Технологическая карта урока химии на тему «Железо, его свойства» (9 класс)
Учитель химии МКОУ ШР “Большелугская СОШ № 8”
Тирская Анна Михайловна
Класс: 9
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Пояснительная записка.
| 
			 Цели  | 
			
			 Образовательные: рассмотреть положение химического элемента железа в Периодической системе химических элементов Д. И Менделеева., строение атома. Изучить химические свойства простого вещества - железа, познакомиться с природными соединениями железа; рассмотреть биологическую роль железа. Развивающие: развить навыки составления уравнений химических реакций; логическое мышление и память учащихся; совершенствовать умения доказывать, сравнивать. Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, повышение интереса к предмету; способствовать воспитанию экологической культуры обучающихся. УУД: Личностные УУД: - мотивация учения, - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно, - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные УУД: - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Познавательные УУД: - формулирование познавательной цели. - поиск и выделение информации. - анализ с целью выделения признаков, - установление причинно-следственных связей  | 
		
| 
			 Планируемые образовательные результат  | 
			
			 Предметные: Знать физические и химические свойства железа, применение Уметь характеризовать железо по ее положению в ПСХЭ, составлять электронную формулу железа, определять его возможные степени окисления, составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена. Личностные: Умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения Метапредметные: - использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; - умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - использование различных источников для получения химической информации.  | 
		
| 
			 Межпредметные связи  | 
			
			 Физика, математика  | 
		
| 
			 Оборудование и реактивы  | 
			
			 штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой, железо металлическое, разбавленные растворы соляной, серной, азотной кислот, концентрированные растворы серной и азотной кислот, раствор сульфата меди (II), КМпО4.  | 
		
| 
			 Ресурсы:  | 
			
			 компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме "Железо, его свойства», учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс",  | 
		
| 
			 Организация пространства  | 
			
			 Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах  | 
		
Технологическая карта урока.
| 
			 Деятельность учеников  | 
			
			 Деятельность учителя  | 
			
			 УУД  | 
		|||
| 
			 I. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний  | 
		|||||
| 
			 Настраиваются на урок. Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы по ранее изученной теме «Алюминий» Выполняют индивидуальные задания  | 
			
			 Проверяет готовность обучающихся к уроку, проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой  | 
			
			 Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция, познавательная инициатива.  | 
		|||
| 
			 II. Формулирование темы урока, постановка цели  | 
		|||||
| 
			 Высказывают свои предположения о теме урока (загадка), аргументируют свои ответы  | 
			
			 Предлагает определить тему урока по предложенным загадкам, озвучивает тему. формулирует цель вместе с обучющимися «Среди металлов самый славный, Важнейший, древний элемент. В тяжелой индустрии — главный, Знаком с ним школьник и студент. Родился в огненной стихии, Расплав его течет рекой. Важнее нет в металлургии, Он нужен всей стране родной».  | 
			
			 Познавательные УУД: логические: анализ, синтез Коммуникативные УУД: определение цели Регулятивные УУД: прогнозирование  | 
		|||
| 
			 III. Изучение нового.  | 
		|||||
| 
			 Сообщение обучающихся по теме «Содержаниежелеза в земной коре. Важнейшие природные соединения» - Работа в группах (характеристика железа по положению в ПСХЭ, электронная формула железа, степени окисления) - защита выполенных заданий Обучающиеся рассматривают коллекции «Железо и его сплавы» на столах и высказывают свои предположения о возможном применении железа на основе его физических свойств делают вывод: - железо теплопроводно: - железо электропроводно; - металлический блеск есть; - железо пластично и ковко; - железо магнитно. I. Обучающиеся на основе своих знаний об общих химических свойствах металлов, высказывают свои предположения о свойствах железа, о сходствах и различии с другими металлами и о способах доказательства. II. Обучающиеся по очереди говорят о цели своих исследований, проводят лабораторную работу в парах: 1 группа – Взаимодействие железа с неметаллами Fe+Cl2=FeCl3, Fe + S = FeS 4Fe + 6Н2О + 3О2 = 4Fe(ОН)3 2 группа – Взаимодействие с разбавленной соляной и серной кислотами; Fe + HCl = FeCl2 + H2 Fe+H2SO4=FeSO4+H2 3 группа – Взаимодействие с разбавленной азотной кислотой; 4 группа – Fe+CuSO4 = Выполняют задания. Расставляют коэффициенты в уравнении реакции методом электронного баланса, указывают окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Делают вывод о химической активности простого вещества – железа  | 
			
			 Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний о физических и химических свойствах железа, используя презентацию «"Железо, его свойства», формулирует задание, организует работу обучающихся. Введение понятий: технически чистое и химически чистое железо I. Фронтальная беседа: 1. Повторение общих химических свойств металлов; 2. Инструкция по технике безопасности; II. Проведение исследования: 
 Учитель Консультирует и контролирует кажую группу; 2. Демонстрация ЭОР: 
 концентрированными растворами щелочей 
 Взаимодействие железа с H2SO4 (конц.) и HNO3 (конц.). Подведение итогов исследования  | 
			
			 Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. - координи-рование в сотрудничестве разных позиций, достижение договоренностей и согласование общего решения, разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников, - учет разных мнений, управление поведением партнера, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач. Познавательные УУД: - поиск необходимой информации, - Анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование установление причинно-следственных связей  | 
		|||
| 
			 IV. Закрепление нового  | 
		|||||
| 
			 Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания в тетрадях (составляют уравнения химических реакций, используют метод электронного баланса, составляют уравнения ионного обмена)  | 
			
			 Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний  | 
			
			 Познавательные УУД: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: умение работать индивидуально Регулятивные УУД: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона  | 
		|||
| 
			 V. Информация о домашнем задании  | 
		|||||
| 
			 Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.  | 
			
			 §17, упр. № 1 , № 2 , № 4 Поясняет выполнение заданий.  | 
			
			 Познавательные УУД: -установление причинно-следственных связей. Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные УУД: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона  | 
		|||
| 
			 VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке  | 
		|||||
| 
			 Оценивают свою деятельность на урок  | 
			
			 Создает условия для оценки деятельности на уроке  | 
			
			 Познавательные УУД: -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные УУД: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона  | 
		|||