Урок - исследование литературного чтения: Н.Носов «Карасик»

2
0
Материал опубликован 9 May 2021

Тема урока: Н Носов «Карасик»

Тип урока: Урок-исследование.

Обобщение по уроку: человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки, понимать, что от твоего малодушия может пострадать невинный.

Цель: учить детей выделять главную идею литературного произведения, творчески пересказывать произведение, формировать нравственные ценности.

Материалы к уроку: текст рассказа, портрет Н. Носова, карточки для составления моделей.

Дети учатся:

вставать на позицию другого человека, понимать чувства другого, находить и сравнивать разные точки зрения;

выделять главную идею литературного героя, опираясь на нравственные чувства и переживания героя, понимать подразумеваемую, невыраженную в тексте информацию;

аргументировать высказывания, прогнозировать дальнейшее развитие событий;

проявлять моральные чувства: чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Умения, характеризующие достижения этих результатов:

определение главной идеи произведения на основе анализа нравственных чувств и переживаний героя, названия произведения;

выполнять пересказ текста от лица разных героев.

I Мотивация и актуализация знаний

Учитель предлагает иллюстрации к произведениям Н.Носова и определить, что объединяет эти произведения.

«Затейники»

«Огурцы»

«На горке»

«Трудная задача»

«Фантазеры»

(Объединяет тема – это произведения о детях. У них один автор – Н. Носов)

Подготовленные учащиеся рассказывают о творчестве Николая Николаевича Носова

t1620552420aa.jpg

1) Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года в городе Киев в семье актёра. Писать Николай Николаевич Носов начал в 1938 году А как же он стал писателем?

2) А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. 1-й рассказ Носова «Затейники» был напечатан в журнале «Мурзилка».

3) Николай Носов автор «Приключений Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»

4) Почти 20 лет он работал в кино. Был режиссёром “Мосфильма”. По его книгам сняты художественные фильмы и мультфильмы.

Учитель. Прочитайте название произведения.

На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация?

Можно ли предположить, кто будет главным героем?

Что вы знаете о карасях? В реках Кубани водятся караси?

Где мы можем найти эту информацию? (Информацию о карасях можно найти в словаре, справочниках, энциклопедиях)

Найдите в справочниках как выглядит карась (подготовленные ученики рассказывают о карасе)

Работаю со словом карасик.

Почему автор назвал рыбку карасик? Каким тоном называть хочется это слово? Какие чувства передает нам автор, если так называет рыбку? (Нежность, ласка, сочувствие, жалость, восторг, ирония)

Перед чтением произведения словарная работа.

-Учитель. В произведении встретятся незнакомые слова.

-Найдите соответствие ( в группах ищут соответствие между словом и его значением)

Отдушина под домом

Уцепиться за воротник или загривок

 

Бранить

 

С шумом упасть (обычно во что-либо жидкое)

 

 

Юркнул, шмыгнул

Отверстие для свободного протока, доступа воздуха, например, в подвалах, погребах, под домом, под печью

 

Плюхнуться

Согнуться дугой

 

 

«Схватил за шиворот»

 

Быстро проскользнуть куда- либо, незаметно уйти, скрыться

 

 

Свернулся калачиком

 

Ругать


Знакомство с произведением. Рассказ читает учитель с остановками.

Учитель. Назовите тему произведения (о чем рассказ?)

(О мальчике, который обменял своего карасика на свисток)

Учитель записывает на доске:

Тема: рассказ о том, как мальчик обменял своего карасика на свисток.

Учитель. Какова идея рассказа? Для этого подумайте, чему хочет научить нас автор, какую главную мысль донести.

Выслушиваются предложения детей, записываются на доске. Обратить внимание на несовпадение предложенных идей, возникновение разногласий.

Учитель. Как узнать, кто из вас прав? Как выяснить, какая идея отражает замысел автора?

На доске появляется знак вопроса около слов идея произведения. Записывается ключевой вопрос исследования: какова идея этого произведения?

Обсудить с детьми, как можно ответить на вопрос, вспомнить, что для осознания идеи произведения надо пережить с героем события, описываемые в рассказе, понять чувства, переживаемые героем.

Формулируем цель исследования: выделить идею рассказа Н.Н. Носова «Карасик», а так же определить задачу предстоящей работы: пережить вместе с героем те события, которые описываются в рассказе.

Учитель. Как можно пережить вместе с героем события рассказа?

(Надо поставить себя на место героя, посмотреть на произошедшую историю его глазами)

Выслушать высказывания детей, подвести итог: Н. Носов через описание действий мальчика, его переживания, мысли, поэтому нам надо внимательно прочитать текст, найти слова- подсказки.

 

2. Фронтальное исследование.

Класс делится на пять групп

Совместно с детьми составляется план исследования:

Почитать текст

Выделить в тексте слова- описания действий, чувств героя.

Составить в группах модели, характеризующие качества человека.

 

Учитель. Давайте начнем наше исследование.

Как вы думает, случайно мама выбрала именно этот подарок?

Как она узнала, что рыбка понравилась Виталику?

Почему мама не сразу купила Виталику рыбку?

(Была не уверена, что мальчик будет за ней ухаживать)

Почему же мама, все таки, купила Виталику рыбку?

- Найдите описание карасика?

- Какое действие Виталика является поступком? (согласие на обмен)

Что чувствовал герой на этом этапе?

-Представьте, что ты Виталик и тебе только что подарили рыбку- карасика. Расскажи о себе.

На доске карточка:

Был рад, что есть карасик

- Представь, что ты Виталик, и у тебя уже давно есть карасик.

На доске карточка:

Забывал покормить

- А почему, разве карасик стал другим? Что изменилось?

На доске карточка:

Сережа предложил меняться

- Сразу ли Виталик соглашается на обмен?

- А в какой момент? А почему именно в этот момент? Прочитайте.

Перед каким выбором стоит Виталик?

Сначала учащиеся в группах находят плюсы и минусы, затем коллективная проверка: одна группа высказывается, другие дополняют.

 

Учитель. Что выбрал Виталик? Что для него оказалось важнее и почему?

Каких минусов он не заметил? Подтвердите свои высказывания строчками из текста.

( Виталик выбирает свисток, т.к. карасик для него уже не так интересен, как свисток. Свисток для Виталика новый, он может показать его друзьям. Виталик не подумал, что карасику у Сережи может быть хуже, т.к. неизвестно умеет ли Сережа за ней ухаживать и есть ли у него условия для ее содержания. Ещё Виталик нарушает данное маме слово. Он знает, что мама будет его ругать, но желание иметь свисток сильнее)

Учитель. Как поступает Виталик по отношению к карасику?

У вас на столах есть карточки, выберите нужные и постройте предложение

Если я ……., 2 , но ………….то я поступаю безответственно

Выходим на модель Ответственности

Постройте модель ответственности (работают в группе, затем коллективная проверка)

Ответственность = Договариваюсь с кем-то или самим собой, что буду что-то делать + выполнить договор, несмотря на потерю интереса

Учитель. Прочитайте замечательные слова из повести «Маленький принц» А.Экзюпери

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

-Объясните, как вы понимаете эти слова? Можно ли эти слова отнести к нашему герою?

Когда Виталик так безответственно поступил, как себя чувствовал? Прочитайте.

Какой еще поступок совершает Виталик?

Работа в группах (перед учащимися модель, задача – выбрать нужные карточки и поставить на соответствующее место)


 

t1620552420ab.gif
 

Работая в группе выстраивают модель поведения. Подтверждают свой выбор, текстом.

t1620552420ac.gif
 

Продолжите предложения:

  1. Виталик не признается маме, потому что …(боится наказания)
  2. Виталик не признается маме поэтому….. (мама думает, что это Мурзик съел рыбку, его мучает совесть). Подтвердите слова текста.

Сделайте вывод о черте характера, которая проявляется в этом поступке.

Такая трусость называется малодушием.

Учитель. Давайте в словаре Ожегова найдем значение слова малодушие.

Из карточек, которые лежат у вас на столе выберите нужные и постройте предложение

1. Если я….

2 ... то я поступаю малодушно.

Малодушие = Понимаешь, что поступаешь неправильно(говоришь неправду, перекладываешь вину на другого) и все равно это делаешь.

- А Виталик доволен тем, что желание его исполнилось и его не наказали?

Докажите строчками из текста.

В какой момент Виталик признается маме, что это не Мурзик съел рыбку?

Какой вопрос можно задать герою?

Что для Виталика оказалось важнее? Почему?

Сделайте вывод, какая черта характера Виталика раскрывается в этом поступке?

Продолжите предложение:

  1. Виталик преодолевает свой страх и признается маме, потому что….
  2. Виталик преодолевает свой страх и признается маме, поэтому….

Какая черта характера проявляется в этом поступке?

Из карточек, выберите нужные слова и постройте предложение.

1. Если я…..,

2. ... но…….., то я поступаю мужественно.

Мужество t1620552420ad.gif= , но t1620552420ad.gif

Найдите в тексте, в каких словах заключается главная мысль произведения?

Как вы думаете, чему научила Виталика эта история?

3. Исследование в группах

Учитель. В группах подготовьте пересказ от лица Виталика, Мурзика, карасика.

4. Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить всему классу пересказ текста от лица того или иного героя рассказа (Виталика, Мурзика, карасика)

После выступления детей организовать обсуждение.

Учитель. Как бы вы поступили на месте Виталика?

Можно ли обмениваться в жизни какими- либо предметами, рыбками?

Как правильно совершить обмен, чтобы никто не пострадал?

5. Связывания информации

Учитель. Прослушав истории от лица разных героев, поняв чувства каждого из них, как мы теперь ответим на вопрос: какова главная идея рассказа Н.Носова «Карасик»

Работа в группах

Я сейчас раздам вам карточки со словами, а вы составьте из них предложение.

т твоего обмана может пострадать невинный. Если ты совершил плохой поступок, то в этом нужно признаться. Когда ты говоришь правду, то тебе самому становится легко на душе.)

Выслушав детей, формулируем идею: человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки. Помнить, что от твоего малодушия, может пострадать кто-то другой. А беря ответственность за свои поступки и честно признавая свои ошибки, ты поступаешь мужественно

6. Подведение итогов, рефлексия.

Учитель. Какие ваши предположения об идее произведения оказались верными или близкими к тому выводу, который мы сделали в конце урока? Какие оказались далекими от замысла автора?

Учитель. Так почему же Н. Носов назвал свой рассказ «Карасик»? Какие чувства передает в этом названии. Вспомните, какими были ваши предположения в начале урока, оправдались ли они?

 

Домашнее задание: написать письмо мальчику, рассказ от имени карасика. Написать автору отзыв о рассказе — чему я учился.
 

Используемая литература

  1. Шумакова Н.Б. «Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение»
  2. Л. А. Ефросинина Книгочей Словарь-справочник по литературному чтению.
  3. О.Н. Бершанская, Г.Д. Дегтярева Моя шкатулка: справочник

 

Приложение

Словарная работа

Найдите соответствие: (соедините стрелками )

Отдушина под домом

Уцепиться за воротник или загривок

 

Бранить

 

С шумом упасть (обычно во что-либо жидкое)

 

 

Юркнул, шмыгнул

Отверстие для свободного протока, доступа воздуха, например, в подвалах, погребах, под домом, под печью

 

Плюхнуться

Согнуться дугой

 

 

«Схватил за шиворот»

Быстро проскользнуть куда- либо, незаметно уйти, скрыться

 

 

Свернулся калачиком

Ругать


 

Упражнение «Противоречие»

У меня будет свисток, не надо будет ухаживать за карасиком

Рыбка останется у меня, мама не будет ругать, карасику будет хорошо. Не нарушу договор

Не будет карасика, мама будет ругать;

Неизвестно, хорошо ли будет карасику у Сережи. Не сдержал данное слово

Не получу свистка, надо ухаживать за карасиком

 

Продолжите предложение

Если я……,

... , но ……., то я поступаю безответственно.

 

Карточка 1

Договариваюсь с кем-либо, или с самим собой, что буду делать

Боюсь что-то делать, так как боюсь наказания, боли, потери

Понимаю, что поступаю неправильно (говорю неправду, перекладываю свою вину на другого)

 

Карточка 2

Я все равно это делаю, т.к. это принесет пользу другим (спасет жизнь, здоровье, репутацию)

Не делаю этого, потому что теряю интерес, желание

Все равно это делаю, так как боюсь наказания

 

Упражнение «качели»


 

t1620552420ab.gif

P.S. Продолжение в прикреплённом файле ниже.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.