Тема: |
Вес тела |
Класс |
7 класс |
УМК |
«Физика» Автор: А.В. Перышкин |
Тип урока |
Урок освоения и применения новых знаний |
Цель |
Создать условия для успешного усвоения материала по теме «Вес тела». |
Задачи |
Образовательные: Ввести понятие физической величины – вес тела. Совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по теме «Силы», способствовать формированию практических умений учащихся по измерению физических величин. Развивающие: Формировать умение экспериментировать, анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы. Развивать коммуникативные умения. Воспитательные: Формировать познавательный интерес к предмету через использование компьютерных технологий. |
Планируемые результаты |
Предметные результаты – учащиеся должны знать понятие «вес тела»; уметь экспериментально установить, от чего зависит вес тела; определять направление веса тела. Личностные результаты – самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; развитие логического мышления; развитие умений экспериментировать; формирование умений пользоваться приборами; формирование умений делать выводы, анализировать и сравнивать результаты опытов. Метапредметные результаты: Регулятивные: умение определять цели урока, уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы Познавательные: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Коммуникативные: задавать вопросы; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; работа в группе; привлечь учащихся к активной самостоятельной деятельности; воспитание культуры общения. |
Использованные ресурсы: - литература; - ЭОР |
Литература: А.В.Перышкин Физика 7 класс ФГОС, М., Дрофа, 2014г. Дидактические материалы: Презентация «Вес тела». Тест для проверки знаний, выполненный в программе Microsoft Office PowerPoint Задание, выполненное в Excel для групповой работы |
СЛАЙД 1
Орг. момент
Здравствуйте, ребята!
СЛАЙД 2
Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.
Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Вы готовы? Тогда начнём!
Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания
СЛАЙД 3
На предыдущих уроках мы говорили о том, что всё в мире взаимодействует и мерой этого взаимодействия является сила. Мы уже познакомились с двумя видами сил: с Силой тяжести и с Силой упругости
На прошлом уроке мы изучили тему «Сила упругости». Сейчас я предлагаю вам проверить, хорошо ли вы поняли и усвоили ее.
На слайдах презентации Вы увидите неоконченные предложения или пропуски слов в предложениях. Эти предложения вам предстоит окончить или вставить в них пропущенные слова, тем самым вы повторите пройденный материал, а я проверю, как хорошо вы его знаете. Кроме этого мы вспомним, что необходимо знать о любой силе.
Начнём по цепочке… Денис…
СЛАЙД 4
1. При любом виде деформации возникает … (сила упругости).
СЛАЙД 5
2. Сила упругости всегда направлена …(противоположно деформации). Алина
СЛАЙД 6
3. Точка приложения силы упругости - это…(точка соединения тела и пружины). Андрей
СЛАЙД 7
4. Соотношение между силой упругости Fупр пружины и ее удлинением k: называют законом … (Гука) по имени его первооткрывателя. Снежана
СЛАЙД 8
5. Коэффициент пропорциональности k в этом законе называется…(жесткостью) пружины. Денис
СЛАЙД 9
6. Чем больше коэффициент k пружины, тем … (большую) силу надо приложить, чтобы растянуть ее на 1 см, что соответствует нашим представлениям о жесткости тела. Даша
А теперь вам предстоит выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Если вы выбираете ответ под буквой а) – поднимаете правую руку; под б) – левую, под в) – обе руки. Давайте потренируемся (а,б, б,в,а,б)
СЛАЙД 10
7. Коэффициент жесткости зависит от:
а) формы тела и материала;
б) размера тела и формы;
в) формы, размера и от материала.
СЛАЙД 11
8. Назови формулу
а) Fупр= k∆l
б) ∆l = Fупр / k
в) k= Fупр / ∆l
жесткость пружины;
закона Гука;
удлинение пружины.
СЛАЙД 12
8. Что за сила у меня изображена зелёным цветом? Синим?
Судя по вашей активности, я делаю вывод, что данное задание не оказалось для вас сложным, и вы все хорошо разобрались с силой упругости, а закон Гука усвоили и выучили наизусть.
Сообщение темы и цели урока
СЛАЙД 13
- Ребята, скажите, что мы измеряем в кабинете врача, встав на весы?
- Когда мы говорим, что худеем – что мы сбрасываем?
- Когда мы покупаем 3 кг яблок – за что мы платим?
Но это не совсем верно.
Разобраться в этом вам поможет новая тема. Сформулируйте её.
СЛАЙД 14
Тема нашего урока… «Вес тела» .
Вес тела – это сила и исходя из этого, скажите, что нам нужно будет узнать о ней?
СЛАЙД 15
1. Определение
2. Буквенное обозначение
3. Вектор или скаляр
4. Прибор для измерения
5. Единица величины
6. Формула
Кроме этого, нам хорошо известно, что сила – это векторная величина, а, следовательно, необходимо выяснить ее направление и точку приложения. (КЛИК)
Эти пункты плана и будут целью нашего урока
Изучение нового материала
СЛАЙД 16
У меня в руках баночка с сыпучим веществом. Положим в неё тело. Под действием тела в ней образовалась лунка.
- Что вы можете сказать по этому поводу? (тело подействовало на поверхность с некоторой силой)
- Эта сила называется «весом»
- Так что же такое вес? (это сила, с которой тело действует на опору)
1. Определение.
(КЛИК)
Вес тела - это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
2. Буквенное обозначение: Р
КЛИК)
3. Вектор.
- Ребята, а если вес – сила, то какая это величина: векторная или скалярная? (векторная, она имеет направление)
Раз вес – это сила, с которой тело действует на опору. Значит эта сила будет приложена к опоре. Точка приложения находится на опоре.
Вес действует на опору. Значит эта сила направлена строго вниз
4. Динамометр – прибор для измерения веса тела. С ним мы подробнее познакомимся через урок.
5. Как любая физическая величина, вес имеет свою единицу измерения.
Вес – это… (сила). А сила измеряется … (в ньютонах). Значит, единицей измерения веса служит 1 Н.
(КЛИК)
[ P ] = [ 1 Ньютон ] = [ 1 H ]
1Н – это приблизительно такая сила, с которой Земля притягивает гирьку массой 102 г.
Нередко сила выражается в килограмм-силах (кгс). Эта единица очень удобна для сравнения веса на Земле и в космосе.
1 кгс = 9,8166 Н.
6Давайте выясним, от чего же зависит вес тела
СЛАЙД 17
- Измерьте, пожалуйста, 1 грузик. Чему равен его вес? А теперь, определите вес 2 грузиков?
- Что вы можете сказать? (вес тела зависит от массы. Чем больше масса – тем больше вес)
СЛАЙД 18
А теперь, ребята посмотрите внимательно на рисунок. Что вы видите? (ускорение в разных точках земного шара различно. На полюсе оно больше. Так же ускорение свободного падения различно и на разных планетах. На луне, например, ускорение свободного падения в 6 раз меньше, чем на Земле. Поэтому ваш вес на Луне будет в 6 раз меньше вашего земного веса.)
- Запомните: чем больше ускорение свободного падения, тем больше вес тела. КЛИК
На Земле ускорение свободного падения – это стандартная величина, поэтому необходимо определить массу тела, чтобы найти его вес. А ускорение мы будем принимать за 9,8 Н/кг или примерно 10 Н/кг
Итак, вес тела зависит от массы и ускорения свободного падения (если мы измеряем вес на другой планете). Поэтому вес неподвижного тела или тела, движущегося с постоянной скоростью (равномерно и прямолинейно), определяется по формуле
СЛАЙД 19
Формула. Р = F тяж = mg
V. Первичное закрепление
СЛАЙД 20
1. Эксперимент. Давайте экспериментально проверим и определим силу тяжести и вес тел, находящихся на вашем столе. Масса грузика - 100 г. Ваша задача – выяснить, действительно ли вес тела равен силе тяжести тела. Инструкция по выполнению работы находится в папке «Вес тела. Приложение 1.» Работаем в парах.
Карточка с инструкцией: 1. Рассчитать силу тяжести m= г = кг g= Н/кг Fтяж = mg = (Н) 2. Измерьте с помощью динамометра вес тела Р=____Н 3. Сравните Fтяж и Р Fтяж Р Вывод: вес неподвижного тела … (равен силе тяжести) |
Карточка с инструкцией: 1. Рассчитать силу тяжести 2 грузов m= г = кг g= Н/кг Fтяж = mg = (Н) 2. Измерьте с помощью динамометра вес тел Р=____Н 3. Сравните Fтяж и Р Fтяж Р Вывод: вес неподвижного тела … (равен силе тяжести) |
Карточка с инструкцией: 1. Рассчитать силу тяжести 3 грузов m= г = кг g= Н/кг Fтяж = mg = (Н) 2. Измерьте с помощью динамометра вес тел Р=____Н 3. Сравните Fтяж и Р Fтяж Р Вывод: вес неподвижного тела … (равен силе тяжести) |
Итак, работу завершили. Определитесь, кто от пары будет озвучивать результат. Слушаем.
2. Работа с тестом
СЛАЙД 21
- А теперь, ребята, откройте файл «Приложение 2» и проверьте в ходе теста уровень усвоения вами материала урока. После прохождения теста просигнализируйте ваш результат
СЛАЙД 22
- Все прекрасно! Все понял! |
- Надо еще поработать |
- Я плохо понял тему |
Молодцы!
VI. Итог урока. Рефлексия
СЛАЙД 23
- Итак, ребята, правильно ли мы говорим при взвешивании, что наш вес составляет, например, 50 кг?
С точки зрения физики, мы говорим неверно, так как 50 кг это масса и ее измеряют весами, а вес тела – это сила и ее единица 1 Ньютон, и прибор для измерения – динамометр. Теперь, я думаю, у вас не осталось сомнений в том, что необходимо говорить и в повседневной жизни правильно, показывая тем самым, что вы разбираетесь в физике и хорошо ее знаете
Подведём итог урока (по принципу «Микрофона»)
СЛАЙД 24
- сегодня я узнал (а)…(что вес – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес)
- я понял (а), что… (вес измеряется в Ньютонах)
- теперь я могу…(изображать вес тела)
- я научился (научилась)…(измерять вес тела)
- меня удивило… (что ускорение в разных точках земного шара различно)
- урок дал мне для жизни…(знание, что масса измеряется в кг, а вес – в ньютонах. И мы не правильно говорим, что «Мой вес, например, 40 кг»)
СЛАЙД 25
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Благодарю за работу на уроке. Всем спасибо!