Урок географии в 7 классе на тему "Животный мир полупустынь и пустынь"
Тема урока: «Животный мир полупустынь и пустынь»
География - 7 класс
Цель урока: формировать у обучающихся представления о животных полупустынь и пустынь.
Задачи урока:
Продолжить изучение особенностей полупустынь и пустынь; показать своеобразие фауны, приспособленность живых организмов к данной среде обитания;
Коррекция зрительного и слухового восприятия, логического мышления, внимания, устной речи, зрительной и слуховой памяти;
Повышать интерес учащихся к предмету, воспитывать экологическую культуру.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент
Доброе утро, ребята! Рада всех вас видеть. Сегодня на уроке вас ждет новых открытий и интересных заданий. Давайте улыбнёмся друг другу и начнем наш урок.
Повторение пройденного материала
Давайте вспомним, что мы изучаем на уроках географии? (Природные зоны России)
Верно, мы изучаем природные зоны нашей Родины – России.
Какие природные зоны мы уже изучили, вы вспомните, отгадав загадки.
- Самая северная природная зона России (арктические пустыни)
- Природная зона с вечно мёрзлыми почвами, там растут карликовые деревья, мхи и лишайники (тундра)
- Природная зона с большим количеством хвойных лесов (тайга)
- Природная зона, в которой растут и лиственные, и хвойные деревья (смешанные леса)
- Природная зона, которая представляет собой равнины, покрытые травянистой растительностью; деревья встречаются только около водоёмов (степь)
А с какой природной зоной мы начали знакомство? Послушайте стихотворение:
Куда не кинешь взгляд – песок,
И прямо, и наискосок.
Не знают здесь, что значит тень,
Ведь солнце жарит целый день.(пустыни и полупустыни)
Животные полупустынь и пустынь 7 классPPTX / 97.8 Мб
Задание 1
Давайте вспомним то, что проходили на прошлых уроках. Соотнесите слово с его определением (Слайд 1)
Оазис
Полупустыня
Пустыня
Барханы
Задание 2
На прошлом уроке мы знакомились с климатом полупустынь и пустынь. Посмотрите на оранжевые карточки на партах. Те, которые соответствуют климату пустынь повесьте на доску.
Задание на повторениеDOCX / 12.31 Кб
Изучение нового материала
Как вы думаете, трудно ли выжить в таких условиях? Может там никто не живёт?
Сегодня мы с вами познакомимся с животными, обитающими в полупустынях и пустынях, узнаем, как они выживают в таких особых условиях. (Слайд 2)
Давайте откроем учебник на стр. 138. Запишите тему урока: «Животный мир пустынь и полупустынь»
(Слайд 3) Узнаёте ли вы обитателей пустыни?
Как все эти животные научились выживать в пустыне, мы узнаем из учебника на стр. 138 – 1 абзац.
Давайте поближе познакомимся с обитателями пустыни. Отгадайте загадки.
Извивается, скользит
И на солнышке блестит,
Длинный хвост и чешуя
Называется… (змея)
Животные полупустынь и пустынь 7 классPPTX / 97.8 Мб
Она, как змейка,
В траве мелькает Хвостом виляет.
Хвост оборвет,
Другой наживет. (ящерица)
Всем известный тихоход,
По делам она ползет,
В панцирь прячется от страха
Долгожитель... (черепаха)
Слайд 4
Найдите в тексте учебника абзац про этих животных на стр. 138 (читает один ученик).
Как животные спасаются от жары? (зарываются в песок)
Как называются большие хищные ящерицы? (вараны Слайд 5)
Очень много неприятностей причиняют жителям пустыни эти животные (Показать образцы) Слайд 6.
Это скорпионы. Они опасны, потому что ядовиты.
Слайд 7. Живут в пустынях и сайгаки (стр. 139). Как называют этих животных? (степными антилопами) Сайгаки подвержены исчезновению, находятся под охраной.
Вспомните, как называется книга, в которую вносят исчезающие виды животных и растений? (красная книга)
Слайд 8. Следующий зверёк – тушканчик, совсем маленький. Прочитайте в учебнике на стр. 139, как тушканчик приспособился к жизни в пустыне.
Самое крупное животное пустыни – верблюд. Вы когда-нибудь видели верблюда?
Видео про верблюда
Кто запомнил, как верблюд приспособился к своей среде обитания?
Физкультминутка – гимнастика для глаз
5. Закрепление материала
Пришло время повторить всё, что мы сегодня узнали о животных пустынь.
Начнём с задания 1. Вы можете использовать информацию в учебнике.
Задание 1
Расскажи, как животные пустынь и полупустынь приспособились к условиям окружающей среды. Используй слова и словосочетания:
Пища, вода, окраска, быстро бегают, норы, песок, впадают в спячку
Задание 2
Найди лишнее слово в каждом ряду:
- верблюд, лось, сайгак, черепаха
- медведь, тушканчик, лиса, волк
- береза, дуб, верблюд, осина
Дополнительное задание: вставить пропущенные слова в текст.
ЗаданияDOCX / 978.86 Кб
6. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы получили много знаний. Поделитесь тем, что вас удивило или больше всего запомнилось, начиная свой ответ с фразы «Теперь я знаю, что…»
7. Оценка деятельности учащихся, комментирование оценок.