12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кирушева Елена Петровна51
Педагогический стаж работы-37 лет, из них в должности преподавателя истории - 22 года.
Россия, Коми респ., c.Деревянск Усть-Куломский район
5

Конспект урока «Политическая система СССР в 30-е гг.»



Политическая система в СССР в 30-е годы

Цели урока:

Раскрыть причины, массовый характер, цели и задачи репрессий.

Обеспечить учащимися понятия “Тоталитарный режим”, “репрессии”, ГУЛАГ,

Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, аргументировано высказывать свое мнение.

Формировать нравственное отношение к реалиям изучаемого периода.

Задачи урока:

Формирование навыков системно-научного подхода к изучению материала, умений анализа и обобщений на основе знаний о реалиях изучаемого исторического периода.

Раскрытие глубоко нравственного потенциала изучаемого материала и его личностной значимости.

Создание оптимальных условий для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса.

Основные понятия: “Тоталитарный режим”, “репрессии”, ГУЛАГ,

Оборудование:документы изучаемого периода, учебник А.А.Данилов, Л.Г Косулина, презентация,

Слушание отрывка “Песни о Родине” (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаевского)

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

- Как называется эта песня? В каком кинофильме исполняется?

(Это «Песня о Родине». Песня была написана Василием Лебедевым-Кумачом и Исааком Дунаевским для фильма «Цирк» (1936) г, режиссёр Григорий Александров.

. С 1939 года первые аккорды песни, исполняемые на вибрафоне, использовались в качестве позывных Всесоюзного радио).

- Население Страны Советов пело песни о светлом будущем, о том, как хорошо в стране советской жить.

Фрагмент стихотворения А.Ахматовой «Реквием»

Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И тогда, обезумев от муки,

Шли уже осуждённых полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами 1

И под шинами чёрных «Марусь»

Вопросы учащимся:

- Какая страна?

- Какие люди?

- Какое настроение царит среди людей в фильме «Цирк» и поэме А.Ахматовой?

(- Население Страны Советов пело песни о светлом будущем, о том, как хорошо в стране советской жить, а в поэме Ахматовой- разлука, осуждённые, смерть).


 

Учитель: Получается, что страна самая лучшая, народ самый счастливый, настроение восторженно-радостное. «Мы попали в замечательную страну, но почему-то, когда в этой стране тысячи людей громко пели о счастливой жизни, с энтузиазмом трудились, тысячи других стонали от боли, выли от отчаяния и бессилия, и тихо даже беззвучно писали о том, что им пришлось пережить».

В чём вы видите противоречие?

(Противоречие между первоначальным образом страны и последующим. С одной стороны - радостное настроение, с другой страх, отчаяние. («Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад» и «безвинная корчилась Русь, под кровавыми сапогами и под шинами черных «марусъ»)

-А теперь давайте вместе разберёмся,

что же на самом деле происходило в стране, и кто в этом виноват?

-Что мы сегодня должны узнать?

(-Какой политический режим сложился в 30-е годы)

-Кто руководил страной?

-Как жил советский народ?)


 

Вступительное слово учителя.
 

Слайды 2, 3


1 декабря 1934 года был убит С.М.Киров – первый секретарь ленинградского горкома ВКП (б). Это убийство послужило поводом для развертывания массовых репрессий в стране.
На полную мощь заработала кровавая машина, сотни тысяч ни в чем не повинных людей стали «врагами народа», «шпионами», ушли в небытие, превратились в « лагерную пыль». Сейчас мы можем только догадываться, сколько гениальных ученых, врачей, актеров, музыкантов, конструкторов потеряла Россия. Сколько талантливых детей не было рождено, а сколько осталось сиротами с клеймом «детей врагов народа». В 50-х годах новое руководство страны признало сам факт репрессий. Начавшиеся в начале 90-х годов серьезные общественные политические изменения позволили открыть завесу секретности. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться с тем, что происходило в стране в 30-е годы

2

на самом деле и кто в этом виноват, поговорим о том, как складывалась система власти в

стране, о причинах и масштабах репрессий, о жертвах и организаторах большого террора.
итак,

Тема урока: Политическая система в СССР в 30-е годы

 

II. Работа с документом. Из книги Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.)

Слайд 4


В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие… Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить… Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может… Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства… Отсюда странное поведение, которое тебя, иностранца, иногда удивляет, отсюда способность находить радости, которые удивляют тебя еще больше. Тебе жаль тех, кто часами стоит в очереди, - они же считают нормальным. Хлеб, овощи, фрукты кажутся тебе плохими – но другого ничего нет. Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе безобразными – но выбирать не из чего. Поскольку сравнивать совершенно не с чем – разве только что с проклятым прошлым, - ты с радостью берешь то, что тебе дают. Самое главное при этом – убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).

Слайд 5


Конформизм — приспособленчество, отсутствие собственных позиций; пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений.


Задание. Проанализируйте текст, ответив на следующие вопросы:
- Каковы были особенности массового сознания в 30-е гг.?

- Какими способами оно формировалось?
- Какой вывод можно сделать об уровне жизни населения?
- Признаки какого политического режима прослеживаются в данном тексте? (Тоталитарного)

- Дайте определение, что такое тоталитарный режим?

Слайд 6

Тоталитарный режим – это политический режим,  при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

- Попробуем сформулировать основные черты тоталитаризма в СССР, работая с документами (учащиеся знакомятся с документами, формулируют черты тоталитарного строя). 3

1. Н.С.Хрущев. Воспоминания.

В 1934 году собрался XVII съезд партии – “Съезд победителей”. Никакой оппозиции уже не было ни в партии, ни на съезде. Это был первый съезд после смерти Ленина, где не было оппозиции…

Техника голосования в члены ЦК на меня произвела сильное впечатление. Были выставлены кандидаты, их занесли в список и бюллетени роздали делегатам съезда. Правда, возможностей выбора было предоставлено мало. Кандидатов занесли в список ровно столько, сколько необходимо было избрать в состав членов ЦК, ни одним больше.

Сталин демонстративно на глазах у всех получил список, подошел к урне и опустил бюллетень не глядя. Потом-то я понял, что ни одной кандидатуры без благословения Сталина не было занесено в эти списки и поэтому читать их ему не было никакой необходимости.

  • Черта – отсутствие оппозиции, однопартийность

2. Л.М.Каганович “От XVI к XVII съезду партии” (1934год).

ЦК партии находил время руководить вопросами не только международной политики, обороны, хозяйственного строительства, но и одновременно заниматься такими вопросами, как учебники, библиотеки, художественная литература, театры, кино, такими вопросами, как производство граммофонов, качество мыла и т.д.

2) Черта – сращивание партийного и государственного аппаратов, командная экономика

3. Резолюция бюро Октябрьского РК ВКП(б) г.Саратова об антирелигиозной работе в районе (апрель 1929 года).

Бюро РК ВКП(б) вынуждено констатировать недостаточность повседневной массовой антирелигиозной работы. В связи с этим бюро постановляет:

Установить еженедельный день для исключительно антирелигиозной работы на предприятиях- понедельник.

Выделить кадры наиболее подготовленных партийцев для антирелигиозной пропаганды.

3) Черта – борьба с религией

4. Из “Открытого письма Сталину” Ф.Раскольникова (август 1939 года).

Лицемерно провозглашая интеллигенцию “солью земли”, вы лишили внутренней свободы труд писателя, ученого живописца. Вы зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает. Никто не может высказать свое личное мнение, не отмеченное казенным штампом… Вслед за Гитлером вы воскресили средневековое сжигание книг. Я видел своими глазами рассылаемые советским библиотекам огромные списки книг, подлежащих немедленному уничтожению.

4) Черта – уничтожение литературы, не укладывающейся в идеологические рамки

5. Из обращения М.Н.Рютина “Ко всем членам ВКП(б)” (июнь 1932 года).

На всю страну надет намордник. Наука, литература, искусство низведены до уровня низких служанок и подпорок сталинского руководства. Печать стала чудовищной фабрикой лжи, надувательства и терроризирования масс.

5) Черта – государственный контроль над средствами массовой информации

6. Из книги “Возвращение из СССР” (1936 год).

Самое главное при этом – убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно

4

быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).

6) Черта – международная изолированность государства

3. Одним из проявлений тоталитарного режима стал культ личности Сталина.

К началу 30-х годов в Советском Союзе установился культ личности вождя, власть в стране полностью сосредоточилась в руках Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) и его ближайших соратников.

Сталинские наркомы:

В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, В.В.Куйбышев, Г.К.Орджоникидзе были готовы выполнять все распоряжения Сталина, любыми средствами, не жалея ни себя, ни своих сотрудников.
Сталина начали называть организатором Октября, создателем Красной армии и выдающимся полководцем — победителем армий белогвардейцев и интервентов, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки. Его стали именовать «мудрым», «великим», «гениальным». В стране появился «отец народов» и «лучший друг советских детей».

Из энциклопедии «Аванта +» я прочитала следующее:

«...Захлебываясь, соревнуются в прославлении «мудрого отца народов»

писатели, журналисты, художники, деятели науки и даже его бывшие

политические противники. Но всех превзошел народный казахский поэт Джамбул, который в «Правде» писал, что «Сталин — глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он — учитель Вселенной».

Огромное количество «произведений искусства»делают его образ вездесущим. Отовсюду лицо Сталина смотрит на каждого гражданина Советского Союза. Повреждение его изображения приравнивалось к преступлению. А сам Сталин в ответ на вопрос одного из иностранных гостей, зачем повсюду висят его портреты, отшучивался: чтоп оделать, раз народу это нравится»

Слайд 23

Культ личности — возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития. 

-Почему граждане нашей страны терпели подобные порядки?

(применялись репрессии.)

Слайд 24

Репрессии — карательные меры, наказания

1937-1938 годы- это годы массовых арестов и расстрелов, их называют годами “Большого террора”.

Слайды 25 -32

НКВД возглавил Ежов Н., он представил план “Большого террора” на утверждение Политбюро ЦК ВКП (б) 2 июля 1937 года. 5

 

Создатель системы ГУЛАГ –Генрих Ягода

Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния (ГУЛа́г) — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1934—1960 годах.

Всё население СССР было разбито на группы и категории, с (%) процентами на аресты и расстрелы по областям и республикам.

Ликвидации и лишению свободы подлежали не только остатки белого движения (и их дети), но и коммунисты – бывшие члены оппозиционных течений в ВКП(б).

Представить себе репрессии без масштабов невозможно. До сего времени такого рода информация была закрыта, и было запрещено разглашение государственной тайны.

Мы сегодня имеем уникальную возможность увидеть эти страшные цифры жертв государственного террора.

Слайд 33

Сколько жертв “БТ” официально опубликовало НКВД?

1 344 923 арестованных;
681 692 расстрелянных.

Известный историк Конквест называет числа жертв “БТ”

12-14 млн. человек арестованных;
не менее 1 млн. расстрелянных.

Комиссия ЦК КПСС в 1962 году назвала и того больше:

19 млн. арестованных;
не менее 7 млн. расстрелянных.


 

В начале 1937г. было упрощено судопроизводство. Все местные руководители получили разнарядки на количество разоблаченных «врагов народа». Создавались специальные внесудебные «тройки» - куда входили: начальник Управления НКВД, начальник Управления милиции, областной прокурор. Расстрельные приговоры приводили в исполнение в течение 24 часов.

- Кого репрессировали?

Массовый террор охватил не только партийных работников и военных, но и простых людей.

- Как и за что можно было стать врагом народа, давайте разберемся?

Учитель рассказывает анекдот.

«Сидят два человека в камере. Один другого спрашивает:

- Тебя за что посадили?

- За лень

- Как так? Работать не хочешь?

- Да, нет. Вечером на дне рождения хозяин рассказал анекдот про Сталина. Все гости вечером на него «донесли», а я поленился, думал утром схожу. Утром пришёл – оказалось последний. Вот и посадили.

Вопрос: Какая атмосфера царила в обществе?

(атмосфера всеобщей подозрительности и доносов) 6

 

Распространялись доносы, с помощью них тысячи людей решали свои личные проблемы.

-Кого же репрессировали?

Слайд 34

  • С 1936 по 1937гг прошли открытые политические процессы против элиты партии. Бывшие соратники Ленина: Зиновьев, Каменев, Бухарин были объявлены «врагами народа». Все они на суде оговорили себя и были расстреляны.

- Какую цель преследовал Сталин, уничтожая элиту партии?

(Так шаг за шагом Сталин уничтожал конкурентов и неугодных, устанавливая в стране режим личной беспрекословной власти. )

- Почему осужденные оговаривали себя?

Работа с документом:

Из воспоминаний старейшего члена партии Зинаиды Немцовой.

Вызовут человека, приведут в кабинет следователя, поставят перед столом. За столом сидят три следователя и начинают допрос. Допрашивают, допрашивают, потом устанут – уйдут, а на их место сейчас же другие садятся и опять допрашивают; эти потом тоже уходят, а их сменяют другие, а допрос все продолжается – без перерыва. И так сутки, двое, трое. А иногда и двадцать суток.

Они сменяются по конвейеру, а он стоит на этом конвейере. Упадет – поднимут, воды дадут, а то и лекарство дадут и опять допрашивают. Вот это и называется конвейер.

В советской школе учитель грозно спрашивает ученика: «Кто написал "Евгения Онегина"? Перепуганный ученик отвечает: «Не я». 
Учитель возмущён и при встрече с отцом мальчика рассказывает об этом случае. Отец подумал, подумал и говорит: «Товарищ учитель, а может, и верно не он?» 
Учитель окончательно взбешен, идёт по улице, встречает знакомого чекиста, рассказывает ему всю эту историю. Чекист спрашивает: «Как фамилия папаши и адрес?» Учитель сказал, чекист занёс в записную книжку.

Встречаются через два дня. «Нашёл папашу вашего мальчишки. Всё наладил: сознался, что сын написал "Евгения Онегина"! У меня это строго, шуток не люблю!»

  • Репрессии в армии:

Слайды 34-37

В июне 1937 года состоялся суд над группой высших офицеров РККА, включая Михаила Тухачевского. Обвиняемым вменялась подготовка военного переворота, назначенного на 15 мая 1937 года. В ходе предварительного следствия Тухачевский признал себя виновным в подготовке военного заговора в РККА, целью которого было насильственное свержение власти и установление в СССР военной диктатуры. Для реализации успеха планировалось подготовить поражение РККА в будущей войне с Германией и, возможно, Японией. Особенно большой количественный урон (в процентном отношении) понёс высший командный состав — начиная с командиров полков. Согласно справке 7

 

Были репрессированы:

из 5   маршалов — 3

из 9   командармов I ранга — 5

из 10  командармов II ранга — 10

из 57  комкоров — 50

из 186 комдивов — 154

из 16  армейских комиссаров I и II рангов — 16

из 26  корпусных комиссаров — 25

из 64  дивизионных комиссаров — 58

из 456 командиров полков — 401.

Служителей церкви

Слайды 38-39

Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу - полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме ("Членам Политбюро. Строго секретно") от 19 марта 1922 г.: "...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше".      Через два десятилетия деятельности по этому плану разрушение зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г.

Пример из Коми края.

Слайды

Крестьяне

Слайды 40-42

В 30-е г. сталинская репрессивная машина, словно гигантский каток по асфальту трижды прошлась по крестьянству. Первый заход был связан с раскулачиванием 1929-1931 гг., второй - с так называемым «законом о колосках» от 7 августа 1932 г. и деятельностью политотделов МТС в 1933-1934 гг. и третий - с «Большим террором 1937 года».

 

Сообщение Ивановой З., Гуляевой Ю.

 

Этнические меньшинства 8

 

Слайд 43

В 1937–1938 гг. репрессии приняли еще и национальный характер. В ГУЛАГ отправлялись поляки, латыши, греки, финны, китайцы и другие этнические меньшинства.

- За что еще могли репрессировать?

Сообщение Тимушевой Е.

- Коснулись ли репрессии вашей семьи? (Ракина А.)

- Зачем нужны были репрессии в то время?

Смысл массовых репрессий:

- навести порядок в стране;

- устранение врагов советской власти;

- переложить ответственность за неудачи на "врагов народа";

-стремление уничтожить думающую часть общества;

- необходимость большого количества подневольной рабочей силы.

Заключение:

Тема политических репрессий в СССР отразилась в душах как современников, так и людей старших поколений, переживших эти страшные годы.

Наши писатели и поэты в своих произведениях наиболее ярко описали тему репрессий, где показали трагедию нашего народа. Это “Дети Арбата” Анатолия Рыбакова, “Архипелаг Гулаг” Александра Солженицына, стихотворение Осипа Мандельштама, поэма “Реквием” Анны Ахматовой.

В страшные годы “ежовщины” она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. (её муж в 19101918 годы Н. С. Гумилёв расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, третий гражданский муж , трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 19301940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет). Как-то раз кто-то “опознал” её. Тогда стоящая за ней женщина с голубыми губами, очнулась от свойственного им оцепенения и спросила её на ухо (там все говорили шепотом):

А это вы можете описать?

И Ахматова сказала:

Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.

Анна Ахматова “Эпилог”.

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жёсткие страницы 
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и чёрных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною, ослепшею стеною. 9

 

Слайды 44, 45

В 1991 году вышел указ Президента России об установлении Дня памяти жертв политических репрессий – это дата 30 октября.

IV. Заключительная часть урока.

1. Заключительное слово учителя.

Мы начали серьёзный разговор и затронули важную тему истории нашей.

- Какой вывод можно сделать?

Слайды 46-47

Д/з 1. 30-е годы в истории моего родного края, в истории моей семьи.

2. Рассказать о показательных процессах в 30-е гг. (1-2 примера)

3. Какие цели преследовал Сталин, организуя открытые показательные процессы?

Презентация к уроку
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.