Конспект урока по истории в 9 классе «Политическая система СССР в 30-е гг.»
Пояснительная записка к презентации
Политическая система в СССР в 30-е годы
Цели урока:
Раскрыть причины, массовый характер, цели и задачи репрессий.
Обеспечить учащимися понятия “Тоталитарный режим”, “репрессии”, ГУЛАГ,
Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, аргументировано высказывать свое мнение.
Формировать нравственное отношение к реалиям изучаемого периода.
Задачи урока:
Формирование навыков системно-научного подхода к изучению материала, умений анализа и обобщений на основе знаний о реалиях изучаемого исторического периода.
Раскрытие глубоко нравственного потенциала изучаемого материала и его личностной значимости.
Создание оптимальных условий для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса.
Основные понятия: “Тоталитарный режим”, “репрессии”, ГУЛАГ,
Оборудование:документы изучаемого периода, учебник А.А.Данилов, Л.Г Косулина, презентация,
Слушание отрывка “Песни о Родине” (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаевского)
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
- Как называется эта песня? В каком кинофильме исполняется?
(Это «Песня о Родине». Песня была написана Василием Лебедевым-Кумачом и Исааком Дунаевским для фильма «Цирк» (1936) г, режиссёр Григорий Александров.
. С 1939 года первые аккорды песни, исполняемые на вибрафоне, использовались в качестве позывных Всесоюзного радио).
- Население Страны Советов пело песни о светлом будущем, о том, как хорошо в стране советской жить.
Фрагмент стихотворения А.Ахматовой «Реквием»
Это было, когда улыбался
Только мёртвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И тогда, обезумев от муки,
Шли уже осуждённых полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами 1
И под шинами чёрных «Марусь»
Вопросы учащимся:
- Какая страна?
- Какие люди?
- Какое настроение царит среди людей в фильме «Цирк» и поэме А.Ахматовой?
(- Население Страны Советов пело песни о светлом будущем, о том, как хорошо в стране советской жить, а в поэме Ахматовой- разлука, осуждённые, смерть).
Учитель: Получается, что страна самая лучшая, народ самый счастливый, настроение восторженно-радостное. «Мы попали в замечательную страну, но почему-то, когда в этой стране тысячи людей громко пели о счастливой жизни, с энтузиазмом трудились, тысячи других стонали от боли, выли от отчаяния и бессилия, и тихо даже беззвучно писали о том, что им пришлось пережить».
В чём вы видите противоречие?
(Противоречие между первоначальным образом страны и последующим. С одной стороны - радостное настроение, с другой страх, отчаяние. («Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад» и «безвинная корчилась Русь, под кровавыми сапогами и под шинами черных «марусъ»)
-А теперь давайте вместе разберёмся,
что же на самом деле происходило в стране, и кто в этом виноват?
-Что мы сегодня должны узнать?
(-Какой политический режим сложился в 30-е годы)
-Кто руководил страной?
-Как жил советский народ?)
Вступительное слово учителя.
Слайды 2, 3
1 декабря 1934 года был убит С.М.Киров – первый секретарь ленинградского горкома ВКП (б). Это убийство послужило поводом для развертывания массовых репрессий в стране.
На полную мощь заработала кровавая машина, сотни тысяч ни в чем не повинных людей стали «врагами народа», «шпионами», ушли в небытие, превратились в « лагерную пыль». Сейчас мы можем только догадываться, сколько гениальных ученых, врачей, актеров, музыкантов, конструкторов потеряла Россия. Сколько талантливых детей не было рождено, а сколько осталось сиротами с клеймом «детей врагов народа». В 50-х годах новое руководство страны признало сам факт репрессий. Начавшиеся в начале 90-х годов серьезные общественные политические изменения позволили открыть завесу секретности. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться с тем, что происходило в стране в 30-е годы
2
на самом деле и кто в этом виноват, поговорим о том, как складывалась система власти в
стране, о причинах и масштабах репрессий, о жертвах и организаторах большого террора.
итак,
Тема урока: Политическая система в СССР в 30-е годы
II. Работа с документом. Из книги Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.)
Слайд 4
В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие… Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить… Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может… Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства… Отсюда странное поведение, которое тебя, иностранца, иногда удивляет, отсюда способность находить радости, которые удивляют тебя еще больше. Тебе жаль тех, кто часами стоит в очереди, - они же считают нормальным. Хлеб, овощи, фрукты кажутся тебе плохими – но другого ничего нет. Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе безобразными – но выбирать не из чего. Поскольку сравнивать совершенно не с чем – разве только что с проклятым прошлым, - ты с радостью берешь то, что тебе дают. Самое главное при этом – убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).
Слайд 5
Конформизм — приспособленчество, отсутствие собственных позиций; пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений.
Задание. Проанализируйте текст, ответив на следующие вопросы:
- Каковы были особенности массового сознания в 30-е гг.?
- Какими способами оно формировалось?
- Какой вывод можно сделать об уровне жизни населения?
- Признаки какого политического режима прослеживаются в данном тексте? (Тоталитарного)
- Дайте определение, что такое тоталитарный режим?
Слайд 6
Тоталитарный режим – это политический режим, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.
- Попробуем сформулировать основные черты тоталитаризма в СССР, работая с документами (учащиеся знакомятся с документами, формулируют черты тоталитарного строя). 3
1. Н.С.Хрущев. Воспоминания.
В 1934 году собрался XVII съезд партии – “Съезд победителей”. Никакой оппозиции уже не было ни в партии, ни на съезде. Это был первый съезд после смерти Ленина, где не было оппозиции…
Техника голосования в члены ЦК на меня произвела сильное впечатление. Были выставлены кандидаты, их занесли в список и бюллетени роздали делегатам съезда. Правда, возможностей выбора было предоставлено мало. Кандидатов занесли в список ровно столько, сколько необходимо было избрать в состав членов ЦК, ни одним больше.
Сталин демонстративно на глазах у всех получил список, подошел к урне и опустил бюллетень не глядя. Потом-то я понял, что ни одной кандидатуры без благословения Сталина не было занесено в эти списки и поэтому читать их ему не было никакой необходимости.
-
Черта – отсутствие оппозиции, однопартийность
2. Л.М.Каганович “От XVI к XVII съезду партии” (1934год).
ЦК партии находил время руководить вопросами не только международной политики, обороны, хозяйственного строительства, но и одновременно заниматься такими вопросами, как учебники, библиотеки, художественная литература, театры, кино, такими вопросами, как производство граммофонов, качество мыла и т.д.
2) Черта – сращивание партийного и государственного аппаратов, командная экономика
3. Резолюция бюро Октябрьского РК ВКП(б) г.Саратова об антирелигиозной работе в районе (апрель 1929 года).
Бюро РК ВКП(б) вынуждено констатировать недостаточность повседневной массовой антирелигиозной работы. В связи с этим бюро постановляет:
Установить еженедельный день для исключительно антирелигиозной работы на предприятиях- понедельник.
Выделить кадры наиболее подготовленных партийцев для антирелигиозной пропаганды.
3) Черта – борьба с религией
4. Из “Открытого письма Сталину” Ф.Раскольникова (август 1939 года).
Лицемерно провозглашая интеллигенцию “солью земли”, вы лишили внутренней свободы труд писателя, ученого живописца. Вы зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает. Никто не может высказать свое личное мнение, не отмеченное казенным штампом… Вслед за Гитлером вы воскресили средневековое сжигание книг. Я видел своими глазами рассылаемые советским библиотекам огромные списки книг, подлежащих немедленному уничтожению.
4) Черта – уничтожение литературы, не укладывающейся в идеологические рамки
5. Из обращения М.Н.Рютина “Ко всем членам ВКП(б)” (июнь 1932 года).
На всю страну надет намордник. Наука, литература, искусство низведены до уровня низких служанок и подпорок сталинского руководства. Печать стала чудовищной фабрикой лжи, надувательства и терроризирования масс.
5) Черта – государственный контроль над средствами массовой информации
6. Из книги “Возвращение из СССР” (1936 год).
Самое главное при этом – убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно
4
быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).
6) Черта – международная изолированность государства
3. Одним из проявлений тоталитарного режима стал культ личности Сталина.
К началу 30-х годов в Советском Союзе установился культ личности вождя, власть в стране полностью сосредоточилась в руках Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) и его ближайших соратников.
Сталинские наркомы:
В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, В.В.Куйбышев, Г.К.Орджоникидзе были готовы выполнять все распоряжения Сталина, любыми средствами, не жалея ни себя, ни своих сотрудников.
Сталина начали называть организатором Октября, создателем Красной армии и выдающимся полководцем — победителем армий белогвардейцев и интервентов, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки. Его стали именовать «мудрым», «великим», «гениальным». В стране появился «отец народов» и «лучший друг советских детей».
Из энциклопедии «Аванта +» я прочитала следующее:
«...Захлебываясь, соревнуются в прославлении «мудрого отца народов»
писатели, журналисты, художники, деятели науки и даже его бывшие
политические противники. Но всех превзошел народный казахский поэт Джамбул, который в «Правде» писал, что «Сталин — глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он — учитель Вселенной».
Огромное количество «произведений искусства»делают его образ вездесущим. Отовсюду лицо Сталина смотрит на каждого гражданина Советского Союза. Повреждение его изображения приравнивалось к преступлению. А сам Сталин в ответ на вопрос одного из иностранных гостей, зачем повсюду висят его портреты, отшучивался: чтоп оделать, раз народу это нравится»
Слайд 23
Культ личности — возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития.
-Почему граждане нашей страны терпели подобные порядки?
(применялись репрессии.)
Слайд 24
Репрессии — карательные меры, наказания
1937-1938 годы- это годы массовых арестов и расстрелов, их называют годами “Большого террора”.
Слайды 25 -32
НКВД возглавил Ежов Н., он представил план “Большого террора” на утверждение Политбюро ЦК ВКП (б) 2 июля 1937 года. 5
Создатель системы ГУЛАГ –Генрих Ягода
Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния (ГУЛа́г) — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1934—1960 годах.
Всё население СССР было разбито на группы и категории, с (%) процентами на аресты и расстрелы по областям и республикам.
Ликвидации и лишению свободы подлежали не только остатки белого движения (и их дети), но и коммунисты – бывшие члены оппозиционных течений в ВКП(б).
Представить себе репрессии без масштабов невозможно. До сего времени такого рода информация была закрыта, и было запрещено разглашение государственной тайны.
Мы сегодня имеем уникальную возможность увидеть эти страшные цифры жертв государственного террора.
Слайд 33
Сколько жертв “БТ” официально опубликовало НКВД?
1 344 923 арестованных;
681 692 расстрелянных.
Известный историк Конквест называет числа жертв “БТ”
12-14 млн. человек арестованных;
не менее 1 млн. расстрелянных.
Комиссия ЦК КПСС в 1962 году назвала и того больше:
19 млн. арестованных;
не менее 7 млн. расстрелянных.
В начале 1937г. было упрощено судопроизводство. Все местные руководители получили разнарядки на количество разоблаченных «врагов народа». Создавались специальные внесудебные «тройки» - куда входили: начальник Управления НКВД, начальник Управления милиции, областной прокурор. Расстрельные приговоры приводили в исполнение в течение 24 часов.
- Кого репрессировали?
Массовый террор охватил не только партийных работников и военных, но и простых людей.
- Как и за что можно было стать врагом народа, давайте разберемся?
Учитель рассказывает анекдот.
«Сидят два человека в камере. Один другого спрашивает:
- Тебя за что посадили?
- За лень
- Как так? Работать не хочешь?
- Да, нет. Вечером на дне рождения хозяин рассказал анекдот про Сталина. Все гости вечером на него «донесли», а я поленился, думал утром схожу. Утром пришёл – оказалось последний. Вот и посадили.
Вопрос: Какая атмосфера царила в обществе?
(атмосфера всеобщей подозрительности и доносов) 6
Распространялись доносы, с помощью них тысячи людей решали свои личные проблемы.
-Кого же репрессировали?
Слайд 34
-
С 1936 по 1937гг прошли открытые политические процессы против элиты партии. Бывшие соратники Ленина: Зиновьев, Каменев, Бухарин были объявлены «врагами народа». Все они на суде оговорили себя и были расстреляны.
- Какую цель преследовал Сталин, уничтожая элиту партии?
(Так шаг за шагом Сталин уничтожал конкурентов и неугодных, устанавливая в стране режим личной беспрекословной власти. )
- Почему осужденные оговаривали себя?
Работа с документом:
Из воспоминаний старейшего члена партии Зинаиды Немцовой.
Вызовут человека, приведут в кабинет следователя, поставят перед столом. За столом сидят три следователя и начинают допрос. Допрашивают, допрашивают, потом устанут – уйдут, а на их место сейчас же другие садятся и опять допрашивают; эти потом тоже уходят, а их сменяют другие, а допрос все продолжается – без перерыва. И так сутки, двое, трое. А иногда и двадцать суток.
Они сменяются по конвейеру, а он стоит на этом конвейере. Упадет – поднимут, воды дадут, а то и лекарство дадут и опять допрашивают. Вот это и называется конвейер.
В советской школе учитель грозно спрашивает ученика: «Кто написал "Евгения Онегина"? Перепуганный ученик отвечает: «Не я».
Учитель возмущён и при встрече с отцом мальчика рассказывает об этом случае. Отец подумал, подумал и говорит: «Товарищ учитель, а может, и верно не он?»
Учитель окончательно взбешен, идёт по улице, встречает знакомого чекиста, рассказывает ему всю эту историю. Чекист спрашивает: «Как фамилия папаши и адрес?» Учитель сказал, чекист занёс в записную книжку.
Встречаются через два дня. «Нашёл папашу вашего мальчишки. Всё наладил: сознался, что сын написал "Евгения Онегина"! У меня это строго, шуток не люблю!»
-
Репрессии в армии:
Слайды 34-37
В июне 1937 года состоялся суд над группой высших офицеров РККА, включая Михаила Тухачевского. Обвиняемым вменялась подготовка военного переворота, назначенного на 15 мая 1937 года. В ходе предварительного следствия Тухачевский признал себя виновным в подготовке военного заговора в РККА, целью которого было насильственное свержение власти и установление в СССР военной диктатуры. Для реализации успеха планировалось подготовить поражение РККА в будущей войне с Германией и, возможно, Японией. Особенно большой количественный урон (в процентном отношении) понёс высший командный состав — начиная с командиров полков. Согласно справке 7
Были репрессированы:
из 5 маршалов — 3
из 9 командармов I ранга — 5
из 10 командармов II ранга — 10
из 57 комкоров — 50
из 186 комдивов — 154
из 16 армейских комиссаров I и II рангов — 16
из 26 корпусных комиссаров — 25
из 64 дивизионных комиссаров — 58
из 456 командиров полков — 401.
Служителей церкви
Слайды 38-39
Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу - полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме ("Членам Политбюро. Строго секретно") от 19 марта 1922 г.: "...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше". Через два десятилетия деятельности по этому плану разрушение зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г.
Пример из Коми края.
Слайды
Крестьяне
Слайды 40-42
В 30-е г. сталинская репрессивная машина, словно гигантский каток по асфальту трижды прошлась по крестьянству. Первый заход был связан с раскулачиванием 1929-1931 гг., второй - с так называемым «законом о колосках» от 7 августа 1932 г. и деятельностью политотделов МТС в 1933-1934 гг. и третий - с «Большим террором 1937 года».
Сообщение Ивановой З., Гуляевой Ю.
Этнические меньшинства 8
Слайд 43
В 1937–1938 гг. репрессии приняли еще и национальный характер. В ГУЛАГ отправлялись поляки, латыши, греки, финны, китайцы и другие этнические меньшинства.
- За что еще могли репрессировать?
Сообщение Тимушевой Е.
- Коснулись ли репрессии вашей семьи? (Ракина А.)
- Зачем нужны были репрессии в то время?
Смысл массовых репрессий:
- навести порядок в стране;
- устранение врагов советской власти;
- переложить ответственность за неудачи на "врагов народа";
-стремление уничтожить думающую часть общества;
- необходимость большого количества подневольной рабочей силы.
Заключение:
Тема политических репрессий в СССР отразилась в душах как современников, так и людей старших поколений, переживших эти страшные годы.
Наши писатели и поэты в своих произведениях наиболее ярко описали тему репрессий, где показали трагедию нашего народа. Это “Дети Арбата” Анатолия Рыбакова, “Архипелаг Гулаг” Александра Солженицына, стихотворение Осипа Мандельштама, поэма “Реквием” Анны Ахматовой.
В страшные годы “ежовщины” она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. (её муж в 1910—1918 годы Н. С. Гумилёв расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, третий гражданский муж , трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет). Как-то раз кто-то “опознал” её. Тогда стоящая за ней женщина с голубыми губами, очнулась от свойственного им оцепенения и спросила её на ухо (там все говорили шепотом):
– А это вы можете описать?
И Ахматова сказала:
– Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.
Анна Ахматова “Эпилог”.
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жёсткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и чёрных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною, ослепшею стеною. 9
Слайды 44, 45
В 1991 году вышел указ Президента России об установлении Дня памяти жертв политических репрессий – это дата 30 октября.
IV. Заключительная часть урока.
1. Заключительное слово учителя.
Мы начали серьёзный разговор и затронули важную тему истории нашей.
- Какой вывод можно сделать?
Слайды 46-47
Д/з 1. 30-е годы в истории моего родного края, в истории моей семьи.
2. Рассказать о показательных процессах в 30-е гг. (1-2 примера)
3. Какие цели преследовал Сталин, организуя открытые показательные процессы?
Презентация к уроку