Технологическая карта урока истории в 9 классе на тему «Битва за Кавказ»

3
0
Материал опубликован 8 May 2023

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: история

Класс: 9 «А» класс

Учитель: Родионова О.А.

Дата проведения: 09.10.2020

Тема урока: Открытый урок истории «Битва за Кавказ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Изучая этапы Великой Отечественной войны, а именно тему «Коренной перелом в ходе ВОВ», особое внимание следует обратить на «Битву за Кавказ». Битва за Кавказ является составной частью военной кампании второй половины 1942 года на юге нашей страны. В славе таких событий Вов как, например, Сталинградская битва, на страницах школьных учебников Битва за Кавказ остается без должного внимания. Между тем, защита Кавказа имела важное военно-политическое стратегическое значение. Битва за Кавказ, приковавшая к себе значительные силы гитлеровских армий, способствовало успешному развитию Сталинградской операции. В результате упорных, кровопролитных боев на Кавказе враг был остановлен на пути к грозненской и бакинской нефти. Поэтому считаю необходимым выделить Битву за Кавказ в отдельный урок и включить в него региональный компонент, так как в победу над врагом большой вклад внесли уроженцы и жители Северной Осетии. Такой подход к изучению учебной темы на основе регионального исторческого материала способствует развитию патриотизма, гражданского долга, чувства ответственности за мир и спокойствие в регионе.

В 2020 в рамках празднования 75-летия окончания ВОВ Министерством образования и науки РСО-Алании рекомендовано провести 9 октября открытый урок по случаю празднования 77-й годовщины окончания Битвы за Кавказ.

Тип урока: урок изучения нового.

Цель урока: познакомить обучающихся с событиями «Битвы за Кавказ» с подвигом советских солдат на войне; раскрыть стратегические цели немецкого командования по овладению Кавказом. Показать итоги военных действий на Кавказе летом - зимой 1942- 1943 гг. Познакомить учащихся фамилиями наших земляков, участников этих событий.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство обучающихся с историей ВОВ, с ее этапами; познакомить с событиями «Битвы за Кавказ» с подвигом советских солдат.

Развивающие: продолжить формирование умений давать характеристику историческим событиям, развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, сопоставлять и анализировать факты, аргументировать свои суждения.Способствовать формированию личностного восприятия исторических фактов.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости славным боевым прошлым советских воинов.

Основные знания: план «Эдельвейс»; причины отступления Красной Армии на юге; содержание приказа наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 г.; оккупационный режим; ход боевых действий на Кавказе.

Основные понятия: стратегия, бои «местного» значения, партизаны. 

Оборудование урока: презентация к уроку, видео фрагмент фильма «Битва за Кавказ», «презентация «Эльхотовские ворота»

Структура урока

 1.Организационный момент.

2.Мотивация учебной деятельности.

3.Актуализация знаний, целеполагание.

4.Организационно –деятельностный этап

5.Физминутка

6.Изучение нового

7.Закрепление изученного материала

8.Самооценка урока 

9. Домашнее задание

  1.Организационный момент.

2 мин.

Приветствие учителя, представление гостей:

Здравствуйте ребята. Позвольте представить гостей нашего урока: методисты УО Каирова Л.П и Пагиева А.И.

Прошу садится.

Дети заходят, приветствуют гостей. Рассаживаются по местам.

2.Мотивация учебной деятельности.

Актуализация знаний, целеполагание.

(2 мин)

















2.1.Проблемное задание.

(2 мин.)

Вступительное слово учителя.

В этом году наша страна отмечает 75-летие окончания Великой Отечественной войны. Она была самой тяжёлой из всех войн, какие знала история нашей Родины, потребовала от народа невиданных жертв и страданий. В то же время она явилась и героическим периодом этой истории. Великая цель - защита Отечества - родила и великую энергию. Поднялись исполнительные силы, полные беспримерного мужества и самоотверженности. Никогда не забудутся и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершённые на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.

В период весеннее - летней кампании 1942 года Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин ожидал, что главное наступление Гитлеровских войск будет на московском направлении. В этом его убедила германская разведка, успешно проведя операцию по дезинформации под кодовым названием «Кремль». Вот почему Сталин распорядился собрать под столицей значительную часть танковых сил и авиации. Войска на юге оказались в малочисленном составе.

Но у Гитлера были другие планы. Обратите внимание на экран:


На слайде: Гитлер - японскому послу (январь 1942 г.): «Советы уже в следующее лето будут разгромлены… Я, намереваюсь пока в центре фронта не проводить наступательных операций. Моей целью будет наступление на юге. Я решил, как только улучшится погода, предпринять удар в направлении Кавказа. Это направление - важнейшее».

Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке





Ученики определяют тему урока


3. Организацион

но –деятельност

ный этап (10 мин)









3.1.Интеграция образовательных областей- География.

(3 мин.)











Опережающее задание. (2 мин)




Работа с таблицей.

(3 мин.)


Второе лето войны с фашистской Германией для нашей страны оказалось очень тяжёлым. Немецкие войска прорвались к Воронежу, Сталинграду и на Северный Кавказ.

Когда забушевало пламя войны, вместе со всем советским народом поднялись на защиту Родины города и станицы, хутора и аулы Кавказа. Гнев и ненависть к подлому враг, неукротимое стремление сделать всё для его разгрома наполнили сердца кавказского народа.



Я предлагаю вам обратить своё внимание на атласы по географии, которые лежат у вас на столах. Они здесь не случайно. Откройте страницу с закладкой. Внимательно рассмотрите карту и подумайте, почему Гитлер считал Кавказ важнейшим направлением, почему в 1942 г. он решил основной удар нанести на юге?

Враг приложил все усилия, чтобы захватить этот богатый район. Все офицеры и генералы воинских частей противника были снабжены специальным справочником

На экране: «Справочником - путеводителем по Кавказу». В приложении к нему указаны районы вторжения: «Баку - нефтяные фонтаны, Грозный - лучший в мире бензин, Кабарда - молибден, Северная Осетия - цинк, Занзегур - медь».

Работа учеников с картой.

Ученики делают вывод:

Северный Кавказ богат природными ресурсами: 86,5 % общесоюзной добычи нефти, 65% природного газа, 56,5 % марганцевой руды. Без кавказской нефти Гитлер считал невозможным продолжение войны.

Итак, немецкие войска выступили в кавказском направлении. О планах немецкого командования нам расскажет Арсен Тибилов

Сообщение ученика с презентацией «План «Эдельвейс»

Ребята рассмотрите таблицу

«Соотношение сил сторон к началу битвы за Кавказ»

Силы и средства

Советские войска

Войска противника

Соотношение

Люди

112 тыс. чел

167 тыс. чел

1:1,5

Орудия и минометы

2,1 тыс.

4,5 тыс.

1:2,1

Танки

121

1130

1:9,9

Самолеты

130

1000

1:7,7

Задание: Проанализируйте приведенные в таблице данные и сделайте выводы.

Ученики анализируют таблицу

Ответ учеников.:

В те дни у немцев было в два раза больше орудий и миномётов, самолётов — почти в восемь раз, танков — в девять с лишним раз. Враги превосходили защитников Кавказа и по количеству войск. Поэтому первый этап битвы был оборонительный.

4.Физминутка

(1 мин)

Аудио физминутка на верхнюю часть корпуса и гимнастика для глаз

5.Изучение нового материала





5.1.Просмотр видео файла: «Битва за Кавказ» (4мин)





.2.Опережающее задание.





5.3.Рассказ учителя с презентацией о героическом народе Кавказа, о наших земляках


Характеристика учителем периодов битвы за Кавказ

Первый период 25 июля - 31 декабря 1942 г. - оборонительные действия советских войск

Второй период начался 1 января 1943 г. и завершился 9 октября 1943г. - характеризуется наступательными операциями


Беседа по видео:

В видео было сказано, что г. Орджоникидзе преградил фашистским войскам путь к Грозненской и Бакинской нефти. То есть на территории нашей республики планы врага окончательно разбились.



25 сентября 1942 года немецко-фашистские войска вплотную подошли к границам села Эльхотово, а уже 27 сентября 1942 года, в результате непродолжительных боёв заняли его и приступили к штурму Эльхотовских ворот. Память об этих боях увековечена в монументе о котором подробнее нам расскажет Алиса.


Жители Северной Осетии глубоко чтут память героев священной войны. Надпись на монументе: "Здесь, у Эльхотовских ворот, в сентябре - декабре 1942 года в результате ожесточенных боев героические советские воины остановили и разгромили группировку немецко-фашистских войск. Вечная слава героям, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины".

Итак, война шла уже второй год… и каждый день люди помнил о том, что, как бы не было тяжело, сдаваться нельзя!

Сообщение с презентацией об «Эльхотовских воротах»


Когда началась война народы Кавказа поднялись на защиту своего Отечества и родного края.

По горным тропам потянулись вереницы мужчин: из селений и аулов спускались в долины добровольцы, чтобы вступить в Красную Армию.

На заводах, фабриках, в мастерских вместо мирной продукции стали делать автоматы, миномёты, гранаты, патроны, снаряды, ремонтировать боевую технику. В Тбилиси начали выпускать военные самолёты.

Горцы сооружали бомбоубежища и укрытия, рыли противотанковые рвы, втаскивали на кручи обломки скал, чтобы в нужный момент обрушить их на дороги и преградить путь неприятелю.

А во время Битвы за Кавказ на территории нашей республики развернулось партизанское

движение.

31 октября 1942 г. фашисты ворвались в селение Ардон. Жители ардонского района встретили их упорной партизанской борьбой.

Партизанский отряд Ардонского района базировался в селении Унал. Командиром отряда был Бушка Хоранов.

В партизанских операциях активно участвовали Гаппо Беккузаров, Василий Глухов, Бози Кобесов, Мазан Дзорикоев, Фёдор Кандратьев, Муца Кулаев, Асламбек Габанов и др.


6.Закрепление изученного материала

6.1.Подведение итогов







6.2.Выполнение теста - выборочно 5 ученикам.

Битва за Северный Кавказ закончилась поражением немецко-фашистских войск. Все попытки врага захватить грозненскую и бакинскую нефть потерпели крах. Эти бои имели огромное значение не только для нашей станы. Красная армия в ходе этой борьбы преградила германскому империализму дорогу в страны Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.

И в наше время ещё можно обнаружить следы тех сражений: обсыпавшиеся траншеи и блиндажи, почти засыпанные воронки от мин, не разорвавшиеся снаряды, посечённые пулями и осколками стволы деревьев, ржавые гильзы от патронов. И ещё долгое время поисковые бригады будут находить останки погибших красноармейцев у Эльхотовских ворот, в Ардонском и других районах нашей республики.



Предлагается выполнить тест 5 ученикам ,с остальными проводится беседа (дифференциация заданий)

С остальными учениками итоговая беседа:

Какую стратегическую цель преследовало немецкое командование, ставя перед войсками задачу овладения Кавказом?

О чем свидетельствовала постановка подобной цели? Почему немецким войскам не удалось выполнить эту задачу?

Каковы были итоги военных действий на советско-германском фронте зимой - летом 1942 года?

Почему второй период Великой Отечественной войны можно характеризовать как период настойчивого равновесия?

Пока одни ученики выполняют тес, другие отвечают на вопросы учителя.

7. Самооценка

урока

Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и Вы смогли понять выжность Кавказкой битвы и ее значение для победы в ВОВ. Критерии изображены на слайде:

Самооценку осуществляют учащимися, предлагаетсявывесить стикеры на доску

8.Домашнее задание



Заключительное слово учителя.


Предлагаю вам задания на выбор: написать сообщение «Подвиг наших земляков в ВОВ» или сочинение – размышление «Битва за Кавказ – важный этап ВОВ»

Фиксируют Д/з в дневниках

.95 тысяч человек из Северной Осетии воевали в ВОВ. Осетины дали нашей стране тридцать пять героев Советского Союза. Рекорд для такого небольшого народа!

Очень часто в различной литературе и статьях можно прочесть о том, что Сталинградская битва стала роковой для армии Гитлера, предрешила фашистам крах.

И почти никогда не встречаются строки о том, как был важен рубеж Эльхотовских ворот, Ардона и Северной Осетии в целом в борьбе против захватчиков. А теперь попробуем ответить на вопрос:

Кто в этом виноват? (риторический вопрос)

Спасибо за урок.

Прощаются с учителем и гостями.


Приложение 1.


План "Эдельвейс"

В планах гитлеровцев Кавказ он занимал особое место. Нефтяные промыслы Кавказа были самыми богатыми в Европе. В горных районах Кавказа добывали много меди, марганца. А всего этого не хватало Германии.

Захватив Кавказ и его портовые города, фашисты лишили бы советский Черноморский флот береговых баз. Это дало бы Германии большой военный перевес.

Через Кавказ проходят самые удобные дороги в Иран, Ирак и Индию. А эти страны гитлеровцы тоже собирались поработить.

Вот почему они так стремились на Кавказ.

Плану захвата Кавказа гитлеровское командование дало название красивого горного цветка — «Эдельвейс». По плану «Эдельвейс» враги развернули наступление на Кавказ с трёх направлений.

Одна группа фашистских войск должна была обойти Главный Кавказский хребет с востока, захватить города Грозный и Махачкалу и по берегу Каспийского моря достичь основной цели «Эдельвейса» — нефтяных промыслов города Баку. В ту пору на бакинском горючем работало большинство советских кораблей, самолётов, танков, автомобилей.

Другая группа гитлеровских войск получила приказ занять черноморские города Новороссийск и Туапсе и развивать наступление на Закавказье по берегу Чёрного моря.

Третья группа вражеских войск пыталась прорваться в Закавказье через Главный Кавказский хребет.

Приложение 2.

__________________________________________________________________________


«Соотношение сил сторон к началу битвы за Кавказ.


Силы и средства

Советские войска

Войска противника

Соотношение

Люди

112 тыс. чел

167 тыс. чел

1:1,5

Орудия и минометы

2,1 тыс.

4,5 тыс.

1:2,1

Танки

121

1130

1:9,9

Самолеты

130

1000

1:7,7


Задание: Проанализируйте приведенные в таблице данные и сделайте выводы.

_____________________________________________________________________________

Предложение 3

Эльхотовские ворота в Северной Осетии. Знаковое место в истории Великой Отечественной войны.


Одним из знаковых памятников в истории сражений Великой Отечественной войны является монумент защитникам Эльхотовских ворот, расположенный в Кировском районе Республики Северная Осетия-Алания на территории Эльхотовского сельского поселения.

Здесь с сентября по декабрь 1942 года в результате ожесточенных боев советская армия остановила и разгромила группировку немецко-фашистских войск.

На монументе высечены барельефы пехотинца, моряка, артиллериста и партизана. Из воинов, изображенных на монументе в живых сегодня остаётся только матрос Михаил Головин, который, по возможности, вплоть до 73-й годовщины Великой Победы, участвовал, вместе с сыном Юрием, в памятном митинге у монумента.

Справа на постаменте-боевая гаубица. Рядом находится военно-мемориальное кладбище, где покоятся останки воинов, защищавших это важнейшее стратегическое направление.

В преддверие празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, изображение монумента было нанесено на оборотной стороне монеты, вошедшей в состав коллекционного издания монет Центрального банка РФ, как знаковая битва на Северном Кавказе.

Советские воины, сражавшиеся с гитлеровской армией у Эльхотовских ворот, в своих воспоминаниях рассказывали, что из-за огня и дыма не было видно даже неба, а река Терек и земля вокруг, в прямом смысле, была красной от крови.

Предложение 4

Тест.

1. Весной - летом 1942 г. гитлеровское командование решило основной удар нанести:

а) на ленинградском направлении;
б) на московском направлении;
в) на южном направлении.

2. Укажите кодовое название плана гитлеровского командования по захвату Северного Кавказа:

а) «Барбаросса»;
б) «Тайфун»; 
в) «Эдельвейс».

3. Назовите хронологические рамки битвы за Кавказ:

а) 19 ноября 1942 - 2 февраля 1943 года; 
б) 23 августа 1942 - 12 декабря 1943 года; 
в) 25 июля 1942 - 9 октября 1943 года.

4. Когда был издан приказ № 227, получивший название «Ни шагу назад»?

а) 28 июля 1942 г. в связи с катастрофическим положением на Юго - Западном фронте; 
б) 19 ноября 1942 г. в связи с началом наступления под Сталинградом; 
в) 12 октября 1941 г. в связи с наступлением немецких войск на Москву.

5. Назовите кто изображен на памятнике Эльхотовские ворота:

_____________________________________________________________________________-

6. Назовите фамилии наших земляков, героев Вов.

______________________________________

______________________________________

Предложение 5

t1683575315aa.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.