Рабочая программа по истории для учащихся с интеллектуальными нарушениями 9 класса (надомное обучение)
Рабочая программа по истории 9 класс
DOCX / 37.96 Кб
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»
Солигаличского муниципального района Костромской области.
«Рассмотрено» На заседании методического объединения
Протокол № 1 от « » сентября 2019 г Руководитель МО ___________________
|
«Согласовано» Заместитель директора по УМР
« » сентября 2019 г. |
«Утверждаю» Директор МКОУ»Солигаличская СОШ»
« » сентября 2019 г. |
Рабочая программа по предмету
«История»
для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
9 класс
(надомное обучение)
2019-2020 уч. г.
История Отечества
Пояснительная записка
Программа по истории Отечества составлена на основе программы под редакцией В.В.Воронковой для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., «Владос», 2012г. История. О.И.Бородина, В.М.Мозговой, Л.С.Сековец.
История Отечества в коррекционной школе рассматривается как предмет, в который заложено изучение исторического материала, формирование личностных качеств гражданина, социально-трудовая и правовая адаптация воспитанника в общество.
Основная цель: ознакомление воспитанника с историческим наследием России.
Задачи:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представления об окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствующие развитию аналитико-синтетической деятельности и коррекция мышления;
- воспитывать интерес к предмету.
Учебник, обеспечивающий реализацию программы:
Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина «История России». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва., «Владос», 2013г.
Учебно-тематический план
№
|
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
1 |
Россия в начале XX века. |
5 |
2 |
Россия в 1917-1920 годах. |
4 |
3 |
Советская Россия – СССР в 20 - 30-е годы XX века. |
4 |
4 |
СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941-1945 годов. |
8 |
5 |
Советский Союз в 1945-1991 годах. |
9 |
6 |
Новая Россия в 1921-2003 годах. |
4 |
|
34 |
Содержание программы
Название раздела |
Содержание тем учебного курса |
Россия в начале XX века. |
Исторические события, исторические личности, особенности развития науки и культуры. Экономическое положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.
|
Россия в 1917-1920 годах. |
Исторические события, исторические личности, особенности развития науки и культуры, жизнь и быт людей в годы революции и гражданской войны. Отношение Советской власти к Русской православной церкви.
|
Советская Россия – СССР в 20 - 30-е годы XX века. |
Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (нэп) в стране. Образование СССР. Первая Конституция СССР 1922 года. Начало индустриализации. Основная задача индустриализации. Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20-40 годов. Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-годы. Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы.
|
СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941-1945 годов. |
СССР накануне Второй мировой войны. Развитие военной промышленности. Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу. Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои.
|
Советский Союз в 1945-1991 годах. |
Исторические события, исторические личности, особенности развития науки и техники. Избрание первого президента СССР – М.С.Горбачева. Распад СССР. Образование суверенной России. Первый президент России Б.Н.Ельцин.
|
Новая Россия в 1921-2003 годах. |
Экономические реформы Б.Н.Ельцина. Принятие новой Конституции России в 1993 году и избрание Государственной Думы. Российские предприниматели. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Русская православная церковь в новой России. Литература и искусство во второй половине XX века.
|
Требования к уровню подготовки.
Учащийся должен уметь:
- пользоваться небольшим историческим текстом;
- правильно и осознанно оценивать реальную обстановку;
- выбрать из текста учебника конкретного героя, дать положительную характеристику, выделить личностные качества;
- передать содержание конкретного исторического материала;
- пользоваться современными числовыми взаимосвязями («Лента времени).
Учащийся должен знать:
- основные исторические события революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
Календарно-тематическое планирование по истории 9 класс
№ урока в теме |
№ урока по п/п |
Темы программы |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к подготовке учащихся |
Дата |
|
план |
факт |
||||||
Россия в начале XX века. (5 ч.) |
|
||||||
1 |
1 |
Начало правления Николая II. Экономический кризис в начале XX века. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление о начале правления Николая II; причины недовольства разных слоёв общества; революционные организации. |
1894 г. – начало правления Николая II; причины недовольства разных слоёв общества; революционные организации |
|
|
2 |
2 |
Русско-японская война 1904-1905 годов. |
комбинированный |
Дать учащимся представление о русско-японской войне 1904-1905 гг.; осада Порт-Артура, Цусимское сражение; итоги войны.
|
Русско-японская война 190401905 г. г.; осада Порт-Артура, Цусимское сражение; итоги войны |
|
|
3 |
3 |
Появление первых политических партий России. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление о революционных событиях 1905-1906 гг. Формировать у учащихся представление о политических партиях и движениях, возникших в начале XX века. |
Представители партий в России: большевики, меньшевики, кадеты, эсеры. |
|
|
4 |
4 |
Реформы государственного управления. Реформы П. А. Столыпина. |
комбинированный |
Формировать у учащихся представление об изменениях в политической системе Российской империи. Создание первого законодательного органа Государственной Думы |
Манифест 17 октября; государственная дума – выборный законодательный орган; Конституция – Основной закон. П. А. Столыпин; суть реформ П. А. Столыпина. |
|
|
5 |
5 |
Россия в Первой мировой войне. |
комбинированный |
Формировать у учащихся представление о Первой мировой войне и об участии в ней России. Закрепить и обобщить знания учащихся за период с 1900 по 19016 г. |
1914 г. – начало Первой мировой войны; А. А. Брусилов – талантливый русский генерал; Антанта, Тройственный союз. |
|
|
Россия в 1917 – 1920 годах( 4 ) |
|||||||
1 |
6 |
Февральская революция и отречение царя от престола. Обстановка в стране в период двоевластия. |
комбинированный |
Формировать у учащихся представление о Февральской революции и Октябрьском вооружённом восстании в Петрограде. |
Февраль 1917 г. – февральская революция; отречение царя Николая II от престола; суть двоевластия. |
|
|
2 |
7 |
Захват власти большевиками в Петрограде. Установление советской власти. |
комбинированный |
Формировать у учащихся представление о Февральской революции и Октябрьском вооружённом восстании в Петрограде. |
Октябрь 1917 г. – октябрьская революция; захват власти большевиками, Декреты о мире, о войне, о власти. РСФСР, Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, ВЧК, продовольственные отряды, Конституция 1928 г. |
|
|
3 |
8 |
Начало Гражданской войны и интервенции. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление об установлении Советской власти и советской государственности. Формировать у учащихся представление о гражданской войне как битве двух противоборствующих сил России. |
1918 г. – начало Гражданской войны; интервенция, две противоборствующие силы: Белая армия; Красная армия. |
|
|
4 |
9 |
Экономическая политика советской власти. Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление о борьбе между «красными» и «белыми» и об экономической политике Советской власти |
Политика советского правительства – всеобщая трудовая повинность, отмена частной собственности, отмена денег, запрет торговли; продразвёрстка в деревне. Характерные черты жизни людей: беспризорники, безработица, коммунальные квартиры, ликбезы. |
|
|
Советская Россия – СССР в 20-30-е годы XX века( 4 ч.) |
|||||||
1 |
10 |
Новая экономическая политика. |
комбинированный |
Объяснить суть новой экономической политики Советского государства. Разъяснить причины, предпосылки и принципы построения СССР. |
НЭП – новая экономическая политика; продовольственный налог; свободная торговля; частная собственность на мелкие и средние предприятия; «золотой червонец»; платные услуги. |
|
|
2 |
11 |
Образование СССР. Изменения в системе государственного управления. Культ личности Сталина. |
комбинированный |
Познакомить учащихся с личность И.В.Сталина; показать роль Сталина во внутрипартийной борьбе. |
30 декабря 1922 г. – образование СССР. Всесоюзная Коммунистическая партия большевиков – ВКП (б); генеральный секретарь И. В. Сталин. |
|
|
3 |
12 |
Индустриализация СССР. |
комбинированный |
Дать учащимся представления о проведении индустриализации и коллективизации в СССР. |
Индустриализация в СССР; подъём промышленности; пятилетний план; стахановское движение. |
|
|
4 |
13 |
Коллективизация крестьянских хозяйств. Конституция 1936 г. |
комбинированный |
Познакомить учащихся с основными положениями Конституции 1936 г. Дать учащимся общее представление о развитии науки и культуры СССР в 20-30-е гг. XX века. |
1929 г. – коллективизация крестьянского хозяйства; раскулачивание; политика правительства. 1936 г. – новая Конституция СССР; построение социализма. |
|
|
СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941-1945 годов ( 8 ч. ) |
|||||||
1 |
14 |
СССР в начале Второй мировой войны. |
комбинированный |
Показать положение СССР в мире, в системе международных отношений. |
Изменение советской внешней политики; 1939 г. – подписание с Германией договора о ненападении. 1 сентября 1939 г. – начало Второй мировой войны; 1939 г. – 1940 г. г. – советско-финляндская война. |
|
|
2 |
15 |
Нападение Германии на Советский Союз. Великая Отечественная война. |
комбинированный |
Формировать у учащихся представление о ходе военных действий в начальный период войны.
|
22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны; план «Барбаросса»; причины неудач Красной армии в начале войны. |
|
|
3 |
16 |
Битва за Москву и ее историческое значение. |
комбинированный |
Дать учащимся представление о героической борьбе за Москву. |
Оборонительный бои за Москву; контрнаступление советских войск: подвиги защитников Москвы; значение победы в битве за Москву. |
|
|
4 |
17 |
Блокада Ленинграда. |
комбинированный |
Дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады. |
Блокада Ленинграда длилась 900 дней; Дорога жизни; 1944 г. – полное снятие блокады. |
|
|
5 |
18 |
Сталинградская битва. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление о Сталинградской битве. |
Лето 1942 г. – февраль 1943 г. – битва под Сталинградом; массовый героизм советских людей, дом Павлова; начало коренного перелома в ходе Отечественной войны. |
|
|
6 |
19 |
Битва на Курской дуге. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление о ходе Курской битвы. Дать учащимся общее представление о завершившихся сражениях Красной Армии в Европе. |
Июль 1943 г. – битва на Курской дуге; 12 июля 1943 г. – танковое сражение под деревней Прохоровкой; освобождение советских территорий. Окончание Великой Отечественной войны. |
|
|
7 |
20 |
Война с Японией. |
комбинированный |
Дать учащимся представление о войне СССР с Японией. |
8 августа 1945 г. – вступление СССР в войну с Японией; 2 сентября 1945 г. – подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии |
|
|
8 |
21 |
Окончание второй мировой войны. |
комбинированный |
Повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны. |
Конец Второй мировой войны. |
|
|
Советский Союз в 1945-1991 годах (9 ч. ) |
|||||||
1 |
22 |
Возрождение советской страны после войны. |
комбинированный |
Дать учащимся представление о лишениях и трудностях, которые пережили люди после войны; подвигах советского народа, сумевшего возродить экономику страны.
|
Потери СССР в войне; первостепенные задачи; героический подвиг людей; трудности послевоенной жизни. |
|
|
2 |
23 |
Внешняя политика СССР |
комбинированный |
Дать понятие учащимся о внешней политике СССР Дать понятие о борьбе за власть после смерти И.В.Сталина.
|
Послевоенная внешняя политика СССР; борьба за власть между членами Коммунистической партии. |
|
|
3 |
24 |
Реформы Н. С. Хрущёва. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление о реформах Н.С.Хрущёва. |
Экономическая реформа Н. С. Хрущёва; появление совнархозов; освоение целины; денежная реформа. |
|
|
4 |
25 |
Достижения в науке и в технике в 50-60-е годы. Освоение космоса. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление о достижениях СССР в атомной энергетике, освоении космоса. |
И. В. Курчатов – создатель атомной бомбы; атомная электростанция, атомный ледокол, первый телевизор, ЭВМ. 1957 г. – запуск искусственного спутника Земли; Белка и Стрелка – первые живые существа в космосе; 1961 г. – первый полёт в космос человека, первый космонавт Ю. А. Гагарин. |
|
|
5 |
26 |
Хрущёвская «оттепель». |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление о реформах Н.С.Хрущёва. |
Хрущёвская оттепель – время правления Н. С. Хрущёва; 1957 г. – Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве. |
|
|
6 |
27 |
Внешняя политика Советского союза в 70-е годы. Афганская война. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление о внешней политике Дать сведения об участии СССР в Афганской войне. |
Заключение соглашений и договора о прекращении производства оружия и его испытания; приезд американского президента в Москву; участие советских войск в Афганской войне; результат. |
|
|
7 |
28 |
Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». |
комбинированный |
Проследить динамику развития духовной сферы жизни советского общества в годы «застоя». Дать учащимся общее представление о жизни и быте советских людей в 70 – 80-е годы XX века. |
Ужесточение мер против диссидентов; «неофициальное» искусство; подпольная газета «самиздата». |
|
|
8 |
29 |
Жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80-х годов ХХ века. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление о жизни и быте советских людей в 70 – 80-е годы XX века. |
Достижения науки и техники в быту советских людей; неравенство в советском обществе. |
|
|
9 |
30 |
Реформы М. С. Горбачёва. Распад СССР. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление об экономических, политических преобразованиях в 80-е годы XX века и о политическом развитии страны в 1991 г. |
«Перестройка» в экономике, в политике; прекращение войны в Афганистане; провозглашение гласности, учреждение поста президента; отмена статьи в Конституции о КПСС. Учреждение поста президента РСФСР; 19 августа 1991 г. – ГКЧП; Беловежское соглашение; СНГ; 1991 г. распад - СССР. |
|
|
Новая Россия в 1991 – 2003 годах ( 4 ч. ) |
|||||||
1 |
31 |
Экономические реформы Б. Н. Ельцина. Реформы государственного управления. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление об экономических реформах, проведённых Б.Н.Ельциным. Государственное управление после политического кризиса 1993 г. |
Самостоятельное установление цен на свою продукцию; приватизация предприятий; создание частных фирм. Политический кризис 1993 г., новое политическое устройство страны; герб, гимн, флаг. |
|
|
2 |
32 |
Президентские выборы 2000г. Второй президент России – В.В.Путин. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление о реформах при В.В.Путине. |
В. В. Путин – второй президент России; Государственный совет; образование округов; налоговая реформа; разработка военной и судебной реформ. |
|
|
3 |
33 |
Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Русская православная церковь в новой России. |
комбинированный |
Дать учащимся общее представление о развитии науки и культуры в нашей стране в 90-е гг. XX в. |
Возрождение меценатства; восстановление памятников архитектуры; новые средства связи. |
|
|
4 |
34 |
Обобщающий урок. |
урок контроля знаний |
Повторить и закрепить учебный материал об истории развития России в конце XX – начале XXI века |
Основные даты и события XXвека. |
|
|