12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана67
Россия, Воронежская обл., Эртильский район, д. Буравцовка
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Тема:

Вес тела

Класс

7 класс

УМК

«Физика» Автор: А.В. Перышкин

Тип урока

Урок освоения и применения новых знаний

Цель

Создать условия для успешного усвоения материала по теме «Вес тела».

Задачи

Образовательные:

Ввести понятие физической величины – вес тела.

Совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по теме «Силы», способствовать формированию практических умений учащихся по измерению физических величин.

Развивающие:

Формировать умение экспериментировать, анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы. Развивать коммуникативные умения.

Воспитательные:

Формировать познавательный интерес к предмету через использование компьютерных технологий.

Планируемые результаты

Предметные результаты – учащиеся должны знать понятие «вес тела»; уметь экспериментально установить, от чего зависит вес тела; определять направление веса тела.

Личностные результаты – самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; развитие логического мышления; развитие умений экспериментировать; формирование умений пользоваться приборами; формирование умений делать выводы, анализировать и сравнивать результаты опытов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: умение определять цели урока, уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы

Познавательные: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; работа в группе; привлечь учащихся к активной самостоятельной деятельности; воспитание культуры общения.

Использованные ресурсы:

- литература;

- ЭОР

Литература:

А.В.Перышкин Физика 7 класс ФГОС, М., Дрофа, 2014г.

Дидактические материалы:

Презентация «Вес тела».

Тест для проверки знаний, выполненный в программе Microsoft Office PowerPoint

Задание, выполненное в Excel для групповой работы

Ход урока

СЛАЙД 1

Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

СЛАЙД 2

Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.

Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Вы готовы? Тогда начнём!

Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания

СЛАЙД 3

На предыдущих уроках мы говорили о том, что всё в мире взаимодействует и мерой этого взаимодействия является сила. Мы уже познакомились с двумя видами сил: с Силой тяжести и с Силой упругости

На прошлом уроке мы изучили тему «Сила упругости». Сейчас я предлагаю вам проверить, хорошо ли вы поняли и усвоили ее.

На слайдах презентации Вы увидите неоконченные предложения или пропуски слов в предложениях. Эти предложения вам предстоит окончить или вставить в них пропущенные слова, тем самым вы повторите пройденный материал, а я проверю, как хорошо вы его знаете. Кроме этого мы вспомним, что необходимо знать о любой силе.

Начнём по цепочке… Денис…

СЛАЙД 4

1. При любом виде деформации возникает … (сила упругости).

СЛАЙД 5

2. Сила упругости всегда направлена …(противоположно деформации). Алина

СЛАЙД 6

3. Точка приложения силы упругости - это…(точка соединения тела и пружины). Андрей

СЛАЙД 7

4. Соотношение между силой упругости Fупр пружины и ее удлинением k: называют законом … (Гука) по имени его первооткрывателя. Снежана

СЛАЙД 8

5. Коэффициент пропорциональности k в этом законе называется…(жесткостью) пружины. Денис

СЛАЙД 9

6. Чем больше коэффициент k пружины, тем … (большую) силу надо приложить, чтобы растянуть ее на 1 см, что соответствует нашим представлениям о жесткости тела. Даша

А теперь вам предстоит выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Если вы выбираете ответ под буквой а) – поднимаете правую руку; под б) – левую, под в) – обе руки. Давайте потренируемся (а,б, б,в,а,б)

СЛАЙД 10

7. Коэффициент жесткости зависит от:

а) формы тела и материала;

б) размера тела и формы;

в) формы, размера и от материала.


СЛАЙД 11

8. Назови формулу

а) Fупр= k∆l

б) ∆l = Fупр / k

в) k= Fупр / ∆l

жесткость пружины;

закона Гука;

удлинение пружины.

СЛАЙД 12

8. Что за сила у меня изображена зелёным цветом? Синим?

Судя по вашей активности, я делаю вывод, что данное задание не оказалось для вас сложным, и вы все хорошо разобрались с силой упругости, а закон Гука усвоили и выучили наизусть.

Сообщение темы и цели урока

СЛАЙД 13

- Ребята, скажите, что мы измеряем в кабинете врача, встав на весы?

- Когда мы говорим, что худеем – что мы сбрасываем?

- Когда мы покупаем 3 кг яблок – за что мы платим?

Но это не совсем верно.

Разобраться в этом вам поможет новая тема. Сформулируйте её.

СЛАЙД 14

Тема нашего урока… «Вес тела» .

Вес тела – это сила и исходя из этого, скажите, что нам нужно будет узнать о ней?

СЛАЙД 15

1. Определение

2. Буквенное обозначение

3. Вектор или скаляр

4. Прибор для измерения

5. Единица величины

6. Формула

Кроме этого, нам хорошо известно, что сила – это векторная величина, а, следовательно, необходимо выяснить ее направление и точку приложения. (КЛИК)

Эти пункты плана и будут целью нашего урока

Изучение нового материала

СЛАЙД 16

У меня в руках баночка с сыпучим веществом. Положим в неё тело. Под действием тела в ней образовалась лунка.

- Что вы можете сказать по этому поводу? (тело подействовало на поверхность с некоторой силой)

- Эта сила называется «весом»

- Так что же такое вес? (это сила, с которой тело действует на опору)

1. Определение.

(КЛИК)

Вес тела - это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

2. Буквенное обозначение: Р

КЛИК)

3. Вектор.

- Ребята, а если вес – сила, то какая это величина: векторная или скалярная? (векторная, она имеет направление)

Раз вес – это сила, с которой тело действует на опору. Значит эта сила будет приложена к опоре. Точка приложения находится на опоре.

Вес действует на опору. Значит эта сила направлена строго вниз

4. Динамометр – прибор для измерения веса тела. С ним мы подробнее познакомимся через урок.

5. Как любая физическая величина, вес имеет свою единицу измерения.

Вес – это… (сила). А сила измеряется … (в ньютонах). Значит, единицей измерения веса служит 1 Н.

(КЛИК)

[ P ] = [ 1 Ньютон ] = [ 1 H ]

1Н – это приблизительно такая сила, с которой Земля притягивает гирьку массой 102 г.

Нередко сила выражается в килограмм-силах (кгс). Эта единица очень удобна для сравнения веса на Земле и в космосе.

1 кгс = 9,8166 Н.

6Давайте выясним, от чего же зависит вес тела

СЛАЙД 17

- Измерьте, пожалуйста, 1 грузик. Чему равен его вес? А теперь, определите вес 2 грузиков?

- Что вы можете сказать? (вес тела зависит от массы. Чем больше масса – тем больше вес)

СЛАЙД 18

А теперь, ребята посмотрите внимательно на рисунок. Что вы видите? (ускорение в разных точках земного шара различно. На полюсе оно больше. Так же ускорение свободного падения различно и на разных планетах. На луне, например, ускорение свободного падения в 6 раз меньше, чем на Земле. Поэтому ваш вес на Луне будет в 6 раз меньше вашего земного веса.)

- Запомните: чем больше ускорение свободного падения, тем больше вес тела. КЛИК

На Земле ускорение свободного падения – это стандартная величина, поэтому необходимо определить массу тела, чтобы найти его вес. А ускорение мы будем принимать за 9,8 Н/кг или примерно 10 Н/кг

Итак, вес тела зависит от массы и ускорения свободного падения (если мы измеряем вес на другой планете). Поэтому вес неподвижного тела или тела, движущегося с постоянной скоростью (равномерно и прямолинейно), определяется по формуле

СЛАЙД 19

Формула. Р = F тяж  = mg

V. Первичное закрепление

СЛАЙД 20

1. Эксперимент. Давайте экспериментально проверим и определим силу тяжести и вес тел, находящихся на вашем столе. Масса грузика - 100 г. Ваша задача – выяснить, действительно ли вес тела равен силе тяжести тела. Инструкция по выполнению работы находится в папке «Вес тела. Приложение 1.» Работаем в парах.

Карточка с инструкцией:

1. Рассчитать силу тяжести

m= г = кг

g= Н/кг

Fтяж = mg = (Н)

2. Измерьте с помощью динамометра вес тела

Р=____Н

3. Сравните Fтяж и Р

Fтяж Р

Вывод: вес неподвижного тела … (равен силе тяжести)

Карточка с инструкцией:

1. Рассчитать силу тяжести 2 грузов

m= г = кг

g= Н/кг

Fтяж = mg = (Н)

2. Измерьте с помощью динамометра вес тел

Р=____Н

3. Сравните Fтяж и Р

Fтяж Р

Вывод: вес неподвижного тела … (равен силе тяжести)

Карточка с инструкцией:

1. Рассчитать силу тяжести 3 грузов

m= г = кг

g= Н/кг

Fтяж = mg = (Н)

2. Измерьте с помощью динамометра вес тел

Р=____Н

3. Сравните Fтяж и Р

Fтяж Р

Вывод: вес неподвижного тела … (равен силе тяжести)

Итак, работу завершили. Определитесь, кто от пары будет озвучивать результат. Слушаем.

 

2. Работа с тестом

СЛАЙД 21

- А теперь, ребята, откройте файл «Приложение 2» и проверьте в ходе теста уровень усвоения вами материала урока. После прохождения теста просигнализируйте ваш результат

СЛАЙД 22

- Все прекрасно! Все понял!

- Надо еще поработать

- Я плохо понял тему

Молодцы!

VI. Итог урока. Рефлексия

СЛАЙД 23

- Итак, ребята, правильно ли мы говорим при взвешивании, что наш вес составляет, например, 50 кг?

С точки зрения физики, мы говорим неверно, так как 50 кг это масса и ее измеряют весами, а вес тела – это сила и ее единица 1 Ньютон, и прибор для измерения – динамометр. Теперь, я думаю, у вас не осталось сомнений в том, что необходимо говорить и в повседневной жизни правильно, показывая тем самым, что вы разбираетесь в физике и хорошо ее знаете

Подведём итог урока (по принципу «Микрофона»)

СЛАЙД 24

 - сегодня я узнал (а)…(что вес – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес)

- я понял (а), что… (вес измеряется в Ньютонах)

- теперь я могу…(изображать вес тела)

- я научился (научилась)…(измерять вес тела)

 - меня удивило… (что ускорение в разных точках земного шара различно)

 - урок дал мне для жизни…(знание, что масса измеряется в кг, а вес – в ньютонах. И мы не правильно говорим, что «Мой вес, например, 40 кг»)

СЛАЙД 25

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

 Благодарю за работу на уроке. Всем спасибо!

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.