Пояснительная записка к презентации
Этапы урока |
Содержание работы |
Время (минуты) |
Методы и приемы |
1. Вводный |
Оргмомент |
1-2 |
|
2. Повторение |
Повторение тем «Фотоэффект», «Давление света» |
1-2 |
Фронтальный опрос |
3. Объяснение нового материала |
Действия света: давление света, фотоэффект, тепловое, химическое. Виды излучений: электролюминесценция, катодлюминесценция, хемилюминесценция, фотолюминесценция |
25-30 |
Доклады ребят |
4. Контролирующий |
Контроль знаний |
20-25 |
перестрелка |
5. Итоговый |
Рефлексия |
10-15 |
Рефлексия |
Обобщающий урок по теме: «Действия света»
11-й класс
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Действия света».
Развивающие: Развивать мышление, умение делать логические выводы, выделять главное; развивать познавательные интересы; формировать умение планировать работу и ориентироваться в информационном пространстве; совершенствовать умение сравнивать, анализировать учебный материал при составлении обобщающих таблиц; формировать навыки проводить исследования и умение выступать перед аудиторией, защищая свою работу; совершенствовать навыки самостоятельной учебной работы;
Воспитательные: Формировать навыки взаимообучения, воспитывать самостоятельность; формировать навыки адекватной самооценки и оценки работы товарищей; устанавливать связь с жизненным опытом; формировать коммуникативные навыки учащихся, умение работать в команде, сотрудничать; воспитывать у учащихся уважение к чужому и собственному труду, умение выслушать товарища, адекватно воспринимать критику.
Регламент: 1 урок
К уроку класс разбивается на 5 групп учащихся, каждая группа собирает материал и готовит презентацию по теме «Излучение». Пример презентации, содержащей основные элементы, прикреплен.
Повторение
Фотоэффект - вырывание электронов из вещества под действием света. Повторение законов фотоэффекта.
Давление света.
Тепловое действие.
Потери атомами энергии на излучение света компенсируются за счет энергии теплового движения атомов (или молекул) излучающего тела. Чем выше температура тела, тем быстрее движутся атомы. При столкновении быстрых атомов (или молекул) друг с другом часть их кинетической энергии превращается в энергию возбуждения атомов, которые затем излучают свет. Примеры: Солнце, лампа накаливания, пламя.
Химическое действие света
Вступительное слово учителя.
Для того чтобы атом начал излучать, ему необходимо передать определенную энергию. Излучая, атом теряет полученную энергию и для непрерывного свечения вещества необходим приток энергии к его атомам извне.
Под действием света могут происходить следующие процессы: присоединение атомов к молекулам, диссоциация, фотохимическая реакция, реакция синтеза.
Фотосинтез — процесс образования углеводов под действием света с выделением кислорода растениями и некоторыми микроорганизмами. Обеспечивает круговорот кислорода в природе.
Фотохимическая реакция разложения бромистого серебра AgBr составляет основу фотографии.
Процесс получения фотографии
Процесс получения фотоснимка состоит из четырех операций: фотосъемки, проявления фотопленки, ее закрепления (фиксирования) и фотопечати.
Фотосъемка — получение действительного изображения объекта в светочувствительном слое (эмульсия) фотопленки.
Фотоэмульсия: желатин, мелкие зерна AgBr. Квант энергии hv отрывает электроны от некоторых ионов брома, которые захватываются ионами серебра. В зернах AgBr образуются нейтральные атомы, количество которых пропорционально освещенности пленки. Эти атомы образуют скрытое изображение объекта съемки.
Проявление фотопленки: проявитель гидрохинон восстанавливает бромистое серебро в свободное металлическое серебро.
В процессе закрепления в растворе тиосульфата натрия Na2S2O3 происходит удаление из фотослоя всех светочувствительных зерен солей серебра, не успевших разложиться. Закрепление завершается промывкой пленки в воде.
Фотопечать — перенос изображения с фотопленки на светочувствительную фотобумагу.
Негативное изображение с фотопленки проецируют на фотобумагу, где образуется скрытое позитивное изображение. Затем эту фотобумагу с изображением проявляют, фиксируют, промывают, сушат и получают фотографию объекта.
Виды излучений.
Доклады учащихся.
Электролюминесценция.
Энергия поступает от быстродвижущихся заряженных частиц. При разряде в газах электрическое поле сообщает электронам большую кинетическую энергию. Быстрые электроны испытывают неупругие соударения с атомами. Часть кинетической энергии электронов идет на возбуждение атомов. Возбужденные атомы отдают энергию в виде световых волн. Благодаря этому разряд в газе сопровождается свечением. Это электролюминесценция. Примеры: северное сияние, трубки для рекламных надписей.
Катодолюминесценция.
Свечение твердых тел, вызванное бомбардировкой их электронами, называют катодолюминесценцией.
Пример: свечение экрана электронно-лучевых трубок телевизоров.
Хемилюминесценция.
При некоторых химических реакциях, идущих с выделением энергии, часть энергии химических реакций расходуется на излучение света. Источник света остается холодным (имеет температуру окружающей среды).
Примеры: светлячки, бактерии, насекомые, многие рыбы, обитающие на большой глубине, кусочки гниющего дерева.
Фотолюминесценция.
Некоторые тела сами начинают светиться непосредственно под действием падающего на них излучения. Это и есть фотолюминесценция. Свет возбуждает атомы вещества (увеличивает их внутреннюю энергию), и после этого они высвечиваются сами. Примеры: светящиеся краски, которыми покрывают многие елочные игрушки, излучают свет после их облучения.
Эффект Стокса. Излучаемый при фотолюминесценции свет имеет, как правило, большую длину волны, чем свет, возбуждающий свечение.
Если направить на сосуд с флюоресцеином (органический краситель) световой пучок, пропущенный через фиолетовый светофильтр, то эта жидкость начинает светиться зелено-желтым светом, т. е. светом большей длины волны, чем у фиолетового света.
Примеры: лампы дневного света. Советский физик С. И. Вавилов предложил покрывать внутреннюю поверхность разрядной трубки веществами, способными ярко светиться под действием коротковолнового излучения газового разряда. Лампы дневного света примерно в три-четыре раза экономичнее обычных ламп накаливания.
III Контроль. Группы учащихся задают друг другу каверзные вопросы и отвечают на них (каждая группа по своей теме)
Елена Вениаминовна Чурина