Урок географии в 7 классе: Путешествие по климатическим поясам Земли

0
0
Материал опубликован 17 July

Урок №15 в КТП «Карты климатических поясов. Климатограмма. Практическая работа "Описание климата территории по климатической карте и климатограмме"»

Урок географии в 7 классе: Путешествие по климатическим поясам Земли

Тема урока: Карты климатических поясов. Климатограмма. Практическая работа "Описание климата территории по климатической карте и климатограмме".

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием климатических поясов Земли, научить анализировать климатические карты и климатограммы, а также применять полученные знания на практике для описания климата различных территорий.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, закрепление, практическая работа).

Формат: Урок с использованием интерактивных методов, наглядных пособий и практической деятельности.

t1752738771aa.gif

Приветствие и мотивация:

"Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по нашей планете, но не просто так, а с целью понять, почему в одних уголках Земли царит вечное лето, а в других – суровая зима. Мы будем раскрывать секреты климата, учиться читать его "язык" с помощью специальных инструментов – климатических карт и климатограмм. Готовы стать настоящими климатологами?"

t1752738771aa.gif

Изучение нового материала:

1. Что такое климатические пояса?

Объяснение: "Представьте, что Земля – это большой дом, а климат – это его "одежда", которая меняется в зависимости от того, где вы находитесь. Климатические пояса – это как бы "комнаты" в этом доме, каждая со своим особенным климатом. Они образуются из-за неравномерного нагревания поверхности Земли Солнцем."

Наглядность: Демонстрация карты климатических поясов мира. Учитель показывает основные пояса (экваториальный, тропические, умеренные, полярные) и объясняет их расположение.

Вопросы к классу:

"Почему, на ваш взгляд, климат у экватора отличается от климата на полюсах?"

"Как вы думаете, какие факторы влияют на формирование климата в разных поясах?"

2. Знакомство с климатическими поясами:

Краткое описание каждого пояса: Учитель рассказывает об основных характеристиках климата каждого пояса:

Экваториальный: Жарко и влажно круглый год, обильные осадки.

Тропические: Жарко, но с выраженными сухими и влажными сезонами (в зависимости от расположения).

Умеренные: Четыре ярко выраженных сезона, значительные колебания температур.

Полярные: Очень холодно, мало осадков, длительные зимы.

Примеры: Учитель приводит примеры стран и территорий, расположенных в каждом поясе, чтобы учащимся было легче представить себе климат.

3. Климатограмма – "портрет" климата:

Объяснение: "Чтобы более точно понять, какой климат на той или иной территории, ученые используют специальный инструмент – климатограмму. Это как бы "портрет" климата, который показывает нам средние температуры и количество осадков за каждый месяц года."

Наглядность: Демонстрация нескольких климатограмм для разных городов (например, Москва, Каир, Сингапур, Антарктида). Учитель объясняет, как читать климатограмму:

Столбчатая диаграмма: Показывает количество осадков (обычно в миллиметрах).

Линейная диаграмма: Показывает среднюю температуру (обычно в градусах Цельсия).

Оси: Объяснение, что обозначают горизонтальная (месяцы) и вертикальные (температура и осадки) оси.

Анализ климатограмм: Учитель вместе с классом анализирует одну-две климатограммы, определяя, к какому климатическому поясу относится данный город, какие особенности климата характерны для него.

t1752738771aa.gif

Практическая работа: "Описание климата территории по климатической карте и климатограмме"

Цель работы: Научиться применять полученные знания для анализа и описания климата конкретной территории.

Ход работы:


1. Подготовка:

Учащиеся делятся на группы (по 3-4 человека).

Каждая группа получает:

Карту климатических поясов мира.

Климатограмму для одного из городов (разные города для разных групп).

Лист с заданием (см. ниже).

2. Задание:

"Используя карту климатических поясов и климатограмму, опишите климат выбранного вами города, ответив на следующие вопросы:

Как называется город, для которого представлена климатограмма?

В каком климатическом поясе расположен этот город?

Какая средняя температура самого теплого месяца?

Какая средняя температура самого холодного месяца?

Какое годовое количество осадков?

Какие особенности климата характерны для этого города (например, выраженные сезоны, засушливый период, влажный период)?

Приведите примеры растительности и животного мира, характерных для этого климата."

3. Выполнение работы:

Учащиеся работают в группах, анализируя карту и климатограмму, и заполняют лист с заданием.

Учитель оказывает помощь, отвечая на вопросы и направляя работу групп.

4. Обсуждение результатов:

Каждая группа представляет результаты своей работы.

Учитель организует обсуждение, задавая вопросы и корректируя ответы учащихся.

Обсуждаются различия в климате разных городов и причины этих различий.

Пример климатограммы (для примера, учитель может использовать реальные климатограммы):

(Предположим, климатограмма для города Якутск)

Январь: -40°C, 5 мм осадков

Июль: +20°C, 50 мм осадков

Годовое количество осадков: 250 мм

Пример заполненного листа с заданием (для Якутска):

Город: Якутск

Климатический пояс: Умеренный (субарктический)

Средняя температура самого теплого месяца: +20°C (июль)

Средняя температура самого холодного месяца: -40°C (январь)

Годовое количество осадков: 250 мм

Особенности климата: Очень холодная зима, короткое теплое лето, мало осадков, большая годовая амплитуда температур.

Растительность и животный мир: Тайга (лиственница), северный олень, соболь, белка.

t1752738771aa.gif

Закрепление материала:

Вопросы для повторения:

"Что такое климатический пояс?"

"Какие основные климатические пояса вы знаете?"

"Что показывает климатограмма?"

"Как можно использовать климатическую карту и климатограмму для описания климата территории?"

Игра "Угадай климатический пояс": Учитель описывает климат, а учащиеся должны угадать, к какому климатическому поясу он относится.

t1752738771aa.gif

Рефлексия:

"Что нового вы узнали на уроке?"

"Что было самым интересным?"

"Что было самым сложным?"

"Где можно применить полученные знания?"

t1752738771aa.gif

Домашнее задание:

Повторить материал урока.

Найти в интернете климатограмму для своего города (или ближайшего крупного города) и описать его климат, используя полученные знания.

(Дополнительное задание) Сравнить климат своего города с климатом города, который изучала ваша группа на уроке.

t1752738771aa.gif

Оценивание:

Активность на уроке.

Работа в группе.

Правильность выполнения практической работы.

Выполнение домашнего задания.

t1752738771aa.gif

Использование ИКТ (по возможности):

Интерактивная карта климатических поясов.

Онлайн-генераторы климатограмм.

Презентация с фотографиями различных климатических поясов и их обитателей.

Этот


урок направлен на формирование у учащихся следующих предметных результатов в соответствии с ФГОС:

Знание:

Основные климатические пояса Земли и их закономерности размещения.

Причины формирования климатических поясов (солнечная радиация, циркуляция атмосферы).

Основные характеристики климата различных поясов (температура, осадки, сезонность).

Принципы построения и чтения климатограмм.

Умение:

Определять климатический пояс территории по климатической карте.

Анализировать климатограмму, выявляя основные климатические показатели (средние температуры, количество осадков, сезонность).

Сопоставлять информацию с климатической карты и климатограммы для описания климата территории.

Приводить примеры влияния климата на природу и хозяйственную деятельность человека.

Работать с географическими картами и статистическими данными.

Навыки:

Аналитическое мышление.

Умение работать в группе.

Коммуникативные навыки (представление результатов, обсуждение).

Самостоятельная учебная деятельность.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Умение ставить учебную задачу под руководством учителя.

Планировать свою деятельность в рамках практической работы.

Осуществлять самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности.

Корректировать свои действия в соответствии с полученными результатами.

Познавательные УУД:

Умение работать с различными источниками информации (карты, климатограммы, текст).

Умение устанавливать причинно-следственные связи (например, между расположением территории и ее климатом).

Умение проводить сравнение и обобщение.

Развитие логического мышления.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать речь других.

Умение строить монологическое высказывание.

Умение работать в группе, распределять обязанности, договариваться.

Умение аргументировать свою точку зрения.

Личностные результаты:

Формирование познавательного интереса к географии.

Развитие ответственного отношения к учебной деятельности.

Формирование ценностного отношения к природе и понимание ее взаимосвязей.

Развитие самостоятельности и инициативности.

Оборудование:

Физическая карта мира.

Карта климатических поясов мира.

Раздаточный материал: климатограммы для различных городов (по количеству групп), листы с заданиями для практической работы.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Учебник географии для 7 класса.

Дифференциация:

Для учащихся с более высоким уровнем подготовки можно предложить дополнительные вопросы для анализа климатограмм (например, определение типа климата по классификации Кёппена, анализ годовой амплитуды температур).

Для учащихся, испытывающих трудности, можно предоставить образцы описания климата или более простые климатограммы.

В группах можно распределить роли, чтобы каждый ученик мог внести свой вклад в выполнение задания.

Связь с предыдущими темами:

Урок опирается на знания, полученные на предыдущих уроках, такие как:

"Внутреннее строение Земли" (понимание влияния географического положения).

"Атмосфера и ее состав" (основы понимания климатических процессов).

"Температура воздуха и ее распределение" (основы для анализа климатограмм).

"Атмосферное давление и ветры" (для понимания циркуляции атмосферы, влияющей на климат).

Перспективы развития темы:

На следующих уроках можно углубить изучение климата, рассматривая:

Типы климата внутри климатических поясов.

Влияние климата на природные зоны и хозяйственную деятельность человека.

Изменение климата и его причины.

Климат России.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.