12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Супчук Татьяна9
0

Урок истории. 10 класс. «Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.»

Урок истории. 10 класс.

Тема «Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.»


Педагогические 
цели

На основе представлений о первых шагах национальной политики Советского государства, являющихся предпосылками образования СССР, раскрыть альтернативные варианты национального государства; создать условия для формирования у учащихся понимания значимости выбора федеративной формы устройства при образовании СССР как для нашей страны, так и для мирового исторического процесса в целом.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Планируемые результаты 
(предметные)

- Рассуждают о предпосылках и причинах образования СССР.

- Объясняют основные термины, касающиеся данной темы (автономия, федерализм).

- Выделяют различия между проектами образования СССР.

Личностные 
результаты

Создать условия для продолжения формирования чувства интернационализма и толерантности у учащихся на примере образования СССР. Чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

Метапредметные результаты

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;.

Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; анализировать материал различных источников информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач.

Основное 
содержание
темы, понятия
и термины

Национальный вопрос в Российской империи и его решение в первые годы Советской власти. Предпосылки образования СССР. Проекты объединения нового государства. Принцип образования нового государства. Дальнейшее строительство нового государства.

Понятия: национальный вопрос, федерация, конфедерация, унитарное государство.


Образовательные ресурсы

УМК: учебник «История России». 10 класс. Учебник для общеобраз. организаций. в 3 ч. Ч.1. под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.

Оборудование учебного занятия: лента времени, отображающая основные формы существования российского государства на протяжении XX-1/4 XXI вв., настенная карта «Образование СССР», презентация «Образование СССР», ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал (тексты документов).



Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля


характеристика 
основных видов 
деятельности

формируемые УУД


I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

Визуальный осмотр готовности класса к уроку.

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Наглядный, словесный, проблемный,

слово учителя, проблемный вопрос

- Посмотрите на ленту времени и скажите, что на ней отображено?



- С историей, каких из обозначенных государств XX века мы уже знакомы?

- О каком государстве нам предстоит вести разговор дальше?

- Обозначьте тему сегодняшнего урока.

- Запишите в тетрадь.



- Вспомните, в чём состояла суть национального вопроса в нашей стране до октября 1917 г.?






- Каковы были шаги партии большевиков по решению этого вопроса после прихода к власти?




















Выводит на слайд карту «Российская империя в к. XIX– н. XX вв.» и параллельно на свободном пространстве висит настенная карта «Образование СССР».

- Если сравнить две карты этого периода, то, что мы можем сказать о территориальных изменениях, произошедших к 1921 году?


Однако в ходе Гражданской войны ситуация изменилась.

К 1922 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом:

Зона советской власти – формально независимые советские социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Среднеазиатские народные республика – Хорезмская и Бухарская.

Суверенитет у Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Польши. 

Слушают учителя; дают ответы на поставленные вопросы (развитие нашего государства).



(Российская империя, РСФСР)



(СССР)


Формулируют тему урока

(Образование СССР).



Приоритетное положение в Российской империи занимали лица славянского происхождения. Ущемлялись права лиц на национальных окраинах. Уровень развития и жизни на национальных окраинах был весьма низок, шло отставание в развитии с центральной частью Империи.


(2 ноября 1917 г.  была опубликована «Декларация прав народов России»:

равенство народов России;

их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;

отмена национальных и религиозных привилегий;

свободное развитие национальных меньшинств, населяющих территорию России.

10 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов одобрил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»


Сравнивают изображения двух карт. Формулируют ответы на поставленный вопрос и осуществляют показ территориальных изменений. (В 1917-1918 гг. Российская империя распалась: из её состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР).

Демонстрация на карте.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.


III. Усвоение новых знаний и способов действий.


Анализ исторических документов;
беседа

Задаёт задание по содержанию имеющегося на парте документа: Поработайте в парах с текстом № 1 и выделите группы предпосылок, сложившиеся для объединения республик. Результат работы оформите в тетради. На выполнение задания 4 минуты.



Изучают и анализируют в парах «Текст выступления И.В. Сталина на X Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г.».

- Выполняют задание (выделяют группы предпосылок)

- Записывают сформулированные предпосылки образования СССР в тетрадь.

Предпосылки образования СССР:

Экономические. Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками.

Внешнеполитические. Стремление к единой внешней безопасности республик.

Политические. Однотипность государственного устройства и единая политическая партия у власти.

Психологические. Актуальность идеи принадлежности к единому сильному государству в сознании народов Бывшей Российской империи.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из представленного источника; осуществляют анализ, делают вывод.

Коммуникативные: 

высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам, работа
с данными источника


Проекты объединения нового государства.































































































































IV. Информация о домашнем задании

Фронтальная.

Индивидуальная.

Объяснение учителя, беседа.














































































































Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя.

Предпосылки сложились, тогда на каких условиях должно было произойти объединение?

Просит учащихся из курса обществознания вспомнить и назвать формы административно-территориального устройства государства.


Даёт всем учащимся задание:

Назовите ведущий признак для каждой из названных форм административно-территориального устройства.


Поработайте с текстами проектов объединения республик № 2-6 и ответьте:

- Кто был автором каждого?

- Определите в чём сущность каждого плана?



- Соотнесите планы объединения с известными вам формами государственно-территориального устройства:

- 1 ряд - докажите, что один из планов – это проект федерации;

- 2 ряд - докажите, что один из планов – это проект унитарного государства;

- 3 ряд - докажите, что один из проектов – это проект конфедерации (3 минуты).

- Какой проект наиболее соответствовал справедливому решению национального вопроса? 

30 декабря 1922 года в Москве собрались уполномоченные делегации советских республик, которые утвердили Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических республик.

На II Всесоюзном съезде Советов 31 января 1924 года была принята первая Конституция СССР.

- Сколько республик входило в состав СССР в конце 1920-х гг.? Назовите их.

(Подсчитывают, демонстрируют на карте (11) и называют.


Учитель задаёт

Проблемный вопрос.

Можно ли утверждать, что в 20-30-х годах фактически возродилась российская колониальная империя и изначально были заложены предпосылки для её распада через 70 лет? Для ответа на вопрос используйте данные хронологической таблицы (документ № 7).
















Комментирует задание.

Учебник ИР, п. 11

Задания по уровням:

Задание на контурной карте «Образование СССР» (для всех).

Составить таблицу «Национально государственная политика большевиков: принципы и реальность»

3. Найти в дополнительных источниках информации различные оценки создания СССР. В чем Вы видите значение образования СССР?

Называют возможные формы административно-территориального устройства государства:

- федерация;

- унитарное государство;

- конфедерация.






Называют ведущий признак для каждой формы:

- федерация – наличие у субъектов частичного суверенитета;

- унитарное государство – отсутствие у субъектов суверенитета;

- конфедерация – входящие в неё государства полностью суверенны.


Учащиеся анализируют выдержки из документов и отвечают на поставленные вопросы:

(Ленин/Сталин/Раковский)


(Создание государства на основе равенства, федерации/ на основе автономизации государств/ полный суверенитет).

Выступления по поводу проектов объединения. Учащиеся приводят цитаты из документов, подтверждающих правоту своих высказываний.


(Проект В. И. Ленина)



(Проект И.В. Сталина)






(Проект Х. Раковского)




(Проект В.И. Ленина)



















Работают с картой самостоятельно без использования учебника и карты, через 2 минуты представляют результат.

В случае затруднения обращаются к учебнику стр. 104 пункт 3, стр. 105 карта.)




Работают с содержанием документа № 7.

























Воспринимают задание, уточняют, записывают.


Познавательные:  овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста; анализируют содержание текста; выделяют главное

и оценивают историческую информацию.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

Коммуникативные:

- полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования и регуляции своей деятельности;

- слушают и понимают речь других;

- выражают свои мысли в устной форме, овладевают монологической формой речи



































Познавательные: демонстрируют умение декодировать информацию, работая с содержанием исторической карты.




Познавательные: демонстрируют умения обобщать материал, выделять в нём главное и делать выводы.

Личностные: осознают негативные последствия нерационального ведения национальной политики в государстве и формируется неприязненное отношение к насильственным методам разрешения возникающих проблем.

Регулятивные:

- принимают учебную задачу;

- принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания



Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Разбор выполненного задания.




Приложение 1

Из «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»

«Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик.

III съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комисса­ров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вы­вод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.

...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных со­ветских учреждениях.

Вопрос: Какие принципы национальной политики лежат в основе документа?


Документ № 1


Выступление И. В. Сталина на Х Всероссийском съезде

26 декабря 1922 г.


Существует три группы обстоятельств, определивших неизбежность объединения советских республик в одно союзное государство.

Первая группа обстоятельств - это факты, касающиеся нашего внутреннего хозяйственного состояния.

Во-первых, скудность наших хозяйственных ресурсов, оставшихся в распоряжении республик в результате семилетней войны- скудность, которая заставляет нас объединять эти скудные средства для более рационального их использования и развития главных отраслей хозяйства…

Во-вторых, сложившееся исторически естественное разделение труда… Например, север снабжает юг и восток мануфактурой; юг и восток снабжают север хлопком, топливом и т.д. Вот это разделение труда, установившееся между областями, не может быть вычеркнуто одним росчерком пера: оно создано исторически всем ходом хозяйственного развития федерации.

В-третьих, единство основных средств сообщений по всей федерации, составляющих нерв и фундамент всякого возможного объединения.

Вторая группа обстоятельств, определивших объединение республик, - это факты, связанные с нашим внешним положением. Я имею в виду наше военное положение. Следует, товарищи помнить, что, несмотря на выход наших республик из состояния гражданской войны, опасность нападения извне не исключена. Эта опасность требует того, чтобы наш военный фронт был абсолютно единым, могущим обеспечить внешнюю безопасность республики.

Наконец, третья группа фактов, тоже требующих объединения и связанных с характером строения советской власти, с классовой природой советской власти. Советская власть построена так, что она, интернациональная по своей внутренней сущности, всячески культивирует в массах идею объединения, сама толкает их на путь объединения.

В мире Советов, где власть не на капитале, а на труде, где власть построена не на частной собственности, а на собственности коллективной…. сама природа власти располагает к тому, чтобы трудящиеся массы естественно стремились к объединению в одну социалистическую семью.

Задание

1. Поработайте в парах с текстом № 1 и скажите, сложились ли предпосылки для объединения республик и если да, то какие, и на какие группы их можно условно разделить? 


Документ № 2


Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР и независимых советских республик был подготовлен членом комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) И.В. Сталиным.

1. Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР…

2. Признать целесообразным формальное распространение компетенции ВЦИКа, СНК и СТО РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения перечисленных в п. 1-м республик.

3. Внешние дела (Индел, Внешторг), военные дела, железнодорожные, финансовые и др. упомянутых в пун. 1-м независимых республик объединить с таковыми РСФСР. (…)

5. Остальные наркоматы упомянутых в п. 1-м республик как-то: юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.

11 августа 1922 г.


Документ № 3


Из письма Сталина 22 сентября 1922 года.

...Мы переживаем такую полосу развития, когда форма, закон, не могут быть игнорированы, когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказываются понимать как игру, упорно принимая слова о независимости за чистую монету.

Если мы теперь не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическому взаимоотношению, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчинятся центру, т.е. если мы теперь же не заменим формальную(фиктивную) независимость формальной же ( и вместе с тем реальной) автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик.


Документ № 4


Резолюция В.И. Ленина для членов политбюро ЦК РКП (Б)

вместо «вступления» в РСФСР — «Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии».

РСФСР признает себя равноправной с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входит в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».

Важно, чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик.

Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских рес­публик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза...

Написано 26 сентября 1922 г.


Документ № 5


Из письма Ленина «К вопросу о национальностях или об «автономизации», 3 декабря 1922 г.

Следует оставить и укрепить союз социалистических республик, об этой мере не может быть сомнения.  Она нам нужна, как нужна всемирному коммунистическому пролетариату для борьбы со всемирной буржуазией. Нет сомнения, что под предлогом единства железнодорожной службы, под предлогом единства фискального и т.п. у нас…будет проникать масса злоупотреблений истинно русского свойства. На следующем съезде Советов мы можем даже оставить союз советских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов.

  … Мы хотим добровольного союза наций,- такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой, такого союза, который, был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на добровольном согласии.

В основу объединения положить принципы добровольности и равноправия республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза республик.

Доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем.


Документ № 6


Христиан Раковский, председатель Совнаркома Украинской ССР, который напомнил о планах мировой революции и необходимости создать нечто, объединяющее народы, куда бы могли присоединяться любые республики на следующих условиях:

1. Все советские республики заключают между собой двусторонние равноправные договоры.

2. Центральные союзные органы не создаются.

3. Полномочия субъектов объединения равные.


Из Декларации об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.

«Союз…является добровольным объединением равноправных народов…за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза… доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем…Новое, союзное государство…послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».


Документ № 7


Дальнейшее государственное строительство СССР.

Присоединение новых республик


Год присоединения

Наименование республик, вошедших в состав СССР

Способ вхождения

1924

Узбекская, Туркменская (вместо Туркестанской республики, входившей в состав РСФСР)

Добровольное присоединение

1929

Таджикская (ранее входила в состав Узбекистана)

Добровольное присоединение

1936

Киргизская, казахская, вместо распущенной ЗСФСР – Азербайджан, Армения, Грузия

Добровольное присоединение

Август-сентябрь

1939

Правительство СССР потребовало отставки буржуазных правительств Латвии, Литвы, Эстонии. Ультиматум был выполнен.

В страны Прибалтики были введены значительные силы Красной Армии

Лето

1940

По результатам подписания советско-финского мирного договора к СССР отходили: Карельский перешеек, включая Выборг, побережье Ладожского озера, часть п-ва Рыбачий. На отошедших территориях была создана Карело-Финская республика.

Советско-финская война

Август

1940

Принят закон об образовании Молдавской ССР

Советское правительство предъявило ультиматум Румынии и потребовало вернуть Бессарабию. Требование было удовлетворено и население Бессарабии было воссоединено с Молдавской АССР, входившей в состав Советской Украины.


Список литературы

1. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век.. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 1995. – С.194.

2. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества (1900-1940). – СПб.: СМИО Пресс, 1998. – С. 311-319.

3. История России. 10 класс. Учебник для общеобраз. организаций. в 3 ч. Ч.1. под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.

4. Хрестоматия по истории России. С древнейших времён до наших дней. Учебное пособие. – М.: Проспект, 1999. - С. 451-453.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.