Урок информатики в 8 классе «Элементы алгебры логики. Высказывания. Логические операции»
Урок информатики в 8 классе
«Элементы алгебры логики. Высказывания. Логические операции»
Составил: учитель информатики Скрипкина Анна Анатольевна.
УМК: Л.Л. Босова «Информатика» ФГОС, М. Бином, Лаборатория знаний, 2014 г.
Тему урока: «Элементы алгебры логики. Высказывания. Логические операции»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Ознакомление с понятием высказывания, с видами логических операций, формирование умений составлять логические выражения с помощью логических операций
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: сформировать представление о алгебре логики, познакомить с понятием высказывания, с простыми и сложными, истинными и ложными высказываниями, познакомить с логическими операциями.
Личностные: научить первичным навыкам анализа и критичной оценки получаемой информации, способствовать к готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками
Метапредметные: способствовать овладению логическими действиями определения понятий,
Техническое обеспечение: компьютерный класс с персональными компьютерами, электронное приложение к учебнику Л.Л. Босова.
ХОД УРОКА:
Организационный этап
Мотивационный момент
Учитель: Ребята, всем здравствуйте! Приготовились? Успокоились? (дети отвечают) Тогда потянулись и улыбнулись друг другу! Хорошо, можно присесть на свои места. Ребята, я вас прошу достать свои телефоны, там от меня увидите ссылку на опрос, всего один вопрос. (дети отвечают, учителю приходят результаты)
Учитель: Хорошо, всем спасибо! У кого плохое настроение, надеюсь в течение урока настроение изменится.
Объявление темы и целей урока
На экране картинка с задачей (слайд 2). Учитель: ребятам давайте прочитаем задачу на экране и попробуем её решить. Кто-нибудь смелый нам поможет, поработает у доски. (Ребята рассуждают, учитель внимательно всё слушает. Просит кого-то из учеников выйти к доске и фиксировать ответы детей)
Через рассуждения ребята приходят к правильному ответу.
(слайды 3-4)
Учитель: Молодцы, мы нашли ответ: как можно всех переправить. А сейчас, ответьте мне пожалуйста, с помощью чего мы пришли к ответу? (дети отвечают, если сразу не ответили, то учитель помогает им)
Учитель: Молодцы! Я сейчас подведу итог: эту задачу можно решить только с помощью размышления, рассуждения, логики. Ребята, из этого следует: какая у нас тема? (дети отвечают). (слайд 5)
Учитель: И так, ребята запишите в тетрадях тему нашего урока. (дети делают запись в тетрадях).
Учитель: Исходя из нашей темы, ребята, какую мы цель поставим себе на этот урок? (дети отвечают)
Учитель подводит итог: Ознакомление с понятием высказывания, с видами логических операций, формирование умений составлять логические выражения с помощью логических операций. (слайд 6)
Учитель: Ребята, теперь внимание на экран. Из предложенных задач какие мы выберем себе, для достижения нашей цели? (дети выбирают, учитель направляет) (слайд 7)
Актуализация опорных знаний
Понятие алгебры:
Учитель даёт основные понятия, дети записывают в тетрадях. (слайд 8)
Алгебра – это раздел математики, который можно нестрого охарактеризовать как обобщение и расширение арифметики; а в широком смысле этого слова – это наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые могут выполняться над разными математическими объектами.
Для информатики важен раздел, который называется алгеброй логики.
Алгебра логики или алгебра высказываний – это раздел математической логики, в котором изучаются логические операции над высказываниями.
Аристотель (384-322 до н.э.). - основоположник формальной логики (понятие, суждение, умозаключение).
Основоположником алгебры логики является Джордж Буль, он создал математическую логику или Булеву алгебру. (слайд 10)
Клод Шеннон (1916-2001). - его исследования позволили применить алгебру логики в вычислительной технике.
(слайд 9)
Учитель: Ребята, что такое высказывания? Давайте вспомним русский язык, литературу, что же такое высказывания? (дети отвечают, учитель подводит итог)
Учитель: Высказывание – повествовательное предложение, о котором можно сказать истинно оно или ложно. Давайте посмотрим примеры. Ребята, побудительные предложения будут у нас высказываниями? А вопросительные? (дети отвечают)
Учитель: Но не всякое повествовательное предложение является высказыванием: Это высказывание ложное. Это предложение не будет являться логическим высказыванием. (слайд 11)
Учитель: Ребята, высказывания могут строиться с использованием знаков различных формальных языков – математики, физика, химии и т.д. (слайд 12)
Давайте приведем пример? 3+5=2*4 это истинное высказывание. (дети приводят примеры)
Учитель: Сейчас мы с вами разобьёмся на пары. Каждая пара получает листочек с заданием. Из предложенных предложений надо выбрать высказывание. Так приступаем к работе. (слайд 13)
Учитель: Итак, давайте проверим как вы поработали. (идёт проверка выбранных предложений, обсуждение) (слайд 14)
Учитель: Хорошо, все молодцы.
Алгебра логики определяет правила записи, вычисления значений, упрощения и преобразования высказываний.
В алгебре логики высказывания обозначают буквами и называют логическими переменными.
Если высказывание истинно, то значение соответствующей ему логической переменной обозначают единицей (А = 1), а если ложно - нулём (В = 0).
0 и 1 называются логическими значениями. (слайд 15)
Высказывания бывают простые и сложные. Высказывание называется простым, если никакая его часть сама не является высказыванием. Сложные (составные) высказывания строятся из простых с помощью логических операций. Посмотрите на экран, вот примеры простых предложений: Земля – планета Солнечной системы.
А сложным предложением будет: Если хочешь быть красивым, то поступи в гусары! (слайд 16-17)
На этом уроке мы с вами рассмотрим три основные логические операции, все они соответствуют связкам, употребляемым в естественном языке.
Учитель: сейчас мы с вами приступим к работе на компьютерах. (работа в электронном приложении к учебнику Босова.Л.)
Название логической операции | Логическая связка |
Конъюнкция | «и»; «а»; «но»; «хотя» |
Дизъюнкция | «или» |
Инверсия | «не»; «неверно, что» |
(слайд 16)
Конъюнкция - логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.
Другое название: логическое умножение.
Обозначения: &, И.
Заполнение таблицы. (слайд 18)
Дизъюнкция - логическая операция, которая каждым двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны.
Другое название: логическое сложение.
Обозначения: V, |, ИЛИ, +.
Заполнение таблицы (слайд 19)
Инверсия - логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному.
Другое название: логическое отрицание.
Обозначения: НЕ, ¬ , ¯ .
Заполнение таблицы. (слайд 20)
(дети работают в электронном приложении к учебнику)
Логические операции имеют следующий приоритет:
инверсия, конъюнкция, дизъюнкция.
(слайд 21)
Закрепление:
Учитель: Ребята перед вами задача: (слайд 22)
Пусть А = «На Web-странице встречается слово "крейсер"», В = «На Web-странице встречается слово "линкор"».
В некотором сегменте сети Интернет 5000000 Web-страниц. В нём высказывание А истинно для 4800 страниц, высказывание В - для 4500 страниц, а высказывание АVВ - для 7000 страниц.
Для какого количества Web-страниц в этом случае будут истинны следующие выражения и высказывание?
а) НЕ (А ИЛИ В);
б) А & B;
в) На Web-странице встречается слово "крейсер" И НЕ встречается слово "линкор".
Делимся на три группы, первая группа найдет нам под буквой а, вторая под буквой б и третья группа под буквой в.
Пробуем найти сами.
Учитель: Ребята, давайте послушаем каждую группу, какой ответ и как решали?
(дети дают решения с помощью таблиц)
Учитель: молодцы, теперь присаживайтесь за свои рабочие места.
(работа в электронном приложении к учебнику Босова.Л.)
Решить всё можно было с помощью кругов Эйлера. В математике встречали такое? Решали с помощью кругов? Теперь давайте в информатике решим. (слайд 23)
(идет решение задачи)
Учитель:
Домашнее задание.
1 уровень: § 1.3. читать, письменно на стр. 37 №2,4
2 уровень: 1 уровень + письменно на стр. 38 №6,
3 уровень: 2 уровень + письменно на стр. 39 №8
Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель: Итак, ребята. Сегодня на нашем уроке мы с вами познакомились с алгеброй логики, познакомились с логическими высказываниями и с логическими операциями. Просмотрели как можно решить логическую задачу с помощью логических таблиц и кругов Эйлера.
Учитель: Ребята, я вас прошу достать свои телефоны, там от меня увидите ссылку на опрос, всего один вопрос. (дети отвечают, учителю приходят результаты)
Учитель: Хорошо, всем спасибо!