Материал на проверке

Урок химии по теме «Вода, состав её молекулы. Распространенность в природе, физические свойства. Вода-растворитель»

1
0
Материал опубликован Сегодня в 00:24 в группе

УРОК ХИМИИ

Тема урока: Вода, состав её молекулы. Распространенность в природе, физические свойства. Вода-растворитель.

Цель урока: формировать ключевые компетентности: умение учиться - изучить и расширить знания о воде и ее свойствах;

Задачи:                                                                                                                                  

Предметные: Развитие понимания физических свойств воды, ее влияние на жизнедеятельность организмов, изучение химических показателей воды, основные нормативы качества воды. Овладение навыками проведения лабораторных и демонстрационных экспериментов, анализа результатов.

Метапредметные: Формирование у обучающихся умения объединять знания из разных областей для понимания сложных процессов в природе, умение использовать информацию из разных источников, пользоваться разнообразной справочной литературой. Развитие критического мышления и способности адекватно оценивать информацию о воде из различных источников.

Личностные: Воспитание ответственного отношения к окружающей среде, осознание важности сохранения и экологической безопасности водных ресурсов, совершенствовать умение учащихся объяснять причинно - следственную зависимость между составом, строением, свойствами веществ, формировать убеждение в необходимости экологической защиты окружающей среды. Развитие уверенности в своих собственных силах, умения работать в группе и самостоятельно.

Тип урока: комбинированный урок приобретения и усвоения новых знаний и навыков по использованию разных источников информации, пользоваться разнообразной справочной литературой.

Ожидаемые результаты: обучающийся называет состав молекулы воды; приводит примеры водных растворов; описывает распространенность воды в природе, физические свойства воды; обосновывает значение воды в природе и жизни человека, жизнедеятельности организмов; высказывает суждение о влиянии деятельности человека на чистоту водоемов и их охрану от загрязнений; использует полученные знания и навыки в быту и для сохранения окружающей среды.

Основные термины и понятия: Вода, физические свойства воды, Вода – растворитель, Распространенность воды в природе.

Оборудование: плакаты, раздаточные карточки, глобус, карта полушарий, химическая посуда и реактивы для демонстраций: натрий, оксид кальция, оксид фосфора, вода, пробирки, штатив.


ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Изучение нового материала.

 Учитель: Беседа о распространении воды в неживой природе и живых организмах:

 На воду приходится 60% массы тел животных, до 80% массы тел рыб, в некоторых растениях содержание воды иногда превышает 90% массы, а в огуречные 99%, в арбузе 93%. Человеческий организм тоже не может существовать без воды. Больше всего ее содержится в стекловидном теле глаза – 99%, в крови – 90%, в мышцах – до 75%, и даже в костях 28%. Человек может прожить без еды около 30 дней, без воды 5 дней, без кислорода 5 минут.

Недостаток воды в организме вызывает нервное истощение, паралич мышц, а потеря ее 20% - смерть.

А теперь с помощью простых математических  расчетов давайте подсчитаем, сколько воды содержится в вашем теле.

Кровь - 90%, кости - 30%, слюна - 99,5%, мышцы - 80%, мозг - 81%, лимфа – 90%.

для мужчин общее содержание воды = 1,065+0,603 х (масса тела);

для женщин общее содержание воды = 1,874+0,493 х (масса тела).

Какую роль выполняет вода в нашем организме?

Вода в организме человека играет роль передатчика энергии, она способна запоминать и передавать информацию. Вода реагирует на слова и музыку. В неживой природе вода случается на каждом шагу.

Ученики приводят примеры океанов, морей, рек, озер, ручьев, вспоминают облака, содержание воды в воздухе в виде пара, дождь, снег, туман, ледники Антарктиды и Арктики.

Учитель дополняет рассказ о содержании воды в земной коре (подземные воды, входит в состав многих горных пород и минералов).

Состав и строение молекулы воды (углубление предыдущих и получение новых знаний).

Французский химик А. Лавуазье занимался изучением состава воды. В феврале 1785 г. он пришёл к выводу, что вода содержит 85 % кислорода и 15% водорода. Природа воды была раскрыта и окончательно установлен состав, вода образована двумя газообразными веществами - кислородом и водородом. Это открытие сыграло важную роль в познании окружающей природы.

Сколько усилий приложили ученые, чтобы установить состав воды! Только в 1805 году ученые Гей-Люссак и Гумбольдт установили классическую формулу воды – Н2О. Это природный оксид, название его оксид водорода.

Ученики записывают в тетради молекулярную, графическую формулу воды. Учитель демонстрирует шаростержневую и масштабную модели молекулы воды.

 Вспомните изученный материал: - химическую формулу воды; - к простым или сложным веществам она относится? - вычислить относительную молекулярную массу воды; - охарактеризуйте качественный и количественный состав молекулы воды, массовую долю каждого элемента в молекуле. (Ученики отвечают на поставленные вопросы, один ученик выполняет задания на доске, ученики класса работают в рабочих тетрадях).

Физические свойства воды (экспериментально-исследовательский этап). Учитель наливает в фарфоровую чашку небольшое количество воды, нагревает ее на пламени сухого горючего, в это время вспоминает с учениками правила поведения во время нагревания веществ. Когда вода испарилась, возникает проблемный вопрос, на который обучающиеся дают научное объяснение:

 - Куда делась вода?

- С каким явлением природы мы столкнулись?

- Можно ли вернуть эту воду обратно в прежнее состояние?

 - Что такое свойства веществ?

 - Какие свойства веществ вам известны?

 Учитель помещает на столе стакан, наполненный водой, и предлагает ученикам описать ее свойства.

Работа в группах. Ученики поделены на группы по 4 человека, самостоятельно вспоминают информацию о физических свойствах воды, полученную на уроках, обсуждают полученную информацию.

Свойства вещества


Агрегатное состояние

 

Цвет

 

Определение водородного показателя рН воды

 

Форма

 

Запах

 

Прозрачность

 

Температура плавления (замерзания)

 

Температура испарения (кипения) воды


Теплопроводность воды



Физические свойства:

  1. Цвет-бесцветный.
  2. Запах-не имеет.
  3. Вкус – безвкусный.
  4. Температура плавления (замерзания) воды - 0оС.
  5. Температура испарения (кипения) воды -100оС.
  6. Плотность жидкой воды по Т=4оС – 1 г/см3
  7. Плотность льда (меньшая или большая плотность воды) – меньшая (0,9 г / см3).
  8. Во время замерзания вода расширяется или сжимается – расширяется на 1/11 от своего объема.
  9. Теплопроводность воды - малая.
  10. Электропроводность - не проводит электрический ток (чистая, без солей).
  11. Теплоемкость - высокая.
  12. Агрегатное состояние - вода существует в трех агрегатных состояниях.

Вода- - растворитель:

- Растворимость поваренной соли.

- Растворимость уксусной кислоты.

- Растворимость медного купороса.

- Растворимость газов в воде (демонстрируется закрытая бутылка с водой, которую аккуратно ученик открывает – наблюдают выделение пузырьков газа).

Вывод из всех опытов: Вода растворяет твердые вещества (соль, сахар, купорос), жидкости (уксусную кислоту, спирт), газообразные вещества (углекислый газ). Но все ли вещества растворяются в воде? Продолжим эксперимент. - Растворимость молока - Растворимость масла - Растворимость мела Вывод: вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми. Совсем нерастворимых веществ не существует, какая-то доля их обязательно растворяется. Изучение растворов мы продолжим на следующих уроках.

 ІV. Завершающий этап урока: ученики читают подготовленные стихи о воде и ее роли в живой и неживой природе. Просмотр мультимедийной презентации «Вода и ее роль в природе».

 V. Обобщение и систематизация знаний.

Ученики дают ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

VІ. Домашнее задание.

Изучить материал. Подготовить интересные сообщения о воде на отдельных листах в форме капель воды.


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.