12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72124
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
2

Урок 68.Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока -повторение, обобщение и систематизация знаний

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урок

Дополнительная информация

1. Впервые Красная книга была издана в 1966 г. Международным союзом охраны природы. Она включала 292 вида и подвида млекопитающих, 287 видов и подвидов птиц, 36 видов земноводных и 119 видов пресмыкающихся, из них 16 видов зверей и 8 видов птиц встречались на территории нашей страны (в границах СНГ).

В Красную книгу Российской Федерации (1983 г.) вошло видов и подвидов: млекопитающих — 65, птиц — 108, рептилий —11 , амфибий — 4, рыб — 10, моллюсков — 15, насекомых — 34.

2. Северный калан, морской зверь средних размеров, прежде обитал у рифов и скал Командорских островов и северо-восточного побережья Камчатки. Предполагают, что первоначальная численность калана была около 150 тыс. особей. С XVIII в. на зверей начали интенсивно охотиться ради густого, упругого и теплого меха. К концу XIX в. он был почти истреблен, в 1924 г. оставалось только 350 особей. Промысел калана на Командорских островах был запрещен в 1912 г., ас 1926 г. — во всех местах обитания. В 1980 г. численность калана в нашей стране достигла 2,5—3 тыс. особей, за ее пределами — около 25 тыс.

3.    Примером эффективности мер по сохранению редкого вида, находящегося на грани исчезновения, может служить история зубра. В прошлом зубр был распространен в лесах Европы, на востоке до бассейна реки Дон и на Кавказе. К началу нашего столетия в естественном состоянии зубры сохранились только в Беловежской пуще (727 голов) и на Кавказе (9600 голов). Последний вольный зубр в Беловежской пуще был убит в 1919 г., на Кавказе — в 1927 г. Оставалось только 48 зубров, живущих в зоопарках и на акклиматизационных станциях. Зверь был на грани исчезновения, началась работа по восстановлению его численности. Наиболее активно она проводилась в Польше и трех заповедниках СНГ — Беловежской пуще (Белоруссия), Приокско-Террасном и Кавказском (Россия). К 1975 г. в Польше насчитывалось 320, в России и Белоруссии — 155 чистокровных беловежских зубров; более 500 зубробизонов было на Кавказе. Успешная работа по разведению зубра в неволе позволила в 1961 г. перейти к созданию вольных стад. К началу 1980-х гг. численность зубров в России и Белоруссии достигла 830, в мире — более 2000 особей. Численность зубров продолжает увеличиваться.

4.    Китобойный промысел возник очень давно, в Древнем Китае. В XII в. н. э. он имел уже большое значение. С совершенствованием техники промысел расширялся, охватывая обширные акватории Мирового океана. Появились специальные китобойные флотилии с плавучими перерабатывающими заводами, способными в местах промысла разделывать и перерабатывать до 50 крупных китов в сутки. Добыча китов постоянно возрастала: в 1920 г. в мире было добыто 11 369, а в 1964—1965 гг. — 64 800 голов, из них более половины в водах Антарктики. Столь интенсивный промысел пагубно сказался на естественных запасах китов: их добывали значительно больше, чем позволяли естественные темпы размножения и восстановления численности. В Атлантике был уничтожен бискайский кит, на грани гибели находится гренландский кит. В связи с истощением запасов в середине текущего столетия был запрещен промысел серого, южного гладкого и горбатого китов, основной промысел переключился на синего кита, финвала и кашалота. В 1965 г. из-за малой численности была запрещена добыча самых крупных, синих китов, в настоящее время в Красную книгу включены синий кит, финвал и сейвал. Обсуждается вопрос о полном прекращении китобойного промысла.

5. Причиной вымирания тура, предка европейского крупного рогатого скота, было косвенное воздействие человека. Тур был распространен в Европе, Западной Сибири, Средней, Малой и Центральной Азии, Северной Африке. Охота и вырубка лесов постепенно вытесняла тура из мест обитания. В Африке он исчез к 2400 г. до н. э., в Месопотамии — к 600 г. до н. э., в Центральной и Западной Европе — к 1400 г. н. э. К XV в. он сохранился в Польше, Литве, России, в XVI в. и здесь стал редок: небольшие стада содержались в загонах и зверинцах, в бассейнах рек Вислы, Буга, Нарова. В лесостепных и степных районах Западной Сибири тур встречался до XVIII в. Наиболее близки к туру по внешнему облику испанские боевые быки. Около 60 лет назад двое немецких зоологов, братья Л. и X. Хек, путем восстановительного скрещивания получили животных, внешне очень похожих на тура. Однако «восстановленный» тур представляет собой лишь одну из пород домашнего скота. Как биологический вид дикий европейский тур навсегда исчез из природы.

Чернова Н. М., Основы экологии: Учеб. дня 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. заведений/ Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов; Под ред. Н. М. Черновой. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 304 с.

Редкие животные — это виды, которым в настоящее время ещё не грозит исчезновение, но встречаются они в таком небольшом количестве или на ограниченных территориях, что могут исчезнуть при неблагоприятном изменении среды обитания под воздействием природных или антропогенных факторов. Поистине страшное явление для животных — это браконьерство, нерегулируемая добыча и их беспокойство.

Исчезающие животные — это те виды, которые находятся под угрозой исчезновения, спасение которых невозможно без осуществления специальных мер.

Для сохранения редких и исчезающих животных ведётся строжайший и полный запрет добычи, максимальное сохранение среды обитания, создание специальных питомников, национальных парков, заповедников и заказников.

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. Какие два вида воздействия на фауну существует?

прямое и не прямое

прямое и косвенное

природное и антропогенное

2. При каком виде воздействия животные не уничтожаются, но оказывается существенное влияние на место их обитания?

прямое

косвенное

природное

3. Как называется деятельность человека по отлову животных с целью получения продуктов питания?

охота

рыбалка

промысел

4. Сколько видов животных было уничтожено за последние 400 лет?

98

175

350

5. Как называется заселение на местность на не характерного для региона животного?

интродукция

ассимеляция

привитие

6. Где прописан охранный статус каждого животного?

конвенция ООН

красная книга

WWF

7. Что является косвенным воздействием на животных?

вырубка лесов

рыбалка

охота

8. В какой момент человек стал активно воздействовать на животных?

с первого приручения

с появлением человека

с появлением скотоводства

9. Что не относиться к косвенному влиянию на животных?

отлов рыбы

вырубка лесов

возделывание полей

10. Какие промыслы запрещены почти повсеместно?

китов

устриц

стерляди

 

Кроссворд по экологии - на тему "Редкие и исчезнувшие виды животных"

По горизонтали
1. Птица обитавшая до середины XIX в в лесах Новой Зеландии ,масс которой достигала 300-400 кг
3. Дикий бык живший на территории России. В начале XVII века это вид был истреблен.
4. В XX веке был внесён в Красную книгу МСОП, в Красную книгу России, а также в охранные документы других стран. Однако во многих странах Африки относительно высокая численность этих животных позволяет выделять ежегодно квоту на их добычу.Крупная кошка, однако, по величине значительно меньше тигра и льва.
7. Вид включён в Красную книгу МСОП. Эту пресноводную рыбу можно считать самой крупной , поскольку вес наиболее крупных пойманных экземпляров этого вида достигал полутора тонн.

По вертикали
2. Главные причины сокращения численности животных
3. Дикая лошадь которая обитала в европейских и казахстанских степях.Последняя особь убита в 1879 году.
5. В XIX веке эта птица в России считалась популярным объектом охоты.По этой причине в настоящее время эта птица находится под охраной Красной книги Международного союза охраны природы, Красных книг всех стран, где она обитает, и различных международных конвенций.
6. Это животное является самым тяжёлым и крупным наземным млекопитающим Европы. Их масса в среднем составляла 480 кг, не превышая 700 килограмм у самых крупных животных.

Ответить на вопросы

Вопрос 1. Какие виды охраняемых террито­рий известны вам?

С целью сохранения естественных ланд­шафтов как мест обитания многочислен­ных диких животных в нашей стране оп­ределены законодательством территории с различными степенями охраны. Это за­поведники, заказники, памятники приро­ды, природные национальные парки. Все они составляют систему эталонных, особо охраняемых территорий и объектов.

Вопрос 2. Какие объекты своей местности вы считаете необходимым охранять?

В условиях хозяйственной деятельнос­ти человека любые объекты природы тре­буют охраны. Особое внимание следует уделять тем объектам, которые еще не на­рушены, придавать им статус особо охра­няемых территорий. Остальные объекты следует восстанавливать и стремиться к их максимальному сохранению.

Вопрос 3. Есть ли Красная книга для той тер­ритории, на которой вы живете? Что вы о ней знаете?

Международная Красная книга была учреждена решением Международного со­юза охраны природы и природных ресур­сов (МСОП) в 1966 г. В 1980 г. была учреж­дена Красная книга СССР, в 1982 г. — Красная книга РСФСР. В настоящее вре­мя существует Красная книга России. Все Красные книги построены по одному пла­ну — это списки видов животных по пяти категориям: исчезающие; сокращающие­ся в численности; редкие; малоизучен­ные; восстановленные.

Главные цели Красной книги — при­влечь внимание человечества к спасению исчезающих видов и восстановлению ред­ких, объединить усилия всех заинтересо­ванных лиц и организаций в спасении животных и сохранении их видового раз­нообразия.

Вопрос 4. Почему необходимо периодически пересматривать и переиздавать Красные книги?

В зависимости от природоохранных мер, предпринимаемых человечеством, статус того или иного биологического вида в Крас­ной книге может меняться. Поэтому Крас­ные книги необходимо периодически пере­сматривать и переиздавать.

Вопрос 5. Что значит рациональное использо­вание животных?

Рациональное использование жи­вотных предполагает получение от них максимальной пользы при сохранении ныне существующих их численности и биологического разнообразия.

Самые редкие и исчезающие виды животных мира

 

 

 

10 Животных Вымерших По Вине Человека

 

 

 

10 САМЫХ ДРЕВНИХ ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫЕ НЕ ВЫМЕРЛИ

 

 

 

ЧЁРНАЯ КНИГА ВЫМЕРШИХ ЖИВОТНЫХ

 

 

 

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ в Единственном Экземпляре

 

 

 

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.