12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бухарина Ирина Валерьевна531
Россия, Орловская обл., п.Нарышкино

Цель: расширить и углубить знания о бесполом размножении, его способах и практическом значении



Задачи урока:

Образовательные: систематизировать сведения о формах размножения; сформировать знания об особенностях разных способов и форм бесполого размножения в природе; подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом размножении.

Развивающие: развивать умения работать с текстом, понятиями, рисунками, схемами, выделять главное.

Воспитательные: способствовать формированию у детей экологического и эстетического воспитания путём показа значения размножения организмов для сохранения жизни на Земле.

Формируемые УУД.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать учебные задачи и стремиться их выполнить.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения способов размножения, представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД: систематизировать сведения о формах размножения; сформировать знания об особенностях разных способов и форм бесполого размножения в природе; подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом размножении.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (2 мин.)










Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку.





Ответы детей










Актуализация знаний(5 мин)

Послушайте отрывок из цикла «Времена года» (1725г) Антонио Вивальди (родился в Венеции в 1678). Какое время года у вас ассоциируется с этой музыкой? Что происходит весной в жизни организмов?

Что такое размножение? (свойство организмов воспроизводить себе подобных)

Какие формы размножения вы знаете? (Половое и бесполое).

Чем отличаются эти формы? (Сравнение бесполого и полового размножения). Какие клетки участвуют в половом и бесполом размножении? В результате какого процесса образуются соматические клетки? А половые?

Выполните задание1,2 в рабочих листах (проверка домашнего задания)

Ответы учащихся.









Выполняют задание 1,2.















Определение темы урока (2 мин.)

Большинство организмов обитающих на Земле размножаются как половым, так и бесполым способом. Посмотрите на фотографии. Какой способ размножения сегодня на уроке мы рассмотрим?

Запишите тему урока в маршрутный лист


Ответы учащихся






Целеполагание (3 минуты)


Учитель: Итак, характерный признак бесполого размножения – участие в размножении только одной родительской особи, которая может:

делиться, почковаться, образовывать споры, распадаться на части, размножаться частями тела.

Сегодня вы работаете в группах (в группах сидят с начала урока). Каждая группа прорабатывает один из способов бесполого размножения .

Сформулируйте свою цель каждый вариант, начиная со слов: мы должны изучить…

В конце урока вы должны составить схему «Способы бесполого размножения».

Формулирование целей


Изучение нового материала.(5 мин)


Практическая работа.

Организуется работа в парах. Прочитать текст самостоятельно, заполнить таблицу.

Каждая пара получает по одному раздаточному материалу, определяет и готовит небольшое сообщение об этом виде размножения. ( Раздаточный материал: рисунок амёбы, дождевого червя, клубень картофеля, папоротник, дрожжи).

Заполните таблицу

Формы бесполого размножения

Формы размножения

Признаки

Организмы




























Самостоятельная практическая работа в группах


Отчеты групп (12 минут)































Физкульминутка (2 минуты)

Выступления учащихся. Заполнение таблицы.

1 группа – деление: бинарное деление (видеофрагмент «Деление инфузории»), митоз, шизогония (видеофрагмет «Развитие плазмодия»)

2 группа – спорообразование (слайд 1)

Учитель: Рассмотренные способы размножения сходны тем, что новый организм во всех случаях развивается из одной клетки одноклеточного или многоклеточного организма. Часто при бесполом размножении многоклеточных организмов потомство развивается из группы родительских клеток. Такой способ размножения называется вегетативным. Различают несколько видов вегетативного размножения: Фрагментация, почкование, вегетативное размножение растений (частями вегетативных органов: корнями, стеблями, листьями и специальными видоизмененными побегами), полиэмбриония, клонирование

3 группа – почкование (слайд 2)

4 группа – фрагментация (слайд 3)

5 группа – вегетативное размножение растений (опережающее задание)

Физкульминутка. (Работа с терминами)

Как называется множественное деление? (шизогония)

Как называется фаза, предшествующая митозу (Интерфаза)

Как называется процесс деления цитоплазмы (Цитокинез)

Способ размножения гидры при благоприятных условиях (Почкование)

Способ размножения дождевого червя (Фрагментация)

Непрямое деление клеток (Митоз)

Учитель: А как вы думаете, присущ ли способ бесполого размножения для человека? (Варианты ответов учащихся).

Полиэмбриония (слайд 4)

Учитель рассказывает о клонировании. (Если позволяет время).

Учитель: Клонирование – искусственный способ бесполого размножения. (слайд 5)В естественных условиях не встречается. Клон - генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения. В основе получения клона лежит митоз (у бактерий - простое деление). Клонирование – метод генной инженерии, при котором потомки получаются из соматической клетки предка и поэтому имеют абсолютно такой же геном.
На экспериментальной ферме под Эдинбургом в Шотландии еще недавно паслась овца по имени Долли, появившаяся на свет с помощью метода клонирования. Ученые взяли ядpo, содержащее генетический материал, из клетки вымени овцы-матери и имплантировали его в яйцеклетку другой овцы, из которой был предварительно удален собственный генетический материал. Полученный эмбрион был имплантирован в третью овцу, игравшую роль суррогатной матери. Вслед за англичанами американские генетики успешно провели клонирование обезьян.
Клонирование животных позволяет решить многие проблемы медицины и молекулярной биологии, но вместе с тем порождает множество социальных проблем.
Используя методы стимуляции, можно добиться такого поведения клетки с замененным ядром, как если бы она была оплодотворена - она начнет развиваться в качестве эмбриона. Поместив клонированный эмбрион в матку, ученые добились успехов в производстве клонированной овцы, свиней и кошек.

В клонировании человека различают два вида: терапевтическое (ткани) и репродуктивное (получение сформировавшегося человеческого организма).

Терапевтическое используется для получения здоровых тканей с целью дальнейшей замены, ими пораженных. К примеру, вполне можно вырастить нервные ткани и затем использовать их для восстановления поврежденного мозга головы или спинного мозга.

Репродуктивное клонирование.

К сожалению, ученые не желают ограничиваться использованием метода клонирования только лишь для того, чтобы создавать стволовые клетки, но все время обращают свои взоры на возможность клонирования людей. Клонирование в этом смысле можно использовать для того, например, чтобы создать ребенка для бездетной пары или одинокой женщины. Таким образом, если ядро клетки мужа поместить в яйцеклетку его жены, то появившийся ребенок будет «идентичным близнецом» своего отца. В случае же одинокой женщины, клонирующей саму себя, у не родится дочь, как две капли воды похожая на свою мать.

Однако опыты с клонированными животными наводят на мысль, что клонирование людей приведет к возникновению серьезных дефектов, а поскольку основой для их организма служат гены взрослых людей, то они будут страдать от симптома преждевременного старения.

Учащиеся слушают и заполняют таблицу

Первичное закрепление материала (10 мин)


Учитель: Каково биологическое значение бесполого размножения?

Быстро. Одинаковые. Соматические клетки

Учитель: В чём недостаток бесполого размножения?

Учитель: Какие формы бесполого размножения человек использует в своей практической деятельности?





















Групповая итоговая работа. Класс разделить на 2 группы. Составление общего итогового кластера «Способы бесполого размножения». (Учитель раздает шаблоны в конверте)

Учитель: А теперь проверим правильность нашего кластера по слайду. (слайд 15)

Учитель: Ребята, какими новыми терминами вы познакомились на уроке?

(Полиэмбриония, шизогония, клонирование).



Индивидуальная работа. (если позволяет время, либо начать следующий урок с этого задания)

Задание. Определите способ бесполого размножения

Примеры организмов

Способы бесполого размножения

Картофель

А) отводками

Смородина

Б) фрагментацией

Земляника

В) луковицами

Гидра

Г) Митотическое деление клетки

Дрожжевой гриб

Д) спорами

Папоротник

Е) усами

Амёба

Ж) почкование

Подберёзовик

З) черенками

Тюльпан

И) клубнями

Дождевой червь

К) шизогония

Малярийный плазмодий




Ответ: 1-И, 2-А,З, 3-Е, 4-Б,Ж, 5-Ж, 6-Д, 7-Г, 8-Д, 9-В, 10-Б, 11 -К



Ответы учащихся: Происходит без образования гамет.

В основе размножения лежит митоз.

Участвует лишь один родитель.

Потомки наследуют генотип родителя.

Быстрое увеличение особей данного вида в благоприятных условиях.

Не обеспечивает выживания в изменчивой непостоянной среде, по этой причине большинство организмов периодически или постоянно размножаются половым путём.



Работает весь класс




Подведение итогов.

Домашнее задание.

Рефлексия (3мин)

Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рабочие листы сдать

Домашнее задание

п.31 и ответить на вопросы.

Мини-сочинение «Клонирование. За или против»



Рефлексия. Закончите предложения

Сегодня я узнал….

Мне было интересно…..

Я удивлен тем, что…..

Было сложно…..





Записывают домашнее задание





Ответы учащихся




вегетативное размножение
PPTX / 4.61 Мб

презентация к уроку
PPTX / 3.67 Мб

рабочий лист учащегося
DOCX / 15.41 Кб

схема
DOCX / 13.28 Кб

шаблоны
DOCX / 13.87 Кб

фрагментация
DOCX / 12.87 Кб

спорообразование
DOCX / 12.69 Кб

почкование
DOCX / 14.01 Кб

полиэмбриония
DOCX / 12.27 Кб

деление
DOCX / 15.08 Кб

вегетативное размножение
DOCX / 337.76 Кб









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.