Вводный урок по информатике на тему «Логика. Алгебра высказываний» (8–10 классы)
Тема: «Основы логики. Алгебра высказываний.»
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как её объекте, об операциях над высказываниями;
метапредметные – навыки анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами;
личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий, развитие логического мышления, внимательности.
Решаемые учебные задачи:
1) знакомство с понятием высказывания, с простыми и сложными, истинными и ложными высказываниями;
2) знакомство с логическими операциями;
3) решение логических задач
Основные понятия, изучаемые на уроке:
алгебра логики; высказывание; логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; импликация, эквиваленция.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Изучение нового материала.
На доске написаны три слова:
АЛГЕБРА ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Ответ. синее зеленое красное
Ребята, посмотрите на эти слова, известно, что все 3 слова были выделены разными цветами красным, зеленым и синим.
У слов выделенных зеленым и синим цветом, одинаковые третьи буквы, а у выделенных красным и синим в слове есть буква е. Какой цвет у слова ЛОГИКА?
А) красный Б) неизвестно В) синий Г) зеленый
Для обсуждения 30 секунд.
Запишите тему нашего сегодняшнего урока: «Основы логики. Алгебра высказываний.»
Пока вы отвечали на вопрос уже познакомились с тем, чем мы будем заниматься на уроке. Благодаря рассуждению вы смогли ответить на вопрос задачи. Логика - это важнейший инструмент для искателя истины. Это "экскаватор", с помощью которого можно раскапывать глубинные пласты знания - как снаружи, так и внутри себя. Логика в переводе с греч. «наука о рассуждении», «искусство рассуждения».
Запишем определение логики.
Логика - наука, изучающая законы и формы мышления. В логике мышление рассматривается как инструмент познания окружающего мира.
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления.
Коснемся немного истории развития логики.
Основоположник логики - Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
Он подверг анализу человеческое мышление и его формы: понятие, суждение, умозаключение. В определении Аристотеля логика представляет собой науку о выводе одних умозаключений из других сообразно их логической форме.
Философ и математик Рене Декарт(1596-1650) рекомендовал в логике использовать общепринятые математические методы. Он считал, что человеческий разум может постигнуть истину, если будет исходить из достоверных положений, сводить сложные идеи к простым, переходить от известного и доказанного к неизвестному, избегая каких-либо пропусков в логических звеньях исследований.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) предложил использовать в логике математическую символику и высказал мысль о возможности применения в ней 2-ой СС.
Он писал: «Никто не должен бояться, что наблюдение над знаками уведёт нас от вещей: напротив, оно приводит нас к сущности вещей».
Джордж Буль (1815-1864) – разработал раздел математической логики – булеву алгебру.
Основные объекты логики – высказывания. Что же это такое? Запишите в тетрадь.
Высказывание – предложение, о котором можно однозначно сказать истинное оно или ложное. В логике принято истину обозначать – 1, ложь - 0 .
Высказывания в логике обозначают буквами (A,B,C…) и называют логическими переменными.
Теперь я буду говорить предложение, а вы попробуете определить высказывание ли оно. Итак:
1. Идет снег. (высказывание, истинно, если он идет и ложно, если нет)
2. Посмотрите в окно. (не высказывание)
3. Это предложение является ложным. (не высказывание, т.к. о нём нельзя сказать истинно оно или ложно без того, чтобы не получить противоречие.)
4. Через сколько минут звонок? (не высказывание, это вопрос)
5. X<2 ( не высказывание, но станет им, если заменить х на конкретное число)
6. Земля – планета Солнечной системы и Земля – наш дом (высказывание)
Алгебра логики или алгебра высказываний отвлекается от смысловой содержательности высказывания. Здесь важно только истинно оно или ложно. Запишем :
Алгебра логики – определяет правила записи, упрощения и преобразования высказываний и вычисления их значений.
Благодаря тому, что в логике всего 2 значения - 0 и 1, её аппарат положен в основу компьютерных устройств хранения и обработки данных. Собственно поэтому этот раздел математики мы изучаем на уроках информатики.
Высказывания бывают простые и сложные. Сложные строятся из простых с помощью логических операций. Познакомимся с ними. Запишем в тетрадь.
Логические операции.
1. Инверсия (не) – меняет значение логической величины на противоположное.
Обозначение: Не А, ⌐А.
2. Конъюнкция (и) – логическое умножение, результат истина, если оба высказывания истинны.
Обозначение: А и В, А * В, А ˄ В.
3. Дизъюнкция (или) – логическое сложение, результат ложь, если оба высказывания ложь.
Обозначение: А или В, А + В, А ˅ В.
4. Импликация (если, то)– логическое следование, результат ложь, если 1 высказывание истина, 2 – ложь.
Обозначение: А → В
5. Эквиваленция (тогда и только тогда, когда) – логическое равенство, истина, когда оба высказывания одинаковы.
Обозначение: А ∞ В (знак подобия)
Удобно объединить все эти определения в таблицу истинности – специальную таблицу, в которой приведены все возможные значения логических переменных.
Запишем в тетрадь:
Таблица истинности.
А |
В |
⌐А |
А ˄ В |
А ˅ В |
А → В
|
А ∞ В |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Так же как и в математике тут есть порядок выполнения логических операций: (), не, и, или, →, ∞.
К следующему уроку выучите эти определения, мы попробуем с помощью законов алгебры логики, с которыми мы познакомимся на следующем уроке и знаний, полученных на этом уроке решать различные логические задачи.
Несколько задач из ОГЭ и ЕГЭ по информатике мы попробуем решить прямо сейчас на основе уже полученных знаний.
Задача. Для какого имени истинно высказывание:
1 буква гласная ˄ 4 буква согласная ˅ в слове 4 буквы
1) Сергей 2) Вадим 3) Антон 4) Илья
Проверяем для каждого 1) 0 ˄ 1 ˅ 0=0 ˅ 0=0 2) 0 ˄ 0 ˅ 0=0 ˅ 0=0 3) 1 ˄ 0 ˅ 0=0 ˅ 0=0
4) 1 ˄ 0 ˅ 1=0 ˅ 1=1
Ответ 4) Илья
Задача. Для какого из указанных значений числа Х истинно высказывание:
(Х>4) ˅((Х>1) →(Х>4))
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Проверяем: 1) 0 ˅(0→0)=1 2) 0 ˅(1→0)=0 3) 0 ˅(1→0)=0 4) 0 ˅(1→0)=0. Ответ. 1)
Задача. Виктор, Роман, Леонид и Сергей заняли на математической олимпиаде 4 первых места. Когда их спросили о распределении мест, они дали три таких ответа:
1.Сергей – первый, Роман – второй;
2.Сергей – второй, Виктор – третий;
3.Леонид – второй, Виктор – четвертый.
Известно, что в каждом ответе только одно утверждение истинно. Как распределились места?
Ответ. Рассуждение: Пусть
С - 1, тогда Р - не 2,
тогда С - не 2, тогда В-3
Л - 2, В - не 4 , Тогда Роман - 4.
Пусть наоборот:
С – не 1, Р - 2,
С - не 2, В - 3
Л – не 2, В - 4 . С осталось 4 , а оно уже занято – противоречие.
Решить задачу, если успеваем по времени: Один король хотел сместить своего премьер-министра, но при этом не хотел его слишком обидеть. Он позвал премьер-министра к себе, положил при нем два листка бумаги в портфель и сказал: "На одном листке я написал "Уходите", а на втором — "Останьтесь". Листок, который вы вытащите, решит вашу судьбу". Премьер-министр догадался, что на обоих листках было написано "Уходите". Как же, однако, умудрился он при этих условиях сохранить свое место?
Практическая работа за компьютером.
В конце уроке практическая работа. Сесть за компьютеры. Написать в поисковом запросе «шесть лягушек». httpsфгос://4brain.ru/blog/головоломка-6-лягушек. Это логическая задача. 7 кочек. Справа на 3 кочках сидят лягушки одного цвета, посредине 1 свободная кочка, и слева 3 лягушки другого цвета. Благодаря логическим рассуждениям нужно лягушек на болоте поменять местами (прыгать можно только на соседнюю кочку или через 1 лягушку, если есть за ней свободная кочка). На решение отводится примерно 3 минуты.
Ответ. 3-4, 5-3, 6-5, 4-6, 2-4, 1-2, 3-1, 5-3, 7-5, 6-7, 4-6, 2-4, 3-2, 5-3, 4-5.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, урок подошел к концу. Вы молодцы, справились со всеми заданиями на уроке.
Что сложного для вас было на уроке? Что понравилось?
Выставление оценок.
Домашнее задание. Выучить конспект.
Решить задачу. В XIX веке один учитель задал своим ученикам вычислить сумму всех целых чисел от единицы до ста. Компьютеров и калькуляторов тогда еще не было, и ученики принялись добросовестно складывать числа. И только один ученик нашел правильный ответ всего за несколько секунд. Им оказался Карл Фридрих Гаусс - будущий великий математик. Как он это сделал?
Ответ Он выделил 49 пар чисел: 99 и 1, 98 и 2, 97 и 3 ... 51 и 49. В сумме каждая пара чисел равнялась ста, и оставалось два непарных числа 50 и 100. Следовательно, 49х100+50+100=5050.