Технологическая карта урока по теме «Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Закон сообщающихся сосудов» (Физика, 7 класс)

29
18
Материал опубликован 13 July 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ ПО ФГОС

Учебный предмет: ФИЗИКА

Класс: 7 класс

УМК: «Физика» Автор: А.В.Перышкин

Тема урока: «ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ НА ДНО И СТЕНКИ СОСУДА. ЗАКОН СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок №7 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Тип урока: урок закрепление материала, «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности.

ЦЕЛИ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА (ПО ЛИНИЯМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ)

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА:

(ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ)

  • Формирование и развитие способности обучающихся к новому способу действия:
  • Умения задавать и отвечать на действенные вопросы,
  • Обсуждать проблемные ситуации в группах,
  • Думать и действовать самостоятельно,
  • Анализировать собственную деятельность,
  • Оценивать свои знания


 


 

Дидактическая:

создание условий для осознанного закрепления материала и включение знаний учащихся в процесс познания ЗАКОНА СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ – одного из законов гидростатики.

ЗАДАЧИ:

Образовательная:

- закрепить знания учащихся по давлению жидкостей на дно и стенки сосуда, закону Паскаля, умения применять их при решении задач,

- выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах,

- осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Развивающая:

- формировать учебно-познавательные компетенции,

- развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности,

- развивать навыки творческой и исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа.

- развивать навыки общения и совместной деятельности, подчиниться решению группы ради успеха общего дела.

Воспитательная:

- способствовать привитию культуры умственного труда,

- повышению интереса к изучаемому материалу, потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБОРУДОВАНИЕ

РЕСУРСЫ

  • Биология
  • География
  • Литература
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Парная
  • Индивидуальная
  • оформленная доска,
  • мультимедиапроектор, электронное сопровождение – презентация,
  • учебник, карточки с заданиями для повторения, задачами, тестами,
  • листок для самоконтроля,
  • необходимые средства для проведения демонстрационного опыта, физического эксперимента
  • УМК «Физика» А.В. Перышкин, 7 класс, М., «Дрофа», 2013

ПЛАН УРОКА:

ЭТАПЫ УРОКА

ВРЕМЯ

I

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: ПРИВЕТСТВИЕ

1,5 МИН

II

МОТИВИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – «КАМЕРТОН УРОКА»

2 МИН

III

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

1 МИН

IV

АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ

3 МИН

V

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

12 МИН

VI

ФМ

1 МИН

VII

«ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ»

15 МИН

VIII

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

0.5 МИН

IX

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

2 МИН

X

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ. САМОАНАЛИЗ И САМОКОНТРОЛЬ

5 МИН

XI

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИТОГ УРОКА)

2 МИН

УЧИТЕЛЬ

(НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ, ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ ДИАЛОГА С УЧЕНИКАМИ)

УЧЕНИКИ

(ОЖИДАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ХОДЕ ДИАЛОГА С УЧИТЕЛЕМ)

ДОСКА И ОБОРУДОВАНИЕ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

I ЭТАП

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: ПРИВЕТСТВИЕ

Цель: создание комфортной образовательной среды, положительно-эмоционального фона, позитивного настроя на урок, желания сотрудничать с одноклассниками, учителем

Оборудование: электронное сопровождение

Прием – девиз урока, пожелание

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

ДЕВИЗ УРОКА:

Благодаря истинному знанию

ты будешь, гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него.

А. Дюрер.

ПОЖЕЛАНИЕ УЧАЩИМСЯ: (ПРАВИЛО «ТРИ «И»)

«Стремитесь смело, приобретать знания, чтобы стать

 

  • интеллектуальными,
  • интеллигентными,
  • интересными,
  • полезными и успешными в дальнейшей жизни»

 

Ответное приветствие

(слайд 1)

Регулятивные:

Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности.

Личностные:

Мотивировать свои действия; готовность к восприятию; проявлять внимательность; желание больше узнать.

Коммуникативные: Формирование позитивного отношения друг к другу.

II ЭТАП

МОТИВИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – «КАМЕРТОН УРОКА»

Цель: формирование мотивов обучения, стремления учащихся заниматься активной самостоятельной деятельностью с объектом изучения.

Прием: нестандартное начало урока

Оборудование: электронное сопровождение

портрет Паскаля, исторический эпизод,

опыт Паскаля, «Гидростатический парадокс»                                                       (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Форма организации: фронтальная

Чем знаменит в физике Блез Паскаль?

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭПИЗОД: ОПЫТ ПАСКАЛЯ И «ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС»

Познакомимся с опытом Паскаля, которым он удивил своих современников - «Гидростатическим парадоксом» («бочка Паскаля»).

(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

- Объясните, в чем заключается парадокс, почему крепления бочки не выдержали, и она треснула?

Так Паскаль, используя свойство жидкости, приходит к открытию закона, получившего его имя.

А что произойдет, если в U-образный сосуд с водой в одну из трубок долить воды?

Проверим ваше предположение.

Какой у вас возникает вопрос?

- Тем, что в физике мы изучаем закон Паскаля, связанный со свойством и давлением жидкостей и газов.

- Из-за малой толщины трубки даже небольшое количество воды поднялось до большой высоты и давление в бочке настолько увеличилось, что крепления бочки разошлись, и вода из нее стала выливаться.

- Вода будет перетекать в другую трубку и со временем распределиться равномерно. В обеих трубках она установиться на одном уровне.

- Выяснить, что влияет на уровень жидкости в данном сосуде?

(слайд 2)

(слайд 3)

Демонстрация опыта

Приборы и материалы: сообщающийся сосуд, стакан, вода.

Личностные:

Формирование готовности к восприятию информации, саморазвитию, учебно-познавательной мотивации и интереса к предмету.

Регулятивные:

Формирование произвольности деятельности. Осуществление саморегуляции.

Познавательные:

Выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

III ЭТАП

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Цель: оказать ученикам направляющую помощь на осознание и формулировку основной задачи занятия, темы

Предлагаю сформулировать основную цель и тему урока.


 


 

Знания закона Паскаля помогут объяснить явления и законы природы, которые наблюдаем повседневно.

- Цель: Выполнить вывод закона Паскаля – одного из законов гидростатики – закона сообщающихся сосудов.

- Тема: Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Закон сообщающихся сосудов.

Учащиеся записывают дату, тему занятия.

(слайд 4)

 

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

IV ЭТАП

АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ

Цель:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовки учащихся к следующему этапу урока – освоению дальнейшего материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося,

мотивация к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление.

Прием: лист опросник - ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ - «НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!»

ВЗАИМООПРОС + ВЗАИМОПОМОЩЬ = СОТРУДНИЧЕСТВО.

Форма: РАБОТА В ПАРАХ - разноуровневые группы.

Лист самоконтроля: учеником выставляется отметка за теоретические знания, умение слушать партнера и оказывать ему посильную помощь! (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

«ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ УЧЕНИЯ»

Для осознания закона сообщающихся сосудов – закона Паскаля необходимо повторить теорию.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Указание к заданию:

I вариант отвечает на нечетные вопросы,

II вариант – на четные.

На 2 и 4 вопросы всем ответы выполнить письменно.

Поставьте себе отметку в контрольных листах за теоретические знания, умение слушать партнера и оказывать ему посильную помощь!

Выполняется работа в парах. Ученики отвечают на вопросы, оказывают помощь партнеру, корректируют ответы. Самостоятельно оценивают свои знания.

Выполняется самооценка.

 

Познавательные:

Контролировать правильность ответа. Корректировать ошибки, восполнять пробелы.

Коммуникативные:

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

Оценивать собственную деятельность, свои жизненно-важные качества – умения сотрудничать.

V ЭТАП

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Цель:

применение приобретенных знаний на практике, в новой ситуации,

развитие личностных качеств, настойчивости, самопознания, межличностного взаимодействия

«СПЕШИМ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ!»

Форма: РАБОТА В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГРУППАХ - «МОГУ ВЫПОЛНИТЬ!»

Лист самоконтроля: отметка за умение решать задачи и взаимодействовать в группе!

ПРОВЕДЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ - «ХОЧУ САМ УБЕДИТЬСЯ!»

Форма: РАБОТА В ГРУППАХ

Вид деятельности: физический эксперимент.
При необходимости группе оказывается направляющая помощь.

Лист самоконтроля: отметка за практические навыки, умение сотрудничать в группе, переживать за общий успех!

«СПЕШИМ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ!»

РАБОТА В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГРУППАХ -

«МОГУ ВЫПОЛНИТЬ!»

ЗАДАЧИ С ФИЗИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

1 группа – задача для любителей биологии,

2 группа – задача для любителей географии,

3 группа – задача для любителей литературы

(ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

  • Поставьте себе отметку в контрольных листах за умение решать задачи и взаимодействовать в группе!

«УМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЗНАНИИ, НО И В УМЕНИИ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ НА ДЕЛЕ».

Что может быть интереснее опытов по физике?
Вперед, юные исследователи! –

ХОЧУ САМ УБЕДИТЬСЯ!

РАБОТА В ГРУППАХ - физический эксперимент
- Как экспериментально можно определить давление жидкости на дно сосуда?

1 группа – вода,

2 группа – молоко,

3 группа – подсолнечное масло

(При необходимости группе оказывается направляющая помощь - используя линейку, определите высоту столба жидкости и рассчитайте давление жидкости на дно сосуда).

Поставьте себе отметку в контрольных листах за практические навыки, умение сотрудничать в группе, переживать за общий успех!

Выполняется работа в группах. Ученики решают задачи, используя известный им алгоритм. Взаимодействуя друг с другом, обсуждают результаты.

Выполняется самооценка.


 


 


 

Работают группой. Проводят эксперимент по установлению давления на дно и стенки сосуда. Защищают свои работы.


 


 

Выполняется самооценка.

Приборы и материалы: 3 сосуда разной формы, размерами с различными жидкостями (вода, молоко, подсолнечное масло).
 

Познавательные:

Построение логических рассуждений.

Коммуникативные:

Формирование способности взаимодействовать друг с другом, работать в группе, принимать позицию партнера, отстаивать свою точку зрения

Личностные:

Адекватное оценивание собственных знаний, возможностей, практических и коммуникативных навыков.

Регулятивные:

Формирование организованности, ответственности к учебному процессу.

VI ЭТАП

ФИЗМИНУТКА

Цель: снятие утомляемости, регулирование координации движения, процесса дыхания, глаз; повышение работоспособности.

Здоровьесберегающая технология - интеллектуальное и психологическое здоровье

VII ЭТАП

«ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ»

(построение проекта выхода из затруднения)

Цель:

получение нового знания в результате решения задач, обсуждения проблемных вопросов,

обеспечение мотивационный стороны деятельности

Метод: постановка проблемной ситуации, побуждающая к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания – частично - поисковый

СПОСОБЫ:

1. ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА С КЛАССОМ - «СТРЕМЛЮСЬ К НОВЫМ ЗНАНИЯМ

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА - АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

ГИПОТЕЗЫ УЧАЩИХСЯ

ВЫВОД

2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

3. ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА – ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ

4. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ – НАУЧНЫЙ ИСТОЧНИК

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ – ОПОРНАЯ СХЕМА

ОБОРУДОВАНИЕ: электронное сопровождение

6. РАБОТА В ПАРАХ - в    процессе  закрепления дети проговаривают друг другу новые правила в громкой речи.

Лист самоконтроля: отметка за активное участие в диспуте и осознание закона сообщающихся сосудов!

«ЗНАНИЕ – ЭТО СИЛА. СИЛА – ЭТО ЗНАНИЕ! »

1. Проведем анализ физического эксперимента:

- Сравните высоты столбов жидкостей.

- Сравните давления на дно сосудов.

2. Можно ли проверить правильность ваших результатов?

Используем предложенный вами способ с трубкой манометра.

- Проанализируйте результаты

- Не возникло ли противоречие - «Гидростатический парадокс»?

- Выполните вывод:

- От каких параметров зависит давление жидкостей на дно и стенки сосуда?

- От каких - не зависит?

А как называется сосуд, объеденный в нижней части соединительной трубочкой?

 

- В одном колене вода. Кран закрыт. Произойдут ли какие нибудь изменения, если кран открыт? Почему?

Проверим ваши гипотезы.

 

Предлагаю послушать вопрос о поведении разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.

Продемонстрируем опыт по утверждению факта расположения разнородных жидкостей на разных уровнях в сообщающемся сосуде (вода - керосин)

- Итак: МЫ ГОТОВЫ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЗАКОН С.С.

В §41 найти и прочитать подтверждение правильности рассуждений

НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ - ОПОРНАЯ СХЕМА - КОНСПЕКТ (ОК) ЗАКОНА СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ.

РАБОТАЕМ В ПАРАХ – проговариваем друг другу закон С.С.

ЗАПИШЕМ ОК. В РАБОЧУЮ ТЕТРАДЬ

  • Поставьте себе отметку в контрольных листах за активное участие в диспуте и осознании закона сообщающихся сосудов!

- Одинаковые.

- Разное.

- Трубкой манометра. По разности уровней жидкости в манометре.

Заслушиваются ответы детей.

- Высоты столба жидкости, плотности жидкости.

- Формы сосуда, размеров, массы жидкости, его веса.

- Сообщающийся сосуд.

Заслушиваются высказывания учащихся – гипотезы.

Индивидуальная работа – домашняя самостоятельная подготовка Упр 18 (3), доказывающая, что при

Учащиеся, опираясь на свойства С.С, самостоятельно

- обобщают материал по результату

индивидуальной домашней работы,

демонстрационного опыта - расположению уровней с одно - и разнородными жидкостями,

-формулируют ЗАКОН СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ

Работают с учебником.

В    процессе  закрепления дети проговаривают друг другу новые правила в громкой речи.

Выполняются записи.

Выполняется самооценка.

Экспериментальная проверка давлений разнородных жидкостей в разных сосудах.

Опытная проверка.

Приборы и материалы: самодельный С.С., вода

Демонстрация опыта. Приборы и материалы: С.С., вода, керосин

(слайд 5)

Познавательные:

Построение логических рассуждений – сравнение, анализ, умозаключение и познавательная активность.

Коммуникативные:

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Использование адекватных языковых средств для отображения своих мыслей, мотивов и потребностей.

Личностные:

Формирование готовности ценностного отношения к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники. Выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные:

Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.

VIII ЭТАП

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Цель: побудить желание к творческому действию

I УРОВЕНЬ (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ – ДЛЯ ВСЕХ): ПОВТОРИТЬ § 41, УПР 18 (1, 2), ЗАДАНИЕ 9 (3),

II УРОВЕНЬ (ТВОРЧЕСКОЕ): ИСПОЛЬЗУЯ ЗАКОН С.С., ПРОДУМАЙТЕ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОТНОСТИ СЛАДКОЙ (ИЛИ СОЛЕНОЙ) ВОДЫ,

III УРОВЕНЬ (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ): ЗАДАНИЕ 3, СТР. 123

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

(слайд 6)

Личностные:

Формирование мотивации учения, к предмету.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

IX ЭТАП

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ - «ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ!»

Цель: проговаривание нового знания

Способ: фронтальная работа, работа в паре

ОБОРУДОВАНИЕ: электронное сопровождение

Лист самоконтроля: отметка за умение применять закон С.С.!

Второй сосуд сообщающийся. А первый? (Какой из сосудов является сообщающимся?)

- Одинаковое ли количество воды можно налить в кофейники? (Какой кофейник вместит больше кофе?)

 

- Сравните давления в трубке №1 и №2? (А на уровне (а – а)?)

- В каком сосуде жидкость с меньшей плотностью?

Поставьте себе отметку в контрольных листах за умение применять закон С.С.!

Выполняется самооценка.

(слайд 7)

(слайд 8)

(слайд 9)

Познавательные:

Осознание понятия «С.С.», выведение следствий.

Регулятивные:

Развитие приемов самопроверки.

X ЭТАП

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ. САМОАНАЛИЗ И САМОКОНТРОЛЬ.

Цель:

создание ситуации успеха,

каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Форма: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Прием: «МИНИ – ТЕСТ, МИНИ – УСПЕХ!»

Форма: РАБОТА В ПАРЕ - учащиеся проверяют работу, используя ключ, критерии, выясняют причины затруднений партнера.

Лист самоконтроля: отметка за самостоятельную работу и стремление работать с классом в одном темпе!

«С МАЛОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ! »

Предлагаю ИНДИВИДУАЛЬНУЮ РАБОТУ – «МИНИ – ТЕСТ, МИНИ – УСПЕХ!»

 

(ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

РАБОТАЕМ В ПАРЕ – взаимопроверка.

Учитель: Поставьте себе отметку в контрольных листах за самостоятельную работу и стремление работать с классом в одном темпе!

Индивидуально выполняют самостоятельную работу.

Учащиеся проверяют работу, используя ключ, критерии, выясняют причины затруднений партнера.

Выполняется самооценка.

(слайд 10)

Познавательные:

Формирование логического мышления- сравнения, обобщения.

Личностные:

Оценивание осознания данной темы.

Регулятивные:

Формирование самооценки, ответственности за оценку, выставленную товарищу.

XI ЭТАП

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИТОГ УРОКА)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса, формирование потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета.

СПОСОБ: ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

Лист самоконтроля: отметка за урок в контрольных листах.

Сегодня моя отметка « ! »

Настроение – « ! »

ОБОРУДОВАНИЕ: электронное сопровождение

- «Настроение»

- «Деятельность – единственный путь к знанию!»

ПРИЕМ МОТИВАЦИИ: пожелание, побуждающее к действию

Ответим на вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Где можно применить новые знания?

- ТЕМА СЛЕДУЮЩЕГО УРОКА «ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНИЕ ЗАКОНА С.С.» – ЭТО, ПОВЕРЬТЕ, ИНТЕРЕСНО.

НЕ ПРОПУСТИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ

ОБЪЯСНИТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА С.С.,

ИЗУЧИТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА,

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С УДИВИТЕЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ!!!

Учитель: Поставьте себе отметку за урок в контрольных листах.

Сегодня моя отметка « ! »

Настроение – « ! »

Пожелание ученикам:

БУДЬТЕ АКТИВНЫМИ ТВОРЦАМИ СВОЕЙ СУДЬБЫ – И ТОГДА ЛЮБОЕ ДЕЛО ВАМ БУДЕТ ПО ПЛЕЧУ!

- ВЫ, РЕБЯТА, ПОКАЗАЛИ, КАК УЧИТЕСЬ РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА:

- ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ, УЧЕБЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ,

- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ),

- ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ КАЧЕСТВА (КУЛЬТУРУ ОБЩЕНИЯ)!

СПАСИБО ЗА УРОК!

- Выполнить вывод закона Паскаля – одного из законов гидростатики – закона сообщающихся сосудов.

- Да.

- Экспериментальным.

- Знания закона с.с. можно применить на практике:технике, быту, природе.

Выполняется самооценка.

(слайд 11)

(слайд 12) «Деятельность – единственный путь к знанию!»

Личностные:

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные:

Анализ и синтез, рефлексия способов и условий действия

Используемая литература:

Интернет – ресурсы:

  1. А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.
  2. Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.
  3. В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.
  4. Газета «Физика» № 2 8-15 января 2004 г. стр. 10-11.
  5. http://elkin52.narod.ru/biograf/bochka.htm
  6. http://fizika.moy.su/index/peredacha_davlenija_zhidkostjami_i_gazami_zakon_paskalja/0-20
  7. http://class-fizika.narod.ru/
 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

«ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС»

В 1648 г. Б. Паскаль поразил своих современников, продемонстрировав опыт – доказательство «ГИДРОСТАТИЧЕСКОГО ПАРАДОКСА».

Он вставил в закрытую дубовую бочку, наполненную водой, узкую тоненькую трубку площадью сечения 1 см2 и высотой и, поднявшись на балкон второго этажа, влил в эту трубку всего кружку воды. Из-за малой толщины трубки вода в ней поднялась до большой высоты, и давление в бочке увеличилось настолько, что крепления бочки не выдержали, и она треснула.

Ее разорвала непонятная сила. Паскаль убедился: сила, разорвавшая бочку, вовсе не зависит от количества воды в трубке. Все дело в высоте, до которой трубка была заполнена.  

Далее проявляется удивительное свойство воды - передавать давление, создаваемое на ее поверхности (в бочке) по всему объему, каждой точке стенки или дна бочки.

Так он приходит к открытию закона, получившего его имя.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

«Деятельность – единственный путь к знанию!»

ЛИСТОК САМОКОНТРОЛЯ

 

 

ВИДЫ ЗАДАНИЙ

ОТМЕТКА

1

ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ - «НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!»

 

2

«СПЕШИМ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ!» - «МОГУ ВЫПОЛНИТЬ!»

 

3

ПРОВЕДЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ – «ХОЧУ САМ УБЕДИТЬСЯ!»

 

4

ПОДУМАЕМ, ПОСПОРИМ - «СТРЕМЛЮСЬ К НОВЫМ ЗНАНИЯМ!»

 

5

«ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ!»

 

6

«МИНИ – ТЕСТ, МИНИ – УСПЕХ!»

 

7

Сегодня моя отметка « ! »

Настроение – « ! »

 
7 КЛАСС. ДАТА Ф.И._______________________

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ – «НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!»

Как читается закон Паскаля?

В каких единицах измеряется давление?

Сравните давление внутри жидкости на разных уровнях - верхних и нижних.

Назовите формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.

От каких величин зависит давление жидкости на дно сосуда?

Что называется сообщающимися сосудами?

Как располагаются поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах?

Как располагаются поверхности разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах?

Зависит ли давление жидкости на дно и стенки сосуда от формы сосуда?

Приведите примеры сообщающихся сосудов?

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

«СПЕШИМ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ! »

РАБОТА В ГРУППАХ - «МОГУ ВЫПОЛНИТЬ!»

1 группа

Задача для любителей биологии.
Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров.
Вопрос: Определите давление, оказываемое водой на гагару.

2 группа

Задача для любителей географии.
В Хорватии имеется природная жемчужина Далматинского берега Адриатики - это Плитвицкие озера. Крупнейшее из всей озерной цепочки озеро Козьяк.

Вопрос: На какой глубине озера рыбы испытывают давление воды 412000 Па?

3 группа

Задача для любителей литературы.

(По произведению Александра Беляева " Человек-Амфибия ").

Давлением воды многие пробки были вогнаны внутрь бутылок, а жестяные коробки помяты. На столе оставалась сервировка, но часть посуды, серебряных вилок и ножей валялась на полу.
Вопрос: Определите плотность морской воды, если пробки на глубине 100 м испытывали давление 1030кПа?

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Тест:

Какие сосуда являются сообщающимися?

М П

Какой кофейник вместит больше кофе?

В А

Будет ли перетекать жидкость из одного сосуда в другой, если открыть кран?

Т – нет;

С – да;

Р – не всегда.

4. В каком колене находится пресная, а в каком соленая вода?

Л – слева соленая, справа пресная;

К – слева пресная, справа соленая.

5. В каком из сообщающихся сосудов уровень жидкости изображен неверно?

 

I –О;

II – У;

III – А;

IV – И.

6. Какой отметке соответствует уровень жидкости в правом сосуде?

7. На каком рисунке изображены сообщающиеся сосуды?

 

Ы Ь Ъ
"Давление на дно и стенки сосуда"
PPT / 6.89 Мб

Предварительный просмотр презентации

А. Дюрер МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА «КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» Физика - 7 класс Учитель физики: Рагулина Любовь Давыдовна ДЕВИЗ УРОКА:

ПАСКАЛЬ БЛЕЗ (19.06.1623 – 19.08.1662) Французский математик, физик и философ.

1648 г. «Гидростатический парадокс» Б. Паскаля

Закон сообщающихся сосудов для однородной жидкости для неоднородной жидкости р1=р2; h1=h2 В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне независимо от формы сосуда. р1=р2; В сообщающихся сосудах неоднородная жидкость устанавливается на разных уровнях. Высоты столбов жидкостей обратно пропорциональны их плотностям. p=ρgh

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: I УРОВЕНЬ (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ – ДЛЯ ВСЕХ): ПОВТОРИТЬ § 41, УПР 18 (1, 2), ЗАДАНИЕ 9 (3); II УРОВЕНЬ (ТВОРЧЕСКОЕ): ИСПОЛЬЗУЯ ЗАКОН С.С, ПРОДУМАЙТЕ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОТНОСТИ СЛАДКОЙ (ИЛИ СОЛЕНОЙ) ВОДЫ; III УРОВЕНЬ (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ): ЗАДАНИЕ 3, СТР. 123

1 2

1 2

1 2 а а

0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5-6 ошибок – «2» П 2. А 3. С 4. К 5. А 6. Л 7. Ь Ответы к тесту: Критерии:

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, замечательный урок!

14 July 2017

Наталья Борисовна, благодарю Вас за положительный отзыв.

15 July 2017

Очень интересный урок! Спасибо!

4 August 2017

Людмила Михайловна, спасибо за отзыв!

8 August 2017

Продуман урок и хорошее оснащение урока.

15 August 2017

Большое спасибо!

15 August 2017

Урок продуман от "А" до "Я". Восхищаюсь!

19 December 2017

Спасибо, приятно!

19 December 2017

Любовь Давыдовна! Я не физик, но УРОК ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ! Чётко продумана структура урока, приложения соответствуют уроку, всегда приветствую лист самоконтроля, разнообразные подачи домашнего задания. ВООБЩЕМ---МОЛОДЕЦ!!!!

19 December 2017

Ирина Михайловна! Для меня очень значимо мнение коллег!!! Искреннее Вам благодарна!!!

19 December 2017

Любовь Давыдовна, согласна с коллегами, что урок интересный, насыщенный! Спасибо за ваш творческий подход к работе! Удачи Вам!!!

19 December 2017

Большое спасибо, Наталия Алексеевна!

27 December 2020

Поздравляю !

27 January 2018

Спасибо!

27 December 2020

Замечательный урок! Любовь Давыдовна, большое спасибо за Ваш труд!

2 December 2022

Благодарю Вас, Елена Владимировна, за положительный отзыв.

3 December 2022

Благодарю за отличную работу!

3 December 2022

Спасибо, Марина Юрьевна!

3 December 2022