Урок истории в 10 классе на тему "СССР в годы Великой Отечественной войны"
Метод интерактивного обучения – игра «хочу спросить»
История России. 10 класс.
Учитель ГБОУ ЛНР «Антрацитовская гимназия №1 им. В..Я. Ткаленко» Киншов Сергей Николаевич.
Тема: СССР в годы Великой Отечественной войны
Цели урока:
образовательная: организовать деятельность учащихся по повторению, обобщению и систематизации знаний по теме «СССР в годы Великой Отечественной войны»;
развивающая: создать условия для развития умения учащихся работать группах, делать выводы, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, анализировать, обобщать; содействовать развитию умения общаться между собой;
воспитательная: на примере событий Великой Отечественной войны показать мужество, стойкость солдат советской армии, тружеников тыла; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, умение сопереживать, активную гражданскую позицию.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Метод: игра «Хочу спросить»
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация, учебник, видеоурок «Повторение темы «Великая Отечественная война»
1.Фрагмент урока – проверка выполнения домашнего задания
2.Игра «Хочу спросить»
Условия: перед уроком, дома, обучающиеся проработали видеоурок «Повторение темы «Великая Отечественная война» и выполнили задание – составили по содержанию видеоурока вопросы для участия в игре. Составить надо было не менее 15 вопросов. Обучающиеся активно работают во время проверки выполнения задания, никто не хочет выбывать из игры.
Вопросы
Что такое Великая Отечественная война? - война советского народа против немецко-фашистских захватчиков 1941 - 1945гг.
Периодизация войны:
– Начальный этап – 22 июня 1941г.- ноябрь 1942г.
- Коренной перелом - 1942-1943г.
- Завершающий этап: - 1944г. – 9 мая 1945г.
Что предполагал план «Барбаросса»? – молниеносный характер войны, которая должна была закончиться за 6-8 недель наступлением трех групп армий «Север», «Центр», «Юг».
План «Ост», его содержание? – разработан немецким командованием для захваченных территорий:
– частичное онемечивание местного населения;
- заселение немцами оккупированных земель;
- массовая депортация населения в Сибирь;
- подрыв биологической силы славянских народов;
- экономическое разграбление территорий;
- превращение местного населения в рабов;
- разграбление культурных ценностей, уничтожение памятников культуры
Кому принадлежат слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами»? – В.М.Молотову, 22 июня 1941г.
Приказ № 227 – 28 июля 1942г., «Ни шагу назад!» (В чем сущность этого приказа)
7. Ключевые битвы Начального этапа войны:
- 23-29 июля 1941г. – танковая битва в районе Ровно-Луцк-Броды
- июнь 1941г. – оборона Бреста
- 7 июля – 26 сентября 1941г. – оборона Киева
- 10 июля 10 сентября 1941г. - Смоленская битва
- 5 августа – 16 октября 1941г. – оборона Одессы
- 10 июля 1941г. – 27 января 1944г. – блокада Ленинграда
- 30 сентября 1941г. – 7 января 1942г. – битва за Москву
Причины поражения Красной Армии на начальном этапе войны:
- Объективные: внезапный характер войны, огромный военный потенциал гитлеровской Германии и её союзников, Вермахт имел двухлетний опыт войны в Европе
- Субъективные: грубые просчеты в определении даты начала войны, просчет в оперативном построении и расположении войск в три эшелона, борьба между разными группировками в Красной Армии затормозила перевооружение войск, Сталин отказался привести войска западных округов в боевую готовность, репрессии 1937-1938гг. уничтожили лучшие офицерские кадры Красной Армии.
Движение Сопротивления, его формы – активные и пассивные
Коренной перелом, ключевые битвы:
- Сталинградская битва – 17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.
- Курская битва – 5 июля – 23 августа 1943г.
Танковое сражение под Прохоровкой – 12 июля 1943г.
Первый салют – 5 августа 1943г., освобождение Белгорода и Орла
Десять «сталинских ударов» - начало освобождения территории СССР:
- 1-й – Ленинградско - Новгородская операция, январь - февраль 1944г.
- 2-й – Корсунь – Шевченковская операция, 24 января – 17 февраля 1944г.
- 3-й – Одесская и Крымская операции, 26 марта – 14 апреля 1944г.
- 4-й – Выборгско – Петрозаводская операция, 1944г.
- 5-й – Белорусская операция «Багратион»,23 июля – 29 августа 1944г.
- 6-й – Львовско – Сандомирская операция, 1944г.
- 7-й – Ясско – Кишиневская и Бухарестско – Арадская операции, 1944г.
- 8-й – Прибалтийская операция
- 9-й – Восточно – Карпатская операция, сентябрь – декабрь 1944г.
- 10-й – Петсало – Керкенесская операция
1 мая 1945г., Егоров и Кантария, событие? – Знамя Победы над Рейстагом
Войска каких фронтов участвовали во взятии Берлина?
- 1-й Белорусский, 2-й Белорусский, 1-й Украинский
Подписание Акта о безоговорочной капитуляции – 8 мая 1945г.
17. Какие международные конференции были проведены в ходе Второй мировой войны? – Тегеранская , 28 ноября – 1 декабря 1943г.; Ялтинская, 4-11 февраля 1945г.; Потсдамская, 17июля – 2 августа 1945г.
18.Итоги Великой Отечественной войны
- Политические: Победа СССР, разгром и капитуляция нацистской Германии; освобождение стран Восточной Европы; новые границы европейских государств; распространение социалистических идей в мире
- Экономические и социальные: уничтожение инфраструктуры и промышленности оккупированных стран; погибли более 27 миллионов советских граждан; разрушены более 72000 населенных пунктов, стерты с лица земли 70000 деревень и около 2000 городов.
3.Подведение итогов урока. В ходе урока закончили изучение темы: «СССР в годы Великой Отечественной войны».. На уроке все обучающиеся показали прочные знания по теме.
4.Задание на дом. Написать эссе « Вклад моей семьи в Великую победу».