12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Cветлана Терских327
2

Открытый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова "Герой своего времени" 9 класс

Тема урока: «М.Ю. Лермонтов: гений, творец, поэт, эпоха»

Цели урока:

– расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова;

– понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотворений «Нет, я не Байрон», «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»);

– совершенствовать навыки анализа  лирического произведения;

– прививать любовь к классической поэзии.

Задачи урока:

– Вспомнить и углубить знания о жизненном и творческом пути М.Ю. Лермонтова;

– познакомить учащихся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова на тему вольности и одиночества;

– развивать эмоционально-образное мышление учащихся, воспитывать эстетический вкус к классической литературе.

Оборудование: тексты и аудиозаписи стихотворений, презентация

Эпиграф:

с собой 

В могилу он унес летучий рой

Еще незрелых, темных вдохновений, 

Обманутых надежд и горьких сожалений!

М.Ю. Лермонтов



Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

Подавление декабристов, политическая реакция Александр 1, Николай1 «Палкин», цензура

 На уроке мы будем говорить о творчестве великого русского поэта с шотландскими корнями М.Ю. Лермонтова. Лермонтов, по словам Белинского, – это «поэт совсем другой эпохи», его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова. То есть с 1828  года до начала 1850-х.







В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. В творчестве М.Ю. Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов.

3. Беседа о жизни и судьбе М.Ю.Лермонтова

– Творчество любого писателя неотделимо от его судьбы. Биографию Лермонтова вы изучали в 6-8 классах, а сегодня, готовясь к уроку, вы ее повторяли.

– Чтобы вспомнить основные этапы жизни Лермонтова, давайте посмотрим инфографик, будем работать в парах, отвечая на ряд моих вопросов.

1. Дата выхода инфографика? (2014)

2. Какое происхождение было у поэта? (Деталь) – герб, дворянское

3. Почему детство поэта было невеселым?

4.В каком классе Лермонтов стал писать стихи? (5)

5.Стихи какого поэта нравились Михаилу? (Байрон)

6. Чье наследственное имя получил Лермонтов? (прадеда Георга Лермонта)

7. Кто из политических деятелей приходился поэту троюродным братом? (Петр Аркадьевич Столыпин)

8.Как символически поэт связан с личностью А.С. Пушкина? (около 6 моментов: Москва, дворянин, поэт, дуэли, французский посланник – сын французского дипломата, «На смерть поэта», гусарский полк в Царском селе, ссылка на Кавказ, мистицизм*). ОДНОЛЮБ!!!!

9. Сколько произведений написал поэт, какое место занимают мотив свободы?

10. Сколько дуэлей было у Лермонтова? (2)

11. Как Тарханы биографически связаны с поэтом? (Родился – перезахоронен)

1. Дата выхода инфографика? 2014

2. Какое происхождение было у поэта? (Деталь - герб)

3. Почему детство поэта было невеселым?

4.В каком классе Лермонтов стал писать стихи?5

5. Увлекался ли байронизмом юный Михаил?+

6. Чье наследственное имя получил Лермонтов?Георг Лермонт

7. Кто из политических деятелей приходился поэту троюродным братом? П.А. Столыпин

8. Назовите имя девушки, музы поэта.В.Лопухина

9.Как символически поэт связан с личностью А.С. Пушкина? (вспомните около 9 моментов). Москва, дворянин, поэт, дуэли, французский посланник – сын французского дипломата, «На смерть поэта», гусарский полк в Царском селе, ссылка на Кавказ, мистицизм*). ОДНОЛЮБ!!!!

9. С каким известнейшим русским писателем был знаком? Гоголь

10. Сколько произведений написал поэт, какое место занимает мотив свободы?500, 5

11. Были ли дуэли у Лермонтова? 2

13.Как родовое поместье биографически связано с поэтом?

14. Есть ли в инфографике информация о таланте поэта как живописца, знакомстве с декабристами, об увлечении театром? (последнее – нет)

15.Можно ли утверждать на основании прочитанной информации, что у Лермонтова был тяжелый характер?(нет)

Давайте обратимся к домашним заданиям и заслушаем несколько работ


Какие выводы можно сделать? Выводы:

1. Лермонтов был смел и отважен, от вызова не отказывался, во время дуэли в противника никогда не стрелял.

2. Литературное дело считал главным делом своей жизни, но ради него не считал необходимым отказываться от принятых понятий чести, от риска собственной жизнью.)

3. Поэт был одинок в мире, поэтому и тема одиночества была для него так актуальна.


Давайте обратимся к поэтическому наследию поэта, вспомним, к каким произведениям мы обращались с вами в 5, 6 классах: «Парус», «Листок», «Утес», «Тучки небесные,…», «Чинара»., «На севере диком».


Сегодня мы рассмотрим еще несколько стихотворений поэта: «Нищий», «Ангел», «Нет, я не Байрон, я другой»…и выполним задания.


Выразительное чтение стихотворений.


Читаем и обсуждаем другие стихотворения в учебнике.


Названия – предполагаем о чем


7. Подведение итогов урока

– Итак, мы проанализировали несколько стихотворений Лермонтова. Скажите, как же в них раскрываются мотивы эпохи , избранности и одиночества?

– Что нового вы узнали о судьбе М.Ю.Лермонтова? О его творчестве?


- Ответили ли вы на свои вопросы в начале урока?


– К какой теме лирики поэта мы сегодня обратились?


– Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?


Оценки за урок(!!!!!!!)


8. Домашнее задание

– Выучить наизусть 1 стихотворение (на выбор).




https://www.Learnis.ru/611629/















1. Дата выхода инфографика?

2. Какое происхождение было у поэта? (Деталь)

3. Почему детство поэта было невеселым?

4.В каком классе Лермонтов стал писать стихи?

5. Увлекался ли байронизмом юный Михаил?

6. Чье наследственное имя получил Лермонтов?

7. Кто из политических деятелей приходился поэту троюродным братом?

8. Назовите имя девушки, музы поэта.

9.Как символически поэт связан с личностью А.С. Пушкина? (вспомните около 9 моментов).

10. С каким известнейшим русским писателем был знаком?

11.Сколько произведений написал поэт, какое место занимает мотив свободы?

12.Были ли дуэли у Лермонтова?

13.Как родовое поместье биографически связано с поэтом?

14.Есть ли в инфографике информация о таланте поэта как живописца, знакомстве с декабристами, об увлечении театром?

15.Можно ли утверждать на основании прочитанной информации, что у Лермонтова был тяжелый характер?

1. Дата выхода инфографика?

2. Какое происхождение было у поэта? (Деталь)

3. Почему детство поэта было невеселым?

4.В каком классе Лермонтов стал писать стихи?

5. Увлекался ли байронизмом юный Михаил?

6. Чье наследственное имя получил Лермонтов?

7. Кто из политических деятелей приходился поэту троюродным братом?

8. Назовите имя девушки, музы поэта.

9.Как символически поэт связан с личностью А.С. Пушкина? (вспомните около 9 моментов).

10. С каким известнейшим русским писателем был знаком?

11.Сколько произведений написал поэт, какое место занимает мотив свободы?

12.Были ли дуэли у Лермонтова?

13.Как родовое поместье биографически связано с поэтом?

14.Есть ли в инфографике информация о таланте поэта как живописца, знакомстве с декабристами, об увлечении театром?

15.Можно ли утверждать на основании прочитанной информации, что у Лермонтова был тяжелый характер?

Приложение 1

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.