Конспект урока по истории в 9 классе «Политическая система СССР в 30-е гг.»

5
0
Материал опубликован 29 March 2017

Пояснительная записка к презентации

Политическая система в СССР в 30-е годы

Цели урока:

Раскрыть причины, массовый характер, цели и задачи репрессий.

Обеспечить учащимися понятия “Тоталитарный режим”, “репрессии”, ГУЛАГ,

Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, аргументировано высказывать свое мнение.

Формировать нравственное отношение к реалиям изучаемого периода.

Задачи урока:

Формирование навыков системно-научного подхода к изучению материала, умений анализа и обобщений на основе знаний о реалиях изучаемого исторического периода.

Раскрытие глубоко нравственного потенциала изучаемого материала и его личностной значимости.

Создание оптимальных условий для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса.

Основные понятия: “Тоталитарный режим”, “репрессии”, ГУЛАГ,

Оборудование:документы изучаемого периода, учебник А.А.Данилов, Л.Г Косулина, презентация,

Слушание отрывка “Песни о Родине” (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаевского)

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

- Как называется эта песня? В каком кинофильме исполняется?

(Это «Песня о Родине». Песня была написана Василием Лебедевым-Кумачом и Исааком Дунаевским для фильма «Цирк» (1936) г, режиссёр Григорий Александров.

. С 1939 года первые аккорды песни, исполняемые на вибрафоне, использовались в качестве позывных Всесоюзного радио).

- Население Страны Советов пело песни о светлом будущем, о том, как хорошо в стране советской жить.

Фрагмент стихотворения А.Ахматовой «Реквием»

Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И тогда, обезумев от муки,

Шли уже осуждённых полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами 1

И под шинами чёрных «Марусь»

Вопросы учащимся:

- Какая страна?

- Какие люди?

- Какое настроение царит среди людей в фильме «Цирк» и поэме А.Ахматовой?

(- Население Страны Советов пело песни о светлом будущем, о том, как хорошо в стране советской жить, а в поэме Ахматовой- разлука, осуждённые, смерть).


 

Учитель: Получается, что страна самая лучшая, народ самый счастливый, настроение восторженно-радостное. «Мы попали в замечательную страну, но почему-то, когда в этой стране тысячи людей громко пели о счастливой жизни, с энтузиазмом трудились, тысячи других стонали от боли, выли от отчаяния и бессилия, и тихо даже беззвучно писали о том, что им пришлось пережить».

В чём вы видите противоречие?

(Противоречие между первоначальным образом страны и последующим. С одной стороны - радостное настроение, с другой страх, отчаяние. («Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад» и «безвинная корчилась Русь, под кровавыми сапогами и под шинами черных «марусъ»)

-А теперь давайте вместе разберёмся,

что же на самом деле происходило в стране, и кто в этом виноват?

-Что мы сегодня должны узнать?

(-Какой политический режим сложился в 30-е годы)

-Кто руководил страной?

-Как жил советский народ?)


 

Вступительное слово учителя.
 

Слайды 2, 3


1 декабря 1934 года был убит С.М.Киров – первый секретарь ленинградского горкома ВКП (б). Это убийство послужило поводом для развертывания массовых репрессий в стране.
На полную мощь заработала кровавая машина, сотни тысяч ни в чем не повинных людей стали «врагами народа», «шпионами», ушли в небытие, превратились в « лагерную пыль». Сейчас мы можем только догадываться, сколько гениальных ученых, врачей, актеров, музыкантов, конструкторов потеряла Россия. Сколько талантливых детей не было рождено, а сколько осталось сиротами с клеймом «детей врагов народа». В 50-х годах новое руководство страны признало сам факт репрессий. Начавшиеся в начале 90-х годов серьезные общественные политические изменения позволили открыть завесу секретности. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться с тем, что происходило в стране в 30-е годы

2

на самом деле и кто в этом виноват, поговорим о том, как складывалась система власти в

стране, о причинах и масштабах репрессий, о жертвах и организаторах большого террора.
итак,

Тема урока: Политическая система в СССР в 30-е годы

 

II. Работа с документом. Из книги Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.)

Слайд 4


В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие… Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить… Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может… Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства… Отсюда странное поведение, которое тебя, иностранца, иногда удивляет, отсюда способность находить радости, которые удивляют тебя еще больше. Тебе жаль тех, кто часами стоит в очереди, - они же считают нормальным. Хлеб, овощи, фрукты кажутся тебе плохими – но другого ничего нет. Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе безобразными – но выбирать не из чего. Поскольку сравнивать совершенно не с чем – разве только что с проклятым прошлым, - ты с радостью берешь то, что тебе дают. Самое главное при этом – убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).

Слайд 5


Конформизм — приспособленчество, отсутствие собственных позиций; пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений.


Задание. Проанализируйте текст, ответив на следующие вопросы:
- Каковы были особенности массового сознания в 30-е гг.?

- Какими способами оно формировалось?
- Какой вывод можно сделать об уровне жизни населения?
- Признаки какого политического режима прослеживаются в данном тексте? (Тоталитарного)

- Дайте определение, что такое тоталитарный режим?

Слайд 6

Тоталитарный режим – это политический режим,  при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

- Попробуем сформулировать основные черты тоталитаризма в СССР, работая с документами (учащиеся знакомятся с документами, формулируют черты тоталитарного строя). 3

1. Н.С.Хрущев. Воспоминания.

В 1934 году собрался XVII съезд партии – “Съезд победителей”. Никакой оппозиции уже не было ни в партии, ни на съезде. Это был первый съезд после смерти Ленина, где не было оппозиции…

Техника голосования в члены ЦК на меня произвела сильное впечатление. Были выставлены кандидаты, их занесли в список и бюллетени роздали делегатам съезда. Правда, возможностей выбора было предоставлено мало. Кандидатов занесли в список ровно столько, сколько необходимо было избрать в состав членов ЦК, ни одним больше.

Сталин демонстративно на глазах у всех получил список, подошел к урне и опустил бюллетень не глядя. Потом-то я понял, что ни одной кандидатуры без благословения Сталина не было занесено в эти списки и поэтому читать их ему не было никакой необходимости.

  • Черта – отсутствие оппозиции, однопартийность

2. Л.М.Каганович “От XVI к XVII съезду партии” (1934год).

ЦК партии находил время руководить вопросами не только международной политики, обороны, хозяйственного строительства, но и одновременно заниматься такими вопросами, как учебники, библиотеки, художественная литература, театры, кино, такими вопросами, как производство граммофонов, качество мыла и т.д.

2) Черта – сращивание партийного и государственного аппаратов, командная экономика

3. Резолюция бюро Октябрьского РК ВКП(б) г.Саратова об антирелигиозной работе в районе (апрель 1929 года).

Бюро РК ВКП(б) вынуждено констатировать недостаточность повседневной массовой антирелигиозной работы. В связи с этим бюро постановляет:

Установить еженедельный день для исключительно антирелигиозной работы на предприятиях- понедельник.

Выделить кадры наиболее подготовленных партийцев для антирелигиозной пропаганды.

3) Черта – борьба с религией

4. Из “Открытого письма Сталину” Ф.Раскольникова (август 1939 года).

Лицемерно провозглашая интеллигенцию “солью земли”, вы лишили внутренней свободы труд писателя, ученого живописца. Вы зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает. Никто не может высказать свое личное мнение, не отмеченное казенным штампом… Вслед за Гитлером вы воскресили средневековое сжигание книг. Я видел своими глазами рассылаемые советским библиотекам огромные списки книг, подлежащих немедленному уничтожению.

4) Черта – уничтожение литературы, не укладывающейся в идеологические рамки

5. Из обращения М.Н.Рютина “Ко всем членам ВКП(б)” (июнь 1932 года).

На всю страну надет намордник. Наука, литература, искусство низведены до уровня низких служанок и подпорок сталинского руководства. Печать стала чудовищной фабрикой лжи, надувательства и терроризирования масс.

5) Черта – государственный контроль над средствами массовой информации

6. Из книги “Возвращение из СССР” (1936 год).

Самое главное при этом – убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно

4

быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).

6) Черта – международная изолированность государства

3. Одним из проявлений тоталитарного режима стал культ личности Сталина.

К началу 30-х годов в Советском Союзе установился культ личности вождя, власть в стране полностью сосредоточилась в руках Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) и его ближайших соратников.

Сталинские наркомы:

В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, В.В.Куйбышев, Г.К.Орджоникидзе были готовы выполнять все распоряжения Сталина, любыми средствами, не жалея ни себя, ни своих сотрудников.
Сталина начали называть организатором Октября, создателем Красной армии и выдающимся полководцем — победителем армий белогвардейцев и интервентов, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки. Его стали именовать «мудрым», «великим», «гениальным». В стране появился «отец народов» и «лучший друг советских детей».

Из энциклопедии «Аванта +» я прочитала следующее:

«...Захлебываясь, соревнуются в прославлении «мудрого отца народов»

писатели, журналисты, художники, деятели науки и даже его бывшие

политические противники. Но всех превзошел народный казахский поэт Джамбул, который в «Правде» писал, что «Сталин — глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он — учитель Вселенной».

Огромное количество «произведений искусства»делают его образ вездесущим. Отовсюду лицо Сталина смотрит на каждого гражданина Советского Союза. Повреждение его изображения приравнивалось к преступлению. А сам Сталин в ответ на вопрос одного из иностранных гостей, зачем повсюду висят его портреты, отшучивался: чтоп оделать, раз народу это нравится»

Слайд 23

Культ личности — возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития. 

-Почему граждане нашей страны терпели подобные порядки?

(применялись репрессии.)

Слайд 24

Репрессии — карательные меры, наказания

1937-1938 годы- это годы массовых арестов и расстрелов, их называют годами “Большого террора”.

Слайды 25 -32

НКВД возглавил Ежов Н., он представил план “Большого террора” на утверждение Политбюро ЦК ВКП (б) 2 июля 1937 года. 5

 

Создатель системы ГУЛАГ –Генрих Ягода

Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния (ГУЛа́г) — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1934—1960 годах.

Всё население СССР было разбито на группы и категории, с (%) процентами на аресты и расстрелы по областям и республикам.

Ликвидации и лишению свободы подлежали не только остатки белого движения (и их дети), но и коммунисты – бывшие члены оппозиционных течений в ВКП(б).

Представить себе репрессии без масштабов невозможно. До сего времени такого рода информация была закрыта, и было запрещено разглашение государственной тайны.

Мы сегодня имеем уникальную возможность увидеть эти страшные цифры жертв государственного террора.

Слайд 33

Сколько жертв “БТ” официально опубликовало НКВД?

1 344 923 арестованных;
681 692 расстрелянных.

Известный историк Конквест называет числа жертв “БТ”

12-14 млн. человек арестованных;
не менее 1 млн. расстрелянных.

Комиссия ЦК КПСС в 1962 году назвала и того больше:

19 млн. арестованных;
не менее 7 млн. расстрелянных.


 

В начале 1937г. было упрощено судопроизводство. Все местные руководители получили разнарядки на количество разоблаченных «врагов народа». Создавались специальные внесудебные «тройки» - куда входили: начальник Управления НКВД, начальник Управления милиции, областной прокурор. Расстрельные приговоры приводили в исполнение в течение 24 часов.

- Кого репрессировали?

Массовый террор охватил не только партийных работников и военных, но и простых людей.

- Как и за что можно было стать врагом народа, давайте разберемся?

Учитель рассказывает анекдот.

«Сидят два человека в камере. Один другого спрашивает:

- Тебя за что посадили?

- За лень

- Как так? Работать не хочешь?

- Да, нет. Вечером на дне рождения хозяин рассказал анекдот про Сталина. Все гости вечером на него «донесли», а я поленился, думал утром схожу. Утром пришёл – оказалось последний. Вот и посадили.

Вопрос: Какая атмосфера царила в обществе?

(атмосфера всеобщей подозрительности и доносов) 6

 

Распространялись доносы, с помощью них тысячи людей решали свои личные проблемы.

-Кого же репрессировали?

Слайд 34

  • С 1936 по 1937гг прошли открытые политические процессы против элиты партии. Бывшие соратники Ленина: Зиновьев, Каменев, Бухарин были объявлены «врагами народа». Все они на суде оговорили себя и были расстреляны.

- Какую цель преследовал Сталин, уничтожая элиту партии?

(Так шаг за шагом Сталин уничтожал конкурентов и неугодных, устанавливая в стране режим личной беспрекословной власти. )

- Почему осужденные оговаривали себя?

Работа с документом:

Из воспоминаний старейшего члена партии Зинаиды Немцовой.

Вызовут человека, приведут в кабинет следователя, поставят перед столом. За столом сидят три следователя и начинают допрос. Допрашивают, допрашивают, потом устанут – уйдут, а на их место сейчас же другие садятся и опять допрашивают; эти потом тоже уходят, а их сменяют другие, а допрос все продолжается – без перерыва. И так сутки, двое, трое. А иногда и двадцать суток.

Они сменяются по конвейеру, а он стоит на этом конвейере. Упадет – поднимут, воды дадут, а то и лекарство дадут и опять допрашивают. Вот это и называется конвейер.

В советской школе учитель грозно спрашивает ученика: «Кто написал "Евгения Онегина"? Перепуганный ученик отвечает: «Не я». 
Учитель возмущён и при встрече с отцом мальчика рассказывает об этом случае. Отец подумал, подумал и говорит: «Товарищ учитель, а может, и верно не он?» 
Учитель окончательно взбешен, идёт по улице, встречает знакомого чекиста, рассказывает ему всю эту историю. Чекист спрашивает: «Как фамилия папаши и адрес?» Учитель сказал, чекист занёс в записную книжку.

Встречаются через два дня. «Нашёл папашу вашего мальчишки. Всё наладил: сознался, что сын написал "Евгения Онегина"! У меня это строго, шуток не люблю!»

  • Репрессии в армии:

Слайды 34-37

В июне 1937 года состоялся суд над группой высших офицеров РККА, включая Михаила Тухачевского. Обвиняемым вменялась подготовка военного переворота, назначенного на 15 мая 1937 года. В ходе предварительного следствия Тухачевский признал себя виновным в подготовке военного заговора в РККА, целью которого было насильственное свержение власти и установление в СССР военной диктатуры. Для реализации успеха планировалось подготовить поражение РККА в будущей войне с Германией и, возможно, Японией. Особенно большой количественный урон (в процентном отношении) понёс высший командный состав — начиная с командиров полков. Согласно справке 7

 

Были репрессированы:

из 5   маршалов — 3

из 9   командармов I ранга — 5

из 10  командармов II ранга — 10

из 57  комкоров — 50

из 186 комдивов — 154

из 16  армейских комиссаров I и II рангов — 16

из 26  корпусных комиссаров — 25

из 64  дивизионных комиссаров — 58

из 456 командиров полков — 401.

Служителей церкви

Слайды 38-39

Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу - полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме ("Членам Политбюро. Строго секретно") от 19 марта 1922 г.: "...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше".      Через два десятилетия деятельности по этому плану разрушение зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г.

Пример из Коми края.

Слайды

Крестьяне

Слайды 40-42

В 30-е г. сталинская репрессивная машина, словно гигантский каток по асфальту трижды прошлась по крестьянству. Первый заход был связан с раскулачиванием 1929-1931 гг., второй - с так называемым «законом о колосках» от 7 августа 1932 г. и деятельностью политотделов МТС в 1933-1934 гг. и третий - с «Большим террором 1937 года».

 

Сообщение Ивановой З., Гуляевой Ю.

 

Этнические меньшинства 8

 

Слайд 43

В 1937–1938 гг. репрессии приняли еще и национальный характер. В ГУЛАГ отправлялись поляки, латыши, греки, финны, китайцы и другие этнические меньшинства.

- За что еще могли репрессировать?

Сообщение Тимушевой Е.

- Коснулись ли репрессии вашей семьи? (Ракина А.)

- Зачем нужны были репрессии в то время?

Смысл массовых репрессий:

- навести порядок в стране;

- устранение врагов советской власти;

- переложить ответственность за неудачи на "врагов народа";

-стремление уничтожить думающую часть общества;

- необходимость большого количества подневольной рабочей силы.

Заключение:

Тема политических репрессий в СССР отразилась в душах как современников, так и людей старших поколений, переживших эти страшные годы.

Наши писатели и поэты в своих произведениях наиболее ярко описали тему репрессий, где показали трагедию нашего народа. Это “Дети Арбата” Анатолия Рыбакова, “Архипелаг Гулаг” Александра Солженицына, стихотворение Осипа Мандельштама, поэма “Реквием” Анны Ахматовой.

В страшные годы “ежовщины” она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. (её муж в 19101918 годы Н. С. Гумилёв расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, третий гражданский муж , трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 19301940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет). Как-то раз кто-то “опознал” её. Тогда стоящая за ней женщина с голубыми губами, очнулась от свойственного им оцепенения и спросила её на ухо (там все говорили шепотом):

А это вы можете описать?

И Ахматова сказала:

Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.

Анна Ахматова “Эпилог”.

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жёсткие страницы 
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и чёрных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною, ослепшею стеною. 9

 

Слайды 44, 45

В 1991 году вышел указ Президента России об установлении Дня памяти жертв политических репрессий – это дата 30 октября.

IV. Заключительная часть урока.

1. Заключительное слово учителя.

Мы начали серьёзный разговор и затронули важную тему истории нашей.

- Какой вывод можно сделать?

Слайды 46-47

Д/з 1. 30-е годы в истории моего родного края, в истории моей семьи.

2. Рассказать о показательных процессах в 30-е гг. (1-2 примера)

3. Какие цели преследовал Сталин, организуя открытые показательные процессы?

Презентация к уроку

Предварительный просмотр презентации

Политическая система СССР в 30-е годы Кирушева Е.П., учитель истории МОУ «СОШ» с.Деревянск

С.М. Киров – 1 Секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) 1936 год: Первый процесс: обвинение в заговоре против И.В. Сталина, попытке свержения советской власти, убийстве Кирова предъявлено Г.Зиновьеву и Л.Каменеву 1 декабря 1934 г.- убийство С.М. Кирова - начало массовых репрессий

После убийства С.М. Кирова было 1. принято решении о проведении следствия по «террористическим делам» в сокращенном порядке, в течение 10 дней, прокурор и адвокат на процессе отсутствовали, помилование запрещалось, а смертные приговоры осуществлялись немедленно. 2. В 1935 г.закон был дополнен, под его действия попадали и подростки с возраста 12 лет – привлекались к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания включая смертную казнь.

Из книги Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.) В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие… Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить… Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может… Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства… Отсюда странное поведение, которое тебя, иностранца, иногда удивляет, отсюда способность находить радости, которые удивляют тебя еще больше. Тебе жаль тех, кто часами стоит в очереди, - они же считают нормальным. Хлеб, овощи, фрукты кажутся тебе плохими – но другого ничего нет. Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе безобразными – но выбирать не из чего. Поскольку сравнивать совершенно не с чем – разве только что с проклятым прошлым, - ты с радостью берешь то, что тебе дают. Самое главное при этом – убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).

Конформизм — приспособленчество, отсутствие собственных позиций; пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений.

Тоталитарный режим – это политический режим,  при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

отсутствие оппозиции, однопартийность

сращивание партийного и государственного аппаратов, командная экономика

борьба с религией

уничтожение литературы, не укладывающейся в идеологические рамки

государственный контроль над средствами массовой информации

международная изолированность государства

складывание культа личности

репрессии

Черты тоталитаризма: 1)отсутствие оппозиции, однопартийность. 2) сращивание партийного и государственного аппаратов, командная экономика  3) борьба с религией  4) уничтожение литературы, не укладывающейся в идеологические рамки  5) государственный контроль над средствами массовой информации  6) международная изолированность государства  7) складывание культа личности 8) репрессии

21 декабря 1929 г. Сталину исполнилось 50 лет. До этого было не принято публично отмечать юбилеи руководителей партии и государства. Ленинский юбилей был единственным исключением. .

Сталину газета «Правда» посвятила статьи, приветствия, письма, телеграммы, поток славословий и лести. Почин подхватили другие газеты, от столичных до районных, журналы, радио, кино. Формирование культа личности Сталина Сталин — это гордость, это знамя, Сталин — это счастье, это жизнь. Сталин — это труд, дерзанье, сила, Сталин — это молодость земли.

Населённые пункты Сталин, 1949—1956 — Варна, Болгарская Народная Республика Сталинабад, 1929—1961 — Душанбе, Таджикская ССР Сталинград, 1925—1961 — Волгоград (ранее Царицын), РСФСР Сталинири, 1934—1961 — Цхинвали, Юго-Осетинская АО(ГрузССР) Сталино, 1924—1961 — Донецк (ранее Юзовка), УССР Сталиногорск, 1934—1961 — Новомосковск (ранее Бобрики), РСФСР Сталинск, 1932—1961 — Новокузнецк, РСФСР Орашул-Сталин (Oraşul Stalin), 1950—1960 — Брашов, Румыния Читети-Сталин (Qyteti Stalin), 1950—1990 — Кучова, Албания Сталиногруд (Stalinogród), 1953—1956 — Катовице, Польша Сталинштадт (Stalinstadt), 1953—1961 — Айзенхюттенштадт, Германия (вновь выстроенный город, включивший город Фюрстенберг и ряд деревень) Сталинварош (Sztálinváros), 1951—1961 — Дунауйварош, Венгрия (вновь выстроенный город на месте деревни Пентеле) Сталинский, 1939—1961, рабочий посёлок в Московской области, РСФСР — посёлок Восточный в составе Москвы Сталинский (поселок фабрики имени Сталина), рабочий поселок в Московской области. Сталиндорф, село Излучистое в Днепропетровской области, УССР Сталинаул — село Ленинаул, Дагестан, РСФСР.

30-е годы – формирование культа личности Сталина Мудрый вождь и учитель» «Лучший друг советских детей» «Пусть живет, да здравствует отец наш родной – товарищ Сталин – солнышко!» (газета «Правда», март 1939 год) В 1925 году город Царицын был переименован в Сталинград. Имя Сталина можно было встретить в названиях выпускавшейся в 1930—1950-х годах советской техники: в 1932 году начинается производство комбайнов Сталинец-1 и Паровозов ИС; в 1933 году начинается выпуск тракторов Сталинец-60; в 1943 году появляется танки ИС-1 и ИС-2. В советской прессе сталинской эпохи его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. О Сталине пишут песни: на слова поэта А. А. Сурков исполняются песни «Нас воля Сталина вела» (композитор В. И. Мурадели) и «Песня о Сталине» (музыка М. И. Блантра). В 1939 году композитор С. С. Прокофьев создает посвященную Сталину кантату «Здравица». Имя Сталина упоминается в художественных литературных произведения и в художественных фильмах.

Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Формирование культа личности Сталина

Культ личности — возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития. 

Репрессии — карательные меры, наказания

«Черный Ворон» увозивший арестованных «Тройка» выносит приговор

Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния (ГУЛа́г) — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1934—1960 годах.  

ГУЛАГ

Сколько жертв “БТ” официально опубликовало НКВД? 1 344 923 арестованных; 681 692 расстрелянных. Известный историк Конквест называет числа жертв “БТ” 12-14 млн. человек арестованных; не менее 1 млн. расстрелянных. Комиссия ЦК КПСС в 1962 году назвала и того больше: 19 млн. арестованных; не менее 7 млн. расстрелянных.

В марте 1938 г.на 3 процессе были осуждены Н.Бухарин, А.Рыков, К.Радек и др.Страна погрузилась в атмосферу страха. Секретный отдел НКВД настигал своих жертв даже за границей -в 1940 г.в Мексике был убит Л.Троцкий.

«Черный Ворон» увозивший арестованных «Тройка» выносит приговор

Репрессии против руководства армии. Расстреляны Василий Блюхер Маршалл Тухачевский

Репрессированы в 1937г из 5 маршалов - 3 из 9 командармов I ранга – 5 из 10 командармов II ранга – 10 из 57 комкоров - 50 из 186 комдивов – 154 из 16 армейских комиссаров I и II рангов – 16 из 26 корпусных комиссаров – 25 из 64 дивизионных комиссаров – 58 из 456 командиров полков - 401

множество разрушенных храмов и закрытых монастырей множество разрушенных храмов и закрытых монастырей

Разрушение храма Христа Спасителя в Москве

Раскулачивание

Спецпоселение

Труд спецпереселенцев

Репрессии против немцев Поволжья

В 1991 году вышел указ Президента России об установлении Дня памяти жертв политических репрессий – это дата 30 октября.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.