12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубровина Юлия Олеговна733
Учитель начальных классов, семейный психолог, психолог детей-сирот
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ


Русский язык

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ


Дубровина Юлия Олеговна


КЛАСС, ДАТА


3 класс 

ТЕМА УРОКА


Урок – игра "Антонимы и синонимы"

РЕСУРСЫ


Учебник, рабочая тетрадь, учебная доска.

ТИП УРОКА


Закрепление пройденного материала.

ЦЕЛЬ УРОКА


Закрепить понятия "синонимы" и "антонимы".

ЗАДАЧИ УРОКА 

Обучающие

Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить  выбирать антонимы в зависимости от значения слова. Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

Развивающие

Развивать у учащихся умение использовать приобретённые знания при выполнении практических упражнений, развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи.

Воспитательные

Воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим, интерес к предмету, воспитывать интерес к результату своей деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ



Предметные

Продолжать работу по ознакомлению с основными словарями, а так же сравнивать различные виды словарей.

Метапредметные

Личностные – формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; выражать свои мысли грамотно.

Регулятивные – содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные – уметь ставить проблемный вопрос, делиться предположением, делать умозаключения; развивать умения извлекать информацию из текстов; ориентироваться в словаре; находить ответы на вопросы в схемах и с помощью их составлять вопросы.

Коммуникативные – уметь вести диалог, учитывать разные точки зрения, формировать свою позицию; развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом и представлять свои мысли в устной форме.


Личностные

Формировать чувства любви к русскому языку, выражающееся в интересе развития речи.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Время: 2 минуты.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Олеговна. Для начала давайте проверим вашу готовность к уроку. Учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, ручка, и самое главное:

Ноги на месте?

Руки на месте?

Локти у края?

Спина прямая?

Если вы готовы, мы можем начинать!

Приветствуют учителя




Проверяют свою готовность к уроку.

КУУД: умение общаться друг с другом.

2.

Актуализация опорных знаний. Пробное действие.

Цель: повторение ранее изученного материала. Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.

Время: 5 минут.


Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо досказать словечко.

Вам надо продолжить пословицу.

Работаем под девизом: "Не спеши языком, торопись делом".

Кто хочет много знать, тому надо мало

Как аукнется, так и

Правда в огне не горит и в воде не

Корень учения горек, да плод его

Один за всех и все за

Нет друга - ищи, а нашёл –

Знай больше, говори –

- Ласточка день начинает, а соловей -


Дети внимательно слушают.











Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их.

- СПАТЬ

- ОТКЛИКНЕТСЯ

- ТОНЕТ

- СЛАДОК

- ОДНОГО

- БЕРЕГИ

- МЕНЬШЕ

- ЗАКАНЧИВАЕТ

ЛУУД: нравственно-эстетическая ориентация.

ПУУД: анализ объектов, классификация.

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

ПУУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Время: 3 минуты.

Что вы заметили в пословицах? Сформулируйте тему нашего урока.

Сегодня тема нашего урока "СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ.

Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.

- Есть синонимы и антонимы, без них нет смысла в пословицах и поговорках.

ПУУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.          

ПУУД: самостоятельное создание способов выхода из затруднения.

4.

Открытие нового знания.

Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока.

Время: 15 минут.


Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов. Для того, чтобы сойти на берег, надо выполнить следующее задание: у вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

«ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВАМ: РЕБЁНОК, ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ, ДЕЛАТЬ, ХОРОШО.

Итак, давайте проверим.














Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

Путешествие продолжается. Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе. Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

Прочитайте отрывок стихотворения на раздаточном материале. Назовите синонимы.

Какой частью речи они являются?

Для чего синонимы нужны в речи?

Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы.

- Что такое синонимы?

- Для чего используют синонимы в речи?

Динамическая пауза "Игра  наоборот"

Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.

Вперед - назад

Вниз - вверх

Назад - вперед

Присел - подпрыгнул

Подпрыгнул - присел

На острове Антонимов. Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.

Отгадайте загадки.

Я антоним к слову "зной",

    Я в реке, в тени густой,

    И в бутылках лимонада,

    А зовут меня?

    Я антоним к слову "лето",

    В шубку снежную одета,

    Хоть люблю мороз сама,

    Потому что я?

    Я антоним к слову "смех".

    Не от радости, утех,

    Я бываю поневоле

    И от счастья, и от боли,

    От обиды, неудач.

    Догадались? - Это

    Я антоним шума, стука.

    Без меня вам ночью мука.

    И на уроках я нужна,

    А называюсь

Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

    


Дети выполняют задания.





- РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.

-ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.

- ДЕЛАТЬ - сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать.

- ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно.












Дети работают самостоятельно, отвечая на вопросы учителя.






- Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

- Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.












- Прохлада




- Зима




- Плач

- Тишина

- Противоположные слова, например, Минус - плюс, огонь - вода, дерзкий - осторожный: все антонимы всегда противоположны.

ПУУД: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке от сверстников.

РУУД: Умение работать по коллективно составленному плану.

РУУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.


5.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная, в парах, групповая работа).

Время: 7 минут.

В пещере Тайн

Посмотрите, перед нами пещера Тайн. Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов.

Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы?

Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

- Что такое антонимы?

- Для чего используют антонимы в речи?


Дети выполняют задание.




- Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова.

- Антонимы - это слова противоположные по смыслу.

- Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

РУУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

КУУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

6.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.

Время: 5 минут

Наш кораблик взял курс на пристань "Вопрос - ответ"

Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?

- Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?

- Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним?

Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется - ЛЕКСИКА.

- Что нового вы узнали на уроке?

– Что вам понравилось сегодня на уроке?

– Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Дети делятся своими впечатлениями.


Дети отвечают на вопросы.









- На значение слова.

- Лексика - словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.


Дети делятся своими впечатлениями.

ПУУД: Умение применять новые знания, накапливать жизненный опыт.

7.

Рефлексия деятельности.

Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности.

Обсуждение и запись домашнего задания.

Время: 3 минуты.

Вы хорошо поработали.

Сейчас я выдам картинку, на которой изображена девочка - ученик. Если вам понравился наш урок, то раскрасьте её яркими цветами, а если ничего не запомнили и не усвоили, то тёмными цветами.

Запишите домашнее задание: 

Урок закончен, спасибо за внимание.

Дети оценивают свою деятельность.

Дети записывают домашнее задание.

Ребята прощаются с учителем.

РУУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке.

ЛУУД: Способность к самооценке, к взаимооценке.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (2)

Крячко Светлана Николаевна, 28.12.21 в 20:00 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу, Юлия Олеговна.

Отредактировано 28-12-2021 20:01

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.