Аннотация
Технологическая карта по физике составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и рабочей программе по данному предмету на 2017-2018 учебный год, отражает цели и задачи урока, основные его элементы, формы организации учебно-познавательной деятельности, используемые в ходе формирования универсальных учебных действий. Технологическая карта урока содержит пошаговую инструкцию деятельности учащихся и учителя на каждом этапе урока, Приложение 1 (задачи для закрепления).
Данная разработка урока составлена с учетом проведенного занятия. Все этапы были реализованы.
Технологическая карта урока
Учитель: Сазонова Анастасия Сергеевна, учитель математики и физики МБОУ «СОШ № 36» г. Ангарска
Предмет: Физика
Класс: 7
Автор УМК: Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. - М. Дрофа, 2018
Тема урока: Динамометр. Вес тела
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности изобретения прибора для измерения силы.
Задачи урока:
Предметные:
Формировать теоретическое и практическое представление о весе тела, силы, получения шкалыприбора с заданной ценой деления;
Формировать умения точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя физическую терминологию и символику, использовать различные языки математики и физики (словесный, символический, графический);
Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
Работать по коллективно составленному плану;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Высказывать свое предположение;
Продолжать развивать умение понимать и использовать математические и физические средства наглядности.
Личностные:
Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Технология проведения урока деятельностный метод
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Формируемые УУД
|
Результат
|
Этап Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности время 1 мин
|
Приветствует обучающихся.
Настраивает на работу.
Предлагает проверить готовность рабочего места.
|
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
|
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения.
|
Создание благоприятного психологического настроя на работу
|
Постановка проблемы. Целеполагание время 3 мин
|
Предлагает сформулировать тему урока:
- На прошлом уроке мы с вами определили, что такое Вес тела, вывели единицы измерения веса тела, ввели буквенное обозначение и определили направление данной силы. Что же такое Вес тела?
- Значит, Вес тела – сила тяжести?
-Можем ли мы говорить, что сила тяжести равна весу тела?
- Знаете ли вы такой прибор, который бы измерял вес тела? Под силу ли вам создать такой прибор?
- Определим цели урока.
|
Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают свои предположения.
- Вес тела – это сила, с которой тело действует на свою опору или подвес, вследствие земного притяжения.
(- Нет. Сила тяжести приложена к телу, а вес к опоре или подвесу.)
- Нет.
- Возможно, мы сможем создать такой прибор.
Под руководством учителя формулируют тему и записывают её в рабочую тетрадь.
Ставят цели урока.
|
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели, выбор эффективных
способов решения задач.
Регулятивные:
выявление объективной учебной информации,
необходимой для освоения, соотнесение и реализация плана деятельности при освоения учебной информации.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации.
Личностные: самоопределение
|
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
|
Открытие новых знаний время 20 мин
|
Проводит фронтальный опрос. В процессе беседы на доске делаются соответствующие чертежи.
- Что можно использовать для создания прибора?
- Что будем делать с пружиной?
- Где ставим отметку ноль?
- Где ставить другие отметки? Что мне должна напомнить пружина?
- Что делает груз с пружиной?
- С помощью какого инструмента измерить растяжение пружины?
- Но ведь сила измеряется в Ньютонах.
- Т.е. требуется каждое деление на шкале до множить на коэффициент к?
- Где взять коэффициент к? У меня нет доступа к таблицам жесткости пружины. И не могу сказать, из какого металла сделана пружина.
- Для расчета коэффициента жесткости конкретной пружины (т.е. той, которую используем для прибора) требуется знание точной массы тела, которое подвесили на пружину. Где взять такую массу, если, например, гирь у меня нет.
- Данный прибор уже имеет название – Динамометр.
|
Отвечают на вопросы учителя. Делают в тетради соответствующие записи
- пружину;
- давайте что-то подвесим на пружину;
- требуется поставить начало (отметку ноль);
- Там, где заканчивается недеформированная пружина.
- Закон Гука.
-Растягивает пружину. Требуется посмотреть, насколько растянется пружина в метрах.
- С помощью линейки. Требуется приложить линейку (в метрах), это и будет необходимая шкала шкала.
-Требуется пересчитать шкалу в Н (Ньютонах) по формуле .
- Да.
- Требуется рассчитать самим коэффициент жесткости пружины по формуле , т.к. тело и опора неподвижны. Силы равны.
.
- Очень просто, сходить в магазин и купить шоколадку, массу которой будем знать (написана на упаковке), например, 100 грамм. Ускорение свободного падения нам известно.
- У нас есть прибор для измерения веса и шкала.
|
Познавательные: умение решать проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.
Регулятивные: способность к волевому усилию; постановка учебной задачи на основе известного.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Личностные: самоопределение.
|
Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
|
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи время 2 мин
|
-В каких случаях вес равен силе тяжести, а в каких нет? Приведите примеры.
- Можем ли мы использовать динамометр не только для измерения веса тела? Что мы можем измерять динамометром? Приведите примеры.
|
Анализируют, комментируют случаи. (Например, случаи с лифтом)
- Динамометром можно измерят любую силу (например, силу трения).
|
Регулятивные: способность к волевому усилию; оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.
Познавательные: проведение аналогии на основе аргументации; анализ и синтез объектов.
Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; умение вступать в диалог, работать в паре; коллективное обсуждение проблем.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
|
Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
|
Физминутка время 1 мин
|
5. Включение нового знания в систему знаний время 10 мин
|
Решить следующие задачи (Приложение 1). Задания получают учащиеся на каждую парту.
|
Анализируют, комментируют решение задач. Объясняют свой выбор.
Производят необходимые вычисления. Проверяют и исправляют свои ошибки. Выполняют самопроверку.
|
Познавательные: умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости; анализ и синтез объектов.
Регулятивные: умение проанализировать ход и способ действий; оценка-осознание уровня и качества усвоения; коррекция полученного результата.
Коммуникативные: умение слышать и слушать, вступать в диалог.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
|
Умение самостоятельно решать задачи
|
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке время 3 мин
|
Какую цель ставили на урок?
Удалось ли достичь цели?
Каким способом?
Где можно применить новые знания?
Задание на дом: п. 28 прочитать и проанализировать способ градуирования динамометра автором; Упр. 10.
|
Отвечают на вопросы учителя, Выражают свои эмоции с помощью рисунка.
Записывают домашнее задание в дневник.
|
Познавательные: умение обобщить на доступном уровне полученную информацию.
Регулятивные: умение критично относится, оценивать чужие и свои высказывания, умение активно слушать.
Коммуникативные: умение точно и полно строить высказывание; оценка своей деятельности и деятельности других людей
Личностные: смыслообразование.
|
Оценка своей деятельности и деятельности других людей
|
Приложение 1.
Как измерить силу, с которой игрушечный паровозик тянет по полу вагончики?
Определите цену деления шкалы динамометра.
Определите вес груза, подвешенного к динамометру.
Каким будет показание динамометра, если на его диск положить ещё один такой же груз?
Под действием гирьки весом 4,5 Н длина пружины динамометра равна 8 см, а при подвешивании гирьки 3Н длина пружины равна 6см. Определите длину пружины динамометра без нагрузки.
Елена