Технологическая карта урока по теме «Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Закон сообщающихся сосудов» (Физика, 7 класс)
Пояснительная записка к презентации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ ПО ФГОС
Учебный предмет: ФИЗИКА
Класс: 7 класс
УМК: «Физика» Автор: А.В.Перышкин
Тема урока: «ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ НА ДНО И СТЕНКИ СОСУДА. ЗАКОН СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок №7 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Тип урока: урок закрепление материала, «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности.
ЦЕЛИ УРОКА |
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА (ПО ЛИНИЯМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ) |
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ) |
|
Дидактическая: создание условий для осознанного закрепления материала и включение знаний учащихся в процесс познания ЗАКОНА СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ – одного из законов гидростатики. ЗАДАЧИ: Образовательная: - закрепить знания учащихся по давлению жидкостей на дно и стенки сосуда, закону Паскаля, умения применять их при решении задач, - выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах, - осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. Развивающая: - формировать учебно-познавательные компетенции, - развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности, - развивать навыки творческой и исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа. - развивать навыки общения и совместной деятельности, подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Воспитательная: - способствовать привитию культуры умственного труда, - повышению интереса к изучаемому материалу, потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета. |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА |
|||
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ОБОРУДОВАНИЕ |
РЕСУРСЫ |
|
|
|
|
ПЛАН УРОКА:
№ |
ЭТАПЫ УРОКА |
ВРЕМЯ |
I |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: ПРИВЕТСТВИЕ |
1,5 МИН |
II |
МОТИВИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – «КАМЕРТОН УРОКА» |
2 МИН |
III |
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ |
1 МИН |
IV |
АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ |
3 МИН |
V |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ |
12 МИН |
VI |
ФМ |
1 МИН |
VII |
«ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ» |
15 МИН |
VIII |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
0.5 МИН |
IX |
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ |
2 МИН |
X |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ. САМОАНАЛИЗ И САМОКОНТРОЛЬ |
5 МИН |
XI |
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИТОГ УРОКА) |
2 МИН |
УЧИТЕЛЬ (НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ, ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ ДИАЛОГА С УЧЕНИКАМИ) |
УЧЕНИКИ (ОЖИДАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ХОДЕ ДИАЛОГА С УЧИТЕЛЕМ) |
ДОСКА И ОБОРУДОВАНИЕ |
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
|||
I ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: ПРИВЕТСТВИЕ Цель: создание комфортной образовательной среды, положительно-эмоционального фона, позитивного настроя на урок, желания сотрудничать с одноклассниками, учителем Оборудование: электронное сопровождение Прием – девиз урока, пожелание |
||||||
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. ДЕВИЗ УРОКА: Благодаря истинному знанию ты будешь, гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. А. Дюрер. ПОЖЕЛАНИЕ УЧАЩИМСЯ: (ПРАВИЛО «ТРИ «И») «Стремитесь смело, приобретать знания, чтобы стать
|
Ответное приветствие |
(слайд 1) |
Регулятивные: Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности. Личностные: Мотивировать свои действия; готовность к восприятию; проявлять внимательность; желание больше узнать. Коммуникативные: Формирование позитивного отношения друг к другу. |
|||
II ЭТАП МОТИВИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – «КАМЕРТОН УРОКА» Цель: формирование мотивов обучения, стремления учащихся заниматься активной самостоятельной деятельностью с объектом изучения. Прием: нестандартное начало урока Оборудование: электронное сопровождение портрет Паскаля, исторический эпизод, опыт Паскаля, «Гидростатический парадокс» (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) Форма организации: фронтальная |
||||||
Чем знаменит в физике Блез Паскаль? ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭПИЗОД: ОПЫТ ПАСКАЛЯ И «ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС» Познакомимся с опытом Паскаля, которым он удивил своих современников - «Гидростатическим парадоксом» («бочка Паскаля»). (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) - Объясните, в чем заключается парадокс, почему крепления бочки не выдержали, и она треснула? Так Паскаль, используя свойство жидкости, приходит к открытию закона, получившего его имя. А что произойдет, если в U-образный сосуд с водой в одну из трубок долить воды? Проверим ваше предположение. Какой у вас возникает вопрос? |
- Тем, что в физике мы изучаем закон Паскаля, связанный со свойством и давлением жидкостей и газов. - Из-за малой толщины трубки даже небольшое количество воды поднялось до большой высоты и давление в бочке настолько увеличилось, что крепления бочки разошлись, и вода из нее стала выливаться. - Вода будет перетекать в другую трубку и со временем распределиться равномерно. В обеих трубках она установиться на одном уровне. - Выяснить, что влияет на уровень жидкости в данном сосуде? |
(слайд 2) (слайд 3) Демонстрация опыта Приборы и материалы: сообщающийся сосуд, стакан, вода. |
Личностные: Формирование готовности к восприятию информации, саморазвитию, учебно-познавательной мотивации и интереса к предмету. Регулятивные: Формирование произвольности деятельности. Осуществление саморегуляции. Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей |
|||
III ЭТАП ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ Цель: оказать ученикам направляющую помощь на осознание и формулировку основной задачи занятия, темы |
||||||
Предлагаю сформулировать основную цель и тему урока.
Знания закона Паскаля помогут объяснить явления и законы природы, которые наблюдаем повседневно. |
- Цель: Выполнить вывод закона Паскаля – одного из законов гидростатики – закона сообщающихся сосудов. - Тема: Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Закон сообщающихся сосудов. Учащиеся записывают дату, тему занятия. |
(слайд 4)
|
Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
|||
IV ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовки учащихся к следующему этапу урока – освоению дальнейшего материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, мотивация к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление. Прием: лист опросник - ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ - «НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!» ВЗАИМООПРОС + ВЗАИМОПОМОЩЬ = СОТРУДНИЧЕСТВО. Форма: РАБОТА В ПАРАХ - разноуровневые группы. Лист самоконтроля: учеником выставляется отметка за теоретические знания, умение слушать партнера и оказывать ему посильную помощь! (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) |
||||||
«ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ УЧЕНИЯ» Для осознания закона сообщающихся сосудов – закона Паскаля необходимо повторить теорию. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3) Указание к заданию: I вариант отвечает на нечетные вопросы, II вариант – на четные. На 2 и 4 вопросы всем ответы выполнить письменно. Поставьте себе отметку в контрольных листах за теоретические знания, умение слушать партнера и оказывать ему посильную помощь! |
Выполняется работа в парах. Ученики отвечают на вопросы, оказывают помощь партнеру, корректируют ответы. Самостоятельно оценивают свои знания. Выполняется самооценка. |
Познавательные: Контролировать правильность ответа. Корректировать ошибки, восполнять пробелы. Коммуникативные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: Оценивать собственную деятельность, свои жизненно-важные качества – умения сотрудничать. |
||||
V ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ Цель: применение приобретенных знаний на практике, в новой ситуации, развитие личностных качеств, настойчивости, самопознания, межличностного взаимодействия «СПЕШИМ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ!» Форма: РАБОТА В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГРУППАХ - «МОГУ ВЫПОЛНИТЬ!» Лист самоконтроля: отметка за умение решать задачи и взаимодействовать в группе! ПРОВЕДЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ - «ХОЧУ САМ УБЕДИТЬСЯ!» Форма: РАБОТА В ГРУППАХ Вид деятельности: физический эксперимент. Лист самоконтроля: отметка за практические навыки, умение сотрудничать в группе, переживать за общий успех! |
||||||
«СПЕШИМ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ!» РАБОТА В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГРУППАХ - «МОГУ ВЫПОЛНИТЬ!» ЗАДАЧИ С ФИЗИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ 1 группа – задача для любителей биологии, 2 группа – задача для любителей географии, 3 группа – задача для любителей литературы (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)
«УМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ЗНАНИИ, НО И В УМЕНИИ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ НА ДЕЛЕ». Что может быть интереснее опытов по физике? ХОЧУ САМ УБЕДИТЬСЯ! РАБОТА В ГРУППАХ - физический эксперимент 1 группа – вода, 2 группа – молоко, 3 группа – подсолнечное масло Поставьте себе отметку в контрольных листах за практические навыки, умение сотрудничать в группе, переживать за общий успех! |
Выполняется работа в группах. Ученики решают задачи, используя известный им алгоритм. Взаимодействуя друг с другом, обсуждают результаты. Выполняется самооценка.
Работают группой. Проводят эксперимент по установлению давления на дно и стенки сосуда. Защищают свои работы.
Выполняется самооценка. |
Приборы и материалы: 3 сосуда разной формы, размерами с различными жидкостями (вода, молоко, подсолнечное масло). |
Познавательные: Построение логических рассуждений. Коммуникативные: Формирование способности взаимодействовать друг с другом, работать в группе, принимать позицию партнера, отстаивать свою точку зрения Личностные: Адекватное оценивание собственных знаний, возможностей, практических и коммуникативных навыков. Регулятивные: Формирование организованности, ответственности к учебному процессу. |
|||
VI ЭТАП ФИЗМИНУТКА Цель: снятие утомляемости, регулирование координации движения, процесса дыхания, глаз; повышение работоспособности. Здоровьесберегающая технология - интеллектуальное и психологическое здоровье |
||||||
VII ЭТАП «ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ» (построение проекта выхода из затруднения) Цель: получение нового знания в результате решения задач, обсуждения проблемных вопросов, обеспечение мотивационный стороны деятельности Метод: постановка проблемной ситуации, побуждающая к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания – частично - поисковый СПОСОБЫ: 1. ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА С КЛАССОМ - «СТРЕМЛЮСЬ К НОВЫМ ЗНАНИЯМ!» ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА - АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ГИПОТЕЗЫ УЧАЩИХСЯ ВЫВОД 2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 3. ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА – ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ 4. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ – НАУЧНЫЙ ИСТОЧНИК 5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ – ОПОРНАЯ СХЕМА ОБОРУДОВАНИЕ: электронное сопровождение 6. РАБОТА В ПАРАХ - в процессе закрепления дети проговаривают друг другу новые правила в громкой речи. Лист самоконтроля: отметка за активное участие в диспуте и осознание закона сообщающихся сосудов! |
||||||
«ЗНАНИЕ – ЭТО СИЛА. СИЛА – ЭТО ЗНАНИЕ! » 1. Проведем анализ физического эксперимента: - Сравните высоты столбов жидкостей. - Сравните давления на дно сосудов. 2. Можно ли проверить правильность ваших результатов? Используем предложенный вами способ с трубкой манометра. - Проанализируйте результаты - Не возникло ли противоречие - «Гидростатический парадокс»? - Выполните вывод: - От каких параметров зависит давление жидкостей на дно и стенки сосуда? - От каких - не зависит? А как называется сосуд, объеденный в нижней части соединительной трубочкой?
- В одном колене вода. Кран закрыт. Произойдут ли какие нибудь изменения, если кран открыт? Почему? Проверим ваши гипотезы.
Предлагаю послушать вопрос о поведении разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах. Продемонстрируем опыт по утверждению факта расположения разнородных жидкостей на разных уровнях в сообщающемся сосуде (вода - керосин) - Итак: МЫ ГОТОВЫ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЗАКОН С.С. В §41 найти и прочитать подтверждение правильности рассуждений НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ - ОПОРНАЯ СХЕМА - КОНСПЕКТ (ОК) ЗАКОНА СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ. РАБОТАЕМ В ПАРАХ – проговариваем друг другу закон С.С. ЗАПИШЕМ ОК. В РАБОЧУЮ ТЕТРАДЬ
|
- Одинаковые. - Разное. - Трубкой манометра. По разности уровней жидкости в манометре. Заслушиваются ответы детей. - Высоты столба жидкости, плотности жидкости. - Формы сосуда, размеров, массы жидкости, его веса. - Сообщающийся сосуд. Заслушиваются высказывания учащихся – гипотезы. Индивидуальная работа – домашняя самостоятельная подготовка Упр 18 (3), доказывающая, что при Учащиеся, опираясь на свойства С.С, самостоятельно - обобщают материал по результату индивидуальной домашней работы, демонстрационного опыта - расположению уровней с одно - и разнородными жидкостями, -формулируют ЗАКОН СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ Работают с учебником. В процессе закрепления дети проговаривают друг другу новые правила в громкой речи. Выполняются записи. Выполняется самооценка. |
Экспериментальная проверка давлений разнородных жидкостей в разных сосудах. Опытная проверка. Приборы и материалы: самодельный С.С., вода Демонстрация опыта. Приборы и материалы: С.С., вода, керосин (слайд 5) |
Познавательные: Построение логических рассуждений – сравнение, анализ, умозаключение и познавательная активность. Коммуникативные: Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Использование адекватных языковых средств для отображения своих мыслей, мотивов и потребностей. Личностные: Формирование готовности ценностного отношения к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники. Выдвижение гипотез и их обоснование Регулятивные: Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий. |
|||
VIII ЭТАП ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Цель: побудить желание к творческому действию |
||||||
I УРОВЕНЬ (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ – ДЛЯ ВСЕХ): ПОВТОРИТЬ § 41, УПР 18 (1, 2), ЗАДАНИЕ 9 (3), II УРОВЕНЬ (ТВОРЧЕСКОЕ): ИСПОЛЬЗУЯ ЗАКОН С.С., ПРОДУМАЙТЕ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОТНОСТИ СЛАДКОЙ (ИЛИ СОЛЕНОЙ) ВОДЫ, III УРОВЕНЬ (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ): ЗАДАНИЕ 3, СТР. 123 |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |
(слайд 6) |
Личностные: Формирование мотивации учения, к предмету. Познавательные: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
|||
IX ЭТАП ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ - «ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ!» Цель: проговаривание нового знания Способ: фронтальная работа, работа в паре ОБОРУДОВАНИЕ: электронное сопровождение Лист самоконтроля: отметка за умение применять закон С.С.! |
||||||
Второй сосуд сообщающийся. А первый? (Какой из сосудов является сообщающимся?) - Одинаковое ли количество воды можно налить в кофейники? (Какой кофейник вместит больше кофе?)
- Сравните давления в трубке №1 и №2? (А на уровне (а – а)?) - В каком сосуде жидкость с меньшей плотностью? Поставьте себе отметку в контрольных листах за умение применять закон С.С.! |
Выполняется самооценка. |
(слайд 7) (слайд 8) (слайд 9) |
Познавательные: Осознание понятия «С.С.», выведение следствий. Регулятивные: Развитие приемов самопроверки. |
|||
X ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ. САМОАНАЛИЗ И САМОКОНТРОЛЬ. Цель: создание ситуации успеха, каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Форма: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Прием: «МИНИ – ТЕСТ, МИНИ – УСПЕХ!» Форма: РАБОТА В ПАРЕ - учащиеся проверяют работу, используя ключ, критерии, выясняют причины затруднений партнера. Лист самоконтроля: отметка за самостоятельную работу и стремление работать с классом в одном темпе! |
||||||
«С МАЛОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ! » Предлагаю ИНДИВИДУАЛЬНУЮ РАБОТУ – «МИНИ – ТЕСТ, МИНИ – УСПЕХ!»
(ПРИЛОЖЕНИЕ №5) РАБОТАЕМ В ПАРЕ – взаимопроверка. Учитель: Поставьте себе отметку в контрольных листах за самостоятельную работу и стремление работать с классом в одном темпе! |
Индивидуально выполняют самостоятельную работу. Учащиеся проверяют работу, используя ключ, критерии, выясняют причины затруднений партнера. Выполняется самооценка. |
(слайд 10) |
Познавательные: Формирование логического мышления- сравнения, обобщения. Личностные: Оценивание осознания данной темы. Регулятивные: Формирование самооценки, ответственности за оценку, выставленную товарищу. |
|||
XI ЭТАП РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИТОГ УРОКА) Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса, формирование потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета. СПОСОБ: ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ Лист самоконтроля: отметка за урок в контрольных листах. Сегодня моя отметка « ! » Настроение – « ! » ОБОРУДОВАНИЕ: электронное сопровождение - «Настроение» - «Деятельность – единственный путь к знанию!» ПРИЕМ МОТИВАЦИИ: пожелание, побуждающее к действию |
||||||
Ответим на вопросы: Какую цель ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Где можно применить новые знания? - ТЕМА СЛЕДУЮЩЕГО УРОКА «ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНИЕ ЗАКОНА С.С.» – ЭТО, ПОВЕРЬТЕ, ИНТЕРЕСНО. НЕ ПРОПУСТИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЪЯСНИТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА С.С., ИЗУЧИТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА, ПОЗНАКОМИТЬСЯ С УДИВИТЕЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ!!! Учитель: Поставьте себе отметку за урок в контрольных листах. Сегодня моя отметка « ! » Настроение – « ! » Пожелание ученикам: БУДЬТЕ АКТИВНЫМИ ТВОРЦАМИ СВОЕЙ СУДЬБЫ – И ТОГДА ЛЮБОЕ ДЕЛО ВАМ БУДЕТ ПО ПЛЕЧУ! - ВЫ, РЕБЯТА, ПОКАЗАЛИ, КАК УЧИТЕСЬ РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА: - ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ, УЧЕБЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ, - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ), - ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ КАЧЕСТВА (КУЛЬТУРУ ОБЩЕНИЯ)! СПАСИБО ЗА УРОК! |
- Выполнить вывод закона Паскаля – одного из законов гидростатики – закона сообщающихся сосудов. - Да. - Экспериментальным. - Знания закона с.с. можно применить на практике:технике, быту, природе. Выполняется самооценка. |
(слайд 11) (слайд 12) «Деятельность – единственный путь к знанию!» |
Личностные: Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Познавательные: Анализ и синтез, рефлексия способов и условий действия |
Используемая литература:
Интернет – ресурсы:
- А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.
- Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.
- В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.
- Газета «Физика» № 2 8-15 января 2004 г. стр. 10-11.
- http://elkin52.narod.ru/biograf/bochka.htm
- http://fizika.moy.su/index/peredacha_davlenija_zhidkostjami_i_gazami_zakon_paskalja/0-20
- http://class-fizika.narod.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
«ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС»
В 1648 г. Б. Паскаль поразил своих современников, продемонстрировав опыт – доказательство «ГИДРОСТАТИЧЕСКОГО ПАРАДОКСА».
Он вставил в закрытую дубовую бочку, наполненную водой, узкую тоненькую трубку площадью сечения 1 см2 и высотой 5м и, поднявшись на балкон второго этажа, влил в эту трубку всего кружку воды. Из-за малой толщины трубки вода в ней поднялась до большой высоты, и давление в бочке увеличилось настолько, что крепления бочки не выдержали, и она треснула.
Ее разорвала непонятная сила. Паскаль убедился: сила, разорвавшая бочку, вовсе не зависит от количества воды в трубке. Все дело в высоте, до которой трубка была заполнена.
Далее проявляется удивительное свойство воды - передавать давление, создаваемое на ее поверхности (в бочке) по всему объему, каждой точке стенки или дна бочки.
Так он приходит к открытию закона, получившего его имя.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
«Деятельность – единственный путь к знанию!»
ЛИСТОК САМОКОНТРОЛЯ
ВИДЫ ЗАДАНИЙ |
ОТМЕТКА |
|
1 |
ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ - «НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!» |
|
2 |
«СПЕШИМ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ!» - «МОГУ ВЫПОЛНИТЬ!» |
|
3 |
ПРОВЕДЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ – «ХОЧУ САМ УБЕДИТЬСЯ!» |
|
4 |
ПОДУМАЕМ, ПОСПОРИМ - «СТРЕМЛЮСЬ К НОВЫМ ЗНАНИЯМ!» |
|
5 |
«ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ!» |
|
6 |
«МИНИ – ТЕСТ, МИНИ – УСПЕХ!» |
|
7 |
Сегодня моя отметка « ! » Настроение – « ! » |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ – «НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!»
Как читается закон Паскаля?
В каких единицах измеряется давление?
Сравните давление внутри жидкости на разных уровнях - верхних и нижних.
Назовите формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.
От каких величин зависит давление жидкости на дно сосуда?
Что называется сообщающимися сосудами?
Как располагаются поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах?
Как располагаются поверхности разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах?
Зависит ли давление жидкости на дно и стенки сосуда от формы сосуда?
Приведите примеры сообщающихся сосудов?
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
«СПЕШИМ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ! »
РАБОТА В ГРУППАХ - «МОГУ ВЫПОЛНИТЬ!»
1 группа
Задача для любителей биологии.
Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров.
Вопрос: Определите давление, оказываемое водой на гагару.
2 группа
Задача для любителей географии.
В Хорватии имеется природная жемчужина Далматинского берега Адриатики - это Плитвицкие озера. Крупнейшее из всей озерной цепочки озеро Козьяк.
Вопрос: На какой глубине озера рыбы испытывают давление воды 412000 Па?
3 группа
Задача для любителей литературы.
(По произведению Александра Беляева " Человек-Амфибия ").
Давлением воды многие пробки были вогнаны внутрь бутылок, а жестяные коробки помяты. На столе оставалась сервировка, но часть посуды, серебряных вилок и ножей валялась на полу.
Вопрос: Определите плотность морской воды, если пробки на глубине 100 м испытывали давление 1030кПа?
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Тест:
Какие сосуда являются сообщающимися?
М П
Какой кофейник вместит больше кофе?
В А
Будет ли перетекать жидкость из одного сосуда в другой, если открыть кран?
Т – нет;
С – да;
Р – не всегда.
4. В каком колене находится пресная, а в каком соленая вода?
Л – слева соленая, справа пресная;
К – слева пресная, справа соленая.
5. В каком из сообщающихся сосудов уровень жидкости изображен неверно?
I –О;
II – У;
III – А;
IV – И.
6. Какой отметке соответствует уровень жидкости в правом сосуде?
7. На каком рисунке изображены сообщающиеся сосуды?
Князева Наталья Борисовна
Рагулина Любовь Давыдовна
Ольчикова Людмила Михайловна
Рагулина Любовь Давыдовна
Омарова Альмира Шигаповна
Рагулина Любовь Давыдовна
Шаманаева Ирина Юрьевна
Рагулина Любовь Давыдовна
Дементьева Ирина Михайловна
Рагулина Любовь Давыдовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Рагулина Любовь Давыдовна
Грибанова Наиля Гадельжановна
Рагулина Любовь Давыдовна
Фоминова Елена Владимировна
Рагулина Любовь Давыдовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Рагулина Любовь Давыдовна