Урок химии по теме «Железо и его соединения» (9 класс)
9 класс
Урок №12.
Дата ____________________
Тема урока: Железо. Генетические ряды Fe 2+ и Fe 3+.
Качественные реакции на Fe 2+ и Fe 3+.
Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В. МБОУ СОШ ст.Луковской им.С.Г.Астанина Моздокского р-на РСО-Алания
Предмет: Химия
(рабочая программа составлена на основе ФГОС, авторской программы по химии О.С.Габриеляна и ориентирована на использование учебника «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г)
Класс: 9 класс
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Продолжительность урока: 1 урок по 40 минут.
Технология: развивающее обучение, технология критического мышления, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Цели урока.
Обучающие:
Разобрать особенности строения атома железа;
Познакомить с генетическими рядами Fe 2+ и Fe 3+;
Дать представление о качественных реакциях на Fe 2+ и Fe 3+;
Развивающие:
Повторить свойства металлов
Развитие познавательной активности учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;
Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной;
Развивать умения мыслить нестандартно, творчески;
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре;
Ориентирование учащихся на здоровый образ жизни;
Формирование правильной самооценки учащихся;
Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.
Здоровьесберегающие технологии: следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.
Методы – см в Приложении
Основной: проблемно-поисковый
Средства обучения:
1) учебник «Химия. 9 класс» Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2013г.
2) мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, видеосюжеты («Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов»), таблица химических элементов.
3) на столах учащихся –тетрадь, в которой учащиеся делают записи в течении всего урока.
Формирование УУД- см в Приложении:
Предметные:
П 1: Знать характерные свойства железа и его соединений;
П 2: Иметь представление о качественных реакциях;
П 3: анализ и синтез информации;
Деятельность учащихся – см в Приложении
Ход урока (см. технологическую карту).
Технологическая карта урока
Содержание |
ДУ |
Методы |
УУД |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент |
|||
Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку. Приветствие учителя. (Ответ учащихся) |
ДУ 1 |
Д 1 |
Л4 Р1 |
II. Актуализация имеющихся знаний учащихся |
|||
Беседа с учащимися о свойствах алюминия и его соединений. упр 6,7 стр 115 |
ДУ19
|
Д 6
Д 4 |
К6
Л4
|
III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. |
|||
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. И наша тема урока? – Железо. Генетические ряды Fe 2+ и Fe 3+. Запишем число и тему в тетрадь. |
ДУ 3
ДУ 9 |
Д 5 |
К1 М1
|
IV. Объяснение нового материала |
|||
Железо - металл-элемент побочной подгруппы
2. Физические свойства. Fe – серебристо-белый блестящий металл, tпл = 15390С, пластичный, куется, прокатывается, штампуется, обладает способностью намагничиваться.
3. Соединения железа. Fe3O4 (FeO ∙ Fe2O3) – магнитный железняк Fe2O3 – красный железняк (гематит) 2Fe2O3 ∙ 3H2O – бурый железняк (лимонит) FeS2 – серный колчедан (пирит)
4. Генетический ряд Fe 2+. Задание: осуществить цепочку превращений. Fe → FeCl2 → Fe(OH)2 → FeO→ Fe
5. Генетический ряд Fe 3+. Задание: осуществить цепочку превращений. Fe → FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe
6. Качественными называют реакции, с помощью которых можно определить содержание какого-либо иона. а) на Fe 2+ - 1) (ОН-) I III 2 ) красная кровяная соль K3[Fe (CN)6] 3K+ + [Fe(CN)6]3− (комплексное соединение)
FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 ↓+ 2NaCl Fe 2+ + 2Cl− +2Na+ + 2OH− = Fe(OH)2 ↓+ 2Na+ + 2Cl− Fe 2+ + 2ОН− = Fe(OH)2 ↓ зеленый цвет
3FeCl2 + 2K3[Fe (CN)6] = Fe3[Fe (CN)6]2↓ + 6KCl 3Fe 2+ + 6Cl− +6K+ + 2[Fe(CN)6]3−= Fe3[Fe (CN)6]2↓ + 6K+ +6Cl− 3Fe 2+ + 2[Fe(CN)6]3−= Fe3[Fe (CN)6]2↓ темно-синий (турнбулева синь) б) на Fe 3+ - 1) (ОН-) I IV 2 ) желтая кровяная соль K4[Fe (CN)6] 4K+ + [Fe(CN)6]4- 3) роданит калия KSCN
FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 ↓+ 2NaCl Fe 3+ + 3Cl− + 3Na+ + 3OH− = Fe(OH)3 ↓+ 3Na+ + 3Cl− Fe 3+ + 3ОН− = Fe(OH)3 ↓ бурый (коричнево-красный) цвет
4FeCl3 + 3K4[Fe (CN)6] = Fe4[Fe (CN)6]3↓ + 12KCl 4Fe 3+ + 12Cl− +12K+ + 3[Fe(CN)6]4−= Fe4[Fe (CN)6]3↓ + 12K+ +12Cl− 4Fe 3+ + 3[Fe(CN)6]4−= Fe4[Fe (CN)6]3↓ голубой (берлинская лазурь)
FeCl3 + 3KSCN = Fe(SCN)3 ↓+ 3KCl Fe 3+ +3Cl− +3K+ + 3SCN− = Fe(SCN)3 ↓+ 3K+ +3Cl− Fe 3+ + 3SCN− = Fe(SCN)3 ↓ темно-красный
|
ДУ 6
ДУ10
ДУ10
ДУ10
ДУ10
|
Д 6
О
Д 1
Д 1
Д 2
|
Л1
Л4
Л5
Р1
Р2
Р4
П3
М4 |
V. Повторение, закрепление и проверка изученного материала |
|||
Просмотр видеосюжетов по химическим свойствам железа и сопоставление с записями в тетрадях. |
ДУ 15
|
Д 4 Д 6
|
Р4 Р5 П3 |
VI. Рефлексия |
|||
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.) Дополните предложение высказав своё мнение об уроке С егодня на уроке …. Было легко… Я узнал Мне понравилось Я научился Не понравилось Было сложно Меня удивило |
ДУ20
ДУ22
|
Д 5
|
Р6
М6 |
VII. Д/з |
|||
§17, упр 1,4-6 стр 123-124, Радец. стр 105 Вар 1
Спасибо за урок!!! |
ДУ23 |
|
Л5 Р7 |
Список использованной литературы
1. О.С.Габриелян «Химия 9 класс – изд. «Дрофа». 2014 г.
2. А.М.Радецкий «Дидактический материал по химии 8-9 класс» – М.: «Просвещение», 2011 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
«Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов» - Видеосюжеты