Урок истории для обучающихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями на тему «Битва за Москву»
Конспект урока истории для обучающихся 9 класса по теме:
«Битва за Москву».
Тема: «Битва за Москву».
Цель: подчеркнуть великое историческое значение победы советского народа в битве за Москву.
Задачи:
1. Образовательные: дать обучающимся представление об оборонительном периоде, разгроме немецких войск под Москвой; на примерах подвигов защитников Москвы показать мужество, стойкость, готовность погибнуть ради освобождения столицы; объяснить, почему защита Москвы волновала всю страну
2. Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности; составлять сообщение на заданную тему; давать полные и развернутые аргументированные ответы, работать над расширением словарного запаса, развивать память, внимание, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать чувство восхищения народом, который проявил беззаветное служение Отечеству; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество. Вызвать чувство восхищения мужеством и героическим подвигом всего русского народа.
Основные понятия:
генеральное наступление, эвакуировать, контрнаступление, Генштаб.
Оборудование: учебник истории, карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг..», портрет Г.К.Жукова, презентация «Битва за Москву».
Тип урока:
Комбинированный.
План :
- Орг. момент.
- Актуализация знаний. Проверка пройденного материала
- Вводное слово учителя.
- Сообщение темы урока. Запись числа в тетради.
- Изучение нового материала.
- Зрительная гимнастика.
- Историческая справка, рассказ о подвиге Зои Космодемьянской.
- Продолжение работы над темой урока.
- Закрепление изученного материала. Самостоятельное выполнение кроссворда.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | примечания |
Орг. момент Актуализация знаний Повторение пройденного материала Вводное слово учителя Сообщение темы урока. Запись числа в тетради. Изучение нового материала Зрительная гимнастика Историческая справка. Рассказ о подвиге Зои Космодемьянской Продолжение работы над темой урока Закрепление изученного материала. Самостоятельное выполнение кроссворда Подведение итогов. Домашнее задание | -Здравствуйте ребята. Садитесь. Все ли готово к уроку? -Какую тему изучали на предыдущем уроке? - Когда началась Великая Отечественная война? -В чем заключался план «Барбаросса»? - Первые месяцы войны для Красной Армии были неудачными. Она отступала по всему фронту. Советские бойцы вели кровопролитные бои. Немцы рвались к Москве. (показ по карте) Тема нашего сегодняшнего урока: «Битва за Москву». Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетради -Немцы рвались к Москве. Операцию по захвату столицы Советского государства они назвали «Тайфун». - Вы знаете что означает слово «тайфун»? - Тайфун – это сильный ураган разрушительной силы. В направлении Москвы была сосредоточена самая крупная группировка немецких войск под названием «Центр». Гитлеровская армия захватила Смоленск и Ельню. Советские войска особенно яростно боролись за Смоленск. (показ карты) Сломить сопротивление гитлеровцы пытались несколько месяцев. Красная армия потеряла в боях 400 т. человек, немцы также несли потери. Артиллерию впервые применили советские войска в бою за Смоленск. Кто-то знает, что такое артиллерия?
Это род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия — огнестрельное оружие относительно крупного калибра: пушки, гаубицы, миномёты. Реактивные установки солдаты называли «катюшами». - Как вы думаете почему реактивные установки солдаты называли «Катюшами»? - Ребята, есть несколько историй происхождения такого имени. Первая: реактивную установку стали называть по названию известной в то время песни «Катюша». Так же есть мнение, что название произошло от существующей легенды, будто прозвище «Катюша» произошло от имени девушки-партизанки, прославившейся уничтожением значительного количества гитлеровцев. Чтобы противник не заметил их и не уничтожил, солдаты размещали «катюши» на грузовых автомобилях и перевозили в разные места. «Катюши» наводили ужас и страх на противника, такого оружия у немцев не было. Бои за Смоленск и Ельню задержали наступление немцев на Москву. Для Гитлера захват Москвы был главной задачей , поэтому группировка «Центр» получила подкрепление. 30 сентября 1941 г. фашистские войска начали генеральное наступление на Москву. -Найдите в своих учебниках, что же означает генеральное наступление? Немцы захватили Вязьму, Орел, Брянск и вплотную подошли к Москве. Оборона города была поручена генералу армии Георгию Константиновичу Жукову. Найдите в учебнике портрет Жукова, и прочтите краткую информацию о великом советском полководце. На помощь Москве стали перебрасывать части из Сибири и Дальнего Востока. В городе объявили осадное положение. - Что означает осадное положение, как вы думаете. Осадное положение это - исключительное положение, в котором объявляется какая-либо местность, в видах охранения общественного порядка. Было принято решение эвакуировать, т.е. переместить в безопасное место, часть населения. Сталин Иосиф Виссарионович отдает приказ в случае прорыва немецких войск, уничтожить государственные объекты и московское метро. В столице формируются отряды народного ополчения. Кто же вступал в эти отряды, как вы думаете? В отряды народного ополчения вступали те , кто не подлежит службе. Это старики и подростки ставшие на защиту Родины. Здания школ и институтов превращают в штабы для записи добровольцев. Что такое штаб? Штаб - это орган управления войсками, воинскими соединениями или подразделениями. - ваши глаза устали. Давайте дадим им немного отдохнуть. Массируем веки пальцами, моргаем быстро, затем медленно. Смотрим на дверь, потолок, окно, пол.(повтор 2 раза) - Ребята, я расскажу вам о подвиге, где показан пример личного мужества и героизма. Это не единственный наглядный пример героизма людей во время ВОВ. Так же вы можете прочесть о подвиге Александра Матросова, Виктора Талалихина. Сегодня я рассказу вам о подвиге Зои Анатольевны Космодемьянской Зоя Анатольевна родилась в семье педагогов, в 1923 году. Ее мечтой было поступление а Литературный институт, но ей была уготовлена другая судьба. Когда в 1941 году был объявлен набор добровольцев, Космодемьянская одна из первых отправилась на собеседование, и прошла его. На выполнении одного из заданий она была схвачена крестьянином и сдана немцам. Они истязали ее пытаясь узнать все военный секреты. 29 ноября 1941 года, Зою Анатольевну привели на казнь, где бесстрашная патриотка сказала речь, в которой призывала бороться с фашистами. Космодемьянскую повесили, тело ее было захоронено лишь через месяц местными жителями. - Тысячи москвичей вышли на строительство оборонительных сооружений. Старики, женщины и подростки рыли окопы, делали насыпи, натягивали колючую проволоку, мешками с песком закрывали исторические памятники. 7 ноября в день празднования октябрьской революции на Красной площади проводили парад войск. В 1941 году Сталин парад не отменил. Бойцы Красной армии маршировали по красной площади, и отправлялись на фронт. Сообщения о параде передавались по радио, для поднятия боевого духа. Немецкие войска прорвались близко к Москве. Подступы к столице защищала дивизия генерала Панфилова. Почти вся дивизия погибла, остались в живых 28 бойцов. Решающие бои за Москву развернулись в конце ноября. Гитлеровцы фарсировали т.е. захватили канал «Москва- Волга». Группа армии «Центр» 2 месяца вела бои прорываясь к Москве. Немцы несли огромные потери, силы иссякли. Благодаря героизму защитников города наступление врага было остановлено. Советские войска перешли в контрнаступление т.е. переход от обороны к наступлению. К концу 1941 года фашисты были отброшены от Москвы. Весь Советский союз ликовал. Красная армия одержала победу. Война затягивалась, а фашисты боялись этого больше всего. Ребята, каждому из вас я раздам кроссворд, что бы проверить, насколько внимательно вы меня слушали -Ребята, какую тему урока мы изучали сегодня? -Какие неизвестные ранее слова вы узнали? -Вам понравился урок? -Запишите домашнее задание, прочесть параграф , ответить на вопросы . урок окончен. | Дети приветствуют учителя. - на прошлом уроке -мы изучали тему: « Начало Великой Отечественной войны» - Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года - план «Барбаросса» заключался в том, что бы воспользоваться неподготовленностью противника и напасть на СССР, разбить армию на части, а затем уничтожить. (Ученики записывают тему урока в тетрадь). - нет - генеральное наступление – главное наступление. Дети читаю в учебнике краткую информацию о Г.К. Жукове и рассматриваю его портрет - дети предлагают варианты ответа. - Битва под Москвой. - Генеральное наступление, штаб, тайфун, артиллерия, осадное положение. - да | Картинки артиллерийских орудий Фотография реактивной установки «Катюша» Портрет Г.К. Жукова Фотографии эвакуации людей из Москвы Портер И.В. Сталина Фото народных ополченцев Фотография парада на Красной площади Портрет генерала Панфилова Фото канала «Москва- Волга» 1.Главное наступление это? 2.Назовите фамилию маршала Советского союза, которому была поручена оборона Москвы. 3 огнестрельное оружие крупного калибра, пушки, гаубицы, монометы. |
.