наступит мороз.

?Глянем поглубже в расселины скал:
Тихо в кристаллах растет минерал.
(И.В.Гете)

О каком природном явлении здесь говорится?

Ответ: кристаллизация.

?Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.
(А.С.Пушкин)

Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, на коньках кататься невозможно? Почему коньки скользят по льду тем хуже, чем сильнее мороз?

Ответ: При скольжении по льду внутренняя энергия коньков и льда увеличивается, лёд под лезвием конька плавится и в результате между коньком и льдом образуется водяная прослойка, уменьшающая силу трения. При сильном морозе скольжение коньков значительно ухудшается, а при очень сильном морозе лёд для коньков становится подобным стеклу.

?. А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, –
Я лед, я пот, я – облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза – застываю. 
(Вода)

Перечислите все переходы воды в различные состояния которые здесь встречаются?


5. Рефлексия.

​​​​​​​s1690929202.JPG

Учитель. Наш урок подходит к концу. Прочитайте внимательно отрывки из романа «Евгений Онегин» и определите кто вы:

Мальчишка, который радостно режет лед (новый материал доступен и понятен, урок прошел интересно)

Гусь, скользящий и падающий (многое было на уроке не понятно, но урок понравился)

Юнец, который ленится (урок прошел бесполезно, ничего не запомнил)

А.С. Пушкин роман «Евгений Онегин»

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками  звучно режет лед.


На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает…


И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, – ….


6. Домашнее задание: § 11, 12, упражнение 10(стр. 34), ДЛР №2 (вырастить кристалл)

2*. Сборник задач В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой: № 1012, 1013, 1065, 1067



Список использованной литературы:

1. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс-М.: Просвещение, 2013

2. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014.

3. Шлык Н.С. Поурочные разработки по физике. 8 класс. –М.: ВАКО, 2017

4. Шелковникова Е.Н. Агрегатное состояние вещества / http://festival.1september.ru/articles/629127/


Приложение 1

? Люди научились обрабатывать бронзу раньше, чем железо. Чем это можно объяснить?

? Почему в мороз снег скрипит под ногами?

? Одну из бутылок с водой положили на лед при 0°C, вторую – опустили в воду при 0°C. Замерзнет ли вода в какой-нибудь из них?

? Объясните явление, описанное в рассказе Э.Шима «Белое, черное» : «…Застывающий гипс, вдруг сам по себе начинает разогреваться … и очень приятно, особенно зимою, положить закоченевшие руки на сахарно-белую, чуть влажную отливку, полную внутренней ласковой теплоты» 

? Для скорейшего таяния снега его посыпают солью, а для пониженных температур снег смешивают с солью в соотношении 2:1. Получается, что в первом случае соль вызывает нагревание, а во втором – охлаждение. В чем здесь дело?

?Что днём растёт в длину, а вечером в толщину?  Как это образуется?

?.Разъясните народную примету: «Если Луна ясная – жди мороза».

?Глянем поглубже в расселины скал:
Тихо в кристаллах растет минерал.
(И.В.Гете)

О каком природном явлении здесь говорится?

?Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.
(А.С.Пушкин)

Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, на коньках кататься невозможно? Почему коньки скользят по льду тем хуже, чем сильнее мороз?

​​​​​​​?. А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, –
Я лед, я пот, я – облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза – застываю. 

Перечислите все переходы в различные состояния которые здесь встречаются?


Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (2)

Старшов Михаил Александрович, 06.08.23 в 05:52 1Ответить Пожаловаться
Прелестно! И всего-то два десятка слайдов. На 40 минут хватает? Представляю себе ребёнка на шести уроках подряд с презентациями(не знаю русского аналога импортного слова "презентация", разве что показушка?)
Как странно, что нет комментов, скучно стало на сайте!
Фоминова Елена Владимировна, 08.08.23 в 01:14 1Ответить Пожаловаться
Михаил Александрович, презентации к своим урокам я делаю не для показухи, а для себя. Для того, чтобы урок был интересен. Выкладываю на этом сайте только отработанные уроки. Всегда делаю слайды с запасом, на тот случай, если класс активен. По ходу урока, и по активности класса можно решить, какой материал убираешь из презентации. Ведь это просто визуализация материала. Поверьте, на своих уроках хватает времени и на опыты, и на карточки, и на просмотр слайдов.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.