Урок литературного чтения Н.Н. Носов «Телефон» (3 класс)
Урок чтения в 3 классе.
У. М. К. «Школа России»
Знакомство с произведением Н.Н.Носова «Телефон»
Тип урока. Комбинированный
Цель. Познакомить обучающихся с рассказом Н.Н. Носова «Телефон»
Задачи:
Учить понимать смысл юмористического произведения
Развивать устную речь.
Совершенствовать навыки полноценного чтения, навыки чтения по ролям.
Развивать навыки делового сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Формировать положительную мотивацию к учению.
Формировать ценностное отношение к чтению книг.
Формировать умение анализировать поступки героев и соотносить их со своим поведением.
Метапредметные результаты:
Формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения.
Формировать навыки сотрудничества.
Предметные результаты:
Понимать смысл юмористического произведения.
Оборудование.
Для учителя: Телефонный аппарат, презентация
Для обучающихся: учебник, рабочая тетрадь письменные принадлежности.
Этапы |
Содержание |
Х – р деятельности обучающихся |
УУД |
Организация начала урока 1 минута |
Учитель приветствует детей. Предлагает поприветствовать друг друга. |
Ученики приветствуют друг друга, учителя. Демонстрируют готовность к уроку. |
Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция |
Вводная беседа 5 минут |
Начнем урок с загадки: «Когда порою одиноко Вдруг в тишину ворвется звон И голос друга из далека Тебе подарит….
- Для чего нам нужны телефоны? - С кем вы обычно разговариваете по телефону? - О чем вы разговариваете?
Знаете ли вы, что раньше телефоны выглядели не так, как современные сотовые телефоны? Сигнал передавался по проводам. Впервые телефон был изобретен американским профессором Александром Беллом в 1876 году (143 года назад) - А какое слово вы говорите, когда берете трубку?
Саша узнал а почему именно это слово говорят люди перед началом разговора.
|
Телефон
Связаться с тем, кого нет рядом.
Мама, папа, друг и …. ………………...
Алло
Саша рассказывает: А вы знаете когда возникло слово «алло»? Оказывается, это сроднившееся с телефоном слово родилось гораздо раньше его. В 1803 – 1806 годах в Петербурге был издан « Новый словотолкователь», где о слове «алло» сказано: «Изречение морское, употребляется на корабле и значит: слушай. Его кричали в рупор на корабле тому с кем хотели говорить. |
Познавательные УУД: - анализ с целью выделения признаков. Регулятивные УУД: - контроль Коммуникативные УУД: - умение точно выражать свои мысли, определение способов взаимодействия. ЛичностныеУУД: - ценностное отношение к прошлому
|
Целеполагание 1 минута |
- Почему мы так много говорим сегодня о телефоне? Откройте учебники и найдите этот рассказ на стр.170. - Кто его написал?
|
Будем читать произведение про телефон и анализировать его содержание
Николай Носов |
Регулятивные УУД: Целепологание (постановка учебной задачи) - оценка (выделение и осознание, того, что уже усвоено и того, что подлежит усвоению) Познавательные УУД: - общеучебные (формулирование познавательной цели) |
Повторение изученного 2 минуты |
- Где и когда родился Н. Носов - Какие профессии он освоил, прежде чем стать писателем?
- Какую профессию он получил в институте кинематографии в Москве? - Чем Николай увлекался в детстве? |
Киев 23 ноября 1908
Продавец газет, чернорабочий, землекоп, косил траву, возил бревна
Режиссер
Музыка, пение, театр, химия, шахматы, радиолюбительством, электротехникой. фотографией |
Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли, выслушать собеседника Познавательные УУД: -воспроизведение информации Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция |
Проверка домашнего задания 3 минуты |
Дома вам надо было составить список произведений Николая Носова, которые вы прочитали. Поделитесь своими записями и найдите в ваших списках одинаковые произведения. Эти списки помогут вам ответить на вопросы викторины: Угадай о каком произведении я говорю: 1. Шляпа, комод, котенок 2. Штаны, забор, иголка. Нитка 3. Горка. Коньки , песок 4. Сторож, огурцы, колхозный огород |
«Живая шляпа» «Заплатка» «На горке»
«Огурцы» |
Коммуникативные УУД: - умение сотрудничать в парной работе |
Физминутка 1 минута |
1.Потягивания 2. Наклоны 3. «Ленивые восьмерки»
|
|
Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция - контроль ЛичностныеУУД: - смыслоопределение значения зарядки, физминутки и др. для здоровья.
|
Первичное знакомство с произведением 4 минут |
Эти рассказы мы читали в 1 и во 2 классах, а сегодня познакомимся с рассказом «Телефон» Прочитайте его про себя самостоятельно |
Дети читают рассказ самостоятельно |
Познавательные УУД: -усвоение информации Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция - контроль
|
Анализ прочитанного 5 минут |
Прочитайте, как появился телефон у мальчиков Что особенно их радовало? В чем по вашему польза этого телефона Состоялся ли разговор? Как это объяснил Мишка? Вы согласны с Мишкой? Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? |
Стр. 170
Что это полезная вещь
Можно переговариваться Нет
Звонить надо по делу, тогда разговор состоится. |
Познавательные УУД: - действия постановки и решения проблем - общеучебные (поиск и выделение информации) Коммуникативные УУД: - сотрудничество Регулятивные УУД: - контроль (сличение результата действия с заданным эталоном, обнаружение отклонений). - коррекция (внесение необходимых изменений). - оценка (осознание качества усвоения материала) |
Работа по совершенствованию читательских умений. 13 минут |
- В какой форме написан этот рассказ? - Как можно прочитать диалог. Чтобы было интересно слушать? Какое настроение мы должны передать при чтении этого диалога? Что оценивается при чтении?
Послушайте, как читают этот отрывок артисты.
|
Диалог
По ролям
Радость Правильность. Беглость, выразительность Слушают аудиозапись Работают в парах читают по ролям
|
Познавательные УУД: - действия постановки и решения проблем - общеучебные (поиск и выделение информации) Коммуникативные УУД: - сотрудничество - умение выслушать одноклассника Регулятивные УУД: - контроль (сличение результата действия с заданным эталоном, обнаружение отклонений). - коррекция (внесение необходимых изменений). - оценка (осознание качества усвоения материала) |
Домашнее задание 1 минута |
В нашем учебнике дан только отрывок этого рассказа. Дома нужно найти и прочитать рассказ целиком. И составить диалог по телефону со своим товарищем и записать его в рабочую тетрадь |
|
Регулятивные УУД: - планирование - прогнозирование |
Итог 1 минута |
- С каким произведением мы познакомились? - Какой урок мы вынесли из этого произведения? |
|
Регулятивные УУД: - оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено). |
Используемая литература.
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 3 класс. - М.: Просвещение, 2013
М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. - М.: Просвещение, 2013
С.В. Кутявкина. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. - М.: «ВАКО», 2013
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
А вы знаете когда возникло слово «алло»? Оказывается, это сроднившееся с телефоном слово родилось гораздо раньше его. В 1803 – 1806 годах в Петербурге был издан « Новый словотолкователь», где о слове «алло» сказано: «Изречение морское, употребляется на корабле и значит: слушай. Его кричали в рупор на корабле тому с кем хотели говорить.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
На свободную минутку. Заполни пропуски. Групповая работа.
Правила пользования телефоном.
Разговаривая по телефону, следует контролировать свою __________. Не следует _____________ в трубку.
______________ слушайте собеседника, никогда не _____________ его.
Как только вас соединили с абонентом , следует представиться-назвать своё ___________.
Помните, что вы звоните в удобное для вас время, поэтому не стоит обижаться, если Вас попросят ________________.
Никогда не говорите по телефону с набитым ______.
Заканчивая телефонный разговор, следует строго выполнять важнейшее правило этикета- первым кладет трубку тот, кто _________________.
____________ подолгу разговаривать по телефону.
Звоните только по важному _________________________________ .