Урок химии по теме «Вода, состав её молекулы. Распространенность в природе, физические свойства. Вода-растворитель»
УРОК ХИМИИ
Тема урока: Вода, состав её молекулы. Распространенность в природе, физические свойства. Вода-растворитель.
Цель урока: формировать ключевые компетентности: умение учиться - изучить и расширить знания о воде и ее свойствах;
Задачи:
Предметные: Развитие понимания физических свойств воды, ее влияние на жизнедеятельность организмов, изучение химических показателей воды, основные нормативы качества воды. Овладение навыками проведения лабораторных и демонстрационных экспериментов, анализа результатов.
Метапредметные: Формирование у обучающихся умения объединять знания из разных областей для понимания сложных процессов в природе, умение использовать информацию из разных источников, пользоваться разнообразной справочной литературой. Развитие критического мышления и способности адекватно оценивать информацию о воде из различных источников.
Личностные: Воспитание ответственного отношения к окружающей среде, осознание важности сохранения и экологической безопасности водных ресурсов, совершенствовать умение учащихся объяснять причинно - следственную зависимость между составом, строением, свойствами веществ, формировать убеждение в необходимости экологической защиты окружающей среды. Развитие уверенности в своих собственных силах, умения работать в группе и самостоятельно.
Тип урока: комбинированный урок приобретения и усвоения новых знаний и навыков по использованию разных источников информации, пользоваться разнообразной справочной литературой.
Ожидаемые результаты: обучающийся называет состав молекулы воды; приводит примеры водных растворов; описывает распространенность воды в природе, физические свойства воды; обосновывает значение воды в природе и жизни человека, жизнедеятельности организмов; высказывает суждение о влиянии деятельности человека на чистоту водоемов и их охрану от загрязнений; использует полученные знания и навыки в быту и для сохранения окружающей среды.
Основные термины и понятия: Вода, физические свойства воды, Вода – растворитель, Распространенность воды в природе.
Оборудование: плакаты, раздаточные карточки, глобус, карта полушарий, химическая посуда и реактивы для демонстраций: натрий, оксид кальция, оксид фосфора, вода, пробирки, штатив.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Беседа о распространении воды в неживой природе и живых организмах:
На воду приходится 60% массы тел животных, до 80% массы тел рыб, в некоторых растениях содержание воды иногда превышает 90% массы, а в огуречные 99%, в арбузе 93%. Человеческий организм тоже не может существовать без воды. Больше всего ее содержится в стекловидном теле глаза – 99%, в крови – 90%, в мышцах – до 75%, и даже в костях 28%. Человек может прожить без еды около 30 дней, без воды 5 дней, без кислорода 5 минут.
Недостаток воды в организме вызывает нервное истощение, паралич мышц, а потеря ее 20% - смерть.
А теперь с помощью простых математических расчетов давайте подсчитаем, сколько воды содержится в вашем теле.
Кровь - 90%, кости - 30%, слюна - 99,5%, мышцы - 80%, мозг - 81%, лимфа – 90%.
для мужчин общее содержание воды = 1,065+0,603 х (масса тела);
для женщин общее содержание воды = 1,874+0,493 х (масса тела).
Какую роль выполняет вода в нашем организме?
Вода в организме человека играет роль передатчика энергии, она способна запоминать и передавать информацию. Вода реагирует на слова и музыку. В неживой природе вода случается на каждом шагу.
Ученики приводят примеры океанов, морей, рек, озер, ручьев, вспоминают облака, содержание воды в воздухе в виде пара, дождь, снег, туман, ледники Антарктиды и Арктики.
Учитель дополняет рассказ о содержании воды в земной коре (подземные воды, входит в состав многих горных пород и минералов).
Состав и строение молекулы воды (углубление предыдущих и получение новых знаний).
Французский химик А. Лавуазье занимался изучением состава воды. В феврале 1785 г. он пришёл к выводу, что вода содержит 85 % кислорода и 15% водорода. Природа воды была раскрыта и окончательно установлен состав, вода образована двумя газообразными веществами - кислородом и водородом. Это открытие сыграло важную роль в познании окружающей природы.
Сколько усилий приложили ученые, чтобы установить состав воды! Только в 1805 году ученые Гей-Люссак и Гумбольдт установили классическую формулу воды – Н2О. Это природный оксид, название его оксид водорода.
Ученики записывают в тетради молекулярную, графическую формулу воды. Учитель демонстрирует шаростержневую и масштабную модели молекулы воды.
Вспомните изученный материал: - химическую формулу воды; - к простым или сложным веществам она относится? - вычислить относительную молекулярную массу воды; - охарактеризуйте качественный и количественный состав молекулы воды, массовую долю каждого элемента в молекуле. (Ученики отвечают на поставленные вопросы, один ученик выполняет задания на доске, ученики класса работают в рабочих тетрадях).
Физические свойства воды (экспериментально-исследовательский этап). Учитель наливает в фарфоровую чашку небольшое количество воды, нагревает ее на пламени сухого горючего, в это время вспоминает с учениками правила поведения во время нагревания веществ. Когда вода испарилась, возникает проблемный вопрос, на который обучающиеся дают научное объяснение:
- Куда делась вода?
- С каким явлением природы мы столкнулись?
- Можно ли вернуть эту воду обратно в прежнее состояние?
- Что такое свойства веществ?
- Какие свойства веществ вам известны?
Учитель помещает на столе стакан, наполненный водой, и предлагает ученикам описать ее свойства.
Работа в группах. Ученики поделены на группы по 4 человека, самостоятельно вспоминают информацию о физических свойствах воды, полученную на уроках, обсуждают полученную информацию.
Свойства вещества | |
Агрегатное состояние |
|
Цвет |
|
Определение водородного показателя рН воды |
|
Форма |
|
Запах |
|
Прозрачность |
|
Температура плавления (замерзания) |
|
Температура испарения (кипения) воды | |
Теплопроводность воды |
Физические свойства:
- Цвет-бесцветный.
- Запах-не имеет.
- Вкус – безвкусный.
- Температура плавления (замерзания) воды - 0оС.
- Температура испарения (кипения) воды -100оС.
- Плотность жидкой воды по Т=4оС – 1 г/см3
- Плотность льда (меньшая или большая плотность воды) – меньшая (0,9 г / см3).
- Во время замерзания вода расширяется или сжимается – расширяется на 1/11 от своего объема.
- Теплопроводность воды - малая.
- Электропроводность - не проводит электрический ток (чистая, без солей).
- Теплоемкость - высокая.
- Агрегатное состояние - вода существует в трех агрегатных состояниях.
Вода- - растворитель:
- Растворимость поваренной соли.
- Растворимость уксусной кислоты.
- Растворимость медного купороса.
- Растворимость газов в воде (демонстрируется закрытая бутылка с водой, которую аккуратно ученик открывает – наблюдают выделение пузырьков газа).
Вывод из всех опытов: Вода растворяет твердые вещества (соль, сахар, купорос), жидкости (уксусную кислоту, спирт), газообразные вещества (углекислый газ). Но все ли вещества растворяются в воде? Продолжим эксперимент. - Растворимость молока - Растворимость масла - Растворимость мела Вывод: вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми. Совсем нерастворимых веществ не существует, какая-то доля их обязательно растворяется. Изучение растворов мы продолжим на следующих уроках.
ІV. Завершающий этап урока: ученики читают подготовленные стихи о воде и ее роли в живой и неживой природе. Просмотр мультимедийной презентации «Вода и ее роль в природе».
V. Обобщение и систематизация знаний.
Ученики дают ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
VІ. Домашнее задание.
Изучить материал. Подготовить интересные сообщения о воде на отдельных листах в форме капель воды.