Урок химии по теме «Железо и его соединения» (9 класс)

3
0
Материал опубликован 25 January 2020

9 класс

Урок №12.

Дата ____________________

Тема урока: Железо. Генетические ряды Fe 2+ и Fe 3+.

Качественные реакции на Fe 2+ и Fe 3+.

t1579950272aa.gif

Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В. МБОУ СОШ ст.Луковской им.С.Г.Астанина Моздокского р-на РСО-Алания

Предмет: Химия

(рабочая программа составлена на основе ФГОС, авторской программы по химии О.С.Габриеляна и ориентирована на использование учебника «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г)

Класс: 9 класс

Тип урока:

По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Продолжительность урока: 1 урок по 40 минут.

Технология: развивающее обучение, технология критического мышления, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока.

Обучающие:

Разобрать особенности строения атома железа;

Познакомить с генетическими рядами Fe 2+ и Fe 3+;

Дать представление о качественных реакциях на Fe 2+ и Fe 3+;

Развивающие:

Повторить свойства металлов

Развитие познавательной активности учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;

Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной;

Развивать умения мыслить нестандартно, творчески;

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре;

Ориентирование учащихся на здоровый образ жизни;

Формирование правильной самооценки учащихся;

Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.

Здоровьесберегающие технологии: следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.

Методы – см в Приложении

Основной: проблемно-поисковый

Средства обучения:

1) учебник «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г.

2) мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, видеосюжеты («Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов»), таблица химических элементов.

3) на столах учащихся –тетрадь, в которой учащиеся делают записи в течении всего урока.

Формирование УУД- см в Приложении:

Предметные:

П 1: Знать характерные свойства железа и его соединений;

П 2: Иметь представление о качественных реакциях;

П 3: анализ и синтез информации;

Деятельность учащихся – см в Приложении

Ход урока (см. технологическую карту).

 

Технологическая карта урока

Содержание

ДУ

Методы

УУД

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку.

Приветствие учителя. (Ответ учащихся)
Учитель организует работу учащихся на уроке.

 

ДУ 1

 

Д 1

Л4

Р1

II. Актуализация имеющихся знаний учащихся

 

Беседа с учащимися о свойствах алюминия и его соединений.

упр 6,7 стр 115

 

ДУ19

 

 

 

Д 6

 

Д 4

 

К6

 

Л4

 

 

III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока.

И наша тема урока? – Железо. Генетические ряды Fe 2+ и Fe 3+.

Запишем число и тему в тетрадь.

 

ДУ 3

 

ДУ 9

 

 

Д 5

 

 

К1

М1

 

IV. Объяснение нового материала

Железо - металл-элемент побочной подгруппы

t1579950272ab.gif

 

2. Физические свойства.

Fe – серебристо-белый блестящий металл, tпл = 15390С, пластичный, куется, прокатывается, штампуется, обладает способностью намагничиваться.

 

 

3. Соединения железа.

Fe3O4 (FeOFe2O3) – магнитный железняк

Fe2O3красный железняк (гематит)

2Fe2O3 ∙ 3H2O – бурый железняк (лимонит)

FeS2 – серный колчедан (пирит)

 

4. Генетический ряд Fe 2+. Задание: осуществить цепочку превращений.

FeFeCl2Fe(OH)2FeOFe

 

5. Генетический ряд Fe 3+. Задание: осуществить цепочку превращений.

FeFeCl3Fe(OH)3Fe2O3 Fe

 

6. Качественными называют реакции, с помощью которых можно определить содержание какого-либо иона.

а) на Fe 2+ -

1) (ОН-) I III

2t1579950272ac.gift1579950272ad.gif ) красная кровяная соль K3[Fe (CN)6] 3K+ + [Fe(CN)6]3−

(комплексное соединение)

 

 

FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 ↓+ 2NaCl

Fe 2+ + 2Cl +2Na+ + 2OH= Fe(OH)2 ↓+ 2Na+ + 2Cl

Fe 2+ + 2ОН= Fe(OH)2

зеленый цвет

 

3FeCl2 + 2K3[Fe (CN)6] = Fe3[Fe (CN)6]2↓ + 6KCl

3Fe 2+ + 6Cl +6K+ + 2[Fe(CN)6]3−= Fe3[Fe (CN)6]2↓ + 6K+ +6Cl

3Fe 2+ + 2[Fe(CN)6]3−= Fe3[Fe (CN)6]2

темно-синий (турнбулева синь)

б) на Fe 3+ -

1) (ОН-) I IV

2t1579950272ac.gift1579950272ad.gif ) желтая кровяная соль K4[Fe (CN)6] 4K+ + [Fe(CN)6]4-

3) роданит калия KSCN

 

FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 ↓+ 2NaCl

Fe 3+ + 3Cl + 3Na+ + 3OH = Fe(OH)3 ↓+ 3Na+ + 3Cl

Fe 3+ + 3ОН= Fe(OH)3

бурый (коричнево-красный) цвет

 

4FeCl3 + 3K4[Fe (CN)6] = Fe4[Fe (CN)6]3↓ + 12KCl

4Fe 3+ + 12Cl +12K+ + 3[Fe(CN)6]4−= Fe4[Fe (CN)6]3↓ + 12K+ +12Cl

4Fe 3+ + 3[Fe(CN)6]4−= Fe4[Fe (CN)6]3

голубой (берлинская лазурь)

 

FeCl3 + 3KSCN = Fe(SCN)3 ↓+ 3KCl

Fe 3+ +3Cl +3K+ + 3SCN= Fe(SCN)3 ↓+ 3K+ +3Cl

Fe 3+ + 3SCN= Fe(SCN)3

темно-красный

 

 

 

ДУ 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДУ10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДУ10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДУ10

 

 

 

 

 

 

ДУ10

 

 

 

 

Д 6

 

 

О

 

 

Д 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л1

 

Л4

 

Л5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р1

 

Р2

 

Р4

 

П3

 

М4

V. Повторение, закрепление и проверка изученного материала

Просмотр видеосюжетов по химическим свойствам железа и сопоставление с записями в тетрадях.

ДУ 15

 

 

 

 

Д 4

Д 6

 

Р4

Р5

П3

VI. Рефлексия

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.)

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сt1579950272ae.gif егодня на уроке …. Было легко…

Я узнал Мне понравилось

Я научился Не понравилось

Было сложно Меня удивило

 

ДУ20

 

 

ДУ22

 

 

 

 

Д 5

 

 

Р6

 

М6

VII. Д/з

§17, упр 1,4-6 стр 123-124, Радец. стр 105 Вар 1

 

Спасибо за урок!!!

ДУ23

 

Л5

Р7

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы
 

1. О.С.Габриелян «Химия 9 класс – изд. «Дрофа». 2014 г.

2. А.М.Радецкий «Дидактический материал по химии 8-9 класс» – М.: «Просвещение», 2011 г.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

«Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов» - Видеосюжеты

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09/75749/?interface=catalog&class=51&subject=31

 

 

 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.